Методическая разработка интегрированного урока химии и биологии Зеркало организма

Интегрированный урок по химии и биологии "Зеркало организма"

Цель. Формирование в сознании учащихся единой естественнонаучной картины мира.
Задачи.
Образовательные:
1. Закрепить знания по теме “Кровь”.
2. Повторить основные количественные характеристики из курса химии такие, как количество вещества, молярная масса, массовая доля, число структурных единиц.
Воспитательные:
1.Формирование чувства ответственности по отношению к своему здоровью.
2.Используя межпредметные связи, способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения.
Развивающие:
1. Развитие навыков мыследеятельности.
2. Совершенствовать умения в расчётах при решении задач по химии.
Тип урока: обобщающий.
Виды работы учащихся:
1. Ответы на теоретические вопросы.
2. Решение задачи.

3. Оформление работы.
4. Самостоятельная оценка результативности работы.
Сценарий урока:
Учитель биологии:
Мы начинаем наш необычный урок, он необычен тем, что ведут два преподавателя. Тема урока “Зеркало организма”. О чём сегодня пойдёт речь?
С незапамятных времён люди считали кровь магической жидкостью. Ею клялись, скрепляли договоры и союзы, ею окропляли землю, чтобы получить богатый урожай Проникновение науки в жизнь крови, омывающей все клетки нашего организма, обогатило человечество ценнейшими сведениями, широко используемыми в самых разных областях человеческой деятельности: в медицине, криминалистике и даже в астрономии. “Осведомлённый свидетель” – кровь сделалась компасом врача, биолога, криминалиста.
Отличительной способностью крови является её способность почти мгновенно отражать в себе то, что происходит в таинственных глубинах организма. Недаром Клод Бернар назвал её “зеркалом организма”. Именно это делает её ценнейшим источником информации.Ребята, сегодня мы с вами проводим интегрированный урок. Цель нашего урока – закрепить знания о составе крови в ходе решения химических задач.
Нашими помощниками на уроке будут сигналы светофора, красный – не справился с заданием, зелёный – готов. Кроме того, начнём наш урок с оценки своего настроения. На столе карточки с изображением мордашек: J-хорошее K-среднее L-плохое. Укажите, какое ваше настроение.
Давайте вспомним состав крови.
Кровь состоит из жидкой части (плазмы) и взвешенных в ней кровяных клеток (эритроцитов, лейкоцитов, и кровяных пластинок - тромбоцитов). Плазма крови бесцветная жидкость, состоящая из 90 - 92% воды, 8 - 10 % органических и минеральных веществ.
Учитель химии:
Перед вами условие 1 задачи. Требуется правильно оформить условие задачи и решить её.
Один учащийся из класса работает у доски, остальные ребята решают в тетради по химии. По окончании решения сверка ответов.
Задача 1. Клинический анализ крови показывает, что в 100 мл ее содержится 180 мг калия и 6,5 мг кальция. Сколько атомов калия и кальция содержится в крови взрослого человека, если усредненный ее объем составляет 5 л.
Калия 1,38 1023 атомов
Кальция 4,87 1021 атомов
Из неорганических веществ плазмы большое значение имеют ионы натрия, кальция, калия, магния, хлора и др. Например, ионы кальция необходимы для свёртывания крови, ионы магния – для углеводного обмена.
Задача 2. В плазме крови человека (и любого животного) соотношение числа молей ионов Na +, K+ и Ca2+ строго постоянно и составляет 25:1:0,5 (это важнейший индикатор здоровья, его изменение сигнализирует о заболевании). Сколько молей этих ионов содержится в крови здорового человека, если масса ионов натрия в ней равна 10 г?

Натрия 0,435 моль
Калия 0,0174 моль
Кальция 0,0087 моль
Ребята, а что ещё мы знаем о плазме крови?
Выступление ученика:
Состав плазмы поддерживается организмом на одном уровне (изменение вредно для организма).
Определённое отношение ионов в плазме широко применяют для приготовления физиологических растворов - это растворы, соответствующие по составу и содержанию солей плазмы крови.
0,9 % раствор NaCl – называют физиологическим, клетки в нём не изменяют своего объёма.
При введении в кровь лекарственного препарата необходимо учитывать, что солевой состав препаратов должен соответствовать плазме. Физиологический раствор вводят людям, потерявшим много воды.
Учитель химии:
Перед вами, ребята, условие 3 задачи. Используя знания по химии, определите массу соли в составе физиологического раствора.
Задача 3. При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85 % раствор хлорида натрия, называемый физиологическим по причине близости его составу и свойствам сыворотки крови. Определите массу соли, которая вводится в организм человека при вливании 400 г физиологического раствора.
Эритроциты – красные кровяные клетки, их окраску определяет химическое вещество – гемоглобин, который состоит из белковой части – глобина – и небелковой – гема, содержащего двухвалентное железо.
Задача 4. Сколько атомов железа содержится в гемоглобине крови среднего человека, если масса этих атомов равна 3 г? Отв. 3,211022 атомов
Учитель биологии:
Гемоглобин легко связывает и отщепляет кислород. Присоединяя кислород, гемоглобин переходит в окисленную форму – оксигемоглобин; 1 г гемоглобина может связать 1,34 мл кислорода.
Гемоглобин, приведённый в соприкосновение с сильно действующими окислителями (перманганат калия, бертолетова соль, анилин и др.), образует соединение метгемоглобин, имеющее коричневый цвет. При этом происходит окисление железа и переход его в трёхвалентную форму.
Выступление ученика:
Это интересно: Многочисленные публикации в газетах призывают нас отказаться от использования нитратов в качестве удобрений. Поступая в организм человека вместе с пищей, нитраты превращаются в нитриты, а затем – в азотистую кислоту, которая может взаимодействовать с образованием канцерогенных (вызывающих рак) веществ, так ли это?
Сами по себе нитраты малотоксичны. При поступлении с пищей в малых количествах они не накапливаются и легко выводятся из организма. Но если нитраты поступают в организм в больших количествах, то происходит их частичное восстановление до нитритов, токсичность которых в 100 раз больше токсичности нитратов. Кроме того, в кишечнике человека нитраты под влиянием кишечной микрофлоры также способны превращаться в нитриты.

Всосавшись из кишечника в кровь, нитриты взаимодействуют с гемоглобином крови и блокируют его дыхательную функцию, превращая часть гемоглобина в метгемоглобин, неспособный переносить кислород от легких к тканям. При образовании большого количества метгемоглобина (30 40 %) возникает кислородное голодание тканей, что может вызвать поражение и центральной нервной системы. При содержании метгемоглобина в крови 15-20 % возникает легкая слабость, головокружение, цианоз, головная боль. Метгемоглобин довольно стойкое соединение, и оно медленно переходит в гемоглобин, поэтому, чтобы ускорить этот процесс, нужно вдыхать чистый кислород.
Заболевания, при которых в крови человека понижено содержание гемоглобина, называют малокровием или анемией. Решаем 5 задачу.
Задача 5. Для лечения анемии, ликвидации дефицита железа в организме в медицине применяется препарат “Феррум лек”, представляющий собой комплекс железа (III) с углеводом мальтозой. Массовая доля железа (один ион) в молекуле составляет 14,18%. Чему равна молярная масса комплекса. Отв. 395 г.
Учитель химии:
Давайте подведём итоги. Итак, мы с вами закончили первый для вас интегрированный урок по химии и биологии. Мы попробовали применить знания по биологии в решении химических задач. Предлагаю вернуться ещё раз к теме урока. Достаточно ли только биологических знаний, чтобы назвать кровь “зеркалом организма”? Мы ещё раз убеждаемся, чтобы иметь полное научное представление об организме или отдельных частях, необходимо научиться объединять знания разных предметов. Только так можно построить естественнонаучную картину природы. В заключении вам предлагаю несколько вопросов и ещё раз одна отметка о вашем настроении.
Заинтересовали ли вас химические задачи с биологическим содержанием?
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового узнали?
Нужны ли интегрированные уроки?
Поставь отметку учителю по 10-балльной системе. Обоснуй её.
Поставь себе отметку по 10-балльной системе. Обоснуй её.
Задание на дом:
Отв. 6,16 г2. Человек ежедневно употребляет с пищей в среднем 3 г калия. Какая масса картофеля, содержащего 0,6 % этого элемента, обеспечит суточную потребность человека в калии?
Отв. 500 г.