Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги (7 класс)


Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги (урок в 7 классе)
Цели урока:
Продолжение знакомства с предлогом как новой служебной частью речи
Развитие умения различать предлоги и другие части речи
Воспитание интереса к изучению русского языка
Задачи урока:
Познакомится со статьёй о предлогах
Вставить в текст орфограммы
Определить стиль текста.
Заполнить таблицу разрядов предлогов
Подобрать антонимы и синонимы к предлогам
I Организационный момент.Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке!
-527685793115Предлог
В настоящ_е время предлоги поп_лняю(т, ть)ся новыми словами (за) счёт того, что в предлоги переход_т существительные. деепричастия, наречия.
Есть, конечно, древние предлоги, которые отл_чаю(т, ть) ся от (тех), что образован_ы сравнительно (не) давно. Древнейшие предлоги называются непроизводными, и сост_ят они только из одного , реже – из двух слогов, а иногда даже из одного согласного звука: в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, с, у и некоторые другие.
На основе непроизводных предлогов давно были образован_ы сложные, которые имеют дефисное написание: из-за, из-под, по-над.
Постепен_о непроизводные предоги уже не в состоянии были полностью удовлетворить возр_стающ_ю потребность более полно и точно перед_вать информацию. И (по) этой причине пр_бл_зительно с конца XVII в. начался активный процесс создания новых предлогов на базе самостоятельных частей речи. Такие предлоги получили название производных.
Например, предлог в течение по_вился (от) сочетания первообразного предлога в и существительного течение в форме винительного падежа; благодаря, спустя - от деепричастий. В таких случаях самостоятельные части речи утрачивают постепен_о своё лексическое значение и пр_обр_тают свойства служебных.
(По С. Львовой)
0Предлог
В настоящ_е время предлоги поп_лняю(т, ть)ся новыми словами (за) счёт того, что в предлоги переход_т существительные. деепричастия, наречия.
Есть, конечно, древние предлоги, которые отл_чаю(т, ть) ся от (тех), что образован_ы сравнительно (не) давно. Древнейшие предлоги называются непроизводными, и сост_ят они только из одного , реже – из двух слогов, а иногда даже из одного согласного звука: в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, с, у и некоторые другие.
На основе непроизводных предлогов давно были образован_ы сложные, которые имеют дефисное написание: из-за, из-под, по-над.
Постепен_о непроизводные предоги уже не в состоянии были полностью удовлетворить возр_стающ_ю потребность более полно и точно перед_вать информацию. И (по) этой причине пр_бл_зительно с конца XVII в. начался активный процесс создания новых предлогов на базе самостоятельных частей речи. Такие предлоги получили название производных.
Например, предлог в течение по_вился (от) сочетания первообразного предлога в и существительного течение в форме винительного падежа; благодаря, спустя - от деепричастий. В таких случаях самостоятельные части речи утрачивают постепен_о своё лексическое значение и пр_обр_тают свойства служебных.
(По С. Львовой)
Перед вами распечатанные тексты о служебной части речи, с которой мы и будем сегодня с вами знакомиться. Вставим пропущенные буквы и проведём работу с текстом.
на баз
Учитель:
- Давайте составим план этого текста
План текста:
Пополнение предлогов
Древние предлоги – непроизводные
Сложные предлоги с дефисом
Производные
- Давайте также определим стиль текста, докажем нашу точку зрения (научный). Как вы это определили? (Есть термины, характерные только для одной области - науки о языке. Есть конкретные факты и даты. Речь сухая, нет образности).- Что нового о производных и непроизводных предлогах вы узнали из этой статьи?..
- А теперь я предлагаю вашему вниманию другое упражнение, вставим пропущенные буквы, раскроем скобки и выполним задание по тексту.
-82296023495Полезный совет
Кто (не) хотел бы научи(т, ть) ся быстро и точно запоминать большие тексты и легко воспроизводить их по памяти? Это (не)обходимо и в проце(с,сс)е обучения и для нгаписания, например, изложения.
Научии(т, ть)ся этому пом_гает метод исольз_вания ключевых слов. Например, для запоминания какой(либо) фразы достаточ(?)но выд)лить в ней одно-два главных (ключевых) слова и запомнить их.
Слова надо выб_рать с тьаким рас_чётом, чтобы они отр_жали смысл всей фразы . (В)последстви_ (по) ним вы легко восстановите всё предложение. Если (не)обходимо запомнить длин_ный текст, лучше всего разбить его (на)подтемы и в каждой (из) них выделить ключевые слова для передачи основной мысли. Благодаря такой работе у вас обр_зуе(т, ть)ся цепочка следу()щих друг (за) другом и связ_ных межлу собой слов, которые помогут вам в течение короткого врем()ни запомнить текст.
(По И. и Н. Красковым).
00Полезный совет
Кто (не) хотел бы научи(т, ть) ся быстро и точно запоминать большие тексты и легко воспроизводить их по памяти? Это (не)обходимо и в проце(с,сс)е обучения и для нгаписания, например, изложения.
Научии(т, ть)ся этому пом_гает метод исольз_вания ключевых слов. Например, для запоминания какой(либо) фразы достаточ(?)но выд)лить в ней одно-два главных (ключевых) слова и запомнить их.
Слова надо выб_рать с тьаким рас_чётом, чтобы они отр_жали смысл всей фразы . (В)последстви_ (по) ним вы легко восстановите всё предложение. Если (не)обходимо запомнить длин_ный текст, лучше всего разбить его (на)подтемы и в каждой (из) них выделить ключевые слова для передачи основной мысли. Благодаря такой работе у вас обр_зуе(т, ть)ся цепочка следу()щих друг (за) другом и связ_ных межлу собой слов, которые помогут вам в течение короткого врем()ни запомнить текст.
(По И. и Н. Красковым).

-
- С Предлог
- Сформулируем основную мысль высказывания.
Заполним таблицу, выписав в неё по 1-2 существительным или местоимениям с предлогами
временные причинные пространственные целевые
А теперь попробуем подобрать к написанным предлогам синонимы и антонимы. Сделаем вывод из того, что у нас получилось.
Далее работа с учебником, домашнее задание