Конспект урока русского языка по теме Производные предлоги

Сценарий проекта по теме "Производные предлоги".


Цели: 1. Развивать умение разграничивать производные предлоги и сочетание "предлог + существительное";
2. Формировать навык правильного написания предлогов и омонимичных частей речи.

Задачи: 1. Анализ теоретического материала;
2. Исследование текстов;
3. подготовка и представление "слайдовой" отчетности.

Оборудование: формы "слайдов", фломастеры, карандаши, карточки с заданиями для команд; тесты; ИКТ (слайды презентации).


Ход исследования.
1.Учитель:
Наверное, каждый из вас, прочитав тему сегодняшнего урока, усмехнулся про себя и подумал: "Странно, стоит ли рассматривать правописание простых и знакомых предлогов?" Неужели найдется тот, кто их неправильно напишет?" И, надо вам признаться, что так думали не только вы, но и многие жители страны "Правописание". Да, да. Не удивляйтесь. Давайте на некоторое время перенесемся в страну "Правописание".


2.Инсценировка: смотрите Приложение 1.


3. Проходит обсуждение первого вопроса: "Какие трудности могут возникнуть из-за перехода существительных в предлоги?".
После этого учитель представляет начальные 3,4,5 слайды компьютерной презентации (они приготовлены заранее).

4.Исследовательская работа. Обсуждение второго вопроса: "Какие способы разграничения предлогов и существительных помогают их верно написать?"

Класс делится на две группы. Первая группа будет исследовать производные предлоги, вторая – сочетания "предлог + существительное". Актеры присоединяются к командам. В каждой команде выбирается секретарь, который ведет протокол. Смотри схему протокола в Приложении 2.

----Подготовительный этап экспертизы.---
Работа с карточками для 1, 2 команды. Смотри Приложение 3. (5-7 минут)
Представление результатов у доски по одному представителю от команды.

---Основной этап экспертизы.---
1.Каждая команда получает конверт с карточками. Задание – найти пары. Смотри Приложение 4.(5-7 минут)
Представление результатов у доски по одному представителю из команды.

2. Команды получают новые конверты. Задание – замени предлог или существительное. Смотри Приложение 5.( 5-7 минут)
Представление результатов у доски по одному представителю из команды.
5. Творческая работа. Защита проектов.
---Подготовка слайдов.
Опираясь на протоколы, учащиеся составляют слайды. Основы слайдов лучше подготовить заранее, чтобы сразу внести в них полученные данные. Смотри Презентацию.

---Представление слайдов.
Слайды складывают стопкой, сохраняя последовательность изложения содержания (соответственно протоколу). Команды готовят "озвучивание". Затем, чередуясь, представляют свои разработки. Все слайды остаются на доске для апробирования при выполнении заданий.

6. Апробирование результатов исследования.

Задание 1. Запишите предложения без ошибок и с рифмовкой. 1 человек у доски.

Вследствие обмана лишился я кармана. 2) Замок в древности был в виде крепости. 3) Песня вроде частушки нравится девчушке. 4) Наподобие пеночки птичка на веточке. 5) Ввиду наводнения нужны меры по спасению. 6) В течение карнавала музыка не умолкала.7) Впоследствии оказалось, что церемония не состоялась.

Задание 2. Шифровальщики. Цифровой диктант. Смотри сборник цифровых диктантов стр.

Задание 3. Работа с тестами. 4 варианта. Ответы.1 вариант: 3,1,2,2,4,4. 2 вариант: 2,1,3,4,3,2. 3 вариант: 2,4,1,4,2,3. 4 вариант: 3,1,4,2,3,3.

Задание 4. Проверочный диктант. Выборочная проверка у желающих.

Договорившись насчет завтрашней охоты, мы распрощались с Кузьмичом. Несмотря на поздний час, я заранее приготовил патроны. В вещевой мешок сложил кое-что съестное: вареную картошку, ржаной хлеб, банку тушенки.
При виде утренней красоты осеннего леса замирало сердце. Навстречу нам дул легкий ветерок, слегка покачивались верхушки деревьев. Кузьмич в течение часа ходьбы не проронил ни слова. Перейти вброд бурную речонку мы не решились. Вдали показалось что-то вроде огромных комьев белого пуха. Подойдя ближе, мы увидели стаю белокрылых птиц, расположившуюся на речном берегу.
На прощание Кузьмич сказал: "Имей в виду, соберешься еще раз на охоту, зови меня".

7.Подведение итогов. Еще раз смотрим презентацию о производных предлогах и существительных. Текст последнего слайда запишите в тетрадь.


15