Рабочая программа .Кружок «ТВОРИ ДОБРО НА БЛАГО ЛЮДЯМ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Староюмралинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Председатель МС
___________/
Протокол №___ от 28 августа 2015 г «Утверждаю»
Директор школы
___________/Р.Р.Газизов29 августа 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Миннегалиевой Рузили Хабировныпо кружку «ТВОРИ ДОБРО НА БЛАГО ЛЮДЯМ»

(социальное направление) 3 класс

2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.  
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).
Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный.
Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.
Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Работа в классе ведется в рамках проектов: «Добрые дела для моего класса», «Наши руки не знают скуки», «Цветы для школьного двора».
Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной работы по выращиванию растений. Зимой идёт подготовка к весенним работам. Дети знакомятся с семенами цветов, проверяют семена на всхожесть, выбирают необходимые сорта, проводят опыты: «Влияние света. Тепла, влаги на развитие растений», «Влияние пикирования на развитие растения».
Цели:
* формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
* приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
* создание привлекательного пришкольного участка;
* реализация общественно – значимых инициатив.
Задачи:
* Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;
* Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;
* Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
* Привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
* Учить детей навыкам общественной работы;
* Воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
* Развивать организационные и коммуникативные компетенции;
* Создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
* Сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется в школе: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.
Форма организации: Занятия проводятся в учебном кабинете.
Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Оценка планируемых результатов освоения программы:
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Важнейшим звеном внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий и личностных результатов, которые осуществляются при выполнении следующих требований:
- Отслеживание содержательного объема, осмысленность, система в знаниях, прочность и действенность;
-Объективность;
-Индивидуализация;
-Систематичность.
На занятиях по проектной деятельности используются разные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
-Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающихся на каждом занятии.
Занятия проводятся с обучающимися 3 класса; в здании МБОУ «Староюмралинсая СОШ», на 1 этаже, кабинет №13.
Наполняемость группы – 15 человек;
Режим занятий – 1 час в неделю (34 ч.)
Социально-значимая добровольческая деятельность:
1. Проект «Наши руки не знают скуки» (12 часов). Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка». Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам. Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. Акции (по плану школы) ,«Встречаем весну» (изготовление кормушек, листовок). Выпуск газет.
2. Проект «Добрые дела для моего класса» (14 часов). Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе. Операция «Чистый класс». Уход за комнатными растениями в классе. Ремонт книг в библиотеке. Трудовые десанты. Благоустройство территории школьного двора, класса. Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях. Фоторепортаж о проведении акции. Подготовка и участие в акциях, конкурсах различного уровня. Проектная деятельность. Занятия творческого характера. Подготовка и участие в КТД.
3. Проект «Цветы для школьного двора» (8 часов). Подготовка почвы для посадки семян. Посев семян цветов. Уход за посевами (полив, рыхление). Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений». Высадка рассады в грунт на территории школьного двора. Уход за высаженными растениями.
Тематическое планирование
N
п/п Тема занятия Кол-во час Дата Содержание
деятельности
пф 1 Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе. 1 3
3
Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на переменах. Инструктаж.
2 -3 Акция « Озелени свой класс», посадка комнатных растений. 2 10
17 10
17 Разгадывание кроссворда. Посадка комнатных растений. Беседа о пользе растений в жизни человека.
4-5 Подготовка и участие
в школьном концерте «Милые, наши учителя…» 2 24
1 1
8 Разучивание песен наизусть. Коллективная работа по изготовлению поздравительного плаката.
6-7 Подведем первые итоги: выпуск классной стенгазеты. 2 8
15 Развитие творческих способностей обучающихся, принятие самостоятельного решения в выборе материала для газеты.
8-9 Трудовой десант по благоустройству двора.
«Сделаем школьный двор краше». 2 22
29 Приобщение учащихся к общественно-полезному труду. Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Посадка многолетних растений.
10 Операция «Наш класс самый чистый» 1 Приобщение учащихся к общественно-полезному труду. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
11 Акция «Книга твой друг, береги ее» - ремонт книг в школьной библиотеке. 1 Работа детей в коллективе, воспитание бережного отношения к школьному имуществу.
12-13 Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. 2 Узнать откуда приходит Дед Мороз и что он приносит. Придумать и изготовить свою игрушку на елку. Приобщение детей работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи и коллективизма.
14-15 Проект «Наша школьная семья» - создание классного альбома 2 Развитие творческих способностей обучающихся, принятие самостоятельного решения в выборе материала для газеты.
16-17 Акция «Книга твой друг, береги ее» - ремонт книг в классной библиотеке. 2 Работа детей в коллективе, воспитание бережного отношения к школьному имуществу. Проявления чуткости и уважения, заботы.
18-20 Изготовление открыток самым близким и любимым. 3 Воспитание отношение поколений. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи cтаршему.
21 Акция «Книга твой друг, береги ее» - ремонт книг в школьной библиотеке. 1 Работа детей в коллективе, воспитание бережного отношения к школьному имуществу.
22-24 Акция «Встречаем весну! Гнездовье для птиц» - изготовление кормушек из подручного материала. 3 Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда. Беседа о перелетных птицах. Знакомство с устным народным творчеством. Народные приметы.
25 Операция «Наш класс самый чистый». 1 Приобщение учащихся к общественно-полезному труду. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
26-27 Трудовой десант по благоустройству двора.
«Сделаем школьный двор краше». 2 Приобщение учащихся к общественно-полезному труду. Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Посадка растений.
28-30 Подготовка к участию в мероприятиях к Дню Победы. Изготовление открыток. 3 Воспитание отношение поколений. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи cтаршему.
31-34 Работа над проектом «Наши руки не знают скуки» 4 Подведение итогов учебного года. Анализ работы, предложения на новый учебный год. Создание проблемной ситуации: «Что получилось и что хотелось бы сделать еще?!»
Литература
«Поделки из всего, что под рукой» издательство «Доброе слово», 2013 г.
«Чудеса из бумаги» издательство «Доброе слово», 2012 г.
Журнал «мистер Самоделкин» издательство «Арбуз»