Документация учебно-опытного участка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярская средняя общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области»
Отчет
о проделанной работе
на учебно-опытном участке
в 2013-2014 учебном году.
Заведующая учебно-опытным участком
Козьминская Татьяна Николаевна.

\s
2013 г.
1. Документация
учебно-опытного участка


Утверждаю:
Директор МБОУ «Ярская СОШ» _______________З.П.Величко «______»_______________2013г.

1.1 Положениеоб учебно-опытном участкеМБОУ «Ярская средняя общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области»
Назначение учебно-опытного участка, его структура
Учебно-опытный участок создан в МБОУ «Ярская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» для проведения в 1-11 классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков природоведения, биологии, организации общественно-полезного производительного труда, внеклассной юннатской, опытнической и природоохранной работы воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству, обеспечения тесной связи изучения основ науки с сельскохозяйственным трудом, воспитания ответственного отношения к труду.
В соответствии с земельным кодексом РСФСР на основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов, Ярской школе отведен земельный участок соответствующий нормам и составляет 0,1 га. Площадь участка определена руководством школы с учетом местных условий и качества учащихся.
На учебно-опытном участке школы организованы отделы; начальных классов, овощных, полевых, цветочно-декоративных культур, дендрологический, экологический, коллекционный, плодово-ягодный, лекарственных растений, производственный.В состав участка входят: «зеленый класс», подсобные помещения для хранения инвентаря, подвал для хранения выращенной продукции.
Отдел начальных классов состоит из делянок на которых учащиеся 1-4 классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению, биологии и природоведению.
В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры Белгородской области.
Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодника.
В дендрологическом отделе имеется лесопитомник и создана коллекция древесных растений
.В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
В коллекционном отделе возделываются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, распространенные лекарственные, медоносные растения, новые для района культуры. Выращивать так же разнообразные виды растений, необходимые при изучении курса общей биологии (для демонстрации явлений изменчивости и наследственности, искусственного и естественного отбора, относительной приспособленности многообразия видов и др.).
В производственном отделе выращиваются овощи для школьной столовой.
«Зеленый класс» предназначен для занятий, он оснащен учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием.
В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптека с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. Для хранения семенного материала, выращенной продукции имеется овощехранилище.
Учебно-опытный участок обеспечен сельскохозяйственныминвентарем в соответствии с Типовыми перечнями для общеобразовательных школ, утвержденными Министерством просвещения.
Вокруг участка создана естественная (из зеленых насаждений) и искусственная изгородь.
Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытномучастке, используется для организации питания учащихся в школьной столовой.
Содержание и организация работы на учебно-опытном участке
Основными направлениям деятельности учащихся на участке является выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. Тематика наблюдений и опытов учитывает направления научно-исследовательской, опытнической работы. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются звенья.
На участке организуются общественно-полезный труд, трудовая практика школьников, внеклассная юннатская, опытническая и природоохранная работа. Режим труда учащихся на участке установлен с учетом Положения об организации общественно полезного производительного труда учащихся общеобразовательных школ,утвержденного приказом Министерства просвещения, правил по технике безопасности при работе по курсу биологии в общеобразовательных школах.
Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него включены такие разделы:
- планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, полей севооборотов, их площадь, распределение участка между классами, звеньями, кружками, группами продленного дня);
- содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками, список изготовляемых учебно-наглядных пособий, календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, расписание учебных кружковых занятий, график работы учащихся в процессе общественно полезного труда в т.ч. период летних каникул);
-руководство работой учащихся на участке (закрепление учителей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за отделами участка, график работы в летний период);
- материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании удобрениях, посевных и посадочных материалах).
Ежегодно, по окончании всех видов работ на учебно-опытном участке, закрепленные за отделами участка учителя, классные руководители, воспитатели ГПД пишут отчет о проделанной работе на своем отделе УОУ и сдают его заведующему участком, который в свою очередь, пишет общий отчет и подводит итог о проделанной работе на учебно-опытном участке за весь период работ. В начале учебного года организуются выставки проводится праздник урожая.
Директор осуществляет общее руководство работой на УОУ. Он вместе с педагогическими работниками школы, ответственными за организацию общественно-полезного, производительного труда, трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивает: расстановку учителей, классных руководителей, воспитателей ГПД, лаборантов для работы с учащимися, развитие материальной базы учебно-опытного участка, привлечение базового и других предприятий общественных организаций, родителей к участию в организации работы на участке.
Непосредственное руководство работой на участке (включая летнеевремя) осуществляет заведующий учебно-опытным участком, назначаемый директором школы. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевным и посадочным материалами, оборудованием и инвентарем, инструктирует учителей, воспитателей, лаборантов, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а так же правил пожарной безопасности. Всю опытническую работу на учебно-опытном участке ведет учитель биологии. При необходимости к работе на учебно-опытном участке может быть привлечен технический персонал школы.
Имущественно материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком. Он ведет учет этих ценностей в установленном порядке.
Директор и заместитель директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевным посадочным материалами, водой для полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на учебно-опытном участке.
Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы обеспечивают соблюдение школьниками правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а так же осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования и инвентаря.

1.2. Паспорт
учебно-опытного участка
Утверждаю:
Директор МБОУ «Ярская СОШ» _______________З.П.Величко «______»_______________2013.

Паспорт учебно-опытного участка
МБОУ «Ярская средняя общеобразовательная школа»
В соответствии с земельным кодексом РСФСР на основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов, Ярской школе в 1987 году отведен земельный участок соответствующий нормам и составляет 0,1 га. Площадь участка определена руководством школы с учетом местных условий и качества учащихся.
1. Описание участка. Учебно-опытный участок был создан 26 лет назад.
Он расположен рядом с территорией школы с юго - западной стороны относительно здания школы. Огражден с трех сторон естественным озеленением. Рельеф участка равнинный.
Почва – черноземная, имеет зернистую структуру. Кислотность ph =6,5 слабощелочная.
2. Заведующий учебно-опытным участком - Козьминская Татьяна Николаевна
3. Директор школы - Величко Зоя Петровна
4.Численность учащихся школы - 121человек
5.Численность учащихся начальных классов – 44человек
6.Численность учащихся 5 -9 классов- 53человек
7. Размер учебно-опытного участка - 1 га.(0.40 сад и 0,50 полевые и овощные культуры, 0,10 цветочно-декоративный отдел (возле школы)8. Площадь отдела начальных классов - 0,05 га;
9. Площадь отделов, закрепленных за учащимися 5 – 8 классов – 0,45га
10. Отделы учебно-опытного участка:
а) отдел полевых культур - 0,05га; - зерновые: пшеница, рожь, ячмень, овес, просо;
- корнеплоды: сахарная свекла, кормовая свекла, морковь;
- бобовые: бобы, фасоль, горох, вика.
б) овощной отдел – 0,25га
- огурцы – 0,03 га
- лук - 0,03га
- помидоры – 0,03 га
- капуста - 0,10га
- морковь – 0,003 га
- свекла - 0,003 га
в) коллекционный отдел : укроп, сорго, гречиха, репа (0,05 га).
г) производственный отдел – 0,05 га
- картофель – 0,03га
- кабачки – 0,02 га
д) цветочно-декоративный – + 0,10 га - однолетние: канны, астры, львиный зев, бархатцы, сальвия, петуния, цинния, агератум, герань, флоксы однолетние; иберис, люпин, вербена - многолетние: тюльпаны, ромашки, ирисы, лилии, толстянка.
у) дендрологический: ель, береза, сосна, каштан, осина, рябина - 0,10га.
ж) зоологический - «птичьи городки».
з) экологический - 0,0006 га.
.3. Охрана труда школьников.
Согласовано: Утверждаю:
Председатель профсоюзного комитета Директор МБОУ «ЯрскаяСОШ"
________Т.Г.Даценко _______________З.П.Величко «_____»_________2013г «_____»_________2013г
Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке
Инструкция №__1_
по охране труда при работе на учебно-опытном участке
Общие требования охраны труда
1.1. К работе на учебно-опытном участке допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К работе на учебно-опытном участке допускаются учащиеся с 1 класса.
Опасные производственные факторы:
-переноска тяжестей сверх допустимой нормы.
-травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем
-травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок.
-заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей, ягод и фруктов.
1.3. В процессе работы учащихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств.
1.4. При получении учащимися травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям, не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть головной убор. При работе по прополке надеть перчатки.
2.2. Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря.
2.3. Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.
3.2. Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы взрослых. Масса любого инструмента, используемого учащимися до 10 лет не должна превышать 400-600 г. Ручки инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно прикрепленными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем взрослых. Использовать только исправный инструмент и инвентарь.
3.3. При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся начальных классов не более – 3 кг.
14 лет – девушки - 6 кг., юноши – 6 кг.
15 лет – девушки – 6.8 кг, юноши – 8.2 кг.
16 лет девушки – 8 кг, юноши - 12 кг.
17 лет девушки - 9 кг, юноши – 16.4 кг.
3.4. Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работ, а также через 45 минут работы делать перерыв на 15 минут для активного дыхания.
3.5. Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать:
Для учащихся 1-4 классов – 2 часа.
Для учащихся 5-7 классов – 3 часа.
Для учащихся 8-9 классов – 4 часа.
Для учащихся 10 классов - 6 часов.
В свободное от учебы время продолжительность ежедневной работы уч-ся уменьшается в 2 раза.
3.6. Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков, стекла, кусков металла) производить только при помощи лопат, граблей и другого инвентаря.
При прополке делянок во избежание порезов рук работать в перчатках
3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые овощи, ягоды и фрукты.
3.9. Запрещается какая–либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
3.10. Вскапывая землю лопатой, работать учащиеся должны попеременно то правой ногой, то левой
(по 5 мин) во избежание повреждения позвоночника.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затуплении прекратить работу и сообщить об этом учителю.
4.2. При получении травмы учащимися сообщить об этом учителю, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь.
5.2. По окончании работы привести в порядок, очистить от пыли и загрязнения одежду, обувь. Тщательно вымыть руки с мылом.
5.3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщить учителю.

Согласовано: Утверждаю:
Председатель профсоюзного комитета Директор МОУ «ЯрскаяСОШ»
________Т.Г.Даценко _______________З.П.Величко «_____»_________ 2013г «_____»____________2013г
Инструкция по охране труда при проведении учебных экскурсий
по биологии
Инструкция № 2
по охране труда при проведении учебных экскурсий по биологии
1.Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая инструкция разработана для учащихся при проведении экскурсии по биологии.
1.2. К экскурсии по биологии допускаются учащиеся 10 лет (с 5 класса), прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.3. На экскурсии у учителя должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами.
1.4. Пребывание учащихся и выполнение работ во время экскурсии разрешается только в присутствии учителя биологии.
1.5. Запрещается учащимся осуществлять самостоятельное движение или сбор материалов без указания учителя;
1.6. Учебная экскурсия не должна превышать 45 минут.
1.7. На учащегося действуют следующие травмоопасные факторы:
- при сборе растений для гербария;
- укусы животных,
- при работе с колющими предметами;
- солнечный (тепловой) удар,
- порезы рук,
- острые отравления,
- ушибы и травмы,
- попадание в глаза инородных тел.
1.8. Соблюдение данной инструкции во время экскурсии обязательно для всех учащихся. Невыполнение требований данной инструкции является грубым нарушением порядка и дисциплины.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Получить целевой инструктаж по охране труда при проведении экскурсии.
2.2. Получить учебное задание, внимательно изучить содержание и порядок выполнения работ.
2.3. Приготовить необходимые инструменты и учебные принадлежности.
2.4. Подготовить к работе необходимое оборудование, приборы, проверив их исправность.
2.5. Иметь одежду и головной убор, соответственно погоде.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Строго соблюдать требования инструкций по охране труда и целевого инструктажа по проводимой теме.
3.2. Точно выполнять указания учителя при проведении учебных экскурсий.
3.3. Строго выполнять последовательность работы на экскурсии, определенной учебным заданием.
3.4.Сбор растений, побегов, листьев, грибов производить с разрешения учителя.
3.5. Передвигаться только по маршруту, указанному учителем, не нарушая правил дорожного движения при переходе улиц, перекрёстков.
3.6. При посещении производственных предприятий двигаться компактной группой, не создавая помех рабочему персоналу.
3.7. Проявлять осторожность при работе с колющими (препаровальные иглы) и режущими инструментами (скальпель, ножницы).
3.8. Во время работы запрещается:
- отлучаться и переходить на другие рабочие места без разрешения учителя.
- прикасаться к производственному оборудованию,
- уносить с собой предметы и вещества,
- приступать к самостоятельному сбору растений, грибов и других объектов живой природы;
- нюхать, пробовать на вкус, употреблять в пищу цветки, побеги и плоды дикорастущих растений.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При плохом самочувствии ( головокружении, тошноте, первых признаках отравле ния, аллергии) или внезапном заболевании сообщить учителю.
4.2. При получении травмы, внезапной потере сознания или остановке сердца оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, сообщив об этом учителю, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.
4.3. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно прекратить экскурсию, вернуться в учебный кабинет.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы.
5.2. По окончанию работы с материалом экскурсии проверить безопасность рабочего места (убраны ли булавки, необходимые для коллекции или гербария).
5.3.Аккуратно разложить собранный материал в специальную папку для гербария, пакет или сумку.
5.4. Не покидать место экскурсии без разрешения учителя.
5.5. О всех недостатках, обнаруженных во время экскурсии, сообщить учителю.
5.6. Соблюдать дисциплину до окончания учебной экскурсии.
5.7. Проверить присутствие всех своих товарищей.
5.8. Вымыть лицо и руки с мылом.
2. Материально – техническое обеспечение УОУ
Земельная площадь учебно-опытного участка, структура отделов и их наименование
Площадь учебно-опытного участка – 0,50га.
Отделы учебно-опытного участка:
Овощных культур – 250м2
Полевых культур - 50 м2Плодово-ягодных культур – 500 м2Коллекционный отдел – 50 м2Цветочно-декоративный отдел – 100 м2Отдел начальных классов – 50 м2Экологический отдел – 5 м2Дендрологический отдел – 100 м2
Дарвиновская площадка – 2 м2Зеленый класс – 10 м2Производственный отдел – 50 м22.2. Зеленый класс
В 2005 году во дворе школы был создан «зеленый класс». Здесь проводятся практические занятия по биологии, экологии, географии. Учащиеся имеют возможность провести наблюдения, необходимые измерения и оформить результаты в дневниках.

Рис.1. Работа с гербарным материалом.
2.3. Теплица, парникиУОУ оборудована парником.
2.4. Малая механизация
Для обработки почвы на УОУ в школе имеется трактор ЮМЗ – 6 и 2 единицы прицепного и навесного инвентаря. (тележка и трехкорпусной плуг)
Рис. 2. Прицепной инвентарь.
Рис. 3. Трактор ЮМЗ-6
Рис. 5 Сдача экзаменов
2.5. Сельскохозяйственный инвентарь, оборудование, приборы для проведения опытнической работы
На участке имеется следующий инвентарь для выполнения сельскохозяйственных работ:
Лопаты – 15
Грабли – 10
Тяпки – 10
Секатор – 1
Пилы – 2
Шнуры – 2
Шланг поливочный – 1
Лейки – 5
Ведра – 10
Перчатки рабочие -15
Садовые и прививочные ножи
Носилки – 5
Наглядные пособия:
Набор таблиц по агротехнике
Оборудование, приборы для проведения опытнической работы
Приборы
Общего назначения
Лупы складные (7х, 10х)
Микроскопы школьные ШМ-1
Микроскопы биологические МБР-1
Весы электронные
Лабораторная посуда
Ванны четырехугольные
Воронка простая
Воронка конусообразная № 100 мм
Капельницы для однократной дозировки П-25
Колбы конические
Колбы плоскодонные
Колпак стеклянный
Мензурки
Палочки стеклянные
Пипетки глазные
Пробирки химические
Спиртовка лабораторная
Стаканы химические
Стекла покровные
Стекла предметные
Стекла часовые
Ступка фарфоровая
Тигель фарфоровый (50 мл)
Цилиндр измерительный на 100 мл
Чаши выпаривательные
Чаши Петри
Чаши кристаллизационные
Шпатель фарфоровый № 1
Реактивы и материалы
Набор реактивов и материалов для проведения лабораторных работ по анатомии, физиологии и гигиене человека
Экскурсионное оборудование
Булавки энтомологические (№ 1, 3, 5, 6)
Коробки
Ведерки экскурсионные
Кюветы эмалированные 180 X 240 мм
Папки гербарные
Пресс ботанический ПрБ
Расправилки для бабочек
Сачки энтомологические СЭ
Копалки для растений
Инструменты
Препаровальные инструменты (набор):
иглы препаровальные
ножницы препаровальные
пинцеты анатомические с насечкой
скальпели
Приспособления
Ванночки препаровальныеЗажим пробирочный ЗЖП
Ложка для сжигания веществ
Лотки для раздаточного материала
Лотки для микропрепаратов
Набор сверл для пробок НСП
Набор резиновых трубок
Плитки керамические для проращивания семян ППО
Баночки для плиток керамических
Рулетка (10 м)
Сетка асбестированнаяШтатив лабораторный
Щипцы тигельные
Электроплитка лабораторная
2.6. Сарай для инвентаря и удобрений
Инвентарь хранится в подсобном помещении в подвале и в сарае.

2.7. Водоснабжение
На УОУ водоснабжение находится в рядом расположенной кочегарке
2.8. Метеорологическая площадка
Географическая площадка
2.9. Ограждение
Естественное ограждение представлено древесными насаждениями дендрологического отдела с трех сторон УОУ и металлическое с боковой части здания


Рис. 4 Ограждение боковой части здания школы
3.Содержание работы и организация
образовательной деятельности
3.1. Содержание и организация работы на учебно-опытном участке
Основными направлениям деятельности учащихся на участке является выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. Тематика наблюдений и опытов учитывает направления научно-исследовательской, опытнической работы. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются звенья.
На участке организуются общественно-полезный труд, трудовая практика школьников, внеклассная юннатская, опытническая и природоохранная работа. Режим труда учащихся на участке установлен с учетом Положения об организации общественно полезного производительного труда учащихся общеобразовательных школ, утвержденного приказом Министерства просвещения, правил по технике безопасности при работе по курсу биологии в общеобразовательных школах.
Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него включены такие разделы:
- планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, полей севооборо тов, их площадь, распределение участка между классами, звеньями, кружками, группами продленного дня);
- содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками, список изготовляемых учебно-наглядных пособий, календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, расписание учебных кружковых занятий, график работы учащихся в процессе общественно полезного труда в т.ч. период летних каникул);
-руководство работой учащихся на участке (закрепление учителей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за отделами участка, график работы в летний период);
- материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании удобрениях, посевных и посадочных материалах).
Ежегодно, по окончании всех видов работ на учебно-опытном участке, закрепленные за отделами участка учителя, классные руководители, воспитатели ГПД пишут отчет о проделанной работе на своем отделе УОУ и сдают его заведующему участком, который в свою очередь, пишет общий отчет и подводит итог о проделанной работе на учебно-опытном участке за весь период работ. В начале учебного года организуются выставки проводится праздник урожая.
Директор осуществляет общее руководство работой на УОУ. Он вместе с педагогическими работниками школы, ответственными за организацию общественно-полезного, производительного труда, трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивает: расстановку учителей, классных руководителей, воспитателей ГПД, лаборантов для работы с учащимися, развитие материальной базы учебно-опытного участка, привлечение базового и других предприятий общественных организаций, родителей к участию в организации работы на участке.
Непосредственное руководство работой на участке (включая летнеевремя) осуществляет заведующий учебно-опытным участком, назначаемый директором школы. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевным и посадочным материалами, оборудованием и инвентарем, инструктирует учителей, воспитателей, лаборантов, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а так же правил пожарной безопасности. Всю опытническую работу на учебно - опытном участке ведет учитель биологии. При необходимости к работе на учебно-опытном участке может быть привлечен технический персонал школы.
Имущественно материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком. Он ведет учет этих ценностей в установленном порядке.Директор и заместитель директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевным посадочным материалами, водой для полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на учебно- опытном участке.
Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы обеспечивают соблюдение школьниками правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а так же осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования и инвентаря.
Утверждаю:
Директор МБОУ«Ярская СОШ» _______________З.П.Величко«______»_______________2013г.
План
работ на учебно-опытном участке в 2013 – 2014учебном году

п/пВиды работ Площадь,
га Сроки Класс Ответственный Отметка
о выполнении
1 Осенняя вспашка почвы 0,1 октябрь 11 Завхоз Мохна М.М. Выполнено
2 Весеннее боронование и выравнивание почвы 0,1 апрель 11 Завхоз Мохна М.М. Выполнено
3 Разбивка площади участка на делянки 0,1 апрель 5-9 ЗаведующийУОУКозьминская Т.Н. Выполнено
4 Посев семян 0,2 апрель-
май 5-9 Козьминская Т.Н.Зав. УОУ Выполнено
5 Высадка рассады 0,08 май 5-8 Зав. УОУ Козьминская Т.Н. Выполнено
6 Полив 0,1 май-
август 5-8 Зав.УОУ Козьминская Т.Н. Выполнено
7 Уход за растениями 0,1 апрель-
август 5-8 Ответственный за практику Выполнено
8 Уборка урожая 0,1 июль –
сентябрь 5-8 Ответственный за практику Выполнено
9 Сбор семян цветочно-декоративных культур 0,1 август,
сентябрь 5-8 Заведующий
УОУ Козьминская Т.Н. Выполнено
10 Снегозадержание 0,1 зима 5-10 Зав. УОУ Козьминская Т.Н. Выполнено
11 Вскопка приствольных кругов 0,3 осень 5- 9 Учитель труд бучения
Козьминская Т.Н. Выполнено
12 Побелка стволов весна 9-11 Завхоз Мохна М.М. Выполнено
13 Обрезка и формирование кроны весна 9-11 Заведующий
УОУ Козьминская Т.Н Выполнено
14 Проведение прививок (окулировка, копулировка) весна 10-11 Заведующий
УОУ Козьминская Т.Н Выполнено
15 Сбор и хранение посадочного материала август-
октябрь 5-8 Учитель труд. обучения
Козьминская Т.Н Выполнено
16 Подготовка этикеток зима 5-8 Учитель труд. обучения
Козьминская Т.Н Выполнено
17 Выбор тем опытов и вся работа по ним. осень-
зима 5-8 Учитель биологии
Чернобровенко Н.Е. Выполнено
18 Закладка опытов на УОУ весна
5-8 Учитель биологии
Чернобровенко Н.Е. Выполнено
19 Проведение экскурсий в теч. года 1-11 Учитель биологии
Чернобровенко Н.Е. Выполнено
20
Биологическая защита УОУ: в течение года Учитель труд. обучения Выполнено
21
Изготовление и развешивание искусственныхгнездовий и кормушек;
-заготовка корма;
В теч. года
лето
5-8
5-8
Классные руководители
Плахотина С.В.
Козьминская Т.Н
Бобенко В.И.
Надточеева Е.В.
Борисовская Е.В
Утверждаю:
Директор МБОУ«Ярская СОШ» _______________З.П.Величко«______»_______________2013г.
Технологическая карта по выращиванию сельскохозяйственных культур
Культура Виды работ Сроки Класс
Столовая свекла 1. Подготовка почвы
2. После семян
3. Внесение удобрений
4. Прополка
5. Рыхление.
6. Полив.
7. Уборка урожая. Апрель
Апрель
Апрель
Май-июль
Май-июль
Май-июль
Сентябрь 5
Фасоль кустовая
1. Подготовка почвы
2. Замачивание семян
3. Посадка семян
4. Полив
5. Прополка сорняков
6. Рыхление междурядий
7. Уборка урожая Май
Май
Май
Май-июнь
Май-июнь
Май-июнь
август 5
Огурцы
1. Подготовка почвы
2. Посев семян
3. Полив
4. Рыхление
5. Прополка сорняков
6. Уборка урожая Май
Май
Май
Май-июнь
Май-июнь
Июнь - июль 6
Кабачки 1. Подготовка почвы
2. Посев семян
3. Полив
4. Рыхление
5. Прополка сорняков
6. Уборка урожая Май
Май
Май
Май-июнь
Май-июнь
Июнь - июль 6
Капуста
1. Подготовка почвы
2. Высадка рассады
3. Рыхление почвы
4. Полив
5. Прополка сорняков
6. Борьба с вредителями
7. Уборка урожая Май
Май
Май
Май-июнь
Май-июнь
Июнь – июль
Сентябрь 7
Морковь 1. Подготовка почвы
2. После семян
3. Внесение удобрений
4. Прополка
5. Рыхление.
6. Полив.
7. Уборка урожая. Апрель
Апрель
Апрель
Май-июль
Май-июль
Май-июль
Сентябрь 7
Лук 1.Осенняя вспашка.
2. Весеннее боронование
3. Посадка луковиц
4. Полив .
5. Прополка сорняков
6. Рыхление почвы в междурядьях.
7.Удаление стрелкующихся побегов.
8. Уборка и учет урожая Май
Май
Май
Май-июнь
Май-июнь
Июнь – июль
Июнь – июль
Август
5
Овес
1. Подготовка почвы
2. Внесение удобрений
3. Посев семян
4. Прополка
5. Рыхление.
6. Уборка урожая. Апрель
Апрель
Апрель
Май-июль
Май-июль
Август 6
Гречиха посевная 1. Подготовка почвы
2. Внесение удобрений
3. Посев семян
4. Прополка
5. Рыхление.
6. Уборка урожая. Апрель
Апрель
Апрель
Май-июль
Май-июль
Август 7
Пшеница
1. Подготовка почвы
2. Внесение удобрений
3. Посев семян
4. Прополка
5. Рыхление.
6. Уборка урожая. Апрель
Апрель
Апрель
Май-июль
Май-июль
Август 5
Соя
1. Подготовка почвы
2. Внесение удобрений
3. Посев семян
4. Прополка
5. Рыхление.
6. Уборка урожая. Апрель
Апрель
Май
Май-июль
Май-июль
Август 6
Отдел полевых культур
Площадь: 1500 м2Кабачки – сорт Грибовский пригоден для выращивания в открытом грунте. Рекомендуется для консервирования.
Кабачки цуккини – сорт Зебра отличается раннеспелостью, высокой урожайностью, хорошими вкусовыми показателями.


Рис.6. Для организации дополнительного питания учащихся на УОУ выращиваются кабачки и томаты
Коллекционный отдел
Площадь: 20 м2Овес посевной – сорт Скакун
Гречиха посевная – сорт ШатиловскаяЯчмень посевной – сорт НутансКукуруза- сорт Днепровский 247
Соя- сорт «Восход»
Вико – овсяная смесь
Пшеница – сорт Белгородская 5
Горох – сорт «Юбилейный»

Рис.7. Растение коллекционного отдела - соя.

Рис.8. Растение коллекционного отдела – гречиха.

Рис.9. Растение коллекционного отдела – пшеница.

Рис. 9.1.Растение коллекционного отдела - овес
Отдел овощных культур
Площадь: 1400 м2Огурцы – сорт Неженские среднепоздний, высокоурожайный, относительно устойчив к болезни..

Рис. 10. Выращивание огурцов для школьной столовой

Рис.11. Томаты сорт «Солнечный»
Цветочно-декоративный отдел
Площадь: 500 м2Однолетники:
Астры
Петуния
ТагетесЦинния
СальвияЛьвиный зев
Двулетники:
Гвоздика
Виола
Многолетники:
Лилии
Ромашки
Тюльпаны
Ирисы
Флоксы
Рис. 12. Цветочная клумба.
Плодово-ягодный отдел
Площадь: 220 м2
.

Рис. 13 Цветущие абрикосы и черная смородина плодово-ягодного отдела
Дендрологический отдел
Площадь: 100 м2Береза бородавчатая
Рябина обыкновенная
Липа мелколистная
Ель
Каштан конский
Вяз мелколистный
Рис. 15. Рябина обыкновенная
Рис. 16. Ель

Рис.16. Каштан конский

Рис.17. Клен остролистный
Отдел начальных классов
Площадь: 30 м2В этом году учащиеся начальных классов выращивали свеклу столовую, лук репка, чеснок, фасоль, укроп.
Свекла столовая – сорт Бордо среднеранний. Корнеплод округлый. Мякоть сочная, нежная, темно-красного цвета.
Свекла столовая – сорт Египетская плоская – среднеспелый, отличные вкусовые качества. Сорт урожайный, хорошо храниться.
Лук – сорт Бессоновский – луковица округлая, плотная, сочная. Урожайный сорт, хорошо хранится.

Рис.18. Фасоль, выращенная учащимися 3 класса

Рис.19 Свекла, выращенная учащимися 4 класса.
Производственный отдел
Площадь: 800 м2Лук – сорт Бессоновский – луковица округлая, плотная, сочная. Урожайный сорт, хорошо хранится.
Лук – сорт Даниловский позднеспелый, устойчив к заболеваниям.
Картофель – сорт Невский ранний, устойчив к заболеваниям.
Рис.20. Лук – сорт Бессоновский
Рис. 20.1.Картофель – сорт Невский
Экологический отдел
Выращивание редких исчезающих видов цветочно-декоративных растений

Рис. 20.2. Пион тонколистныйЭкологическое состояние учебно-опытного участка
Площадь УОУ составляет 0,5га. УОУ расположен вблизи школы. Границы участка окаймлена защитной полосой из древесных насаждений (дендрологический отдел).
Участок хорошо освещен, поверхность ровная, с незначительным уклоном к северо-западу. Почва суглинистая, структура – пылевато-комковая, во влажном состоянии обладает пластичностью, в сухом состоянии трескается и уплотняется. Цвет почвы в сухом состоянии – темный, в влажном – черный. Глубина пахотного слоя – 20-25см. Минеральные и органические удобрения не вносились. Сорняки: звездчатка средняя (мокрица), пырей ползучий, вьюнок полевой, марь белая, щирица запрокинутая, осот полевой и др.
3.2. Организация учебно-опытнической работы на УОУ
Наличие внешних связей с НИИ – нет
Фермерскими хозяйствами – нет
Произведено опытов – 3 по темам:
«Выращивание лука различными способами», «Влияние микроудобрений на урожай столовой свеклы», «Сортоиспытание томатов», «Влияние бордоской жидкости на состояние пыльцы томатов».
Из них в соответствии с учебными программами – 2;
По заданию специалистов местных хозяйств – 1;
По заданию НИИ – нет;
Внедрено в производство за последние 3 года – нет;
Внедрено в производство на полях базовых хозяйств – нет;
По заданию СЮН-3
Тема опыта Виды работ Дата Ответственные Отметка о выполнении работы
«Выращивание лука различными способами»,
Осенняя вспашка.
Весеннее боронование
Разбивка делянок УОУ.
Посев семян и посадка луковиц
Полив .Прополка сорняков
Рыхление почвы в междурядьях.
Удаление стрелкующихся побегов.
Уборка и учет урожая. Октябрь
Апрель
Апрель
Апрель
Май-июнь
Май-июль
Июнь
Август 5 Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
«Влияние микроудобрений на урожай столовой свеклы», Осенняя вспашка.
Весеннее боронование
Разбивка делянок УОУ.
Внесение микроудобрений.
Посев семян
Полив.
Прополка сорняков
Рыхление почвы в междурядьях
Уборка и учет урожая. Октябрь
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май-июль
Июнь
Июль
Сентябрь 5 Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
«Влияние бордоской жидкости на состояние пыльцы томатов». Осенняя вспашка.
Весеннее боронование
Разбивка делянок УОУ.
Высадка рассады.
Полив рассады.
Прополка сорняков
Обработка томатов бордоской жидкостью
Рыхление почвы в междурядьях
Уборка и учет урожая. Октябрь
Апрель
Май
Май
Май-июнь
Май-июль
Июнь
Июль
Август-
сентябрь 6 Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
«Сортоиспытание томатов», Осенняя вспашка.
Весеннее боронование
Разбивка делянок УОУ.
Высадка рассады.
Полив рассады.
Прополка сорняков
Рыхление почвы в междурядьях
Уборка и учет урожая. Октябрь
Апрель
Апрель
Май
Май-июнь
Май-июль
Июнь
Август-
сентябрь. 6 Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Календарный план опытнической работы с растениями
3.3. Наличие творческих объединений эколого-биологической направленности
Объединение «Растениеводство» на базе МБОУ «Ярская СОШ» работает с 2010 года.
Одной из задач школы является воспитание всесторонне развитой личности. Дополнительное образование помогает школе в этом. Дополнительные занятия по различным направлениям позволяют учащимся выбирать те занятия, которые им нравятся, и то, что они считают нужным в их дальнейшей жизни или соответствует их увлечениям.
Изучая растениеводство, учащиеся узнают, что то новое, то, что не изучается в обязательных курсах школьной программы.
Цель организации кружка растениеводства – привить учащимся интерес и любовь к природе, к работе с землей, самостоятельность и инициативность в работе, углубить знания учащихся по биологии, географии, химии, вооружить практическими умениями и навыками по изучению и охране природы, по изучению и выращиванию комнатных и декоративных цветочных культур. Работа учащихся в кружке способствует развитию самостоятельности и инициативы, повышению интереса к исследованиям, воспитание у учащихся культуры труда.
Занятие растениеводством , правильно поставленная работа с культурными растениями помогают учащимся закрепить знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растений с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.
Главными направлениями растениеводства являются:
интродукция природных растений, их изучение, размножение и использование;
изучение ассортимента культурных растений, отбор сортов, их размножение;
селекция полевых, овощных и плодовых культур;
выявление в природе и изучение дикорастущих растений с целью использования их в озеленении;
сортоизучение, сортоиспытание культурных растений в местных условиях и их размножение.
Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на уроках биологии делают культурные растения объектом учебной внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Задачами курса растениеводства являются:
ознакомление с разнообразием полевых, овощных культур, их биологическими особенностями, морфологическими особенностями их строения;
ознакомление с технологиями выращивания в открытом и защищенном грунте;
ознакомление с подготовкой семян и рассады;
ознакомление с защитой растений от вредителей и болезней;
вырабатывание навыков по размножению и уходу за растениями.
Данная программа рассчитана на два года обучения, в течение которых учащиеся постепенно и последовательно будут изучать основы растениеводства, заниматься практическими занятиями, опытнической и исследовательской работой.
Тематическое планирование учителем может изменяться, либо подстраивать темы по сезонам года, либо изменяться выборочно темы. Кроме этого может быть изменено количество часов по одной теме и добавлено для изучения другой темы. В процессе изучения цветоводства предусматриваются различные экскурсии в оранжереи, теплицы, хозяйства, занимающиеся выращиванием рассады или к -любителям.
Основная цель объединения - становление эстетической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
На теоретических и практических занятиях школьники учатся исследовательской работе, ведут наблюдения за культурными и цветочно-декоративными растениями, работают с научной литературой, пишут рефераты, участвуют в олимпиадах, в слетах краеведов, принимают участие в конкурсе выгоночных культур «Приближая дыхание весны» в конкурсе сельскохозяйственных профессий в номинациях: полевод, овощевод, садовод..
Рис.22 Изучение цветочно-декоративных культур


Рис. 23. Обучающиеся кружка «Растениеводство» принимают участие в реализации проекта «Зеленая столица»
3.4. Реализация образовательных программ дополнительного образования детей с использованием базы УОУ
Дополнительное образование осуществляется по программе «Растениеводство»
Программа «Растениеводство» экспериментальная, для детей среднего и старшего возраста, эколого-биологической направленности.
Автор программы: Ермакова. Программа рассчитана на два года обучения..
3.5. Социально – культурная деятельность
Рис.24. Окрашивание изгороди вокруг школы.
Рис.25. Озеленение села саженцами из лесопитомника УОУ (каштаны,дубы)
Рис. 26 «Не поджигайте сухую траву!» Развешиваем листовки на территории села.
Экологическая тропа
Для успешного усвоения основ экологии необходимы постоянные наблюдения в природе за жизнью организмов, выявление закономерностей их взаимоотношений между организмами, выяснение действенности экологических факторов в природе. С этой целью в школе создана и функционирует экологическая тропа.
Рис. 27 Дети на остановках экологической тропы
Паспорт экологической тропы МБОУ «Ярская СОШ»
Местонахождение: с. Ярское Новооскольского района
Значение: обучение, воспитание и отдых
Направление маршрута: протяженность маршрута составляет 400 м. предполагаемое время прохождения экологической – 30 минут
Режим использования: весеннее – осенний период (май – сентябрь)
Необходимые мероприятия: а) обустройство смотровых площадок. Элементы площадки: информационные щиты, скамейки. Здесь проводятся короткие рассказы о животном и растительном мире, антропогенном воздействии человека на природу.
б) численность группы для прохождения маршрута должна быть не более 20 человек
в) запрещается срывать любые растения и выносить какие либо сувениры природы: красивые камни, коряги
6. Ответственные за охрану тропы: экологический отряд
7. Основные посетители тропы: организованные группы младших школьников
8. Время создания тропы: 2002 г.
9. Приложения: а) карта-схема маршрута, б) описание маршрута
3.6. Инновационная деятельность
С 2004 года учащиеся школы участвуют в программе ГРИНПИС «Возродим наш лес!» Выращенные на учебно-опытном участке саженцы дуба и каштана, высаживают на склонах, для укрепления берегов рек, используют для озеленения села.

Рис. 29. Копаем ямы для саженцев.
Рациональное использование возможностей учебно-опытного участка, итоги работы
4.1. Фактические цифровые показатели результатов работы в конкурсном году по сравнению с предыдущим годом
Культура Урожайность, ц/га. Выращено с/х продукции, кг. Заготовлено для школьной столовой, кг.
2012/2013
уч.г. 2013/2014
уч.г. 2012/2013 уч.г. 2013/2014 уч.г. 2012/2013 уч.г. 2013/2014 уч.г.
Лук 200 200 360 300 360 300
Томаты 200 200 300 400 300 400
Огурцы 360 360 500 550 500 550
Морковь 350 350 250 250 250 250
Свекла столовая 340 340 250 300 250 300
Фасоль 250 250 25 30 25 30
Кабачки 300 300 140 100 50 50
Капуста 408 408 250 250 250 250
Итого 2075 2480 1985 2430
В 2013-2014 учебном году на учебно-опытном участке было выращено 2480кг. овощей, что на 405кг. больше чем в прошлом учебном году. Урожай томатов увеличился на 100кг., свеклы столовой на 50 кг, фасоли на 5кг. Урожай лука в прошлом учебном году был больше на 60кг, огурцов на 50кг., кабачков на 40кг.
4.2. Хозрасчетная деятельность
В 2013-2014учебном году хозрасчетная деятельность не осуществлялась.
4.3. Организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ
В школе 338 учащихся. Школьники получают бесплатные завтраки и горячие обеды. В этом году для организации дополнительного питания учащихся на учебно-опытном участке выращивали овощи и фрукты, которые в настоящее время используются для приготовления различных блюд в школьной столовой.
Культура Необходимо для школьной столовой, кг. Заготовлено с УОУ,кг.
Лук 480 300
Томаты 540 400
Огурцы 600 550
Морковь 1200 250
Свекла столовая 1850 300
Фасоль 20 30
Кабачки 40 50
Капуста 1250 250
Итого 5980 2430
Примерное меню.
Завтрак.
Первое блюдо: винегрет.
Чай, оладьи с яблочным повидлом.
Обед:
1 блюдо: суп фасолевый.
2 блюдо: картофельное пюре, салат из свежей капусты.
3 блюдо: компот с булочкой.
4.4. Благотворительная помощь
В качестве благотворительной помощи часть выращенных кабачков была передана - пенсионерам Гордиенко О.М.и Борисовской Р.С. для использования в подсобном хозяйстве. Им же оказана помощь в посадке картофеля


4.5. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для использования на занятиях в детских объединениях
Используя возможности отделов учебно-опытного участка, учащиеся ежегодно изготавливают различный демонстрационный и раздаточный материал.
По курсу «Растения»
Гербарий по систематике растений.
Гербарий по морфологии растений.
Коллекция семян овощных, полевых, плодово-ягодных культур.
Коллекции мхов и лишайников.
По курсу «Животные»
Коллекции насекомых вредителей сада, огорода, леса.
Раковины пресноводных моллюсков.
По курсу общей биологии и экологии растений.
Гербарный материал.
Весь демонстрационный и раздаточный материал используется на уроках и занятиях кружков, при подготовке е олимпиадам, к конкурсам, для проведения школьных мероприятий.
4.6. Участие в районных и областных мероприятия
Ежегодно юные натуралисты принимают участие в следующих мероприятиях:
районных:
- выставка выгоночных цветочно-декоративных культур -3 место;
- научно-практическая конференция юных опытников сельского хозяйства – 2 место;
- слеты юных лесоводов и экологов – 4 место;
- выставка натуральных экспонатов – 1 место.

Рис.32. Выставка натуральных экспонатов.

4.7 Публикации в научных журналах, СМИ, репортажи по радио и телевидению
Красота, созданная руками человека
Любой край, область, даже небольшое село, по-своему неповторимы. В каждом уголке нашей родины своеобразная природа, с присущими только ей красками, музыкой, звуками.
Любовь к родному краю начинается с детства. И если человека правильно воспитали, то с годами это чувство только крепнет в душе. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, и от нас, педагогов, зависит, будет ли его что-либо связывать со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке, национальных песнях и танцах, в музыке, художественной деятельности. В настоящее время наблюдается интерес к народному искусству, к декоративно-прикладному творчеству. Работы мастеров декоративного творчества Новоосколькой земли и взрослые, и дети увидели на Дне города в августе 2013 года. Богата наша Новооскольская земля народными мастерами и умельцами. На выставке были работы местных художников: вышивка, лозоплетение, бисероплетение и много других видов творческих работ, достойных высокой оценки.
В настоящее время учащимся 9-11 классов МБОУ «Ярская СОШ» предоставилась возможность посетить экспозицию работ мастеров декоративно-прикладного творчества «Страна мастеров». Выставка была размещена в доме культуры «Оскол». Впечатлениям детей не было предела. Работы мастеров завораживают красотой, очаровывают. Среди большого количества работ многие все же отдавали в душе предпочтение картинам из природного материала, пейзажам, которые больше напоминают нашу родную природу. Каждое произведение народного творчества отражает индивидуальность мастера, открывает перед нами его душевный мир, безграничность фантазии.
Козьминская Т.Н., учитель технологииМОУ «Ярская СОШ»