Статья Процесс внедрения и управления изменениями в практике преподавания и обучения.


Процесс внедрения и управления изменениями в практике преподавания и обучения.
Баймагамбетова Айгуль Адамиевна, ГУ «СОШ №1 имени А.Н.Ёлгина с.Теренколь», учитель высшей категории.
Изменение является очень важным аспектом в процессе обучения новым видам мышления или поведения. В одиночку или вместе с коллегами, в попытке понять, как управлять изменением, мы можем получить некоторые полезные идеи необходимые в обучении. Какие обстоятельства помогают людям учиться? Размышление над этим вопросом я пишу в своем заключительном отчете об изменениях, произошедших в процессе обучения со мной и с моими учениками.
Почему необходимо меняться? Мы должны измениться, потому что из всех людей в мире - учителя понимают ценность непрерывного обучения. Мы меняемся, потому что мы интуитивно понимаем, как важны отношения, и мы заинтересованы в передаче наследства нашим детям посредством того, что мы делаем для других детей. Мы меняемся, потому что мы понимаем обучение в динамике и то, что отсутствие изменений означает остановку в росте. Мы меняемся, потому что мы любим обучение и детей, и мы знаем, что они нуждаются в нас, чтобы мы направляли их в этом быстро меняющемся мире. И чтобы это сделать, мы должны обрести сначала свой путь, поэтому мы и они должны измениться. (С. Бич, 2012)
С коллегами и тренером Ахметниязовой А.Ж. мы обсуждали второй этап «Практика в школе», написали отчеты по урокам и по семи модулям. Теперь необходимо проанализировать серию последовательных уроков во время практики.
Что получилось, что еще предстоит сделать? Что было успешным на уроках, какие трудности мы испытывали? Каким образом менялись мы, наши дети, и, конечно же, наши совместные уроки? Все эти вопросы я попытаюсь раскрыть в своем рефлективном отчете об изменении в практике. Ведь за четыре урока невозможно изменить методику преподавания. Однако можно раскрыть изменения, пусть даже небольшие, зато значительные.
Какие новшества я ввела в уроки русского языка? Перед приездом на практику я выбрала свою тему исследования «Как изменится процесс обучения, если я научу детей работать в группе?» На первом этапе курсов «Лицом к лицу» мною была разработана серия последовательных уроков, в эту серию были интегрированы все семь модулей, которые помогли мне улучшить эффективность учебного процесса. Для проведения исследования был определен класс и предмет, седьмой класс на уроках русского языка.
Тема исследования: Как изменится процесс обучения, если я научу детей работать в группе?
Цель исследования: Обучение групповой работе для развития коммуникативного навыка: понимание языка предмета.
1 урок 2 урок 3 урок
4 урок
Цель: показать специфику причастия как особой формы глагола;
научить уч-ся распознавать причастие в тексте, используя при этом групповые формы работы.
Цель:
научить учащихся согласовывать причастия с определяемыми существительными, используя при этом групповые формы работы.
Цель:
научить учащихся находить причастный оборот в тексте, используя при этом групповые формы работы.
Цель:
научить различать действительные и страдательные причастия посредством групповой формы работы.
Тема исследования «Как изменится процесс обучения, если я научу детей работать в группе?» прослеживается в целях каждого урока. На всех уроках проводится парная и групповая формы работы, которые направлены на совместное обучение учеников и развитие коммуникативного навыка. Для того, чтобы можно было успешно ученикам взаимодействовать в паре и в группах, мне необходимо было создать коллаборативную среду, которая позволила бы каждому ученику чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Именно эта цель нашла свое отражение в серии последовательных уроков, проведенных мною. Составляя краткосрочное планирование серии последовательных уроков, я поставила перед собой цель, построить учебный процесс таким образом, чтобы он в высшей степени способствовал развитию учащихся, чтобы учащиеся могли осознать важность учебного процесса, и смогли отойти от сложившихся у них шаблонов поведения к более открытому взаимодействию, позволяющему им развиваться. Правильно созданная коллаборативная среда позволяет учащимся эффективно, творчески подходить к своей работе на уроке, что в конечном итоге сказывается на результативности учебного процесса. Использование различных бодрячков, позитивных видеоклипов, создание ситуации успеха дали положительный эффект, так как способствовали творческому настрою учащихся и активизации познавательных интересов. Для реализации поставленных целей я пришла к выводу о необходимости применения новых подходов в обучении. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет быть к себе и к своим успехам самокритичным, развивать интерес к предмету, формированию устойчивого познавательного интереса к предмету, а использование опорных сигналов облегчает запоминание изучаемого материала и позволяет определить учащимся критерии их успешности. Основываясь на результаты диагностики, я решила, что необходимы крайние и консервативные меры, направленные на сплочение коллектива, а это значит непосредственно, объединить детей общими интересами, для достижения положительного результата в связи, с чем я предложила детям объединиться в группы, объединяясь по две парты, и выработать правила работы для группы. Такое объединение давало положительный результат, но все, же некоторые дети оставались безучастными к работе в ходе урока. Метод случайности выбора не всегда приводил к положительному результату, так как в некоторых случаях возникали конфликты между учащимися, которые требовали немедленной моей реакции. В дальнейшем целью организации работы учащихся вижу продумывание процесса их формирования. При организации новых подходов организации работы в паре, в группе формируются познавательные интересы, коммуникативные навыки, в чем я убедилась в процессе проведения серии уроков, об этом говорят результаты анкетирования в классе, это подтверждают и работы, сделанные детьми.
Детям нравится работать в группах. Я собираюсь продолжить эту работу в классе и во внеклассной работе. Групповая работа, работа в паре предполагает сотрудничество со стороны всех членов группы, их доброжелательное и позитивное отношение друг к другу. Именно это дает возможность, как было отмечено мною на практике, возможность проявления лидерских качеств ученикам, которые никогда прежде в этой роли не выступали. На всех четырех уроках были использованы стратегии для развития критического мышления. Стратегий для развития критического мышления много, это многообразие может помочь делать уроки насыщенными, разными, непохожими. Работа в группах для учеников становится интересной. Внедрение и апробирование стратегий критического мышления выглядело следующим образом:
1урок – «Думай в паре и делись», «Аквариум для золотой рыбки», «Парные разговоры»;
2урок – «Думай в паре и делись», «Слушающая тройка», «Верные и неверные утверждения»;
3урок-« Снежный ком», «Послушать,сговориться,обсудить»,«Парные разговоры»;
4 урок- «Верные и неверные утверждения», «Корзина понятий, имен..», «Расскажи соседу».
Применялись различные стратегии: конверты-вопросы, рефлективные дневники, что позволяло способствовать формированию умения: правильно формулировать ответ, соотносить, критически мыслить, анализировать и высказывать свою точку зрения. На первом уроке использовалась стратегия «Аквариум для золотой рыбки», конечным результатом которой стало создание коллективного постера. Использование стратегий: «Думай в паре и делись», «Слушающая тройка», стратегия «Верные е неверные утверждения» на втором уроке способствовали активизации мыслительных процессов учащихся, развитию способности высказывать свою точку зрения приводя аргументы, давать оценку результатов своей деятельности и деятельности своих товарищей. На третьем уроке применялись стратегии:«Снежный ком»,«Послушать, сговориться, обсудить»,«Парные разговоры», в ходе которых ученики самостоятельно добывали знания и решали поставленные задачи на уроке. Так , составляя постер, дети учились сотрудничать, определять главное и второстепенное, учились сравнивать и анализировать. На четвертом уроке применялись стратегии: «Верные и неверные утверждения», «Корзина понятий, имен..», «Расскажи соседу», которые содействуют формированию умения оценивать себя и других, критически мыслить, анализировать, сопоставлять, составлять вопросы высокого порядка, применять изученное на практике. В последующем в своей практической деятельности считаю необходимым применять и внедрять новые стратегии для развития критического мышления школьников: «корзину идей, грани кубика,6 шляп мышления, синквейн, буриме, снежный ком» и другие.
Таким образом:
1. Участвуя в экспериментальной деятельности, мои ученики научились:
- добывать самостоятельно информацию из учебника, дополнительных ресурсов – сети internet и предоставленных учителем;
- задавать вопросы разного уровня себе и товарищам, вести диалогическую беседу в парах и группах постоянного и сменного состава; давать полные, содержательнее, аргументированные ответы;
- поняли важность критического мышления ;- выполнять задания, соответствующие возрастным особенностям, и задания, направленные на развитие творческого потенциала;
- проводить само- и взаимооценивание процесса и результата деятельности; - сотрудничать, работать в коллективе;- ценить время;- осмысливать собственное обучение через формативное оценивание.