Классный час «О подвигах, о доблести, о славе..Детство, опаленное войной…»



Альманах.
О подвигах, о доблести, о славе….
Дети войны.
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Кл.рук.: Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.
     Дети войны – это последние свидетели того  страшного времени.
      Их детство – это детство, которое сжигали, расстреливали. Убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.  
     К наболевшей, изболевшей памяти тех детей, кто пережил те трагические дни и годы, живущих в нашем поселении обращаемся мы сегодня.
Тем, кто видел эту войну!
Тем, кто выжил в ту войну!
Тем, кому не было 16-ти…
Тем, чье детство опалено огнем Великой Отечественной, посвящается…сегодняшний наш альманах.
Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.
Кл. рук: Да, ребята, война, к счастью, далеко от вас.
Я не могу попросить вас вспомнить о войне, потому что вы ее не видели.
Может быть, тогда и не надо вспоминать о войне молодым и здоровым людям?
Зачем жить прошлыми событиями и воспоминаниями?
Как вы думаете?
Ответы ребят: Великая Отечественная война коснулась каждой семьи.
Грустно становится, когда оказывается, что внуки не знают ничего о том, что их дедушки и бабушки принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу, будучи подростками, участвовали в партизанском движении, имеют государственные награды за помощь фронту.
То поколение защищало наш город, нашу страну, люди жертвовали собой ради будущих потомков, будущей жизни.
Это надо ценить, помнить, уважать.
Кл.рук.: Победа над врагом, освобождение – это радость . Это радость «Со слезами на глазах» как поется в известной всем песни.
Объясните, почему?
1-й чтец: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»
2-й чтец: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
1-й чтец: Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
КЛ.рук. Тот далекий летний день 21 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.
У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" – так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На Земле самый лучший народ – дети.

Мне на веку запомнилось немало,
И только детства вспомнить не могу:
Его война, как стебелёк, сломала
Июньским днём за речкой, на лугу.
« В ТЫЛУ……….»
Вед. Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.
Вед.Мой конь ещё в лугах гулял.
Тень к чёрным корневищам жалась,
И первый луч себя еще
В росе не изломал.
Мгла розовая дрогнула
И с голубой смешалась.
Я путы снял с коня под голос грозный.
Шинель затрёпана до дыр, -
Нас, ветхий, вдохновлял на труд колхозный Неласковый старик – усталый бригадир.
Под звоны кос коня запряг я.
Волокуши
По травам влажный протянулся след.
А где-то шли бои. Людские гибли души.
Я взрослым был уже:
Мне было десять лет.
Вед.Во время ВОв дети стали заложниками страшных событий, на их плечи не только лёг непосильный труд, они были вообще лишены детства.
Вед.За годы войны много детей пришло на заводы. Одни пришли по желанию быть полезным родине в тяжёлую минуту, других пригнала нужда: отцы – кормильцы воевали, надо было поддержать семью.
Вед. На завод принимали рабочих с 11 лет. Их было более двух тысяч. « На кирпичный завод, ребята. Кирпичи делать» - улыбаясь, говорили им взрослые. А они молчали и всему верили, потому что было им максимум по шестнадцать, и ещё потому, что была война.
Они были ещё детьми. Но вместо «кирпичей» делали моторы к боевым самолётам. Все эти детишки делали по полторы – две нормы. Как им это удавалось, они и теперь не знают.
«Всегда хотелось есть. Очень хотелось спать. Проверяю детали, а сон снится прямо на рабочем месте».
Вед.Однажды собрал самых лучших рабочих директор завода.А было рабочим – всего по четырнадцать лет.В усталые лица глядело суровое время,Но каждый в себе довоенное детство нашёлКак только рабочую премию – банку вареньяПред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшем. Среди подступившей внезапно к сердцам тишины Повеяло чем-то давно позабытым, домашнимКак будто бы не было больше на свете войны.Ах, банка варенья, простое и верное средствоНапомнить о том, что, как жизнь у людей ни горькаНо будет ещё у мальчишек и солнце, и детствоИ синее небо, и запах простого цветка. (В. Радкевич)
КЛ.рук. «Варенье…» - расставленное на столе в банках с яркими этикетками.
. Выдай премию директор деньгами – где бы они смогли купить в то время такое богатство?
… Все они до единого утверждали, что компот (а в банках оказался именно компот) был очень сладкий.
Но он был почти без сахара и потому скорее кисловатый. Но разве убедишь в этом их, детей военного времени, их, маленьких рабочих Победы?...Ушли на фронт родители Отчизну защищать, А нам - детишкам маленьким - Картошку убирать. Девчоночья бригада Пять-двенадцать лет, Но выполняли честно мы Родительский завет … Вязали варежки, носки, На фронт их отсылали, И тем победу над врагом Коварным приближали
Вед. О том, какие испытания выпали на долю детей войны нам расскажет Игнатова Светлана, которая записала воспоминания о своей пробабушке со слов мамы и бабушки.

«СЫН ПОЛКА…….»
КЛ. рук. Мы сегодня много говорили о детях войны в тылу, а ведь много детей воевало на фронте, в составе действующих армий. Катаевский Ваня Солнцев вряд ли был придуман автором – иначе название книги не стало бы именем нарицательным, а сама книга не получила бы такого резонанса.
В составе частей находились и 13-14-летние мальчишки и девчонки, а уж о тех, кто постарше, и говорить нечего. И понятно, почему они бежали на фронт – во все века мальчишки стремились к подвигам, и усидеть дома, когда враг напал на твою родину, было просто невозможно. Примерно по тем же мотивам дети уходили и к партизанам. Но как признавался после войны один из тех, кому в 1941 было 13 лет, он "играл в реальную войну". "Я делал то, что не могли взрослые, и ситуаций, когда они что-то не могли, а я мог, было очень много", – вспоминает ветеран.
Мы из-за парт на войну уходилиНе в вагонах плацкартныхМы по жизни катилиЗа отцовскими спинами мы не прятались, нет.Становились мужчинами мы в 14 лет.
Сценка.
(В углу стоит стол, освещенный лампой, перед столом – табурет. За столом сидит молоденький солдат в военной форме. Он пишет письмо и читает.)Солдат: Здравствуй, мама! Дела мои идут хорошо. Ты за меня не беспокойся. Я нашел в разрушенной школе книги, хочется посидеть над ними, только времени пока нет: все бои, бои. Читать книги так интересно, а в школе, наоборот, не знал, куда от них деться. Тут на днях задумался: а что я буду делать после войны? Я же только и умел, что учиться в школе…»
Ровесник: Кто тут опять про школу? Неужели не надоело? Привет, старик. Ты вроде не из нашей школы? Что-то я тебя раньше здесь не видел, и одет ты как-то странно. Прикалываешься, что ли?
Солдат: Что? Простите, я не понял.
Ровесник: Странный ты какой-то. Зови меня на «ты», мы же, кажется, ровесники.
Сейчас перемена или урок уже начался, ты не в курсе?
Солдат: Сейчас? Сейчас – война… (Звуки боя.)
Ровесник: Я ничего не понимаю! Кто ты? Где мы?
Солдат: Я и сам сначала ничего не понял, пока календарь не увидел. Сначала подумал, что меня уже убили, потом – что сошел с ума… Ущипнул себя – вроде не сплю… Последнее, что помню, взрыв – дальше тишина… Ну здравствуй, потомок!
Ровесник: Невероятная история… Потомок… Я – потомок?.. Да ты же мой ровесник!
Солдат: Я родился в 1929 году.
Ровесник: А может, я сошел с ума? Да нет, вроде все в порядке. Ты прости, может, мне тебя на «вы» называть?
Солдат: Почему? Ведь мы и вправду ровесники, во всяком случае, сейчас.
Ровесник: Слушай, расскажи мне о войне, а? Там, правда, так страшно, как пишут?
Солдат: Там очень страшно….. Но бывают такие моменты… Как бы тебе объяснить… Когда устаешь бояться, понимаешь? И вот тогда нет ничего лучше, чем запеть.
Ровесник: Петь? На войне? Не понимаю…
Солдат: И не дай Бог тебе понять….
«ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА…….»
Я никогда не видела войны, Не видела, как падают снаряды, Не слышала гнетущей тишины В замёрзших переулках Ленинграда. ….
Перед командующим группой армии "Север" Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград «съест» самого себя", - цинично говорил он.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

И летели листовки с небаНа пороги замерзших квартир:"Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..""Будет мир. Вам не снится мир?"
КЛ. рук. Вот одна из листовок сохранившаяся со времен Великой Отечественной войны в семье Жидковой Ульяны.
К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов.
Но город жил и боролся.
Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г, от которых зависела жизнь, они были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог..Ученик: Да, мы не скроем: в эти дни
             Мы ели землю, клей, ремни;
                Но, съев похлёбку из ремней,
                 Вставал к станку упрямый мастер,
                Чтобы точить орудий части,
                 Необходимые войне.
                Но он точил, пока рука
                Могла производить движенья.
                И если падал -  у станка,
                Как падает солдат в сраженье .
Учитель: Навсегда вошла в сознании каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно.
По ней в осажденный город доставляли продукты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети и раненые.
На выезде из Петербурга, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник «Цветок жизни». Это памятник всем прошедшим сквозь холод и голод блокады.
Рассказ о книжке красноармейца защищавшего Ленинград.
Они лежали на снегуНедалеко от города.Они везли сюда мукуИ умирали с голода.
КЛ. рук: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все"
"Осталась одна Таня"
Машинально Таня полисталаСвой немногословный дневничок,Все семейство Савичевых всталоПеред неюВновь наперечет.И она,БуквальноПо два слова,Пишет, как на крайней полосе:СавичевыУмерли. И снова:Умерли,И добавляетВсе.За окном -Весеннее дыханье,А онаСиротскиЗанеслаВ свой дневник:"Осталась одна Таня",Даже не поставила числа.
Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи. Сюда же Таня положила свой дневник, несколько фотографий и писем.
Она уходила из дома, где прошло ее детство, уходила навсегда. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но спасти Таню не смогли, очень сильным было истощение и она умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой навсегда останется страшным свидетельством страшной войны.
Блокада Ленинграда. Как было тяжело. В городе осталось 2,5 млн. человек, в том числе 400 тысяч детей. Холод и голод. Сто двадцать пять блокадных граммов хлеба с огнем и кровью пополам.
Кто родом из детства…..
Я – из войны,
Из блокадного бедствия,
Из ее глубины…..
Так может сказать сейчас и наша односельчанка Александра Петровна Шалонина ,в то время коренная жительница Ленинграда, потерявшая во время войны всю семью, но всем смертям назло выжившая в блокаду.
Предоставляем ей слово и просим рассказать о ее блокадном, военном детстве.
Сколько Вам было лет когда началась война?
Где были Ваши родители?
Почему Вы оказались одна в квартире?
Что было дальше?
Сколько Вы были в Ленинграде?
Что вы кушали?
А Вас вывозили по Дороге жизни?
Вам было страшно?
Как сложилась Ваша жизнь дальше?
В память о нашей встрече разрешите преподнести Вам памятный подарок. А ребят попрошу записать свои эмоции от встречи и пожелания Вам на этой открытке на память.
КЛ.рук. Окончилась Великая Отечественная война. Мы назвали её Великой, потому, что велико было мужество и велик гнев. Мы назвали её Отечественной, потому что защищали Отечество – самоё дорогое, что у нас есть. Мы назвали её народной, потому что весь народ нашей страны, в том числе и дети, поднялся на борьбу с фашизмом.
Кл. рук.: Так что же сближает и отличает вас и ваших сверстников военной поры?
Дети отвечают:
Я думаю, что раннее взросление, слишком рано стали размышлять и поступать как взрослые.
А я думаю, ещё и особое внимание к судьбе своей Родины. Любовь к ней, стремление помочь ей во всём.
А у меня нет фотографий в чёрных рамках на стене. Мои родители не слишком часто говорят о войне, потому что родились уже после войны. Но моя бабушка никогда не смотрит фильмы о войне – боится, что не выдержит сердце….
Учитель: так может, нам и не надо об этом говорить, бередить, тревожить раны, пусть будет всё тихо и спокойно.
Дети: Нет, этот разговор нужен нам, тем, кому ещё нет и 16. Ведь мы не знали, что такое война. Но мы должны понять и помнить всё, о чем говорили сегодня.
Учитель: А зачем?
Дети: Чтобы не допускать новой войны, сделать все, чтобы был мир, когда вырастем.
Учитель: "Я родом из детства" - Так рожден вспоминать о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна………..
Юрий Воронов
     На экране: фотографии бабушек и дедушек… Стучит метроном.
Запись Левитана об объявлении войны
или бомбежка
Показать газету со статьей и фотографией
(рассказ Светы Игнатовой о своей бабушке)
Исполняют песню
Тучи в голубом..
Песня мальчика
Рассказ о листовке
Ребята записывают свои размышления в поздравительной открытке, а потом дарят ветерану.