Уроки по лирике Н.А.Некрасова 6 класс (Железная дорога, Школьник, Дедушка)


Урок 1
Н. А. Некрасов – поэт и гражданин.«Железная дорога»
Цели:
- познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на творчество поэта; со стихотворением «Железная дорога»;
- работать с «трудными» словами из стихотворения.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Слово учителя о поэте, демонстрация портрета.
2. Знакомство со статьей о поэте в учебнике (с. 226–228).
– Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта?
– Какие вы знаете произведения Некрасова?
3. Подготовка к восприятию стихотворения «Железная дорога».
Индивидуальное сообщение учащегося о железнодорожном строительстве в России; рассматривание репродукции картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 г.).
4. Знакомство со стихотворением «Железная дорога».
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
2) Работа по вопросам:
– Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения «Железная дорога»?
– Если бы вам предложили выразить свое впечатление от стихотворения «Железная дорога» в рисунке, что бы вы изобразили?
– Чем идея картины Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
– Какое значение имеет в стихотворении эпиграф – «Разговор в вагоне»?
– Почему стихотворение посвящается детям?
– Обратите внимание на эпитеты в I главке стихотворения. Воздух – «здоровый, ядреный», речка – «студеная», Русь – «родимая». Есть ли сходство в окраске этих слов? Что можно сказать о человеке, который так говорит? Мог бы так сказать генерал, отец Вани?
– Как вы понимаете слова: «Все претерпели мы, Божии ратники, мирные дети труда»? Почему поэт называет строителей дороги ратниками, то есть воинами; почему добавляет к этому другое определение: «мирные дети труда»?
– Каково значение слова «дорога» в выражении: «и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»?
5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
1) Чтение I главки.
– Подумаем, в чем особенность осеннего пейзажа, нарисованного в I главке стихотворения. Найдите слова, выражающие чувства поэта, его отношение к увиденному из окна вагона.
– В чем же видит поэт красоту? Представим себе: лед, похожий на тающий сахар, желтые листья, лежащие как ковер, болота моховые, пни, кочки. Все такое обычное, где же здесь красота?
Но нет, все залито волшебным лунным даже не светом, а сиянием, все это «хорошо»: ведь это «родимая Русь»! Осень увидена глазами человека-творца, который открывает прекрасное в самом обыкновенном. Ведь творчество – это и есть открытие нового, преображение мира.
Поэт любит свою родину не за какие-то дивные красоты, а потому, что это его родина. Так любят мать. Он называет ее не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом «Русь».
– А почему поэта радует воздух, который «усталые силы бодрит»? Почему мягкие листья вызывают у него желание «выспаться»? Да, это труженик, уставший от тяжелой работы. И в этом он тоже частица своего народа, о котором написано стихотворение.
Так, еще ни слова не сказав о труде народа, построившего железную дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, народе, красоте, труде, творчестве.
2) Чтение II главки.
Перейдем ко II главке. Посмотрим, как развивается мысль Некрасова. Попытаемся выделить отдельные части этой главы: а) царь-голод; б) песнь мертвецов; в) белорус; г) мысли о будущем народа.
– Подумайте, как меняется интонация при переходе от одной части к другой.
– Как прочитать строки о царе-голоде: торжественно и твердо, или печально, с горечью?
– Где сделать логические ударения в строках: «К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»?
– Заметили ли вы, как в словах «Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты» сам ритм стиха помогает услышать мерный стук вагонных колес?
– Из приведенных далее слов выберите те, которые помогут вам определить интонацию II и III отрывков.
На доске открываются слова: сочувствие, жалость, восхищение, возмущение, гордость, горечь, печаль, поэтичность, негодование.В каких словах открыто проявляется чувство поэта?
– Как должны прозвучать заключительные строфы главки?
Не забудьте, что это слова, обращенные к ребенку, и что заканчивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением:
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.
3) Чтение III главки.
Третья главка начинается с резкого перелома интонации: свисток паровоза развеял «сон удивительный». Мальчик еще под впечатлением сна, хочет рассказать о нём отцу. Но генерал окончательно разрушает поэтическую картину своим хохотом.
Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор-рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, несмотря на его уродливый облик, а генерал видит только внешнее. Для него народ – «варвары, дикое скопище пьяниц». Нет, не тронут его сердца ни славная осень, ни труженики-мужики, ценой героического труда проложившие дорогу среди «бесплодных дебрей». Для него все эти картины – зрелище смерти, печали, которое не должно тревожить сердце ребенка.
– С каким же чувством говорит поэт о генерале?
Слова на доске: презрение, негодование, насмешка, ирония, гнев.
– Какое из этих слов более всего подходит для определения авторской интонации?
4) Чтение IV главки.
Четвертая главка – изображение того, что генерал считает «светлой стороной» жизни.
– А как относится к этой картине рассказчик? Верно ли, что у него картина вызывает чувства горечи, досады, гнева? Чем вызваны его чувства?
– Постарайтесь передать иронию автора при чтении этой главки.
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; выписать в тетрадь «трудные слова»; дать им толкование.
Урок 2«Железная дорога».Гнетущие картины подневольного труда.Мысль Некрасова о величии народа и светлом будущем
Цели:
-продолжить работу над стихотворением «Железная дорога»;
-подвести учащихся к главному выводу Некрасова – к мысли о величии русского народа, создателя духовных и материальных ценностей.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение, комментарий, анализ идейного содержания по вопросам:
– Почему Некрасов называет голод царем?
– В чем проявляется власть этого царя?
– Зачем автор рисует толпу мертвецов?
– Что думает о народе генерал? А ваше мнение?
– С каким чувством Некрасов изображает рабочих и хозяев?
2. Чтение записи толкования слов:
ядреный – свежий, чистый;
студеный – очень холодный.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
1) О роли пейзажа в произведении.
Прочитав стихотворение еще раз, надеюсь, вы почувствовали в некрасовском отношении к природе народность поэта: и воздух у него «здоровый, ядреный», и речка «студеная».
В общем, это не просто пейзаж.
Значение пейзажа в этом стихотворении не в том, чтобы сказать: в природе все прекрасно, а в жизни народа все плохо.
Мысль Некрасова совсем другая.
И в природе есть то, что не кажется красивым, но это родина. От самого человека зависит, взглянуть ли на эти картины глазами любящего сына или равнодушно оценивающего эстета. И в жизни народа есть много уродливого, даже ужасного, но это не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли труженика. Поэтому сразу после страшных картин подневольного труда строителей дороги, после изображения белоруса, в котором, кажется, все ужасно, и даже работает он «механически» – где уж говорить о творчестве! – но именно после этих слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться к нему внимательно, но и призывает его «мужика уважать».
Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим.
Мало того, такой ценой и достигается преобразование мира. Гибнут труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так и происходит. Нельзя представить себе путь цивилизации как движение «от победы к победе», а труженика этаким плакатным богатырем, без напряжения идущим вперед.
2) Главный вывод Некрасова.
Понимание созидательной силы труда и дает поэту основание провозгласить свою веру в будущее. И одно дело, когда слова поэта «Да не робей за отчизну любезную…» воспринимаются как простая декларация, и совсем другое, когда они стали выводом из глубоких и горьких раздумий, из увиденного его зорким взглядом высокого и трагического облика труженика.
Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване.
Вспомним, у Некрасова есть немало стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские дети», «Школьник», «Дед Мазай и зайцы». И везде поэт стремится «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне.
Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда – как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов – такой же представитель народа, как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя – такая же созидательная деятельность, как и труд строителя, крестьянина, рабочего у станка. Вероятно, не только темнотой народа объясняется его покорность. Не так просты пути, ведущие к «выпрямлению» человека, согнутого рабством.
Корней Иванович Чуковский, который был не только детским писателем, но и автором большой книги о мастерстве Некрасова, так сказал о стихотворении «Железная дорога»:
«Железная дорога» Некрасова явилась впервые раздавшимся в русской поэзии гимном во славу строительной, творческой, массовой народной работы».
И еще раз повторил эту мысль:
«Железная дорога» есть первая по времени поэма о творческом народном труде».
Верны ли эти утверждения?
Конечно, решить, действительно ли это была «первая по времени поэма о творческом народном труде», «впервые раздавшимся гимном» народной работе, вы сможете лишь тогда, когда изучите историю русской литературы и сравните произведения Некрасова с тем, что было написано до него. Но мысль о том, что это «гимн во славу строительной, творческой, массовой народной работы», что это «поэма о творческом народном труде», вы вполне можете оценить, обратившись еще раз к тексту стихотворения.
– Итак, прав ли Чуковский?
2. Высказывания учащихся, их выводы.
Учитель. В стихотворении нарисована картина далекого прошлого. А что оно открывает вам, живущим теперь?
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: отрывок из стихотворения (I главку) выучить наизусть; подобрать и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Некрасова (на выбор).
Урок 24Н. А. Некрасов.стихотворения «Дедушка», «Школьник»
Цели: продолжить знакомство с лирикой Некрасова; проверить, насколько глубоко и полно усвоено содержание стихотворения «Железная дорога».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1) Выразительное чтение I части стихотворения наизусть.
2) Тест по стихотворению Некрасова «Железная дорога».
1. Тема стихотворения:
а) любовь к Родине:
б) быт и нравы крестьян при крепостном праве;
в) тяжелый труд крепостных.
2. Изображение осени в начале стихотворения представляет собой:
а) повествование;
б) рассуждение;
в) описание.
3. Пейзаж увиден глазами:
а) Вани;
б) генерала;
в) пассажира.
4. Стихотворение посвящается детям, потому что:
а) они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду;
б) они должны знать, как жили простые люди при крепостном праве;
в) в стихотворении упоминается мальчик Ваня.
5. Описывая картины природы и сон мальчика, автор использует:
а) сравнения;
б) антитезу;
в) аллегорию.
6. В строках:
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей, –
речь идет о:
а) царе;
б) нужде;
в) голоде.
7. Значение, которое приобретают слова «к жизни воззвав эти дебри бесплодные», следующие:
а) строители железной дороги принесли цивилизацию в глухие, непроходимые леса;
б) строители напрасно трудились в непроходимых лесах и болотах;
в) на бесплодной земле ничего нельзя сделать.
8. Укор, с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:
а) «Нам не ездить по этой дороге!»;
б) «Вы наши плоды пожинаете!»;
в) «Мы не знали счастья!».
9. Автор предлагает Ване:
а) перенять благородную привычку к труду;
б) подвергнуть сомнению высказывания генерала;
в) изучать историю Родины.
10. Генерал считает русских крестьян:
а) лентяями;
б) варварами;
в) глупцами.
11. Качество русского народа, которым восхищается автор:
а) терпение;
б) выносливость;
в) немногословность.
12. В словах генерала: «Ваш славянин, англосакс и германец не создавать – разрушать мастера» наблюдается явление:
а) антонимии;
б) синонимии;
в) омонимии.
13. Дорога в стихотворении является символом:
а) прошлого;
б) настоящего;
в) будущего.
14. Размер, которым написано стихотворение:
а) дактиль;
б) амфибрахий;
в) анапест.
Ключ к тесту:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
в в в а б в а б а б б а в а
II. Изучение нового материала.
1. Выразительное чтение стихотворений «Дедушка», «Школьник» подготовленными учащимися (наизусть).
2. Концерт исполнителей-чтецов «Мое любимое стихотворение Некрасова».
3. Устное сочинение «Чем волнуют нас стихотворения Некра-сова».
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: читать сказ Лескова «Левша».