Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Семья – начало всех начал»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ДЮЙМОВОЧКА» С. ЕКАТЕРИНОВКА ПАРТИЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Семья – начало всех начал»
Разработал: Марацевич Г. В. –
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка»
село Екатериновка – 2016 год
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
1. Цель занятия: расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях,
2. Задачи:
- пополнять знания о родных людях;
- побуждать открыто и искренне выражать свои чувства;
- формировать интерес к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи;
- учить подбирать к существительным слова - действия (глаголы), слова – определения (прилагательные), классифицировать имена существительные по родам;
- продолжать учить детей выразительно, в собственной манере читать стихотворения.
3. Тип занятия: интегрированное.
4. Форма занятия: ситуация общения.
5. Продолжительность: 30 минут.
6. Участники: дети подготовительной группы, воспитатель.
7. Возраст обучающихся: 6 – 7 лет.
8. Оборудование и материалы: стенд с семейными фотографиями, мяч средний, рассказ Д. Габе «Работа», заранее выполненная аппликация дома с окошками, цветные мелки, цветные карандаши, фломастеры.
9. Предварительная подготовка.
- составление рассказов о себе и своей семье;
- рисование портретов членов семьи;
- чтение художественной литературы: «Мой брат Миша» (Я. Аким), «А что у вас?» (С. Михалков), «Волшебное слово», «Сыновья» (В. Осеева);
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о семье;
- рассматривание семейных альбомов.
10. Методы и приемы работы с детьми: приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.
Рассматривание, игровая ситуация, дидактическая игра, интегративная деятельность, чтение, беседа о прочитанном, творческая деятельность (Рисование членов семьи).
11. Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Вводная часть Создание интереса, эмоционального настроя к занятию, сюрпризный момент.
Рассматривание стенда с фотографиями, чтение стихотворений, 5 минут
Основная часть Рассказы детей о членах семьи, обсуждение смысла пословиц о семье, игры: «Это тоже я могу», «Профессии», чтение рассказа Д. Габе «Работа» , ответы на вопросы воспитателя .Индивидуальная работа: поработать с Алисой, над составом предложения, развивая монологическую речь. 15 минут
Заключительная часть Рисование членов семьи в окошечках заранее приготовленном доме (рваная аппликация)
Рассматривание выполненных работ, дети делятся впечатлениями.
Игра «Пожелания семье» 10 минут
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю вас посетить интересную выставку.
На стене развешаны семейные фотографии. Звучит музыка. Дети рассматривают фотографии. Вы узнали знакомые фотографии? Расскажите нам о них.
Ребенок. Я расскажу вам без прикрас,
Что мой папа – высший класс.
Всю неделю с нетерпеньем
Жду субботы, воскресенья.
Вот наступит воскресенье –
И с папой я иду гулять.
Как это здорово, ребята,
С папой рядышком шагать.
Ребенок. С кем первым мы встречаемся,Придя на белый свет, -Так это наша мамочка,Ее милее нет.Она — опора в доме,Хлопочет каждый час.И никого нет кроме,
Кто так любил бы нас.
Воспитатель. На выставке представлены фотографии, на которых изображены все или многие члены ваших семей. Как мы называем такие фотографии?
Дети. Семейные.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужны фотографии?
Дети. Вспомнить, какими были маленькими, куда ездили и т. д.
Воспитатель. Воспоминания…Они есть у каждого человека (большого и маленького) и копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме. В нем собираются фотографии родных и близких людей, о радостных и торжественных семейных событий, а порой забавные случаи, которые произошли в вашей семье.
Вы догадались, о чем мы поведем разговор? Правильно! Сегодня я хочу поговорить с вами о семье. Дети по очереди читают стихотворение, стоя в кругу, и при этом передают мяч друг другу.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните!
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель задает вопросы. Что такое семья?
Дети отвечают.
Сколько человек в вашей семье? Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Сколько взрослых? Сколько детей?
Это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Кто такие бабушки? Кто такие дедушки? Кем вы доводитесь своим бабушкам и дедушкам? Кто такая тетя? Кто такой дядя?
Бабушки и дедушки, тети и дяди могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные, родственники – это ваш род.
На Руси говорили: семья – это «семь Я», т. е. семь человек, живущих в одном доме. И не случайно слово семья можно зашифровать 7я(показывает ребус). В старину на Руси в семье было 10 и более детей. И говорили так: «Полна хата детей – так и счастье в ней» Как называется семья, где много детей?
Дети. Многодетная
Воспитатель. В наше время многодетной считается семья, где три и более детей. Есть у нас в группе такие семьи? Лиза, расскажи нам о своей семье.
Спасибо. Да, ребята, в дружной семье все друг друга любят, уважают, помогают друг другу. Не зря в русской пословице говорится: «Не нужен клад – коли в семье лад».
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
А какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья крепка ладом.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
А сейчас поиграем в игру «Это тоже я могу»
Кто, скажите, может, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я поднимаю.
Дети. Это тоже я могу.
Воспитатель. Вправо, влево разведу.
Дети. Это тоже я могу.
Воспитатель. Головою поверчу.
Дети. Это тоже я могу.
Воспитатель. А потом, присяду, встану.
Дети. Это тоже я могу.
Воспитатель. И нисколько не устану.
Дети. Это тоже я могу.
Воспитатель. Все на свете я могу.
Дети. Это тоже я могу.
Воспитатель. Кто еще хочет рассказать о своей семье? Молодцы, ребята! Сколько интересных и важных профессий вы назвали.
Поиграем в игру? Я буду называть профессию, а вы называть слова – действия, т. е. что делает человек той или иной профессии.
Игра проводится на ковре с мячом.
Дети. Ра - ра - ра – начинается игра!
Воспитатель. Повар – варит, жарит, режет, готовит, мешает, моет, готовит;
Врач – слушает больного, выписывает лекарства, делает уколы;
Учитель – учит, ставит оценки, читает, пишет;
Продавец – взвешивает, продает, упаковывает, считает деньги, отсчитывает сдачу;
Дети. Ру – ру – ру – мы закончили игру.
Воспитатель. Предлагаю поиграть еще в одну игру. Я называю профессию мужчины, а вы назовете ее так, как она называется у женщин.
Продавец – продавщица, портной – портниха, проводник – проводница, официант – официантка, пианист – пианистка, спортсмен – спортсменка, лыжник – лыжница, учитель – учительница, крановщик – крановщица, артист – артистка, скрипач – скрипачка, певец – певица, поэт – поэтесса.Садятся на стульчики, воспитатель читает рассказ Д. Габе «Работа»
Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра. Мама убирает квартиру, папа чинит окно.
- Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.
Мне обидно до слез
- Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.
- Держи,- говорит мама и дает мне сумку.
Я все купила правильно: хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда-то задевала.
- Ничего, - говорит папа, - переживем. В следующий раз будешь аккуратнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.
Я стала поливать цветы; все полила, только немножко на пол протекло.
- Ничего, - говорит мама, это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай.
Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.
- Не страшно, - говорит папа, - коленка заживет. Главное, что ты сегодня работала.
Проводится беседа о трудовых обязанностях членов семьи.
Воспитатель. Ребята! Чем больше вы будете помогать своей маме и меньше ее огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.
Давайте послушаем стихотворения о папе.
Реб. Мой папа не знает безделья и скуки. У папы умелые сильные руки.
И если кому – нибудь надо помочь, мой папа всегда поработать не прочь.
Реб. А мой папа просто чудо,
Он защитник, верный друг, Без него нам очень худо, Если он уедет вдруг.
С ним я спорю и рисую, С ним играю в мяч, танцую.
Он подарки мне приносит, Обо всем меня расспросит!
Папа рядышком всегда, Мы без папы никуда!
Воспитатель. Верно, ребята, папа – это опора и защита в семье. Он учит долгу перед родными и обществом. Учит любить женщину, помогать слабым, уважать старость. Ребята, почему так важно, чтобы у каждого в семье были свои обязанности?
Дети. Взаимопомощь
Воспитатель. Скажите, всегда ли бывает хорошее настроение в семье? Будет очень хорошо, если мы станем всегда называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми словами. Расскажите, как вас называют родители ласково.
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте будем любить друг друга и дружно жить в своих семьях. А теперь я предлагаю каждому из вас нарисовать в окошечках вашего дома членов вашей семьи.
На столах у детей заранее выполненная аппликация дома с окошками.
Дети садятся за столы и рисуют. В конце занятия они вместе с воспитателем рассматривают свои работы, высказывают свои мнения.
  Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (пожелания детей своей семье. Дети стоят в кругу и ловят мяч, и говорят пожелания).    Воспитатель:  Я хочу вам подарить ромашки - символ семьи, любви и верности. Любите и уважайте свою семью.
Список литературы
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос - Москва, 2010. - 288 c.
2. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2012. - 224 c.
3. Шалаева Галина Грамота с мамой; Слово, АСТ - Москва, 2013. - 176 c.