Конспект по познавательному развитиюРешение арифметических задач



Конспект ООД по обучению детей
решению арифметических задач
Цель: создание условий для знакомства детей с арифметической задачей.
Задачи: Закрепить представление об арифметической задаче, о структуре задаче -учить выделять условие, вопрос, решение, ответ.
Развивать: Логическое мышление, внимания, интерес к предмету, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения.
Воспитатель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Место проведения: групповая комната
Материалы:  Карточка с примерами, карточки с иллюстрациями к задаче. Столы полукругом, цветные карандаши, мольберт с цифрами.
Методические приемы:
Ребята я приглашаю Вас занять места согласно вашим билетикам, на которых написаны примеры, которые нужно решить. Ответ укажет Вам на номер вашего столика. Считайте и занимайте свои места.
Ребята, мне Знайка дал задание придумать математическую задачу для коротышек. Я придумал, но боюсь, что они будут опять смеяться надо мной.
Слушайте: (загадка)
Жили у бабуси два веселых гуся. Один белый, другой серый. - Правильно? - Это задача?
Дети - Нет.
Незнайка - А почему? Ведь здесь два числа 1 и 1. Мне так говорили надо составлять задачу, должно быть два числа.
Дети с помощью воспитателя объясняют Незнайке, что в задаче должен быть вопрос.
Какой вопрос можно задать к этой задаче?
(Незнайка) Какого цвета гуси?
(Дети) Это неправильно.
Сколько гусей было у бабуси.
Незнайка - А что нужно сделать чтобы ответить на вопрос задачи? Дети - Решить.
Незнайка - Значит у задачи есть что? Дети - Решение.
Незнайка - Я знаю как решить эту задачу, нужно к ним добавить черного гуся и их будет 3.
Дети - Нет. Нужно к 1 белому прибавить 1 серого гуся и будет 2 гуся у бабуси. Незнайка - Это что вы нашли? Дети - Ответ. Появляется Знайка.
Ребята, я очень рад, что вы рассказали Незнайке что такое задача и как ее нужно решать. Повторите пожайлуста еще раз из каких частей состоит задача:
условие
вопрос
решение
ответ
Физкультминутка
. Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. Один, два - поднялись, Три, четыре - руки выше. Пять - присели Шесть - встали
И попрыгали - семь, восемь, девять, десять.
Воспитатель: Незнайка посмотри, как наши дети умеют сами придумывать задачи. Игрушки: куклы - мышка, обезьянка, деревянные матрешки.
1.        У мышки было 6 матрешек. Она дала поиграть обезьянке 3 матрешки. Сколько матрешек осталось у мышки?
Решение: 6-3=3.
Ответ: 3 матрешки осталось у мышки.
2.        У мышки 4 матрешки, а у обезьянки 2 матрешки. Сколько всего матрешек у друзей.Решение: 4+2=6
Ответ: у друзей всего 6 матрешек.
(Решение на магнитном мольберте цифрами).
Воспитатель: Незнайка, ты был прав. В задаче есть обязательно 2 числа. Условие задачи, то что уже известно. Но нужен вопрос - это то о чем спрашивается, что неизвестно и что нужно узнать.
Знайка предлагает детям карточки с наглядной картиной к сложной задачи. Обсуждаем, составляем задачу, записываем на карточке решение и ответ.
Задача на слух:
Пять сорок прилетело на урок. Одна сорока не знала урок Сколько прилежно трудилось сорок?
Итог:
Ребята Мы сегодня научили Незнайку составлять задачи и их решать. Решили сложную задачу на карточке. Решили задачу на слух. Мы молодцы?
Споем песню: Раз, два, три, чытеры, пять.
Нам нужно подкрепиться (угощения).
Конспект занятия  с детьми подготовительной к школе  группе по  речевому развитию.
 Тема: «Домашние птицы»
Цель: создание условий для активизации словаря.
Задачи:
Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
Совершенствование  умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);Закрепление  умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными  суффиксами (д/игра «Назови ласково»);
Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны»);
Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?»).
Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?»);
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку»)
Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много»)
Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
Контроль над правильным звукопроизношением.
Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк) , предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); предметные картинки с изображением головы курицы, пера гуся, хвоста петуха, следа утки; резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц
Лексика:
Существительные: гусь , гуси, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;
Глаголы: кукарекает , кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, кормит, закроет, откроет, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;
Прилагательные: длинношеий , красноклювая , краснобородый , маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.
Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.
Ход занятия:
 Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию. А куда ? Сейчас узнаем я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением.
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю … (Курица)
Звонко время отмечает.
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спать пора!» - поет ... (Петух)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки … (Гусь)
Пестрая крякушаЛовит лягушек.
Ходит в развалочку-спотыкалочку (Утка)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
- Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня … (Индюк)
- Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Верно! Тема нашего занятия сегодня - домашние птицы.
 А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).
– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!
- А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)
- Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)
- А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)
- Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)
- Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!
 - Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос.  Образец: петух - кукарекает.
курица – кудахчет
утка – крякает
гусь – шипит, гогочет
индюк – болбочетцыпленок – пищит
- Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!
 – А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. 
Образец:
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок
 Пальчиковая гимнастика "Утята". – А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети  выполняют пальчиковую гимнастику)
Первый, второй – шли утята.     Третий, четвертый – за водой. А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой, А седьмой от них отстал, А восьмой уже устал. А девятый всех догнал, А десятый испугался. Громко-громко запищал: – Пи-пи-пи! – Не пищи, поищи!
(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать  и разгибать пальцы обеих рук)
 Дидактическая игра "Чья, чей, чье?". – Ой, ребята, а  чей это хвост у меня?  Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов.  – Это петушиный хвост.( показывает картинку)
Чье перо? – Это гусиное перо. Чей след? – Это утиный след
Чья голова? –  Это куриная голова.
- Молодцы! Вы все правильно сказали.
 - А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки ( дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)
курица – курицы, куры, петух – петухи, гусь – гуси,утка – утки,
индюк – индюки, гусенок – гусята, утенок – утята, индюшонок – индюшата,
цыпленок – цыплята
- Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!
 Дидактическая игра "Хвастуны". – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? ( указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы) Образец: Петух говорит у меня не голос, а голосище,
Индюк – у меня не хвост , а хвостище, Утка – у меня не лапы, а лапищи, Гусь  – у меня не шея, а шеища, Курица – у меня не крыло, а крылище, Селезень  – у меня не клюв, а клювище,Гусыня –  у меня не перо, а перище.
 - А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)
10. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково". – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково. Например, Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее  задает про каждую домашнюю птицу отдельно)
петух – петушок , курица – курочка, гусь – гусик, утка – уточка, цыпленок – цыпленочек, индюшка – индюшечка, индюшонок – индюшоночек.
 - Ребята, посмотрите, кто-то порвал картинки их нужно собрать. Вы поможете мне?  ( раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают). Скажите, кого вы собрали? (дети по очереди отвечают «Я собрал ….»).
 Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы ). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились.