Урок по самопознанию Начало начал…

Тема: Начало начал
Цель: расширять представление о ценности семьи, о взаимоотношениях между близкими людьми.
Задачи:
раскрывать значение понятий «родной дом», «семья»;
развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях;
воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.


ПЛАН УРОКА:
1.Орг. момент
Прозвенел для нас звонок!
Начинается урок.
Радости мы круг создали.
Пожелания свои
Всем подарим от души!

2.Круг радости

II Мотивационный этап
- Внимательно послушайте отрывок песни и скажите, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Звучит 1 куплет и припев песни «Родительский дом» (Рябинин М., Шаинский В.)
(показ видео)
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань - родительский дом.
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет.
Ответы учащихся.
Формулировка темы.
(тема урока).
- Тема урока звучит так: «Родительский дом – начало начал».
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- Что по- вашему, является домом человека?
(Ответы учащихся: семья, квартира, дом, двор, улица, страна, планета).
- А как еще можно назвать то место, где мы родились и живём?
(Родина, отчизна, отечество).
Семья - это наша малая Родина, планета Земля, на которой мы живём - большая
Родина.
- Для чего человеку семья? (Ответы учащихся).
Учитель: На самом деле с древних времён люди жили родами и племенами, позже большими общинами и городами. И у каждого в этом сообществе были свои права и обязанности. Кто-то охотился, кто-то варил еду и берёг семейный очаг, другие присматривали за малышами, обучали их. Это закон природы, сохранения жизни и продолжения рода.
- Ответьте, только ли люди живут семьями? (Нет, животные, птицы, насекомые, растения тоже живут семьями.)
- Как называются их семейные объединения? (Стая, улей, косяк, прайд, семья, колония и т.д.).
Ученик:
Скворцы живут в скворечнике, Очки живут в очечнике, Лиса живет в своей норе, И у меня есть тоже дом, Он самый лучший: Мама в нём!
2. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, в котором так же говорится о доме. Просмотр мультфильма "Паучок".
- Понравился ли вам мультфильм?
- О чём этот фильм?
(О доме, о семье, семейном счастье, о трудностях и испытаниях, и об их преодолении).
- Какие строчки из песни вам запомнились?(Повторяются: "Но ни за что не порвёт тонкую нить паучок:") А вы поняли, что это за нити? Какие испытания перенесла семья паучков?
- Какие пословицы подходят по смыслу к нашему мультфильму?
(Дружную семью и горе не берет).
Учитель: сегодня мы поведём разговор о самых любимых и родных нам людях, без которых трудно жить, о ваших семьях: чтобы научиться лучше понимать друг друга, больше любить, а главное беречь своё семейное счастье. Использовать мы будем ваши знания, чувства, эмоции. Помогать Вам в исследовании будут ваши родители, бабушки, братья, сестренки.
Страница 1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ» . Работа в группах. ( отличительные признаки)
1 группа «Мир - ‰лем»,
2 группа «Дружба - достыK»,
3 группа «Счастье - баKыт»,
4 группа «Мечта - арман».
Учитель: - СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения. Вы должны прочитать с выражением прочитать текст : ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ»
1.Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я .Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
2.«Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том , что и «семья» - тоже едина и неделима.
3.- А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ» . Маленькое семя , с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.
4. Когда наши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.
Ученик
У меня есть мама У меня есть папа У меня есть бабушка У меня есть дедушка А у них есть я!
Вопрос учителя к родителям: Главная забота родителей?
Теперь у родителей главная забота: вырастить детей хорошими людьми. И для этого они не жалеют ни сил , ни времени.
Страница 2 Народная мудрость гласит
Отан – отбасанан басталады.
Родина начинается с семьи.
На столе у вас лежат конверты, в которых вы найдете карточки со словами. Из этих слов вы должны составить пословицу. Вы можете поменять форму слова и добавить предлоги и союзы, можно составить пословицу
1. группа
1 . дом, построить, шапка, голова , не, надевать (дом построить - не шапку на голову надеть)
2. Отбасы тату болса, байлыKтыS да керег‰ жоK. Не нужен клад, когда в семье лад.
2. группа
1.АCайын бір ™ліде, Бір тіріде керек
С родней радостью поделишься – радости прибавится, горем поделишься – горе убавится.
2. семья, Хорошие, растут , дети, хорошо (в хорошей семье хорошие дети растут)
3. группа
1. €кені к™ріп aл ™сер, шешені к™ріп Kыз ™сер.
Cын берет пример с отца, дочь - с матери.


2. дети, тягость, радость (Дети не в тягость, а в радость)
4. группа
1. АCаны к™ріп іні ™сер, апаны к™ріп сіSлі ™сер.
Брат - брату пример, сестра - сестрице.
2.Яблоко падает, недалеко яблоня( яблоко от яблони недалеко падает)
Но не только в пословицах и поговорках народ излагал мысли о семье.
- Вспомните, в каких сказках говорится о семье?
Иллюстрации
("Репка", "Гуси- лебеди", "Морозко", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Айога", «Счастье Кадыра» и др.).
- Чему учат эти народные сказки?
(Дружбе, взаимовыручке, любви, уважению к старшим и младшим, трудолюбию, послушанию:).
И в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, памяти о своих предках. Народ, который не знает своей истории - народ без будущего.
Страница 3 Страница «Семейный портрет»
У каждого из вас, есть люди, самые близкие и любимые вами. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто это? (родители) – Это семья! – Жизнь каждого человека наполнена сердечным теплом родителей. Родители дают жизнь, заботятся и берегут своих детей от невзгод, делают все для того, чтобы жизнь детей была счастливой. Мама и папа – самые светлые люди на Земле. Родительская любовь согревает душу ребенка, наполняет ее радужным светом, защищает в трудные минуты. А кто же бабушки и дедушки? Это тоже родители наших родителей
послушаем стихотворения детей семей под названием «Семейный портрет»
1 группа
Рассказчик: Как-то раз во дворе собрались детишки. Лет 6-ти, 7-ми, 8-ми девчонки и мальчишки. Бегали они и прыгали, в салочки играли И вот уж от забав своих совсем они устали. Дружненько на лавочку уселись все они И разговор о мамах тихо завели Петя: - Моя мама лучше всех на свете! Владислав: - И с чего ты это взял? Петя: - Во всём всегда мне мама помогает. - она завтрак мне готовит, в садик одевает А потом из школы домой обратно забирает. Юля: - Нет! лучше всех моя мамуля! Она мне каждый день волосы причесывает И на ночь моя мама сказки мне рассказывает. Красивые платьишки всегда мне покупает И никогда меня мама не ругает. Владислав: - Нет, никто из вас не прав.: Сказать всем вам сейчас хочу Что лучше всех считаю маму я свою! Она готовит, убирается, стирает, И все-все-все на свете знает! Оля и Наташа (вместе): Нет-нет-нет, Владислав! Это ты как раз не прав! Лучше всех на свете мама наша. Оля: Мы у мамы двое, а она у нас одна. И все же с нами обоими справляется она. Наташа: В два раза больше одежды ей приходится стирать И в два раза больше комнат нужно убирать. Оля: Готовить, да и гладить тоже Нужно ей в два раза больше. Наташа: Так что вы не спорьте с нами, Оля и Наташа (вместе): А то мы все расскажем маме! Рассказчик: Постойте же, не ругайтесь, друзья! Хочу раскрыть один секрет вам я. Мамы разные у всех И для каждого из вас мама лучше всех! Мам на свете очень много И для каждого ребенка, Его мама лучше всех на свете И для каждой мамы счастье – это ее дети! Но мамы разные важны, Ведь мамы всем-всем-всем нужны! Так что, милые детишки, Все девчонки и мальчишки! Мам своих вы берегите, И мам своих всегда цените! А еще вы мамочку свою любите И за все-все-все Спасибо ей скажите!

группа
Мой папа красивый И сильный, как слон. Любимый, внимательный, Ласковый он. Я жду с нетерпением Папу с работы. Всегда мне в портфеле Приносит он что-то. Мой папа находчивый, Умный и смелый. Ему по плечу Даже сложное дело. Еще он - шалун, Озорник и проказник. С ним каждый мой день Превращается в праздник. Мой папа веселый, Но строгий и честный. С ним книжки читать И играть интересно. И скучно без папы На санках кататься. Никто не умеет Так громко смеяться. Мой папа - волшебник. Он самый хороший. Он вмиг превращается В то, что попросишь. Он может стать клоуном, Тигром, жирафом. Но лучше всего Он умеет быть папой.

группа

Ходит наша бабушка Палочкой стуча. Говорю я бабушке: - Вызови врача! От его лекарства Станешь ты здорова! Если будет горько - Что же здесь такого? Ты потерпишь чуточку, А уедет врач, Мы с тобой на улице Поиграем в мяч! Будем бегать, бабушка, Прыгать высоко! Видишь, как я прыгаю? Это так легко! Улыбнулась бабушка: - Что мне доктора? Я не заболела, Просто я стара! Просто очень старая, Волосы седые. Где-то потеряла я Годы молодые. Где-то за огромными За лесами тёмными, За горой высокою, За водой глубокою. Как туда добраться, Людям неизвестно... Говорю я бабушке: - Вспомни это место! Я туда поеду, Поплыву, пойду! Годы молодые Я твои найду!
4 группа

Сценка «Бабушки и внуки».

1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
 2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...
1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!
2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.                                                                             
2-я: Правда? Это ты их так балуешь?
l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.
2-я: О, действительно строго.
l-я: Так, что если что, меня  спрашивай, у меня опыт большой.
2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... »
У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »
l-я: Так, хорошо.
2-я:  «оо  И днем и ночью пес ученый ... »
l-я: Какой пес? Какой пес?
2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.
 l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!
2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том  и днем и ночью кот ученый ... »
l-я: Ну?
2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.
l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
2-я:  Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.
l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2-я: Ее уже назвали.
1-я: Как?
2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...
 
Учитель- Ребята, а в ваших семьях  ваши бабушки помогают вам с уроками?
( ответы учащихся)
Гости Родители подводят итог :
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья
Учитель. Что нужно, чтобы у каждого была самая дружная, самая крепкая семья? Подумайте и поделитесь своим мнением (и взрослые и дети) Ученик. Каждая семья неповторима, у каждой есть свои традиции и увлечения.
Учитель. Расскажите, пожалуйста, о них. Поделитесь опытом проведения совместного досуга. (и дети, и взрослые). Страница 4. Традиции и увлечения ( сбор информации: анкетирование)
Расскажите, где ваша семья любит собираться вместе?
- Что вы делаете, когда вы вместе?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Для брата? Для сестры?
- Кто чем занимается в семье?
Игра « Кто кому кто?»
– Алина, ты кто для мамы? (дочь)
–Рустам, кто называет тебя сыном? (папа)
– Денис, ты кто для бабушки? (внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Катя, у папы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
- Вероника, мамин папа, кто для тебя? ( дедушка)
– Богдан, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)

Работа с ИД ( флипчарт) скачать клипарт : тетя, бабушка, дядя, дочь, дед, племянник,
Заполни пропуски.
Сестра отца – . . . .
Хранительница семейного очага – . . . .
Наследник рода – . . .
Брат мамы – . . . .
Дитя родителей, но не сын – . . . .
Отец мамы – . . .
Сын брата – . . . .
Мама папы – . . .
Папин папа – это...
Внучка – это дочка сына или ...
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или
Дядя – это брат мамы или ...


5 страница. Наедине с собой.
1.Работа по учебнику с.37 -38 В.Сухомлинский «Доброго здоровья, дедушка!»
Почему дедушка приходит за водой в школу?
Как мы можем помочь одинокому человеку, у которого нет родных и близких людей?
Воспоминания о доме согревают сердце человека.
Мысли о доме придают силы.
Родной дом – надежная опора человека.
Раньше, в далекие времена, в центре юрты всегда горел огонь, он назывался очаг. Вся семья собиралась вокруг очага, чтобы за чашкой чая рассказать про свои дела или просто посидеть рядом в тишине. С тех пор про семью и родной дом люди говорят «родной чаг», хотя мы уже не зажигаем в центре своих домов огонь.
        -Давайте зажжем свечу и представим, что это огонек родного дома. Пусть она горит, а мы сравним тепло свечи и мамино тепло. Одинаковое ли оно? – Материнская любовь – душа семьи – согревала всех своим теплом, воспитывала доброжелательность, милосердие. Материнская забота наполняла дом светом и радостью. Отеческая любовь – мудрость семьи –приносила в семью мир и уверенность в завтрашнем дне, воспитывала деловитость, волю, целеустремленность. – Основой порядочности человека являются почитание и уважение родителей. Во все времена это являлось главным достоянием нашего народа.
        Путеводный огонек всегда освещает путь домой, где каждый человек любит свою семью. А теперь посидим в тишине и подумаем о своем доме, о своих родных(звучит музыка) Релаксация.

6 страница «Семейный альбом»
Есть в доме любом семейный альбом,
        Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
        Пускай, не всегда мы красивы,
         Зато эти фото правдивы.
        Хранится альбом в нашем доме,
        И снимки хранятся в альбоме.
Их много: и старых, и новых-
        У нас, у семейства большого.
- Ты любишь своих близких? Почему? (По фотографиям дети рассказывают о своей семье.

1.потому, что они добрые, ласковые, заботливые) .
2. В нашей семье все любят друг друга, понимают.
3.Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение.
4.Мама обо всех заботится, папа зарабатывает деньги, покупают нам игрушки.
4.Мне приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались.  Выполнение коллажа на тему « Я и моя семья»
7 страница «Мир нашему дому»
Ребята, с каждым годом вы становитесь взрослее, придет время, когда вы тоже будете создавать семью, свой дом.
- Какую семью вам бы хотелось иметь в будущем?
- Из чего складывается мир в доме, семейное счастье?
(Из чувств: любви, понимания, нежности:)
На столах, в коробочках вы видите много разных кирпичиков, давайте мы вместе построим дом для счастливой семьи. (Дети в группах, выбирают по кирпичику, выстраивают дом).
- Какие качества мешают, вредят счастью в семье?
(Грубость, жадность, ревность, обида, недоверие, лень).
- Чего не хватает нашему дому? (Крыши).
Семья крепка, когда над ней крыша одна.
Молодцы, мне кажется, у нас получился замечательный дом для счастливой семьи.
Нам остаётся заселить этот дом дружными человечками, которых мы сделали на уроке труда.
Круг «От сердца к сердцу».
Что бы вы хотели пожелать своей семье? (Дети по очереди высказывают пожелания своим родным).
- Я хочу пожелать всем присутствующим:
Здоровы будьте и удачливы без меры!
Желаю вам Любви, Удачи, Веры!
И пусть счастливая звезда
Сопровождает вас всегда!









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515