Урок по математике Компоненты деления

Вторая Сторожевская СОШ Лискинского района Воронежской области









ТЕМА:
«Компоненты деления: делимое, делитель, частное. Использование этих терминов при чтении и записи».
(Вводный урок)











Учитель начальных классов: Турищева Светлана Александровна















2012 год.
Тема: «Компоненты деления: делимое, делитель, частное. Использование этих терминов при чтении и записи».
(Вводный урок)
Форма: «Урок-путешествие»
Тип: Интегрированный «математика» и «мир вокруг нас».
Цели урока:
Обучающие: Повторить решение задач на увеличение и уменьшение числа; на разностное сравнение чисел; устный счёт в пределах 100; геометрические фигуры; познакомить с названиями компонентов при делении, решать примеры используя эти термины;
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, воображение;
Воспитывающие: Воспитывать в ребятах чувство коллективизма, взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: Картины и таблицы
«Осьминог»
«На мели»
«Пираты»
«Остров кокосов»
«Жемчужины»
«Дельфин»
«Корабль «Юнга»»
«Бутылка с картой»
«Черепашка Маруся»

Ход урока:

I. Организационный момент.

У. Здравствуйте!

Д. Давай с тобой обнимемся
И над землёй поднимемся.
Мы лучики свои соединим
И станем солнышком одним.

У. Хорошо! Садитесь!

II. Сообщение цели урока.

У. Сегодня мы повторим ранее изученный материал. Всё, что мы будем делать, пригодится нам на уроке. Милые ребята, мы уже знаем, как называются числа при сложении, вычитании, умножении. Верно?

Д. Да!

У. Год назад мы с вами совершили удивительное путешествие. Помните? Что мы нашли?
(Ответы детей)
У. Молодцы! А каким свойством обладают компоненты сложения и умножения?
Д. От перестановки слагаемых сумма не изменяется. И от перестановки множителей произведение не изменяется.
У. Верно! Молодцы! Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при делении. Компоненты деления спрятаны в сундучках. А чтобы их достать, нужно подобрать к каждому сундучку ключик.
Ребята, а кто нам всегда помогает узнать что-то новое?
Д. Наша черепашка Маруся.
У. Давайте и сегодня попросим нашу Марусю помочь нам. Ребята, слышите, нас зовёт Маруся. Посмотрите, что она нам принесла сегодня на урок?
Д. Бутылку? Но эта бутылка вся мокрая и в тине.
У. (берёт бутылку в руки)
В этой бутылке что-то лежит. Сейчас откроем и увидим, что в ней лежит.
(пытается открыть)
Ой, ребята, но бутылку я не могу открыть.
(Осматривает бутылку)
Ребята, на бутылке есть надпись «Сосчитайте до 100 по десяткам»
III. Устный счёт.
Счёт от 10 до 100 по десяткам.
Арифметический диктант.
50-20 = 30 90-20 = 70 70+14 = 84
15-9 = 6 14+6 = 20 30-20 = 10
70-60 = 10 30+27 = 57 68-60 = 8

У. Молодцы, ребята! Вот и бутылку смогли открыть.
(Достаёт из бутылки записку)
Смотрите, здесь какая-то записка.
(Разворачивает и читает)
«Сундучки спрятаны на чудо - острове». Вот беда! Компоненты деления похищены и спрятаны на чудо острове. Похитители оставили такое напутствие:
Тут затейки и задачки,
Игры, шутки – всё для вас.
Пожелаем вам удачки –
За работку, малышня!
Ну что, ребята, будем спасать названья?
Д. Да!
У. Но только как мы будем искать наши названия, когда мы не знаем, где находится этот чудо-остров? У нас нет ни карты, ни корабля. Что делать?
(Стук в дверь. Влетает попугай, в клюве держит карту).
Ребята, кто это?
Д. Попугай!
У. Ой, что это? Попугай принёс нам карту!
(Разворачивает карту и читает)
- Ребята! На карте есть надпись «Отгадайте загадку и вы узнаете, кто поможет вам в вашем путешествии».
Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног.
Вот и весь я.. (осьминог)
(хором)
Д. Осьминог, т. к. у него 8 ног (щупальцев).
У. А у вас в классе сколько человек?
Д. Девять.
У. На сколько число 9 больше 8?
Д. На один. Надо из большего числа вычесть меньшее.
У. Итак, мы открываем цифру 8.
(ученик открывает цифру 8).
Появляется картинка с теплоходом.
На чудо остров нас доставит
Этот прекрасный теплоход.
А как называется этот теплоход?
(дети хором читают название теплохода)
Д. «Юнга»
У. Значит, мы с вами будем матросами на этом корабле. Осьминожка говорит, что попасть на этот корабль не так-то просто. Для этого надо выполнить задание. Решить примеры не простые, а круговые. Чтобы справится с ними, нужно быть очень внимательным, собранным и активным. Готовы?
Д. Да!

10+40=50 50-5=45 45+20=65
65-30=35 35+65=100 100-90=10
10+15=25 25+25=50 50-0=50

(Ребята решают примеры по «цепочке» и за правильный ответ получают матросскую форму «Посвящение в моряки»).
У. Молодцы! Вы с честью выдержали все испытания. Пора подняться на борт корабля.
- Ребята, а что такое остров? Что мы с вами должны искать?
Д. Остров – это .. (ответы детей)
Вывод:
У. Остров – это часть суши, омываемая со всех сторон водой.
Молодцы!
- Для того, чтобы отправиться в путешествие, мы должны взять с собой судовой журнал, где будем отмечать наш маршрут и события, которые произойдут у нас на пути. Итак, сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся в сказочное путешествие на волшебном корабле в сказочное Математическое королевство. И для этого мы должны сказать волшебные слова: крабле-крибле-бумс. (все хором)
- В путь!
Физкультминутка.
Д. От зелёного причала оттолкнулся теплоход.
Раз, два, раз, два.
Он назад поплыл сначала.
Раз, два, раз, два.
А потом поплыл вперёд.
И поплыл, поплыл по морю,
Набирая полный ход. Раз, два.

У. Садитесь!
- Какое число мы назвали последним?
Д. Два.
У. Значит первый пункт нашего путешествия это?...
Д. Цифра 2. (открывают таблицу «На мели»)
У. Ребята, это 2 морячка. Их корабль сел на мель. А чтобы помочь морячкам, нам надо выполнить задание.

IV. Геометрический материал.

У. Найдите на рисунке геометрические фигуры.
Д. Дверь – прямоугольная.
У. А что это за фигура прямоугольник?
Д. У него все углы «ровные», прямые. И противоположные стороны равны.
У. Хорошо! Ещё есть геометрические фигуры?
Д. Треугольники. У него три угла и три стороны.
У. Отлично! А ещё есть фигуры?
Д. Круги – на теплоходе.
У. А ещё?
Д. Квадратные окошки.
У. А что вы можете сказать о квадрате?
Д. Это геометрическая фигура, у которой все стороны равны.
У. Молодцы! Хорошо!
Смотрите, а морячки-то не унывают, не «падают духом». Давайте их поддержим и споём им песенку. Эту песенку вы хорошо знаете. «Бескозырка».
Д. поют песню.
У. Молодцы! Значит следующий пункт нашего путешествия спрятан за цифрой 9. (ученики открывают карточку с цифрой 9).

V. Решение задач.
У. А вот подводный «сундучок» - раковина жемчужницы. Если в неё попадает песчинка, то она покроется перламутром и станет жемчугом.
Сейчас мы с вами решим задачу и запишем её в судовой журнал. Но прежде вспомним, из каких частей состоит задача.
Д. Задача состоит из условия -> вопроса-> решения -> ответа.
(выставляются «таблицы-помощники»)
У. Задача от Осьминожки.
1. На морском дне лежало 40 раковин с жемчужинами. Пловци за жемчугом достали со дна моря 30 раковин. Сколько раковин с жемчугом осталось на морском дне?

2.Рассуждение по условию задачи.

У. О чём говорится в задаче?
Д. О жемчужинах и раковинах.
У. Что дано в задаче?
Д. 40 раковин, 30 из них достали.
У. Что требуется узнать?
Д. Сколько раковин осталось.

3. Схематическая запись задачи.

Схема:
30 ?

40

Решение: 40-30=10 (раковин)
Ответ: осталось 10 раковин.

У. Теперь наш маршрут к табличке № 10.
Д. (открывают)
Картинки «Пираты»
(вбегают пираты).
П. А вот и мы!
Не ждали?
Удивлены?
(поют песню)
«Говорят, мы бяки-буки.»
У. Ребята, кто это?
Д. Пираты.
У. Так вот кто похитил наши сундучки.
П. Да. Это мы похитили сундуки и спрятали их на чудо-острове.
(показывают на попугая)
Этот, как его зовут?
Ой, забыл!
У. Ребята, кто это?
Д. Это попугай! Птичка, потому что у него есть перья.
У. Правильно.
- А вот вы, господа пираты, ведёте себя очень плохо и невоспитанно.
Сейчас мы с вами разберёмся.
П. Давай! Давай драться!
У. Нет, ребята, мы не будем с ними драться.
П. Что испугались?
У. Нет, но мы вас победим силою ума.
П. Ну-ну! Посмотрим!
- А мы вам тут примерчики приготовили.
У. Ребята, давайте посмотрим и проверим, как пираты решили эти примеры.

VI. Работа у доски по «цепочке».

10+10+10=10*2 1+1+1+1+1+1+1=7*1 3*2=5
5+5+5+5=4*5 20+20+20=20*2 2*2=5
0+0+0+0+0=5*0 100+100+100+100=4*100 2+5=7

(дети решают, а ответы исправляют)
П. Ух, ты! Ну и ну!
У. Молодцы! Хорошо справились с заданием.
П. Что? Победили! Выиграли! Ну уж нет! Ещё не вечер! Мы ещё вернёмся! А ну все за мной! (уходят)
У. А нам пора дальше в путь к пункту №7.

Физкультминутка «Рыбки»

У. Мы с вами попали на остров. Вы знаете, ребята, что по морю плавают не только рыбы, но и растения. Кокосовые орехи падают с пальм в воду, и волны несут их к новым необитаемым берегам. А на орехах путешествуют крабы.
Послушайте задачку, которую придумал Осьминожка.

VII. Решение задачи и её запись.

У. 1. По морю плывёт 27 кокосовых орехов, на 24 орехах сидят крабы. На сколько больше орехов, чем крабов?

2. Рассуждение:
У. Сколько кокосов?
Д. 27 орехов.
У. Сколько крабов?
Д. 24 краба..
У. Что нужно узнать?
Д. На сколько больше кокосов.
У. Как это узнать?
Д. Надо из большего числа вычесть меньшее.
У. Молодцы!

3. Запись и решение задачи в тетрадь.
Кокосов – 27
? на сколько >
Крабов – 24
Решение:
27-24=3
Ответ: на 3 больше.
У. Молодцы! Хорошо справились с задачей. Вы много трудились, пришла пора отдохнуть.
Аутотренинг.
У. Закройте глаза. Представьте себе: Морской ветер гладит ваши щёчки, волосы. Яркое солнце улыбается вам и посылает свои жаркие лучи. Галдят летящие за кораблём чайки, указывают путь к острову, им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогает восстановить силы.
Д. Открывают картину «Сундуки»
У. Смотрите, пираты уже на острове. Они нашли наши сундучки.
(появляются пираты)
П. Вот мы и опять встретились. Мы первыми приплыли на остров, значит, сундуки с сокровищами наши.
- Мы их не отдадим.
У. Но почему же вы их не открываете?
П. Никак не получается.
У. Для того, чтобы открыть сундучки, нужно выполнить задания. Ребята, вы готовы справиться с заданиями?
Д. Да!
У. Мы с вами одна команда. Одно целое. Вместе мы сила. Верно?
Д. Да!
У. Надо заполнить эти квадраты

: =


Задание №1: Вот семь дубков и три сосны.
Как зелены они, стройны!
Деревьев сколько тут? Узнай.
Их хорошенько сосчитай. (10)

Д. 10 : = (открывают первый сундук «делимое»)


У. Задание №2 : Три ромашки-желтоглазки,
Два весёлых василька.
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (5)


10 : 5 =


(открыли второй сундук «делитель»)
П. (охают и ахают)

У. Ну, а теперь давайте решим этот пример.
Д. 10 : 5 = 2 (открыли третий сундук «частное»)
У. Компоненты при делении называются
(читают хором)
Д. Делимое. Делитель. Частное.
У. Вот мы и открыли наши сундуки. В них были спрятаны компоненты деления.
П. А где золото? Алмазы? Сокровища?
У. А для нас это и есть настоящие сокровища.
П. Если бы мы знали! Ой-ой! Сколько сил, и всё напрасно! Ой-ой!
- Пошли отсюда! Ну их всех!
(уходят)

VIII. Создание проблемной ситуации.

У. Как назвать число 10 (5 , 2)?
Д. 10 – делимое
5 – делитель
2 – частное
У. А почему их так называют?
(ученики высказывают своё мнение)
Д. Делимое – это число, которое мы делим.
Делитель – это число, на которое мы делим.
Частное – это результат деления.
У. Молодцы! Хорошо разбираетесь!

IX. Закрепление изученного материала.

У. Давайте сейчас решим и прочитаем примеры.
6 : 2 = 3
Д. Делимое 6, делитель 2, частное 3.

Аналогично: 8 : 4 = 2 4 : 1 = 4 10 : 2 =5

X. Обобщение.

У. Что мы узнали сегодня на уроке?
(ответы детей)

XI. Итог урока.

У. Отлично! Всё хорошо!
Мы много сделали за урок, выполнили все задания. Работу выполнили на «отлично!» Вам понравился урок?

Д. Да!

У. Спасибо за работу!
Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра!
Урок окончен!
15