Из опыта работы Организация внеурочной деятельности в начальных классах

Организация внеурочной деятельности.     
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера, походы и т .д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (экскурсии, социально значимые дела, трудовые акции и др.). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Таким образом, внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
За последние 3 года на занятиях по внеурочной деятельности использую программы «Школа развития речи» и «Умники и умницы»». Учащиеся всегда проявляют большой интерес к занятиям, посещаемость составляет 100%. На занятиях использую активные методы и нестандартные формы работы: проектную методику, исследовательские и проблемно-поисковые методы, коллективные игры и др. В качестве примера можно привести следующие нетрадиционные формы проведения занятий: 1) Выпуск классной газеты «Дубок» со статьями детей на определенную тему, репортажами 2) Библиотечный урок (исследовательская работа со статьями разных жанров). 3) Учебный проект «Царство геометрии» и др.
Занятия в кружках способствует лучшему усвоению учащимися материала по основным школьным предметам. Так, кружок «Умники и умницы» помогает детям в решении задач, развивает пространственное воображение, логическое мышление и т.д. На занятиях по развитию речи дети учатся искусству общения, развивают коммуникативные навыки, необходимые как на уроках, так и в повседневной жизни.
Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является так же и социальная практика, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности обучающегося.
Организация работы кружков
Название кружка
Направленность
Количество участников

«Школа развития речи»
общекультурная
12

«Умники и умницы»
общеинтеллектуальная
12

ОПД (общественно-полезная деятельность0
социальное
12