Педагогический проект на тему Правильно говорим — красиво пишем

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

I. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.

1. Название проекта: «Правильно говорим – красиво пишем»

2. Информация об авторе проекта:

Автор проекта:
Ксензюк Е.А. учитель-логопед, образование высшее, педстаж 25 лет, дефектолог,
организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта,
обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, консультирует
педагогов, родителей;
Должность и место работы: Учитель - логопед, ОГБОУ «Рязанская специальная
/коррекционная/ общеобразовательная школа – интернат».

3. Участники проекта: уч-ся 1 класса. /10 человек/

4. Время реализации проекта – сентябрь 2012 года – май 2013года /долгосрочный/

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Проблема, основания для разработки.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Идея влияния развития мелкой и артикуляционной моторики на развитие речи давно интересовала педагогов.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова (1973) пишет, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки ... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Козырева Л.М. (2002) отмечает, что нормальное развитие речи ребёнка связано с

развитием движений пальцев рук, так как моторная речевая зона в головном мозге

является частью двигательной области.

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается
координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга.
Лалаева Р.И. (1999) считает немаловажным развитие моторики у умственно отсталых детей, так как необходимость развития моторики рук у умственно отсталых детей, особенно страдающих дизартрией, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики.
По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
Проводя обследование состояния речевой и мелкой моторики у уч-ся, я сделала

вывод, что почти все уч-ся имеют те или иные отклонения в овладении

дифференцированными движениями органов артикуляции, у них также слабо развита ручная моторика.

Это негативно сказывается на их общении со сверстниками и взрослыми (они стесняются

своей речи или их не понимают), мешает в обучении (при письме заменяют буквы,

пишут как говорят; испытывают трудности на уроках чтения, рисования и т.д.).

Исходя из этого, я решила разработать и подобрать комплекс игр и упражнений для развития общей, мелкой и специальной моторики для детей с нарушениями речи с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Концептуальные основы проекта.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Коррекция речевого развития будет проходить эффективнее при условии использования комплекса упражнений по развитию мелкой и артикуляционной моторики у уч – ся.
Развитию мелкой моторики способствуют индивидуально проводимые упражнения, игры пальцами.
Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребёнка – язык, губы, челюсти – также работал правильно и чётко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определённых положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.
Основной задачей учителя - логопеда, является развитие полноценной речи ребёнка,

своевременное предупреждение и устранение всевозможных её недочётов.

В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций;

моторики, особенно речевой; развитие познавательной деятельности, прежде всего

мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной

регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Важной особенностью логопедической работы является организация комплексного воздействия на устранение речевой патологии у школьников. В традиционных программах по коррекции звукопроизношения и развитию речи хорошо известные и отработанные методики недостаточно объединены, что приводит к затягиванию коррекционно-педагогического воздействия. Поэтому я нашла свой путь устранения речевых нарушений с использованием специальных игр и упражнений на развитие и укрепление моторики.
Разрабатывая данную тему, я учитывала что:
двигательное и интеллектуальное развитие ребёнка находятся в тесном единстве, оно взаимообусловлено: совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции;
возрастные особенности детей предполагают использование игры как ведущей деятельности.

При разработке проекта я ориентировалась на следующие принципы:

- принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только
традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки.

- принцип систематичности и последовательности обосновывается возрастными,
психологическими особенностями, связан как с организацией материала, так и с
системой действий по его усвоению: восприятием информации, разъяснениями
педагога, самостоятельной работой.

- принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей
доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной
доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть
интересными и разнообразными, по силам каждому, но с постепенно нарастающей
степенью сложности.

- принцип прочности закрепляет усвоение знаний. Для прочности усвоения и сохранения
материала имеет большое значение субъективная оценка значимости знаний в жизни.

- принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения
различных по содержанию и способам осуществления.

- принцип наглядности активизирует мыслительную деятельность и формирует
чувственный образ.

- принцип межпредметных связей способствует использованию сведений из других
разделов программы.

Таким образом, миссию данного проекта я вижу в том, чтобы показать, что необходимо и целесообразно использование логопедических игр и упражнений в различных видах образовательной деятельности.

Цель проекта: коррекция нарушений звукопроизношения у уч-ся с использованием
комплекса игр и упражнений на развитие артикуляционной и мелкой
моторики;
снижение количества детей с нарушениями речи путем развития у них
артикуляционной и мелкой моторики.

Задачи проекта:

- выявить состояние мелкой и артикуляционной моторики уч-ся с речевой патологией;
- помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и
патологические недостатки речи,

- совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами школьника,

- разработать методику проведения коррекционно-развивающих занятий с
использованием специальных игр и упражнений на развитие всех видов моторики;
- создать базу дидактических материалов, необходимую для занятий с детьми,
с привлечением к этому педагогов, детей и родителей.

- оказать консультационную помощь педагогам, родителям в преодолении нарушений
звукопроизношения.

- показать эффективность использования разработанной методики в практике школы.

3. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Ежегодное обследование звукопроизношения младших школьников свидетельствует о многочисленных нарушениях (замена и пропуски звуков, искажение, смешение звуков). Это связано с несформированностью фонетического слуха, патологическими нарушениями, недоразвитием или аномалиями строения артикуляционного аппарата, а также невниманием родителей к речи ребенка или неумением родителей провести необходимую работу по коррекции звуков.

Работа по коррекции нарушений звукопроизношения проводится в виде:

- речевых игр и упражнений, упражнений на звукоподражание, /Приложение № 6/

- пальчиковых игр и упражнений, /Приложение № 4/

- дыхательных игр и упражнений, /Приложение № 6/

- подвижных игр с текстом, /Приложение № 3/

- артикуляционной гимнастики, мимических упражнений, /Приложение № 2/

- массажа лица и кистей рук, /Приложение № 5/

- нетрадиционных упражнений для совершенствования артикуляционной и мелкой
моторики с использованием подручных материалов. /Приложение № 2/

В проекте активное участие приняли: учитель, воспитатели группы, закрепляя проводимую логопедом работу.

Одновременно проводится работа с родителями: беседы, консультации и привлечение их к правильному формированию звукопроизношения.

4. Технология достижения цели проекта.

В проекте участвуют 10 уч-ся 1 кл.

4.1. Обследование и диагностика.

Проводится сбор анамнестических данных детей группы:
анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических), уровень развития мелкой моторики, неврологической симптоматики.

4.2. Организация и методы логопедической работы.

Обучение ребёнка правильному произношению включает выработку правильных и прочных речевых динамических стереотипов, тем самым затормаживая прежние несовершенства. Логопедическая работа проводится в единстве с развитием языка и мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль. Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний. В логопедической работе используются приёмы, вызывающие у ребёнка положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение, т. е. положительные раздражители. Логопедическая работа должна заблаговременно чётко планироваться. В плане отмечается нужный речевой материал, игры и наглядные пособия, а также время и вид основного занятия, в которое включается коррекция речи.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики учитывается характер произношения и целесообразности рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Работа организуется следующим образом:
Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
Логопед показывает выполнение упражнения.
Ребёнок выполняет упражнение по показу логопеда.
Ребёнок выполняет упражнение самостоятельно.
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна, более слабая сторона и упражнения служат для её укрепления.
При подборе пальчиковых упражнений учитывается разностороннее, гармоничное развитие двигательных функций кисти руки, необходимость тренировки всех трёх типов составляющих: сжатие и растяжение, расслабление.
Перед началом занятий целесообразно с детьми выучить названия пальчиков.
Работа организуется следующим образом:
Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
Логопед показывает выполнение упражнения.
Ребёнок выполняет упражнение по показу логопеда.
Ребёнок выполняет упражнение самостоятельно.
В подвижных играх наблюдаю за одновременностью произношения элементов речи с движениями тела. Эта координация достигается личным примером логопеда, словесной командой, дирижированием рукой, хлопками, музыкой.

Развивать общую и мелкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания.

В работе с уч-ся использование гигиенического, вибрационного, точечного массажа будет способствовать нормализации мышечного тонуса, активизации процесса кровообращения, подготовки мимических мышц лица и артикуляторного аппарата.

Для этого используются:

- динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития мелкой
моторики в движениях, выполняемых последовательно или одновременно:
поочередные движения пальцами, сгибание-разгибание, сжатие в кулак, «рисование» пальцем, нанизывание бус, укладывание горошин, постукивание карандашами, описывание кругов в воздухе, отбивание такта и др.

- упражнения на определение положения губ, кончика языка предложенные Е. Ф.
Соботович, Р. И. Лалаевой,

- упражнения (включая нетрадиционные) на активизацию артикуляторной мускулатуры

- упражнения на развитие мимических мышц лица,

- упражнения по формированию захвата, формированию графомоторных навыков.


5. Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный. /Приложение № 1/

Задачи:

- На этом этапе необходимо ознакомиться с анамнестическими данными детей. Также важно на данном этапе подобрать и отобрать логопедический и дидактический материал, разработать примерное планирование работы в соответствии с психическими и возрастными особенностями школьников. К данному виду работ подключаются медицинский работник, педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.

2 этап. Реализация.

Задачи:

1. Проведение коррекционной работы с детьми. /Приложение № 6/

2. Опробовать нетрадиционные приемы логопедической работы.

2. Продолжить создание базы дидактических материалов.

3. Оказать консультационную помощь педагогам, родителям.

Данный этап предполагает непосредственное проведение занятий согласно планированию логопедической работы.

3 этап. Контрольно-диагностический.

Задачи:

1. Определить эффективность проделанной работы.

2. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по дальнейшему формированию
звукопроизношения.

Данный этап предполагает подведение итогов работы, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы начиная с 1 класса.

6. Риски при реализации проекта.

1. Трудность усвоения логопедического материала, обусловленная неврологическим
статусом, аномалиями развития артикуляционного аппарата.

2. Нестабильная посещаемость школьниками ввиду пропусков по болезни.

3. Непринятие родителями рекомендаций логопеда, пассивное участие в проведении
логопедической работы.

4. Пассивность детей во время проведения логопедической работы.

5. Большое количество детей в группе не позволит в должной мере оказать
индивидуальный подход.

7. Ресурсное обеспечение проекта:

- канцтовары (бумага, цветные и простые карандаши, прописи, ножницы);

- проектор, экран для использования электронных презентаций;
- оборудование логопедического кабинета;

- дидактический материал для проведения коррекционных занятий, наглядные пособия,

- дополнительный нетрадиционный материал,

- дидактические игры, настольно-печатные игры

8. Предполагаемые результаты реализации проекта.

1. Отработка механизмов использования приемов логопедической работы на занятиях
и вне их.

2. Создание перспективного плана работы.

3. Сокращение количества детей с нарушениями звукопроизношения, а также числа
детей с СНР.

4. Разработка рекомендаций для педагогов по применению логопедических игр и
упражнений на занятиях и в свободной деятельности со школьниками.

5. Создание базы дидактических материалов, коллекции нетрадиционных пособий.

6. Использование логопедических упражнений родителями в домашних условиях в
соответствии с рекомендациями и учетом возрастных и психических особенностей
детей.

9. Распространение результатов проекта мне представляется возможным:

1. Сообщение об опыте реализации проекта на педагогическом совете учреждения.

2. Выступления на МО учителей и воспитателей.

10. Бюджет проекта я не рассматриваю, так как реализация проекта предполагается в
рамках инновационной работы учителя-логопеда и не потребует материальных
вложений извне.

11. Литература:

1. Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи //
Дошкольное воспитание. 1990, №8.

2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. С-Пб, 1994.

3. Верясова Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять: Развивающие
пальчиковые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ек, 1996.

4. Верясова Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – будем в школу мы играть: Развивающие
пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Е., 1998. 5. Верясова Т. В. Система
упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. Е., 2000.

5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки –
чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Ярославль, 2000г.

6. Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда». Москва. 2000г.

7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и
дыхательно-голосовые упражнения». М., 2002г.

8. Лопухина И. С. «Логопедия. Упражнения для развития речи». С-Пб, 1998г

9. Лопухина И. С. Логопедия / звуки, буквы, слова. С-Пб, 1998г

10. Логопедия. /Под редакцией Л. С. Волковой. М., 1989.

11. Методы обследования речи у детей. / Под редакцией Власенко И. Т., Чиркиной Г. В.
ч. 1, М., 1992.

12. Научно – методические журналы «Логопед».

13. Репина З. А., Васильева Т. В. и др. В мире звуков и букв. Екатеринбург, 1995

14. Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми». Москва «Владос», 1994г.

15. Хватцев М. Е. «Предупреждение и устранение недостатков речи». С-Пб, 2004

16. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н Новгород, 1995.
Приложение № 2.
/упражнения на развитие артикуляционной моторики/
Сказка о весёлом язычке.
Жил-был Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо, вниз, не ли луж, вверх (движение языком, рот открыт), есть ли солнышко. Закрыл окошко (закрыть рот). Открыл снова Жарко стало (а...а...). Холодно стало (д...д...). Закрыл окошко.
Побежал Язычок в ванную комнату. Прибежал. Открыл дверь (н...н.. и движение рукой). Включил свет (чик). Открыл воду (чик-чик-чик и движение кистью). Полилась горячая вода (шшш).
«Ой!», - испугался Язычок и отдёрнул руки. (Покажите, как он испугался).
Надо открыть какую воду? Правильно, холодную (чик-чик-чик и движение кистью). Водичка соединилась и стала тёплой (ссь...). Язычок почистил зубы щёткой (упражнение). Умылся (круговые движения языка по губам). Закрыл холодную воду (чик-чик-чик ). Закрыл горячую воду (чик-чик-чик ). Закрыл дверь (ннн...).
И побежал Язычок на кухню завтракать. А на кухне мама блинчики печёт.
«Здравствуй, мама!», - весело крикнул Язычок. – Я тебя очень люблю!»
«Здравствуй, Язычок! Я тебя тоже очень люблю. Помоги мне тесто месить». (упражнение). Наконец тесто готово. Мама испекла и дала Язычку блинчики (упражнение «Блинчик») с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Выпил молока из чашки (упражнение), поблагодарил и спросил:
«Мамочка, можно я пойду погуляю?» «Конечно, можно, - ответила мама. – Только не опаздывай к обеду».
Вышел Язычок на крыльцо дома. А вокруг дома длинный забор (упражнение «Заборчик»). Наверху труба (упражнение «Дудочка»). В трубе живёт весёлый ветер: «У... У... Привет. Язычок!»
Побежал Язычок в конюшню к своей любимой лошадке. «Здравствуй, Лошадка!» – погладил её Язычок (движение рукой) – поедем кататься». «Иго-го ...», - обрадовалась лошадка. Вскочил Язычок на лошадку и поскакал (упражнение).
Прискакал Язычок в зоопарк. Там он встретил своих друзей: Болтливого индюка (бл-бл-бл, упражнение), Упрямого Ослика (иа-иа-иа). Друзья покатались на автомобильчиках (дррр ...). Съели мороженое (лакательные движения языком). Надули воздушные шары (упражнение). Жарко. Слон в зоопарке опустил свой длинный хобот в воду. Набирает водичку (упражнение). Язычок посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести (чик-чик-чик, упражнение).
«Ой, меня же мама дома ждёт», - и поскакал он домой.
Вот такая история о Язычке. А вы придумайте свою.


«Лягушка»

Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.
Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Как весёлые лягушки
тянем губки прямо к ушкам.
Потянули – перестали.
И нисколько не устали!

«Слон»
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

«Лягушка-слон»
Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам
растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
хоботок есть у меня.

1."Улыбка" ("Заборчик")
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5-10 секунд.
Следить, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребенком пропеть звук "и", и губы растянутся в улыбке.
2."Хоботок" ("Трубочка")
Вытянуть сомкнутые губы вперед "трубочкой". Удерживать их в таком положении под счет от 1до 5-10. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами. Можно вместе с ребенком пропеть звук "у", и губы примут положение "трубочка".
3."Шарики" ( поочередное надувание щек)
Рот закрыт. Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.
4."Накажем непослушный язык" (шлепаем губами по языку)
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: "па- па- па".
5."Лопаточка"
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10.
6."Чашечка"
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если "чашечка" не получается, то необходимо вернуться к упражнению "Шлепаем губами по языку", распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх и язык принимает нужную форму. Можно также завернуть язык на верхнюю губу, придерживая его края пальчиками, и удерживать его в таком положении в течение 5- 10 секунд.
7."Вкусное варенье"
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижнюю челюсть не "подсаживала" язык вверх- она должна быть неподвижной.
8."Барабанщик"
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и монгократно повторяя: "Д-д-д". Темп убыстряется постепенно. Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: "Дын-дын-дын" ("звоночек") или "Т-д, т-д" ("скачет лошадка").
9."Лошадка"
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
10."Грибок"
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута ("ножка гриба"), и удерживать в таком положении в течение 5- 10 секунд. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению "Лошадка". Ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп, и присасывает язык к небу.
11."Иголочка"
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперед.
12."Маятник"
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10- 15 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна.
13."Качели"
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы ( с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так поочередно менять положение языка 5-6 раз.




Нетрадиционные упражнения
для совершенствования артикуляционной моторики.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке
языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх
(вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик
от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в
вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку
с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать
к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.


7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать
круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать
легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно
от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой

"Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды
(вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед
из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы
рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот.
Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад.
Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1.Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт.
Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.
Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами,
то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается
в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами,
а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется
на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами,
попеременно то - левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх
в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика).
При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1,
пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление.
Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
Приложение № 3
/упражнения на координацию речи с движением/
«Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, Капусту, Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу. Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!

(«Шагают» пальчиками по столу).
(Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках).


(Хлопок).
(Попеременные удары кулачками и ладонями).
(Загибают пальчики на обеих руках).




(Хлопок).
(Стучат ребром каждой ладони по столу).
(Загибают пальчики).




(Хлопок).
(Ладони складывают крест-накрест на столе).
(Загибают пальчики).




(Хлопок)
(Показывают, как едят суп)



Упражнение «Маленький кролик»
Координация речи с движением,
развитие творческого воображения,
подражательности, общих речевых навыков.

Маленький кролик, пушистенький кролик

Всех нас смеяться заставил до колик:

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

Ах, как смешно его уши торчали!
Мы хохотали, души в нём не чая,
Но, на опушке, заметив лису,
Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
(Дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперёд-назад).

(Останавливаются, держатся за животики).


(Сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку).
(Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу).

(Делают «ушки» из ладошек).
(Опять держатся за животики).
(Смотрят из-под руки).
(Подмигивают, разбегаются).



Упражнение.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,
Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


Приложение № 4

Развитие движений рук и ручной умелости.

1. Манипуляция с мелкими деталями.
2. Нанизывание бусинок на нить.
3. Лепка из пластилина.
4. Вращательные движения мелких предметов пальцами.
5. Работа с нитками, проволокой, шнурками.
6. Рисование и раскрашивание.

/Пальчиковая гимнастика/

Инсценирование руками стихов по образцу учителя.
2. Теневой театр.
3. Составление фигур из пальцев.
4. Составление фигур из палочек с усложнением.
5. Пальчиковый игротренинг:

«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Ладонь – кулак»
Руки положить на стол:
1. ладони прижаты к столу;
2. одновременно сжать оба кулачка (позиция “кулак – кулак”);
3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция “ладонь – кулак”).
«Упражнение с волчком»
Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки.
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.
(встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)
«Упражнение с поролоновым мячиком»
Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами).
В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд.
6. Подготовка к обучению письму /графические упражнения/

1. Прямые линии. 4. Ломаные линии.
2. Штриховка. 5. От рисунка к букве.
3. Соединение по точкам.
Приложение № 5

/ Массаж, самомассаж/

1. Самомассаж ушных раковин.

Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами,
затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно. 2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук. 3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так,
чтобы пальцы обеих рук соприкасались.
Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными
тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь. 4. Самомассаж головы.

Пальцы рук слегка согнуты.
Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей
к макушке. 5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее,
проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно.
То же другой рукой.
6. Массаж пальцев.

Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

Затем тоже самое проделывают с пальцами правой руки со словами:

Жил на свете Аладдин,
У него был в лампе джинн.
Чтоб позвать наружу джинна,
Трем мы лампу Аладдина.

«Урок».

Нажимаем на звонок,
Начинается урок: дзинь – дзинь!

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на поверхность стола.

Вот разгладим мы ладошки,
Поработаем немножко.
Гладить ладонь об ладонь.
И по кругу проведём,
Каждый пальчик разомнём.

Делать круговые движения, потирая ладонью о ладонь.

Посмотри! Бежит дорожка
По ухабам между пней.
Прогуляемся немного,
Станут пальчики сильней

Указательными пальцами обеих рук «шагать» по столу.

Снова гладим мы ладошки,
Поработаем немножко.
И по кругу проведём,
Каждый пальчик разомнём.
Вот опять звенит звонок

Движения повторяются, как в начале.

«Утюг»

Утюгом разгладим складки.
Будет всё у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ёжику и мишке.

Подушечками 4-х пальцев массировать тыльную часть руки, начиная от основания пальцев этой руки до запястья пунктирными движениями вперёд-назад.

«Пила»

Пили пила, пили пила,
Зима холодная пришла,
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!

Ребром ладони имитировать пиление по тыльной стороне кисти во всех направлениях.

«Тесто»

Тесто месим, тесто мнём,
Пирогов мы напечём
И с капустой и с грибами.
Угостить вас пирогами?

Основаниями ладоней делать вращательные движения сложенными вместе ладонями со смещением то влево, то вправо относительно друг друга.

Приложение № 6
/конспекты занятий/
Занятие 1. «Прогулка в осеннем лесу»

Оборудование: осенние листья; иллюстрации – птички, филин, зайчик с барабаном, ёжик,
малина; бубен.
Ход занятия:
Динамические упражнения.
Педагог: В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
Может быть, в лесу осеннем
Мы боровичка найдём.
Дети берутся за руки и идут шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.
Праздник осенью в лесу
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
На деревьях листья какого цвета? (Ответы детей)
2. - Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.
Дыхательное упражнение «Ветер и листья».
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
3. Упражнение с элементами пальчиковой гимнастики.
Педагог. Мы певцы, певцы лесные.
Песни мы поём простые:
О цветах, о солнышке,
О маленьком воробышке. (В. Степанов).
Дети произносят «Чик-чирик!» в высоком регистре, помахивая руками как крыльями.
Пальчики – головка, крылышки – ладошка.
Повернуть ладонь к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка птички, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими, произнося: «Фыр-фыр».
Сидит филин на суку и кричит: «Бу-бу, бу-бу!»
Прижать друг к другу сжатые в кулаки руки. Большие пальцы – вверх («ушки»), указательные – вместе, указывая себе на грудь («нос»).
Зайка взял свой барабан и ударил: трам-там-там! (В. Цвынтарный).
Сжать пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы прижать друг к другу и поднять вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу. Произносить д-д.
Всюду песни, гомон, свист,
Только он не голосист.
Пых-пых, пых-пых,
Дайте ножик,
Чтоб свисток мог сделать ... (Ёжик).
Прижать ладошки друг к другу и двигать ими вправо-влево, широко раздвинув прямые пальцы, и произносить: «Пых-пых!»
Губы сложим в трубочку –
На свисток похоже.
Посвистеть в свисток
И без свистка мы можем. (Т. Будённая)
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд. Произносить звук «у».
Посмотрите, какой весёлый ёжик прибежал на нас поглядеть.
4. Массаж лица «Ёжик», с проговариванием чистоговорки.
Жа-жа-жа – Мы нашли в лесу ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.
Жу-жу-жу – Подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.
Ужа-ужа-ужа – Впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу и растереть лоб движениями в стороны – вместе.
Жок-жок-жок – Надень ёжик сапожок. /Кулачками массировать крылья носа/
5. Физминутка «Ёжик».
Педагог: По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадётся волк –
Превратится ёж в клубок.
Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают ягодки». Сворачиваются на полу клубком.
Ощетинит ёж иголки –
Не достанется он волку.
Ёж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! (И Лопухина)
Встают и продолжают «топать по дорожке».
Пошли мы по дорожке за ёжиком, а он привёл нас к ягодам. Вот их сколько.
Давайте, ребята, ягодки собирать.
6. Массаж пальцев «Малина».
Педагог: С веток ягоды снимаю и в лукошко собираю.
Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Сложить ладони «корзинкой».
Я поем ещё чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем ещё малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту.
Раз, два, три, четыре, пять ...
Поочерёдно массировать каждый палец на одной руке (при повторении – на другой).
Снова буду собирать. (И Лопухина)
Хлопки в ладоши.
Педагог: Ой, ребята, а ведь мы в лесу заблудились! Как же мы найдём дорогу домой?
(Ответы детей).
7. Мимическое упражнение «Эхо» на развитие эмоций.
Дети мимикой изображают содержание стихотворения:
Закричали все: «Ау!»
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Наше эхо возвращается
К нам тихо: «Ау! Ау!»
Эхо! Эхо! Вот потеха.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас. (Е. Благинина).
Педагог: Ёжик решил проводить нас до дому. Идём мы за ним, а звери лесные нас
провожают, из-за деревьев выглядывают.
Подвижная игра «Лесные звери» (на внимание).
Ребята идут друг за другом.
На один удар бубна замирают, изображая лисичку, выглядывающую из-за куста;
на два удара – мишку, спрятавшегося за деревом.











Занятие 2. «Колобок – колючий ёж» (по мотивам сказки В. Бианки).
Оборудование: картинки – бабушка, дедушка, заяц, волк, мишка, лисичка, лягушка,
ёжик, свернувшийся клубком.
Ход занятия:
Педагог. Жили-были старик со старухой – те самые от которых колобок укатился.
Пошли они как-то в лес за грибами да за ягодами.
1. Логопедическая гимнастика.
Упражнение «Тропинка». Дети берутся за руки и за ведущим идут «змейкой».
Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Язычок будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.
Педагог: Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Упражнение «Надуть щёки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.
Педагог: На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)
Упражнение «Подуй на одуванчик». Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть через неё, вырабатывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Упражнение «Дятел». Многократно побарабанить кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «д»: «д-д-д...»
Педагог: Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
Остановились старик со старухой под деревом, посмотрели вниз и увидели грибок.
А невдалеке ещё один гриб, и ещё, и ещё. Стали дедушка с бабушкой грибы собирать.
Глянь-ка, Старуха, никак, под кустом наш Колобок лежит?
Что ты, Старик! Откуда ему быть?
Но, чтобы получше рассмотреть старуха надела очки.
2. Пальчиковая г-ка.
Педагог: Бабушка очки надела,
Колобочка разглядела.
Большой палец правой и большой палец левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам.
Подошла Старуха поближе к Колобку, только наклонилась, чтобы поднять его, как накололась на что-то колючее. Это был Ёжик, а не Колобок. Стала бабушка на пальцы дуть. Чтобы боль облегчить.
3. Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы».
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
Педагог: А Ёжик вскочил на ножки и побежал по дорожке. А навстречу ему Заяц.
4. Пальчиковая игра «Зайчик и ушки»
Педагог: Ушки длинные у Зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат. (В. Цвынтарный).
Пальчики собрать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими в стороны и вперёд.
Захотел Заяц Колобка съесть, да тоже укололся. Подскочил Заяц от боли, побежал со всех ног, даже на дерево налетел.
5. Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.
Педагог: Тили-тили-тили-бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом!
Приставить ладони ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку.
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Побыстрее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс.
Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.
6. Массаж пальцев «Малина».
Волк тоже не смог съесть Колобка, а только уколол свой нос.
Подошёл к Колобку медведь.
7. Динамическое упражнение (для стоп)
Педагог: Толстый Мишка не купался,
Вкусных ягод не набрал.
Он лягушки испугался,
От лягушки он удрал...
Ходьба на пятках. Ходьба на носках. Ходьба на внешнем своде стопы.
Педагог: Вот какой трусишка
Этот толстый Мишка. (В. Степанов).
Стоя на месте, перекаты с пятки на носок.
Уколол Мишка-трусишка лапу о колючий бок Колобка и задрожал, заревел.
Ты, Мишутка, не дрожи –
С лягушонком попляши.
8. Подвижная игра «Лягушата и Мишка».
Дети делятся на равные подгруппы. Под весёлую музыку они двигаются врассыпную. Одни дети изображают лягушат, другие – медвежат. На более подвижную музыку дети встают в пары (мишка и лягушонок) и кружатся.
Педагог: А вот появилась хитрая Лиса.
Без обмана, без утайки
Не прожить мне даже дня!
Ведь не зря Лисой-плутовкой
Называют все меня.
9. Упражнение «Разминаем пальчики»
Педагог: Разминаем пальчики, раз-два-три!
Разминаем пальчики – ну-ка, посмотри!
Сжимать и разжимать пальцы.
Вот бежит Лисичка, раз-два-три!
Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!
Лепим, лепим личико, раз-два-три!
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
Делать плавные движения руками, поочерёдно выдвигая вперёд руки. Легко «пробежаться» пальчиками по лицу.
Хитрая Лисичка – вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Придать лицу выражение хитрости.
Вот Лисичка злая, ой-ой-ой!
От неё скорее убегу домой.
Оскалить зубы, раздувая ноздри, напрячь пальцы, как когти.
У Лисички нашей грустный вид,
Сидит одна Лисичка и грустит.
Изобразить грусть – опустить голову и уголки рта вниз.
Улыбнись, Лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Улыбнуться.
11. Гимнастика для глаз, с проговариванием чистоговорки.
Са-са-са – вот идёт Лиса.
Су-су-су – видим мы Лису.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.
Са-са-са – Лисонька краса.
За-за-за – закрывай глаза.
Ся-ся-ся – вот и сказка вся.
Движения глазами вправо – влево, вверх – вниз, вправо – влево, вверх – вниз. Закрыть глаза. Поморгать глазами.
Педагог: Лиса была хитрая. Она тихонечко, одними коготками толк Колобка в канаву. Колобок – плюх! – в воду. Мигом развернулся, заработал лапками – поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а Ёжик.
12. Педагог: Пора нам домой возвращаться. А через канаву перекинут мостик.
На носочках осторожно
Перейти мосточек можно.
Тише, тише, не спешите,
Брёвнышки не раскатите.
Дети уходят из класса, двигаясь друг за другом и ступая на носочки.





Приложение № 1
/обследование состояния звукопроизношения, мелкой и специальной моторики/


Фамилия,
имя ребёнка

Звукопро-
изношение

Речевая моторика

Мелкая моторика

Сумма
баллов

Уровень
развития

1. Агапонова А.
0
0
0
0
низкий

2. Бакунина В.
1
0
0
1
низкий

3. Денисов К.
0
0
1
1
низкий

4. Денисова С.
2
1
2
5
ниже среднего

5. Журавлев М.
1
1
1
3
низкий

6. Шуршилин К.
0
0
1
1
низкий

7. Федюнин Д.
1
1
1
3
низкий

8. Мешинев С.
1
0
0
1
низкий

9. Зайцева С.
0
1
1
2
низкий

10. Гуркин В.
0
0
0
0
низкий

Оценка: 3 балла – чёткое выполнение движений, речь в норме;
2 балла – незначительные изменения;
1 балл – значительные нарушения речи,
выраженные трудности: переключения речевых движений,
выполнения упр. пальцами рук;
0 баллов – невыполнение инструкций, грубые нарушения речи.
Я условно выделила 4 уровня развития звукопроизношения и моторики: высокий - 9-12 баллов; средний - 6 - 8 баллов; ниже среднего – 4 – 5 баллов; низкий – 3 балла и менее.
Высокий уровень развития характеризуется четкой речью, хорошей координацией, ловкостью движений, пониманием речевой инструкции, активностью, хорошей ориентировкой в пространстве, координацией слова с движением, нормальным состоянием мышечного тонуса, темпа движений, без быстрых признаков утомляемости.
Средний уровень характеризуется небольшим отклонением, но с достаточно чёткой речью, хорошей координацией, ловкостью движений, пониманием речевой инструкции, активностью, хорошей ориентировкой в пространстве, координацией слова с движением, отсутствием патологических или сопутствующих речи движений, нормальным состоянием мышечного тонуса, темпа движений, без быстрых признаков утомляемости.
Ниже среднего – присутствуют нарушения звукопроизношения, нечёткое выполнение движений, с небольшим нарушением координации, ловкости, недостаточное понимание речевой инструкции, нарушение ориентировки в пространстве, нескоординированность слова с движением, нарушение темпа движений, быстрая утомляемость.
Низкий – грубое нарушение речи, нарушения в выполнении движений, с нарушением координации, ловкости, непонимание речевой инструкции, гипер- или гипоактивность, нарушение ориентировки в пространстве, нескоординированность слова с движением, грубое нарушение темпа движений, быстрая утомляемость.
По результатам обследования высокий и средний уровень развития всех видов моторики не показал никто; низкий уровень – 9 человек, ниже среднего – 1 человек.
15