Исследовательская работа «Роль кустарников в биогеоценозе леса, их биологические особенности и экологическое состояние»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ У П Р А В Л Е Н ИЕ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА»
Областное массовое мероприятие
Юниорский лесной конкурс
«Подрост»,
Номинация:
«Экология лесных растений»
Тема учебно - исследовательской работы
«Роль кустарников в биогеоценозе леса, их биологические особенности и экологическое состояние»
(на примере Петришина леса муниципального образования «Амосовский сельский совет» Медвенского района»)
Подготовила: Харитонова Евгения (11 класс)
Руководитель: учитель биологии Токарева Татьяна Леонидовна

Детское экологическое объединение
«Юный друг природы»
2015

... Российский лес! Широкие ветра Тебе, как лосю, ноздри раздувают, В тебе порою громы созревают, И гул идёт из тёмного нутра. Но вечно продолжая бытие, Ты сам свои сомненья разрешаешь, Ты сам свои преграды разрушаешь, Российский лес, прибежище моё. Метни в меня зелёные лучи! Смягчи во мхах мою сухую поступь, Учи меня неспешному упорству, Спокойствию и честности учи.
Содержание
Ι. Введение. Леса – самые богатые биогеоценозы малой родины 4
1. Цели, задачи, объект исследования 5
2. Актуальность вопроса. Значение кустарников в лесной экосистеме 5 3. Краткий обзор литературных источников по проблеме исследования6
4. Место и сроки проведения исследования 7
5. Физико – географическая характеристика и флористичекое описание района исследования 7

ΙΙ. Кустарники Петришина леса муниципального образования «Амосовский сельский совет» Медвенского района») 1. Методика исследования: описание методов сбора, первичной и 8 статистической обработки материала
2. Видовой состав кустарников Петришина леса 8
3. Биологические особенности рассмотренных кустарников 9
III. Результаты исследования и их обсуждение 19
1.Описание исследования состояния кустарниковой флоры 19
2. Влияние человека на исследуемый участок 24
3. Выводы 24
4. Заключение: перспективы дальнейшей работы, практические рекомендации из моего исследования 25
VI. Список используемой литературы 27
VΙΙ. Приложение 28
Ι. Введение. Леса – самые богатые биогеоценозы России
Бесценна российского леса краса,
Зеленое золото – наши леса.
Богатство лесов охраняй, карауль,
В своей школе создайте «Зеленый патруль»!
Наша страна по праву считается величайшей лесной державой мира – сорок пять процентов Российской Федерации занимают леса. И какие леса! Корабельная сосна и величайший сибирский кедр, березы, ели. Лес является источником силы и могущества россиян. Дух народа, его вековая историческая основа накрепко связаны с ним. Жилище, домашнюю утварь,  орудия труда и боя, еду и одежду, детские колыбели и женские украшения – всем этим обеспечивал людей лес.
Действительно, лес без всяких преувеличений можно назвать «зелёным золотом» России. Лес даёт человеку сырьё – древесину, имеющую применение во многих отраслях промышленности: топливной, химической, лёгкой; дерево традиционно используется для строительства в быту – для изготовления предметов домашнего обихода, утвари.
Невозможно переоценить экологическое значение лесов: их называют «легкими» планеты, так как они – источник кислорода в атмосфере; испарение, производимое деревьями, увлажняет воздух и смягчает климат, поэтому лес имеет важное климаторегулирующее значение. Не следует забывать, что лес служит пристанищем и домом для огромного числа животных и растений, а для отдельных видов – единственно подходящей средой обитания.
Неоценимо влияние леса на здоровье человека. В течение часа 1 гектар леса поглощает 2 кг углекислоты, (столько выдыхают за это время 200 человек). На листьях оседает большое количество пыли, которая в дальнейшем дождями смывается на землю. Лесной воздух содержит бактерий в 300 раз меньше, чем городской. Особенно полезен сосновый лес. Лес также является источником других ценностей. Он служит источником технического, лекарственного и пищевого сырья. Еще надо помнить, что лес - это не только бесценный дар природы, но ее красота, воплощение жизни и здоровья. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен.
Сохранность лесов во многом зависит от того, насколько бережно мы все к ним относимся. Лесные пожары, свалки мусора в лесах, исчезновение видов растений, незаконные и разорительные для леса рубки, самовольные постройки в лесах - это все следствие беспечного отношения человека к лесу. 
1. Цели, задачи, объект исследования
Главной целью моей работы является выявление разнообразия кустарниковых форм лесных растений, описание их биологических свойств; проведение оценки жизненного состояния кустарников исследуемого леса.
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить видовой состав кустарников и их распространение в Петришином лесу;
- описать биологические признаки кустарников Петришина леса;
- оценить жизненное состояние кустарников;
- определить степень влияния человека на исследуемый участок;
- сделать выводы и разработать рекомендации по сохранению лесных растений исследуемого участка.
Объектом наблюдения и исследования являются кустарниковые формы растений, а также весь Петришин лес, как биогеоценоз.

2. Актуальность вопроса. Значение кустарников в лесной экосистеме и их экологическое состояние.

Лесные кустарники всегда остаются под пологом деревьев, как бы «под лесом». Именно поэтому их и называют подлеском. В состав подлеска входят только теневыносливые растения – способные мириться с недостатком света.
В число наиболее распространённых  подлесочных кустарников входят терн, шиповник, жёлтая акация, жимолость, волчье лыко.
Куда богаче видовой состав кустарников на опушках. Здесь можно увидеть многие светолюбивые виды – боярышник,  ивы, рябину, смородину, тёрн.  Особенно важны кустарниковые заросли на опушках, они сдерживают порывы ветра, защищая деревья от ветровала.
Почти все лесные кустарники имеют сочные и вкусные плоды, привлекающие множество птиц и животных. Лесные кустарники  – это места гнездования птиц, истребляющих большое количество вредных насекомых. Кустарники – это надежное укрытие не только для птиц, но и практически для любых лесных животных.
Кустарники улучшают почву, защищают всходы на вырубках от сильных заморозков. Наличие подлеска влечет за собой привлечение насекомоядных и зерноядных птиц и млекопитающих. А появление новых видов животного мира придаёт новое качественное состояние лесу: повышает его устойчивость и улучшает санитарное состояние.
      Актуальность проблемы моего исследования связана также с оскудением естественных лиственных лесов, обеднением кустарниковых форм растений из-за хищнического отношения человека к природе и необходимостью возрождения их.
3.Краткий обзор литературных источников по проблеме исследования
Выполняя своё исследование и подготавливая его теоретическую базу, мне посчастливилось познакомиться с немалым количеством научной, научно – популярной литературы о лесном фитоценозе, в том числе и о кустарниках.
Книги Никонова М. В. «Лесоводство» (10), Сеннова С. Н. «Лесоведение и лесоводство» (14, 15), являясь учебными пособиями, носят универсальный характер. В них на научном уровне даётся описание сути лесоводства и лесоведения, как особых дисциплин, предложены методы исследования лесных биогеоценозов, подробно описаны биологические экологические особенности растений, в том числе кустарников.
Книги Александрова Б. А. «Рассказы о зелёном друге» (2), Винокурова Н. Ф. «Лес и человек» (4), Зориной Т. Г. «Школьникам о лесе» (7), Петрова В. В. «Лес и его жизнь», «Мир лесных растений» (11, 12) рассказывают о жизни обитателей леса и их непосредственном значении, о влиянии человека на природу, об изменениях, происходящих при освоении новых территорий.С помощью произведений Козловой Т. А., Сивоглазова В. И. «Растения леса» (8), Лаптева Ю.П. «Рассказы о полезных растения» (9), Ремезова Г. Л., Эратовой М.Г. «Войти в зелёный мир…» (13) можно узнать не только об эколого – биологических особенностях лесных растений, но о их хозяйственном значение и фармакологическом эффект.
Книги Винокурова Н. Ф. «Лес и человек» (4), Гроздова Н. Б. «Деревья, кустарники, травы» (6) содержат подробную информацию о кустарниках лса. Труд Аксёнова Н. А. «Фенологические наблюдения в школьных лесничествах» (1) является справочным пособием для организации наблюдений в лесных биогеоценозах по сезонам года.
Учебное пособие Хржановского В.Г. «Курс общей ботаники» (ΙΙ часть -Систематика растений) (16) помогло мне в работе дать подробную биологическую характеристику отдельных лекарственных кустарников и верно описать систематическое их положение.
В таких книгах, как «Зелёный патруль» Боброва Р. В.(3), Горышина Т. К. «Экология растений» (5), Зориной Т. Г. «Школьникам о лесе» (7), затронуты не только вопросы биологической и экологической характеристики лесов, но и проблем природоохранения.

4. Место и сроки проведения исследования
Место проведения исследований Петришин лес, расположенный в юго – западном направлении в 3 км от д. Б. Владимировка (Амосовский сельский совет) Медвенского района. 
Исследование осуществлялось в период с мая   по сентябрь 2015 года.

5. Физико – географическая характеристика и флористичекое описание района исследования
Место проведения исследований Петришин лес, расположенный в юго – западном направлении в 3 км от д. Б. Владимировка (Амосовский сельский совет).
Климат умеренно-континетальный. Средняя температура января -19 градусов, температура июля +25 градусов.
Общая площадь леса - 2 700 га. Общий характер рельефа – рельеф холмистый, через лес проходят овраги. Почва темно-серая лесная.
В ходе исследования установила:
- Основной породой является дуб обыкновенный, часто встречаются ясень обыкновенный, вяз гладкий, липа мелколистная, сосна европейская.
-Под пологом этих деревьев произрастают клён полевой и клён татарский, а на более светлых на достаточно увлажнённых участках — груша обыкновенная, яблоня дикая, рябина обыкновенная, лещина обыкновенная (орешник), бересклеты (бородавчатый и европейский), шиповник, малина обыкновенная, калина обыкновенная, на опушках леса — заросли тёрна. -Богат травянистый покров. Ранней весной здесь зацветают: пролеска сибирская, чистяк весенний, ветреница лютичная, первоцвет весенний, гусиный лук. В лесу распространены сныть обыкновенная, ландыш, осока волосистая, копытень европейский, звездчатка дубравная, папоротники, майник двулистный; из злаков — бор развесистый, перловник поникший. В конце лета в лесах растут белые грибы, сыроежки, лисички, подберёзовики. Мхов мало. Лишайники (ксантория желтая, пармелия) произрастают на стволах активно.
 
 
 

ΙΙ. Кустарники Петришина леса муниципального образования «Амосовский сельский совет» Медвенского района») 1. Методика исследования: описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала
При исследовании кустарниковых форм Петришина леса мы использовали разнообразные методы исследования.
Первый из методов – выявление видового состава (флористического состава) подлеска («Списки видов»). Видовой состав – главный признак фитоценоза, и его выявление – основа любого геоботанического исследования. Составление видового списка кустарникового яруса не вызывает больших затруднений, так как кустарники представлены небольшим числом видов, легко различаемых и потому запоминающихся.
Второй метод – установление количества кустарников на пробной площади. («Обилие»). Он необходим для оценки ценотической роли вида в фитоценозе.
Третий метод - «Фенологическое состояние растений». Растения в момент описания находятся в различных фазах развития. Сравнение фенологических фаз одних и тех же видов в разных условиях местообитания позволяет сделать некоторые заключения о том, насколько данные условия благоприятны для того или иного вида растения, какие условия ускоряют или задерживают его развитие.
Пятый метод «Характер размещения растения». Для обозначения неравномерного размещения растений чаще всего используют следующие значки: cop1-3, sp, sol. (см. Приложение № 3)
(10, 14, 15)
Исследование проводились на площадках размерами 10 X 10 м.

2. Видовой состав кустарников Петришина леса
В исследуемом нами лесу (на пробных площадках) мы обнаружили такие кустарники, как тёрн, желтая акация, шиповник, боярышник, бересклет, волчье лыко. Из наиболее часто встречающихся пород подлеска в Петришином лесу следует назвать тёрн и шиповник, жёлтая акация.
Особенно, моё внимание привлек небольшой кустарник, с веток которого свисали красивые красно-белые плоды – серьги с черным пятном. Это бересклет бородавчатый. Его я увидела впервые в своей жизни.
Все кустарники, которые встречаются в наших лесах,— растения листопадные.
3. Биологические особенности рассмотренных кустарников.
Общая черта всех лесных кустарников — их большая или меньшая теневыносливость. Ведь всем этим растениям приходится жить под пологом деревьев, где сравнительно мало света. Однако кустарники хорошо приспособлены к этим условиям. В лесу они не только нормально растут, но даже цветут и плодоносят. Правда, вне леса, на открытом месте, те же растения развиваются значительно лучше. Они пышно тут разрастаются, обильно цветут. Лесные кустарники могут переносить затенение, но вовсе в нем не нуждаются. Они не тенелюбивы, а только теневыносливы (2, 5).
Многим лесным кустарникам свойственно опыление с помощью насекомых. В этом отношении они отличаются от деревьев, которые по большей части опыляются ветром. Цветки кустарников, которые пользуются «услугами» насекомых, обычно более или менее ярко окрашены, богаты нектаром и пыльцой. Нередко они обладают тем или иным запахом, правда, не всегда приятным для человека (например, бересклет). Ветроопыляемые кустарники в лесу исключение. Таких очень мало (лещина и немногие другие). Цветки их мелкие, невзрачные, лишенные запаха и нектара, а пыльца очень мелкая, сухая (6).
Лесные кустарники отличаются от деревьев и в отношении способов распространения семян. У большинства из них семена рассеиваются с помощью птиц и зверей. Очень многие кустарники образуют сочные плоды, которые привлекают различных представителей лесной фауны.
В размножении лесных кустарников есть одна примечательная особенность. Все они хорошо размножаются семенами, и это главный способ воспроизведения. Вегетативное возобновление в природе не играет у многих кустарников сколько-нибудь существенной роли. Конечно, в крайней ситуации, когда кустарники подвергаются вырубке, они восстанавливаются вегетативным путем. Взамен срезанных стволиков обычно вырастают новые от корневой шейки (например, у лещины). Нередко новые побеги образуются на оставшемся «пеньке» за счет распускания спящих почек (у бересклета) (4,12).
Рассмотрим теперь более подробно отличительные особенности наиболее распространенных кустарников в Петришином лесе.
Тёрн обыкновенный (колючий)— Prunus spinosa L.
Ветвистый колючий корнеотпрысковый кустарник высотой 1,5 - 4 метра с продолговато-эллиптическими городчато-пильчатыми листьями. Цветки белые, пятилепестковые, со многими тычинками. Плоды — чёрные с сизым налётом кисло-сладкие, терпкие костянки. Растёт по опушкам леса, кустарникам и степным склонам. Разводится в садах.
Время цветения — апрель-май (до появления листьев). Даёт 15-20 кг мёда с 1 га. Растение морозо - и засухоустойчиво, светолюбиво. 
Плоды терновника содержат 5,5-8,8% сахаров (глюкоза и фруктоза), 0,8-2,8% кислот, клетчатку, пектин, углеводы, стероиды, тритерпеноиды, азотосодержащие соединения, витамины С, Е, каротин, кумарины, дубильные вещества, катехины, флавоноиды, высшие спирты, жирное масло. В листьях содержатся витамины С и Е, фенолкарбоновые кислоты, флаваноиды, антоцианы.  Семена содержат ядовитый гликозид, отщепляющий синильную кислоту. В корнях содержатся дубильные и красящие вещества.В народной медицине цветки терна применяют в качестве послабляющего средства, ягоды используются как вяжущее средство, корни и древесина – как потогонное, кора – как жаропонижающее. При поносах, в качестве вяжущего средства используют повидло и варенье из плодов терновника, а так же настойки из ягод на вине и водке. Терновое вино считается эффективным напитком, применяемым при любых инфекционных заболеваниях.  Чай из цветков и листьев дают как слабительное, для очищения крови, при болезнях желудка, кашле, затянувшихся менструациях, водянке, задержке мочеиспускания, мочекаменной болезни и при всех случаях кожных высыпаний у детей. Сок используют при кровотечениях из носа, для полоскания горла и рта, при воспалениях десен и нёба (5,6,7, 11, 14). Цветки увеличивают выделение пота и мочи, возбуждают деятельность почек, подавляют тошноту, регулируют нарушенный обмен веществ, сопровождаемый кожными заболеваниями, и действуют как нежное послабляющее средство и средство, успокаивающее нервную систему. Молодые листья обладают сильным мочегонным и легким слабительным действием, корни и кора — жаропонижающим действием. Зрелые плоды имеют вяжущее свойство и эффективны при поносах (11, 12, 16).

Шиповник коричный  Rosa cinnamone- Шиповник коричный— кустарник семейства розоцветных (Rosaceae), достигающий в высоту 1,5-3 метров, с изогнутыми, реже почти прямыми ветвями и с зелёной или красно-бурой корой, обычно без сизого налёта. Шипы крепкие, серповидно изогнутые, на главных стеблях редкие или рассеянные, иногда почти прямые, на цветоносных ветках обильные, сплюснутые у расширенного основания. Листья длиной 7-9 см, зелёные и сизоватые, голые, по главному стержню иногда с редкими коротковатыми волосками, сложные, непарноперистые, с пятью - семью яйцевидными голыми остропильчатыми листочками. Цветки обычно бледно-розовые, белые или ярко-розовые. Созревший ложный плод крупный, длиной 15-26 мм, широкоовальный, реже почти шаровидный, иногда удлинённо-овальный, гладкий, ярко- или светло-красный, с характерными перистонадрезанными, отогнутыми вниз, опадающими при созревании плодов чашелистиками.


Внутренние стенки плода усеяны многочисленными щетинистыми волосками, среди которых располагаются многочисленные твердые, каменистые плодики — орешки. Цветёт шиповник с июня по август. Пчёлы очень активно посещают цветки. Во многих справочниках по медоносным растениям указывается, что шиповник даёт пчёлам в основном пыльцу. В нектаре одного цветка шиповника содержится от 2,2862 до 4,1184 мг сахара, в котором 51,46% фруктозы, 47,12% глюкозы и 1,42% сахарозы. Мёд с шиповника бесцветный, обладает приятным ароматом, долго не кристаллизуется.
Шиповник — кладовая витаминов. Особенно много в нём аскорбиновой кислоты. По разнообразию и количеству витаминов он значительно превосходит многие растения. Так, витамина C в его плодах в 10 раз больше, чем в ягодах чёрной смородины, и в 100 раз больше, чем в яблоках. Кроме витамина С в состав плодов входит витамин P, высокое содержание которого позволяет применять плоды для лечения и профилактики гипертонии, различных кровоизлияний, ревматизма и т. д. В плодах шиповника много каротина и органических кислот, которые необходимы для человеческого организма.
Плоды шиповника собачьего используют для производства препарата холосас (сгущённого водного экстракта плодов с сахарным сиропом). Холосас назначают как желчегонное средство при заболевании печени — холециститах, и гепатитах. Из плодов получают также каротолин (масляный экстракт из мякоти плодов), который используют наружно при трофических язвах, экземах, эритродермии и др. Масло из семян шиповника употребляют наружно при пролежнях, дерматозах, трофических язвах голени, а также в виде клизм при язвенном колите (5,9, 13).

Акация желтая — Caragana arborescens Lam. Многолетний кустарник семейства бобовых (Fabaceae) высотой 2-5 метров. К почве нетребовательна. Долговечна. Размножается семенами. Цветы распускаются в конце мая - начале июня, с наступлением тепла, после чёремухи. Цветёт 12-18 дней. Пчёлы охотно посещают цветки, наполненные сладким нектаром и берут с акации светло-жёлтую пыльцу. Мёд с этого растения получается светлый, с приятным вкусом. Мёдопродуктивность высокая — 50-200 кг с 1 га. Желтая акация нечувствительна к морозам и растет на любых почвах. При всех положительных качествах этот кустарник отличается одним существенным недостатком – птицы не вьют на нем гнезд (7,8,16).



Берескле́т борода́вчатый (лат. Euonymus verrucosus) — невысокий листопадный кустарник, вид рода Бересклет (Euonymus) семейства Бересклетовые(Celastraceae).
Растение имеет три характерных особенности, по которым его легко отличить от других деревьев и кустарников европейской части России:
многочисленные чечевички (бородавочки) на побегах;
«мышиный» запах цветков;
похожие на головастиков чёрные семена с оранжевыми присемянниками, свешивающиеся из розовых плодов.
Листья супротивные, эллиптические, цельные, мелкопильчатые, с опадающими прилистниками. Цветки красновато-бурые, правильные, венчик 4—5-лепестковый. Цветет в мае—июне.
Цветки мелкие, невзрачные, относительно плоские; собраны в небольшие метельчатые соцветия (по три, пять или семь штук), расположенные в пазухах листьев на длинных цветоножках. Чашелистиков четыре, они плотно прилегают к лепесткам.Лепестков также четыре; их окраска зеленоватая, зеленовато-бурая, коричневатая; они имеют округлую форму, широко распростёрты, расположены в одной плоскости. Тычинок четыре, они прикреплены к мясистому нектарному диску. HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA" \o "Пестик"Столбиковтакже четыре, они находятся к центре нектарного диска. Плод бересклета бородавчатого — кожистая сухая четырёхраздельная коробочка, внутри которой находятся семена, покрытые сочной мясистой тканью — HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%81" \o "Ариллус"присемянником. К осени с его веток свисают красно-оранжевые круглячки с черным зрачком. Это черные семена, до половины покрытые ярко- красной чешуей. В народе их называют «сорочьими очками». Корневая система поверхностная, с большим количеством мочковатых корешков.
Ветви тонкие, покрыты множеством бурых или черноватых бугорков — наростов (бородавочек), из-за которых вид и получил своё название. Листья простые, супротивные, гладкие, яйцевидно-продолговатые, по краю мелкопильчатые. Зелёная весенняя и летняя окраска осенью сменяется на розовую или красно-розовую.Научное родовое название происходит от греческого «славный», «знаменитый», которое дано за целебные свойства некоторых видов кустарников. Кора почти не пропускает воздух, так как в ней есть вещество, из которого получают гуттаперчу.

Бересклет бородавчатый, как и почти все остальные виды этого рода, — ядовитое растение. Ядовиты все части растения. Наиболее вероятным способом отравления является использование плодов.
Лечебные свойства: тонизирующее, слабительное, отхаркивающее, мочегонное, средство. Описание и применение Отличное слабительное. Помогает при болезнях легких и грудной полости. Полезен при лихорадках, малярии и диспепсии.. Для лечения гипертонии из коры бересклета готовят настойку. Отвар из молодых веток активно применяют для лечения нервных заболеваний и при головной боли. Листья бересклета эффективны при грибковых поражениях кожи.
Это растение гуттоносное: в корнях его содержится гуттаперча (5,7, 8, 16).

Боярышник кроваво-красный – Crataegus sanguinea. Крупный кустарник с длинными прямыми колючками и пурпурно-коричневыми блестящими побегами. Листья неглубокие, 3-7-лопастные с клиновидным основанием, пильчатые, голые. Цветки белые, в щитковидных соцветиях. Цветет в мае-июне. Цветки медоносны, с неприятным запахом. Опылителями являются мухи, жуки, пчелы. Плоды шаровидные или продолговатые, кроваво-красные, блестящие. с 3-4 косточками, съедобные. Созревают в конце августа. Очень зимостоек. Боярышник размножается семенами, дает поросль от пня, корневые отпрыски, отводки. Для весеннего посева семена надо стратифицировать с осени. Плодоносить начинает с 10-15 лет. Весьма долговечен, доживает до 300-400 лет и более. К почвам малотребователен, но лучшего развития достигает на свежих плодородных почвах.. Зимостоек. Выносит некоторое затенение, но лучше растет на открытых местах. Его часто применяют в декоративном садоводстве для создания групп, куртин, аллей и одиночных посадок. Древесина боярышника твердая, гибкая (11, 12).

III. Результаты исследования и их обсуждение
1.Описание исследования состояния кустарниковой флоры
Выбор пробной площади для изучения жизненного состояния кустарников
Размеры пробной площади составляет 100 м2 – квадратная площадь 10*10м.
Порядок работы при закладки пробной площади
1. Вбили первый колышек и сделали вешку, отметив лентой дерево, которое совпадает с первой точкой. По компасу сориентировались на юг, отсчитали в этом направлении 10 метров парами шагов и отметили точку 2.
2. От точки 2 отсчитали таким же образом 10 метров в западном направлении – отметили точку – 3.
3. Определили четвертую вершину пробной площади, двигаясь от точки 3 в южном направлении.
Составление физико-географической характеристики пробной площади и определение видового состава кустарников
Дата: 04.06.2015 год
Географическое положение: находится в юго-западном направлении
Краткая характеристика почвы (название): серая лесная
Тип леса: лиственный
Размер пробной площади: 10*10 метров (100 кв.м)
Окружение: деревья, травянистая растительность
Следы деятельности человека: имеются в виде лежащих под деревьями пластиковых бутылок и старых кусков полиэтиленовой плёнки (3, 5, 15).
Видовой состав кустарников
№ п/п Вид кустарника Ярус Обилие
(по Друде) Проективное покрытие в % Фенофаза1 Prunus spinosa L.
Тёрн колючий.
3 cop1 40% цветение, оцветание2 Rosa cinnamonea Шиповник коричный  3 sp 20 % в разных фенофазах: цветения и вегетация
3 Caragana arboroscensЖелтая акация 3 sp 20% цветение
4 Euonymus verrucosaБересклет бородавчатый 3 sp 15 % вегетация
5 Боярышник кроваво-красный – Crataegus sanguinea. 3 sol 5 % цветение
Дата: 23.07.2015 год
Географическое положение: находится в юго-западном направлении
Краткая характеристика почвы (название): серая лесная
Тип леса: лиственный
Размер пробной площади: 10*10 метров
Окружение: деревья, травянистая растительность
Следы деятельности человека: вырубка некоторых деревьев
Видовой состав кустарников
№ п/п Вид кустарника Ярус Обилие
(по Друде) Проективное покрытие в % Фенофаза1 Prunus spinosa L.
Тёрн колючий.
3 cop1 40% оцветание2 Rosa cinnamonea Шиповник коричный  3 sp 20 % цветение, плодоношения
3 Caragana arboroscensЖелтая акация 3 sp 20% цветение, плодоношение
4 Euonymus verrucosaБересклет бородавчатый 3 sp 13 % цветение
5 Боярышник кроваво-красный – Crataegus sanguinea. 3 sol 7 % цветение, оцветание, плодоношение
Дата: 18.09.2015 год
Географическое положение: находится в западном направлении
Краткая характеристика почвы (название): серая лесная
Тип леса: лиственный
Размер пробной площади: 10*10 метров
Окружение: деревья, травянистая растительность
Следы деятельности человека: участки, на которых разводили костер (следы кострищ)

№ п/п Вид кустарника Ярус Обилие
(по Друде) Проективное покрытие в % Фенофаза1 Prunus spinosa L.
Тёрн колючий.
3 cop1 50% плодоношение
2 Rosa cinnamonea Шиповник коричный  3 sp 10 % плодоношения
3 Caragana arboroscensЖелтая акация 3 cop2 20% плодоношение
4 Euonymus verrucosaБересклет бородавчатый 3 sp 15 % плодоношение
5 Crataegus sanguinea. Боярышник кроваво-красный –  3 sol 5 % плодоношение
Оценка жизненного состояния кустарников
Используя шкалу визуальной оценки растений по внешним признакам (см. Приложение№4) определили жизненное состояние кустарников.
Средний балл состояния для каждого кустарника высчитывали по формуле
К1= ,
где К1 – коэффициент состояния отдельных видов, b1 – баллы состояния отдельных видов; n1 – общее число кустарников каждого балла состояния; N – общее число учтенных кустарников каждого вида; - сумма.
Коэффициент состояния кустарников в целом (К) определяется как среднее арифметическое средних баллов состояния различных видов на площадке
К= (2, 5, 10, 15).
04.06.2015 год
№ п/п Вид кустарника Количество
кустарников Баллы состояния
1 Prunus spinosa L.
Тёрн колючий.
12 1,1, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 2,1, 1, 1
2 Rosa cinnamonea
Шиповник коричный  6 1, 1, 3, 1, 2, 1
3 Caragana arboroscensЖелтая акация 6 1, 1, 1,1, 1,2
4 Euonymus verrucosaБересклет бородавчатый 4 1, 1, 1, 2
5 Боярышник кроваво-красный Crataegus sanguinea. 2 1,1
1×9+2×3
К терна колючего=------------------ = 1, 25
12
1×4+ 2×1+ 3×1
К шиповника коричного = ----------------------- = 1, 5
6
1×5+2×1
К жёлтой акации = ------------------------------= 1, 167
6
1×3+ 2×1
К бересклета бородавчатого = ------------------ = 1, 25
4
1×2
К боярышника кроваво – красного = --------- = 1
2
1, 25 + 1, 5 + 1, 167 + 1, 25 +1
К ср. = ------------------------------------------------ = 1, 23 К<1,5
5
23.07.2015 год
№ п/п Вид кустарника Количество
кустарников Баллы состояния
1 Prunus spinosa L.
Тёрн колючий.
14 1,1, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 2,1, 1, 1,2, 2
2 Rosa cinnamonea
Шиповник коричный  7 1, 1, 3, 1, 2, 1, 2
3 Caragana arboroscensЖелтая акация 7 1, 1, 1,1, 2,2.2
4 Euonymus verrucosaБересклет бородавчатый 5 1, 1, 1, 2,2
5 Crataegus sanguinea. Боярышник кроваво-красный 3 1,1,1
1×9+2×5
К терна колючего=------------------ = 1, 36
14
1×4+ 2×2+ 3×1
К шиповника коричного = ----------------------- = 1, 57
7
1×4+2×3
К жёлтой акации = ------------------------------= 1, 43
7
1×3+ 2×2
К бересклета бородавчатого = ------------------ = 1, 4
5
1×3
К боярышника кроваво – красного = --------- = 1
3
1, 36 + 1, 57+ 1, 43 + 1, 4 +1
К ср. = ------------------------------------------------ = 1, 35 К<1,5
5
18.09.2015 год
№ п/п Вид кустарника Количество
кустарников Баллы состояния
1 Prunus spinosa L.
Тёрн колючий.
14 1,1, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 2,1, 1, 1,1, 2
2 Rosa cinnamonea
Шиповник коричный  3 1,2, 2
3 Caragana arboroscensЖелтая акация 6 1,1, 2, 2, 1,1
4 Euonymus verrucosaБересклет бородавчатый 4 1,2,1,2
5 Боярышник кроваво-красный– Crataegus sanguinea. 1 1
1×10+2×4
К терна колючего=------------------ = 1,29
14
1×1+ 2×2
К шиповника коричного = ----------------- = 1, 67
3
1×4+2×2
К жёлтой акации = ------------------------------= 1, 33
6
1×2+ 2×2
К бересклета бородавчатого = ------------------ = 1, 5
4
1×1
К боярышника кроваво – красного = --------- = 1
1
1, 29 + 1, 67+ 1, 33 + 1, 5 +1
К ср. = ------------------------------------------------ = 1, 36 К<1,5
5
2. Влияние человека на исследуемый участок
Во время исследования жизненного состояния кустарников я старалась наблюдать за всем лесом, за его состоянием. В результате наблюдений выявили, что в Петришином лесу не ведется вырубка деревьев и кустарников, что связано с газификацией рядом расположенного населенного пункта и отсутствие контроля со стороны лесничества.
В изучаемом фитоценозе ярко представлены «следы отдыха» людей на лоне природы: остатки кострищ, валяющиесяпод деревьями пластиковые бутылки, бумажные упаковки из под сока и т.д.
Заметила то, что ветви, стволы многих деревьев обильно «украшены» не только различными лишайниками ( в основном пармелией и ксанторией постенной), но и грибами-паразитами (трутовик, чага).
Большинство грибковых заболеваний деревьев связано с отсутствием ухода за лесом и малым количеством птиц. Кустарники – это спутники деревьев. И при гибели дерева эти растения становятся не защищенными от ветра, от избытка солнечного света, от недостатка влаги, от перенаселенности другими растениями.
3. Выводы
В исследуемом лесном сообществе есть большое разнообразие растений, травянистые, древесные и кустарниковые формы, которые являются неотъемлемой частью биоценоза, не смотря на их обилие, они хорошо изучены и систематизированы.
В ходе проведенного исследования:
- было определено пять видов кустарников, произрастающих в Петришином лесу: тёрн колючий, желтая акация, шиповник коричный,  бересклет бородавчатый, боярышник кроваво-красный. Среди них преобладает тёрн колючий и реже всего встречается боярышник кроваво – красный.
- по жизненному состоянию большинство кустарников находится в хорошем состоянии ( здоровые);
- человек в некоторой степени оказывает влияние на жизненное состояние кустарников;
В процессе работы над темой своего исследования «Роль кустарников в биогеоценозе леса, их биологические особенности и экологическое состояние» (на примере Петришина леса муниципального образования «Амосовский сельский совет» Медвенского района)» мне удалось с помощью научной и научно – популярной литературы, сведений Интернета изучить роль кустарников лесном биогеоценозе, рассмотреть их биологические и экологические особенности, выяснить значение данных растительных жизненных форм в практической жизни человека, освоить методику исследования состояния кустарниковой флоры и применить её на практике. Выполняя свою работу, я узнала много интересного о растениях наших лесов, а самое главное – я еще больше полюбила природу и научилась ценить её красоту. Считаю, что поставленные цели и задачи мною реализованы.
4. Заключение: перспективы дальнейшей работы, практические рекомендации из моего исследования
В качестве перспективами дальнейшей работы в научном плане могу предложить организацию исследований по таким вопросам как:
- для юниорского лесного конкурса «Подрост» в номинации «Экология лесных растений»: «Верхние яруса местных лесов»; «Лесные травянистые растения: разнообразие, значение, экологическое состояние»
- для конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Ботаника и экология растений»: «Экологическое состояние кустарниковых форм культурных растений».
В качестве практических перспектив в дальнейшей работе предлагаю реализовать в ближайшее время следующие рекомендации
- заняться высадкой различных видов кустарников в лесу, которых у нас встречается немного, но они любимы лесными птицами и распространением их семян (черноплодной рябины, бузины, спиреи, калины, малины, лещины, барбариса);
- изготовить и развесить домики для привлечения птиц в лес (создание «Ремизы»);
- провести уборку в лесном массиве «Петришин лес» от мусора, сухостоя;
- провести мероприятия по борьбе с грибами – трутовиками;
- провести на базе школы мероприятие по посадке новых кустарников;
- осуществить в школе «Праздник Леса» с приглашением работников областного Лесного хозяйства, сотрудников Центрально – Чернозёмного заповедника имени В. В. Алёхина.
- создать на базе школьного учебно – опытного участка питомника по выращиванию саженцев кустарников и деревьев для последующей их высадки в лесу.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть применены в процессе школьного обучения естественнонаучным дисциплинам общеобразовательного курса, деятельности экологического объединения школы «Юный друг природы», для приобретения навыков и умений по лесной экологии и бережному отношению к природе.

ΙV. Список используемой литературы
1.Аксенова Н.А., Ремизов Г.А., Ромашова А.Т. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах // Издательство М.: Агропромиздат, 1985. - 95 стр. 
2.Александров Б. А. Рассказы о зелёном друге // Издательство «Московский рабочий, 1963. - 167 стр.         
3.Бобров Р. В. Зелёный патруль // Издательство «Просвещение», Москва, 1984. – 103 стр.
4.Винокуров Н. Ф., Камерилова Г. С. «Лес и человек», учебное пособие для элективного курса, 9 класс // Издательство «Дрофа», Москва, 2007 – 114 стр.
5.Горышина Т.К. Экология растений, учебное пособие // Издательство М.: Высшая школа, 1979. – 238 стр.
6.Гроздова Н. Б., Некрасов В. И., Глоба-Михайленко Д. А.  Деревья, кустарники и лианы, справочное пособие // Издательство М.: Лесная промышлнность, 1986. - 111 стр.
7.Зорина Т. Г. Школьникам о лесе // Издательство «Лесная промышленность», Москва, 1967. – 176 стр.
8.Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Растения леса, учебное пособие // Издательство М. «Эгмонт Россия», 2002. – 226 стр.
9.Лаптев, Ю. П. Рассказы о полезных растениях, пособие для уч-ся // Издательство М.: Просвещение, 1982. - 80 стр.
10.Никонов М.В. Лесоводство: учебное пособие/М.В. Никонов// Санкт-Петербург: Лань, 2010. - 224 стр.
11.Петров В. В. Лес и его жизнь, книга для учащихся // Издательство «Просвещение», 1986 г - 172 стр.
12. Петров В.В. Мир лесных растений. //М.: Наука, 1978. – 166 стр. 13.
13.Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир, книга для учащихся // Издательство М.: «Просвещение» АО «Учебная литература», 1996. – 91 стр.
14.Сеннов С.Н. Лесоведение и лесоводство: учебник;- 3-е изд., перераб. доп. //Санкт-Петербург: Лань, 2011. - 336 стр.
15.Сенов С.Н. Лесоведение и лесоводство.// М.: Академия, 2005. – 256 стр.
16. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники (ΙΙ часть Систематика растений)/ / Издательство М.: Высшая школа, 1982. – 544 стр.

V. Приложение
Приложение 1
Шкала оценок по Друде с дополнениями А.А. Уранова, П.Д. Ярошенко и цифровой шкалой А.П. ШенниковаОбозначение
обилия по
ДрудеХарактерис-тика обилия Среднее наименьшее расстояние между особями (в см) Проективное покрытие (%)Цифровая
шкала
cop 3 (copiosae 3) очень обильно не более 20 90-70 5
cop 2 (copiosae 2) обильно 20-40 70-50 4
cop 1 (copiosae 1) довольно обильно40-100 50-30 3
sp (sparsae) рассеянно 100-150 30-10 2
sol (solitariae) единично не более 150 менее10 1
Приложение №2
Состояние древостоя
К Балл состояния
древостоя Характеристика
состояния древостоя
К<1,5 I здоровые
К=1,6-2,5 II ослабленные
К=2,6-3,5 III сильно ослабленные
К=3,6-4,5 IV усыхающие
К>4,6 V сухие

Приложение №3
Шкала визуальной оценки по внешним признакам
Категория состояния кустарников/ баллы Морфологическая характеристика
кроны листьев почек и побега прироста
Здоровые
1 балл Без внешних признаков повреждения. Крона, листья, почки, величина прироста соответствуют норме для данного вида, возраста и условий произрастания
Ослабленные
2 балла слабоажурная с усыханием отдельных ветвей листья светло-зеленые, часто с желтым оттенком, повреждения листьев до 1/3 общего количества. Отмечается ранний опад листьев почки мелкие, часто недоразвитые, до 25% почек прошлого года погибла часто укорочен, но при избытке азота в воздухе может быть сильно увеличен
Сильно ослабленные
3 балла ажурная, изреженная, со значительным усыханием ветвей, сухоершинностьлистья светло-зеленые, повреждение листьев достигает 2/3 общего количества, листья мелкие, но бывают увеличены погибает 30-50% почек прошлого года укорочен или полностью отсутствует
Усыхающие
4балла сильноажурная, усыхание ветвей по всей кроне листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад, повреждение листьев 2/3 общего количества сохранилось до 10-15% почек отсутствует
Сухие (свежий и старый сухостой)
5 баллов сухая листьев нет почек нет, побеги сухие отсутствует
Приложение 4
Зачем, дружище бересклет, На грустной ярмарке серёжки Развесил? Уж не весел след От яркой солнечной дорожки. Как выжить, если запах тонкий Сквозь листьев пренья аромат, Дым - облака, а пни - воронки Предзимьем взорванных гранат. От взрыва - искры жёлтых листьев, Осколки яблок наливных. Вокруг пожар горит, немыслим Без настигающей зимы. 

Терновник ранящий да и ранимыйв безумной судороге ворошит пески,он врос в скалу - пустыни дух гонимый -и корчится от боли и тоски…
Его цветок - как вопля взрыв внезапный,(так Иов стих слагал, вопя стихом),пронзителен цветка болезный запах,как будто прокаженного псалом.
Терновник наполняет знойный воздухдыханьем терпким. Бедный, никогдав своих объятьях цепких, в цепких космахон не держал ни одного гнезда.

Я завещаю вам шиповник,Весь полный света, как фонарь,Июньских бабочек письмовник,Задворков праздничный словарь.

Я в лес вхожу, как будто в сказку,
Его красою опьянён.
Как старый друг тепло и ласку
Мне незаметно дарит он.
И все тревоги позабыты,
Обиды мелкие свои.
Коль лес нужна тебе защита,
Меня на помощь позови


Лес – наш общий любимец, а между тем познания большинства любящих лес не находятся в гармонии с тем чувством, которое мы к нему испытываем, с тем значением, которое мы ему придаём.
Г. Ф. Морозов, лесовод.

Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой. Я с детства понимать привык Твое молчание немое И твой таинственный язык Как что-то близкое, родное.Как я любил, когда порой, Краса угрюмая природы, Ты спорил с сильною грозой В минуты страшной непогоды, Когда больших твоих дубов Вершины темные качались, И сотни разных голосов В твоей глуши перекликались...Или когда светило дня На дальнем западе сияло И ярким пурпуром огня Твою одежду освещало. Меж тем в глуши твоих дерев Была уж ночь, а над тобою Цепь разноцветных облаков Тянулась пестрою грядою.
И. Никитин
 

Приложение 5

Есть у Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. Кораблестроитель: «Мачты и реи — держать паруса...»; столяр: «Стол, за которым ты будешь писать, ручку, линейку, пенал...»
И конечно, он бы не забыл про деревянные шкафы, полки для книг, паркет для пола, оконные рамы, двери... Рабочий бумажного комбината кроме тетрадей обязательно назвал бы книги, а также газеты, журналы, потому что бумага делается из древесины.
Деревенский плотник напомнил бы о рубленых бревенчатых избах и деревянных мостах через небольшие речки. Железнодорожник — о деревянных (товарных) вагонах и деревянных шпалах для рельсов. И химик нашел бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой получают на комбинате лаки, нитки для искусственной ткани, лекарства...
А услышь наш разговор агроном, он бы, пожалуй, обиделся: как же, мол, так — забыли, что лес — защитник полей! Зеленой стеной стоит он на пути у беспощадных, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай. Но это летом. Зимой же «зеленая защита» не дает ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», под которым засеянные еще с прошлой осени хлебные семена.
Лес защищает и реки. Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле. Поля к этому времени солнце уже высушит, а в густом лесу — лужицы, кое-где по оврагам даже сугробы. Вода постепенно впитывается в почву, уходит под землю, чтобы невидимыми ручейками побежать из леса к рекам и речкам.
Музыканты воскликнули бы: «Спасибо, лес! Твое дерево, которое когда-то гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки». Что мы сажаем, сажая леса?» — переспросил бы врач. — Да прежде всего — здоровье. Где чаще всего строят пионерские лагеря, дома отдыха, санатории? Конечно, среди лесов. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух. Если бы не зеленые леса, людям всей нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать».
Ну а лесничий сказал бы: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, нет, даже два новых.
И еще: лес — это не только сырье, это и бесценная красота».
А закончил бы лесничий свою речь всё теми же стихами:
Что мы сажаем, Сажая Леса? Чащу, Где бродят Барсук и лиса. Лист, На который Ложится роса. Свежесть лесную, И влагу, И тень, — Вот что сажаем В сегодняшний день.
Анкета-заявка участника
областного юниорского лесного конкурса «Подрост»
(заполняется участником или руководителемв бумажном и электронном виде)
1. Название работы, подаваемой на конкурс: _____«Роль кустарников в биогеоценозе леса, их биологические особенности и экологическое состояние» (на примере Петришина леса муниципального образования «Амосовский сельский совет» Медвенского района______________2.Название номинации Конкурса:__Экология лесных растений__
3.Фамилия, имя, отчество автора (полностью), год и дата рождения: _______ Харитонова Евгения Сергеевна; 19. 10.1998
4. Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя работы (если имеется), место работы и должность: _Токарева Татьяна Леонидовна, учитель биологии МОБУ «Амосовская средняя общеобразовательная школа»
5. Фамилия, имя, отчество (полностью) консультанта работы (если имеется), место работы и должность, звание, степень: ____________________________ __________________________________________________________________6. Место учебы (школа, класс), адрес (с индексом), телефон: МОБУ «Амосовская средняя общеобразовательная школа», 11 класс 307055, Курская область, Медвенский район, д. Амосовка тел. № 8(47146) – 4-72-43; e-mali…s886731118@yandex.ru.
7. Название объединения учащихся: _________«Юный друг природы»__________
8. Домашний адрес (с индексом), телефон, e-mail: _________ Курская область, Медвенский район, д. Амосовка; 89207123164
Дата заполнения «____23___»___сентября______2015 г. __________________________________________________
подпись