Планирование Пишем проекты по математике

Будем писать проекты по математике.
"Математику уже потому изучать стоит, что она ум в порядок приводит" - говорил Ломоносов. 

Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме.
Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.
Задача
– помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу.
В соответствии с реальной ситуацией можно выделить наиболее значимые позиции:
активная мыслительная деятельность,
самостоятельное приобретение знаний,
умение работы с источниками информации,
поиск рациональных способов решения задач,
сотрудничество,
поэтапное формирование навыков.
Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных умений. Поэтому важно определить на каком уровне первоначально находятся учащиеся.
Традиционная классификация умений:
организационные умения;
информационные умения;
коммуникативные умения;
интеллектуальные умения.
Последние включают мыслительные операции; специальные математические умения, проектно-исследовательские умения: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результатов деятельности.
Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Этапы формирования проектно-исследовательских умений.
1-й этап. Диагностический. Цель первого этапа - соблюдение принципа добровольности выбора области и темы исследования.
Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень готовности учебных навыков и умений учащихся. Этот уровень готовности определяется умением работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умением работать в группе, планировать и анализировать свою деятельность.
2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме консультации. Можно дать теоретические знания, привести образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов. Чаще всего это домашние задания в нестандартной  интерпретации: сообщение по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной информации и представление ее в виде таблиц, диаграмм, тезисов.
Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности.
1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер.
Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах.
Например, в 5–6-й классе: «Великие Математики Древнего мира». Цель: знакомство с великими математиками Древнего Мира.
 «Число». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по темам: «История счета», «Римская нумерация», «Магические числа», другие.
2-й уровень. 7 класс. Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема проектной работы не всегда совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен и на уроке, и на фестивале математики.
Темы, которые уже с успехом презентовались:

Подверженность вредным привычкам учащихся нашей школы.
Среднестатистический семиклассник.
Профессии выпускников нашей школы.
Среднестатистический житель нашего города.
Как работает школьная столовая.
Наша успеваемость в этом учебном году.
Энергозатраты приборов у меня дома.
Задачи на проценты, решаемые в жизни.
Измерения на местности, требующие знаний геометрии.
Статистика в спорте.
Проект детского городка.
Вероятность на экзамене.
Координатная плоскость.
Функции и графики.
Симметрические многочлены.
Диофантовы уравнения.
Числа, имеющие п делителей.
Недесятичные системы счисления.
Табличный способ решения задач из теории вероятностей.
Черные дыры.
Мировые биржи.
Кредиты и займы.
Задачи с параметрами.
Занимательные и олимпиадные задачи.
Расчет зарплаты.
Строительство дома.
Геометрия вокруг нас.
Золотое сечение.
Архитектура нашего города.


Выводы.
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.
Получили развитие общие умения учащихся: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.
Учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся. Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.  Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества, жизненные цели и выбор профессии.
А самое главное, позволит ученику ближе познакомиться с наукой математика и полюбить ее по-настоящему.











Заголовок 1 Заголовок 415