Классный час на тему Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения


Урок «Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения»
Мы привыкли слушать прогноз погоды для того, чтобы выбрать одежду или спланировать отдых. Однако есть ещё одна причина прислушаться к прогнозу – безопасность на дорогах и не важно, кто вы водитель или пешеход.
Мне известно, что многие из вас уже закончили автошколы, получили теоретические и практические уроки вождения. Многие ещё до получения аттестата о полном среднем образовании станут обладателями водительских прав. Значит, настал момент объединить знание физических законов и правил безопасности в условиях непогоды. Сегодня мы постараемся разобраться, как обезопасить себя и других на дороге в условиях непогоды (слайд1).
Цель нашего урока (слайд 2) убедиться в необходимости применения дополнительных мер безопасности дорожного движения при изменении погодных условий, опираясь на рассмотрение физических явлений и решение задач
По данным статистики ГИБДД, любые погодные изменения приводят к увеличению дорожных аварий. Так, в условиях неблагоприятной погоды увеличение ДТП может составлять от 20% до 80%. Какие же перемены в погоде в разные времена года могут значительно изменить дорожную ситуацию.
Лето (слайд 3,4)
Начало дождя – на асфальте образуется грязевая плёнка из пыли, песка, горючесмазочных материалов, а на раскалённом солнцем асфальте образуется ещё и паровая плёнка, что резко уменьшает трение. А значит, на полную остановку автомобиля уйдет больше времени и тормозной путь увеличится.
Ливень. дождь – вызывают ухудшение видимости, уменьшения трения, скрытые лужами ямы, а так же вода, попадая в тормозные колодки, играет роль своеобразной смазки и сильно уменьшает эффективность тормозов. Но есть ещё более опасное явление, сводящее трение к нулю – гидпропланирование Сущность его состоит в том. Что при достаточно высокой скорости и большой толщине водяной плёнки в зоне контакта шин с дорогой появляется водяной клин, отрывающий колёса автомобиля от покрытия. Автомобиль как бы «приседает» на задних колёсах, в то время как передние приподнимаются на водяном клине. Автомобиль перестаёт слушаться руля, хотя задние колёса продолжают сохранять сцепление с дорогой. По этой причине автомобиль даже на прямолинейных участках неожиданно оказывается на встречной полосе движения, а на закруглении дорог внезапно съезжает на обочину или опрокидывается. Слой воды, толщиной в несколько сантиметров может вызвать гидропланирование при скорости движения свыше 80 км/ч. Поэтому опытные водители при проезде участков, залитых водой, придерживаются скорости не выше 40 – 50 км/ч. С т.з. физики это явление объясняется свойством жидкости не изменять свой объём.
Туман – видимость снижается, расстояние до предметов кажется больше, чем есть на самом деле. Задача Почему непрозрачен туман – ведь он состоит из мельчайших капелек прозрачной воды? Ответ вещество перестаёт быть прозрачным, если входящие в него лучи света благодаря многократному отражению и преломлению при переходе между средами воздух – вода рассеиваются и сквозь данное вещество не проходят. Такое рассеивание происходит на капельках воды из которых состоит туман.
Дымовые завесы при пожарах – такой же эффект как при тумане.
Слепящее солнце – ослепление водителя, блики на асфальте.
Ураганный ветер – боковое давление на автомобиль, как следствие резкое изменение траектории движения, попадание предметов на лобовое стекло – дезориентация водителя.
Осень (слайд 5) Это опасный переходный период, когда погода резко меняется и изменяется состояние дорожного покрытия
Заморозки – сильное уменьшение трения.
Ледяной дождь, вызывающий обледенение дорожного покрытия – трение для легкой резины сводится к нулю
Внезапный снегопад – ухудшение видимости, уменьшение трения
Лиственная подушка на дороге тот же эффект.
Перепад температур (либо заморозки либо оттепель) уменьшение сцепления шин с дорогой.
Зима (слайд 6)
Мокрый снег – уменьшение видимости, трения, особенно сказывается на склонах для тяжелых длинномерных машин (фур)
Морозы – обледенение лобовых стёкол и боковых зеркал
Как меняется коэффициент трения на дорогах можно проанализировать используя таблицу (слайд 7). Вывод
Эксперимент Зависимость тормозного пути от свойств поверхности
Теоретическая задача (слайд 8). Как изменится тормозной путь машины, если пойдет дождь? Водитель начинает тормозить в обоих случаях с начальной скоростью v. Коэффициент трения шин о сухой асфальт 0,6, а о влажный – 0,4. Вывод
Говоря о состоянии дороги и автомобиле не забудем о человеческом факторе. О состоянии здоровья водителя (слайд 9) Проблемы со здоровьем могут приводить к снижению внимания и к полной потере управляемости. Любое заболевание водителя может существенно повысить риск ДТП. Проявляется этот риск может по- разному. Наиболее редкими, но и наиболее опасными, являются случаи резкого обострения или приступов, которые происходят с людьми, страдающими хроническими заболеваниями. В подобных ситуациях человек садится за руль в нормальном, или относительно нормальном, состоянии, а приступ может произойти непосредственно на дороге. В таких случаях водитель может полностью потерять управление, что приводит к ДТП с тяжелыми последствиями. Чаще водитель садится за руль с легким недомоганием. Даже обычная простуда может приводить к существенному снижению внимания и замедленной реакции. Таким же образом могут сказываться на состоянии водителя и побочные эффекты от приёма некоторых медикаментов. Результатом часто становятся ДТП большей или меньшей степени тяжести. Если рассматривать виды заболеваний и плохого состояния здоровья водителя, то наиболее распространёнными причинами аварий становятся сердечно – сосудистые заболевания, невралгические заболевания, заболевания зрения, сахарный диабет, недосыпание (хроническая усталость). По результатам проведенного исследования, выявлена следующая зависимость риска ДТП от некоторых заболеваний (слайд 10).
В дорожном движении принимают участие двое водитель и пешеход (слайд 11)
Правила поведения пешехода (слайд 12)
В 2015 г. вступила в силу новая редакция правил дорожного движения Пешеходов обяжут носить вне населённых пунктов одежду со световозвращающими элементами, делающую людей более заметными на трассах (слайд 13). За невыполнение штраф составляет пока 500 р. В городской черте это требование остаётся рекомендованным. Между тем, исследования сотрудников научно –исследовательского центра ГБДД России показали, что применение пешеходами световозвращателей более чем в 6,5 раз снижает риск наезда на них транспортных средств. Водитель обнаруживает пешехода не за 30 м а уже за 150 м, при движении с дальним светом – за 400м.
И так подведём итог какие же главные следствия негативных погодных условий (слайд14)
Увеличение тормозного пути; Ухудшение видимости; Возможное ухудшение состояния здоровья водителя; Неправильное поведение пешехода на проезжей части.
Мы много говорили о погоде, прогноз сегодня в мире информационных технологий можно узнать, но как бы далеко не ушел прогресс, существует много способов узнать об изменении погоды по народным приметам, основанным на физических явлениях (слайд 15).
Эксперимент Определение атмосферного давления (слайд 16)
Эксперимент Измерение влажности воздуха (слайд17).
Итог урока (слайд 18)