Урок-размышление с элементами сопоставительного анализа «М.Ю. Лермонтов. «Дума»»


М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ «ДУМА».
Урок-размышление с элементами сопоставительного анализа
Бегимова Гульмира Жамантаевна
Средняя общеобразовательная школа имени Шарбан Батталовой
15240334645поселка Акжал Шетского района Карагандинской области
Учитель – режиссер своего урока. Он создает неповторимый сценарий, в котором участвуют дети и учитель. Часто приходится импровизировать, на ходу меняя ход урока. Работаю в школе 28 лет. Для меня самое важное на уроках литературы – донести до сознания учеников литературный материал, пронеся его через их сердца и души. И настоящий праздник для учителя, когда ребята не хотят идти на перемену, обсуждают, спорят, когда глаза горят, когда рассказывают не ради оценки.
Недавно провела урок в 9Б классе по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Изучали стихотворение «Дума».
На мотивационном этапе делю класс на две группы. Каждая группа придумывает себе название («Лермонтоведы» и «Абаеведы») и выбирает спикера.
Ставлю цели : 1.Идейно-тематический анализ стихотворения «Дума» в
сопоставлении с произведениями А.С.Пушкина и Абая;
2.Формирование навыков анализа художественного
текста, навыков устной и письменной речи;
3.Воспитание чувства патриотизма, ответственности за
будущеее общества, воспитание нравственных принципов.

Предлагаю решить проблему урока через вопросы:
Что волновало поэтов ХІХ века?
Поэт призывает молодежь к ...
«Дума» о моем поколении...

На предыдущем уроке дала ученикам опережающее задание:
прочитать дополнительно стихотворения Абая «О казахи мои, мой бедный народ», «Не для забавы я слагаю стих», «Слово третье», «Слово Десятое», «Слово Двадцать первое» из «Книги слов».
К уроку подготовила слайды.
Слайд №1. Работаем с ключевыми словами и понятиями:
образ «лишнего человека»
дума,раздумье
духовность
миниатюра (как литературный жанр)
Эпиграфом к уроку взяла слова Абая (Слайд №2):
Человек – дитя своего времени.
Если он плох, виноваты в этом
и его современники...
Из «Книги слов» Абая
Напоминаю ребятам, что в каждом Послании к народу Казахстана Президент страны Н.Назарбаев обращается к молодежи, подчеркивая, что будущеее нашего государства, реализация различных государственных программ - в руках молодого поколения. Поэтому каждый гражданин нашей страны должен чувствовать ответственность за судьбу своей страны, за ее будущее.
Переходя к операционно-познавательному этапу урока, настраиваю учеников на самостоятельную поисковую работу.
Читаю стихотворение. Прежде чем определить тему и идею стихотворения, предлагаю выполнить задания в группах. Предупреждаю, что задания на сегодняшнем уроке будут иметь поисковый, творческий характер.
На слайдах №3 и №4 даны высказывания о стихотворении «Дума» литературного критика В.Г.Белинского:
З а д а н и е для группы №1
Прокомментируйте высказывание критика(Слайд №3):
В стихотворении Лермонтова «Дума» выражены настроения передовой молодежи 1830-х годов: уныние, душевная апатия, отсутствие внутренней жизни... ( В.Г. Белинский) -Что происходит в душе поэта?
-В чем обвиняет поэт свое поколение? - В чем видит смысл жизни автор?
З а д а н и е для группы №2(Слайд №4):
Прокомментируйте слова критика и строки из стихотворения:
«Эти стихи писаны кровью: они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!...» (В.Г. Белинский) - «К добру и злу постыдно равнодушны» - «И ненавидим мы, и любим мы случайно»  - «Над миром мы пройдем без шума и следа»

Кто-то из учеников сразу заметил, что Лермонтов как-будто пишет об Онегине. Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что и Лермонтов, и Пушкин были обеспокоены судьбой России, будущим молодежи. В то же время стихи поэтов отличаются внутренним настроем.
Мнение учеников: стихотворение Лермонтова звучит как обвинительный акт, в них, в отличие от пушкинских строк, присутствует пессимизм. Если Пушкин верит в будущее России: «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья...» («К Чаадаеву»), то Лермонтов выражает отчаяние и неверие: «Над миром мы пройдем без шума и следа» («Дума»).
Предлагаю ребятам познакомиться со стихотворением Абая «О казахи мои!»
(читаю стихотворение, ребята визуально знакомятся с текстом со слайда(Слайд №5), а также отдельные строки из его стихотворения «Не для забавы я слагаю стих», «Слова третьего», «Слова Десятого», «Слова Двадцать первого» из «Книги слов».
Обсуждаем. Приходим к выводу, что Абай в своих произведениях также выражает тревогу за будущее казахского народа, казахской молодежи. Напоминаю факты из уроков истории Казахстана, историческую обстановку в казахской степи в эпоху Абая. Ребята обращают внимание на то, что Лермонтов, Пушкин и Абай – представители одной исторической эпохи.
Цитируя строки, ребята приходят к выводу, что произведения Лермонтова, Пушкина и Абая имеют много общего по тематике, по идейному содержанию.
Следующее поисковое задание ребята выполняют, работая непосредственно с текстами. Предлагаю заполнить таблицу на интерактивной доске. (Слайд №6) «Лермонтоведы » заполняют цитатами из произведений первую графу, «Абаеведы» - третью.
М.Ю.Лермонтов
“Дума” темы Абай
«О казахи мои…»,
“Книга Слов”
Отношение автора к своему поколению Жизненные ценности
поколения Отношение к родине,
обществу Отношение к науке,
традициям отцов О будущем своих современников Таким образом, ученики, работая с литературным текстом, анализируя его, приходят к выводу, что как лермонтовская «Дума», так и произведения Абая несут читателю одну и ту же идею: призыв молодежи к ответственности перед будущим своей страны, стремление разбудить в них чувство патриотизма и сохранить добрые традиции отцов.
Предлагаю выдержки из миниатюр о современнике, опубликованных в интернетсайтах(Слайд №7) :
ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ
......Моё поколение не имеет моральных ценностей, и плевать оно хотело на всех философов прошлого. "Мы новая эпоха, мы диктуем здесь правила!" - вот наше правило!
...Моё поколение помешано на мнимых кумирах, которые "пыхают" и ведут разгульный образ жизни.
...Моё поколение сидит сутками за компьютером, а при случае говорит, что ведёт здоровый образ жизни.
...Моё поколение использует мат через каждое пятое слово, но разглагольствует о высоких моральных ценностях.
...Меня тошнит от моего поколения, и я хотел бы жить в другое время.
Напоминаю, что это частные мнения. Сегодня в нашей стране происходит много позитивного и в политике, и в экономике, и в культурной жизни.
Читаем другую миниатюру:
С НАДЕЖДОЙ Я ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ
...Я думаю, что каждое новое поколение осуждает поколение своих отцов, но немногие из людей признаются в собственных ошибках. И всё-таки я с надеждой смотрю на поколение, открывшее 21 век.
...У нас гораздо больше возможностей, чем было у наших родителей. И мы, целеустремлённые и образованные, ими воспользуемся. 
...Среди нас много неравнодушных людей, людей, которые не пройдут мимо человека, когда ему плохо.
...Мы умеем радоваться успеху другого, мы талантливые и трудолюбивые. ...Мы постараемся прожить так, чтобы следующее поколение гордилось нами.
Затем предлагаю задуматься над мнением учителя: (Слайд №8)
Я считаю… …что человеческая личность формируется в исканиях, сомнениях, в борьбе за осуществление своих идеалов. … если молодой человек задумается над жизнью, Лермонтов и Абай будут ему верными союзниками. …Лермонтов и Абай призывают нас не быть пассивными, равнодушными, и эти призывы как нельзя более актуальны в наши дни.  Вы согласны со мной?

Урок подходит к концу. Но главное еще не сказано.
Спрашиваю ребят: «А каково ваше мнение о сегодняшнем поколении молодежи?», «Каковы ваши ДУМЫ о своем современнике?»
Спорят. У каждого свое мнение.
Кто-то согласен с авторами первой миниатюры, кто-то считает, что сегодняшняя молодежь справится с любыми задачами, если...
Даю задание на дом:
1.Написать миниатюру «Дума о моем поколении»
2.Создать устный словесный портрет:
современника Лермонтова («лермонтоведам»)
современника Абая («абаеведам»)
Рефлексируем:

Работали почти все: читали, говорили, писали.
Ребята знают, какие отметки я поставлю им после оценок их ответов.
Думаю, что проблему, поставленную в начале урока, мы с ребятами решили.
Для меня главное, никто не остался равнодушным к теме...