Социальный проект Кормушки для птиц


Социальный проект
«Кормушка»
Авторы: обучающиеся 1 класса
Руководитель: Чижова Надежда Васильевна,
учитель начальных классов
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
В настоящее время всё большее значение в работе с обучающимися приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей Родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Данный проект "Кормушка" первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе.
I. Введение
1.Актуальность проблемы.
Зима – трудный период в жизни птиц. В нашей Нижегородской области зимы бывают холодные и морозные.
Многие птицы улетают на зиму в теплые края. Когда у нас зима, там светит теплое солнце. Остаются в нашей местности только зимующие птицы. Тяжело в зимнюю пору птичкам. Оказывается, они боятся не холода, а голода. Многие из них погибают. В это время года птицам необходима помощь.
Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
Если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить голодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.
2. Цель проекта: формирование активной жизненной позиции в сфере экологической деятельности обучающихсяЗадачи:
1. Расширять знания о зимующих птицах;
2. Формировать умение оказывать помощь зимующим птицам в трудный для их жизни период;
3. Развивать интерес к проектной деятельности, обучать работе в группе и индивидуально по плану проекта;
4. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации;
5. Воспитывать любовь к природе, сочувствие к тем, кому зимой трудно.
3. Ожидаемые результаты:
бережное отношение к природе родного края;
экологическая культура участников проекта;
социально-творческая активность учащихся, потребность в самосовершенствовании и саморазвитии;
умение работать в команде.
4. Сроки реализации социального проекта: ноябрь-декабрь
Участники проекта: обучающиеся 1 класса
Форма работы: внеурочная
Бюджет.
Материальные затраты не рассчитаны.
Методы и приёмы:
1. Наблюдения;
2. Сбор информации; обработка собранной информации;
3.Беседы об охране и подкормке зимующих птиц;
4. Показ презентации на тему: «Зимующие птицы»;
5. Экскурсии в природу;
6.Интеллектуально-познавательные игры;
7. Творческая работа.
II. Основная часть
План.
1. Сбор необходимой информации. 
2. Осуществление процесса проектной деятельности.
3. Выступление участников проекта. Подведение итогов.
Этапы реализации проекта: подготовительный (информационный), основной, отчетный. На каждом этапе были поставлены конкретные задачи.
1. Выявление актуальной социальной проблемы.2. Привлечение участников в рамках своего классного коллектива для решения данного социального проекта.3. Определение цели и задач социального проекта.4. Обдумывание продукта деятельности и технологии. Составление плана работы.
5.Выполнение проектных работ.6. Проведение планового мероприятия.7. Анализ результатов работы.

Реализация плана проекта «Кормушка»
Этапы
проекта Дата
Задачи Ответственные
Подготовительный
(информационный)
10.11.14- 24.11.14 1.Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц.
2.Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать.
3.Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой.
4.Узнать, как птицы приспосабливаются к зимним условиям. Чижова Н.В. обучающиеся 1 класса.
Основной этап (практический)
25.11.14-18.12.14 1.Сделать кормушки для птиц, развесить их на деревья, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушках.
2.Разработать меню для птиц.
3.Провести акцию «Покормите птиц зимой».
Чижова Н.В., родители,
обучающиеся 1 класса.
Отчётный этап. Подведение итогов. 19.12.14-30.12.14 1.Провести экскурсию на территорию школьного двора.
2.Наблюдать за птицами, прилетающими к кормушкам.
3.Подготовить сообщение о своих наблюдениях.
4.Подведение итогов. Чижова Н.В.,
обучающиеся 1 класса.
III. Отчетный этап
Отчет о реализация проекта «Кормушка»

п/п. Мероприятие Даты Ответственные Отметка о выполнении
1. I. Подготовительный этап. 10.11.14- 24.11.14 Чижова Н.В., обучающиеся 1 класса. Выполнено
2. II. Основной этап 25.11.14-18.12.14 Чижова Н.В., обучающиеся 1 класса.
выполнено
3. III. Отчётный этап 19.12.14-30.12.14 Чижова Н.В., обучающиеся 1 класса.
выполнено
Социологический опрос
Сбор информации:
- было опрошено 20 обучающихся 1 класса МБОУ МСОШ №2;
- было опрошено 18 родителей обучающихся 1 класса МБОУ МСОШ №2.
Заключение:
Результаты наблюдений
На улице стало холодно. Выпал первый снег. Температура воздуха понизилась. Ночью бывают сильные морозы. На прудах появился лед. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают не от холода, а от голода. В процессе выполнения работы мы узнали, какие птицы зимуют в нашей местности.
В нашей местности остаются зимовать воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, галки, снегири, свиристели, дятлы.Мы задумались над тем, как помочь птицам выжить в зимнюю пору? Оказывается, только человек может помочь птицам. Потому-то так важны кормушки! Мы вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов: из пластиковых бутылок, пакетов из-под сока. Многие дети принесли кормушки, сделанные из дерева. 18 декабря мы вышли на территорию школы, для того чтобы развесить кормушки на деревья. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Внимание: прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья! Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Мы узнали, что подкармливать зимующих птиц необходимо с октября по март. Подкормку птиц лучше делать непрерывно. Пернатые друзья возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Особенно необходима подкормка птицам в период ненастья, в гололедицу, после снегопада с липким снегом и в сильные морозы.
После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:
Основная пища для птиц: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, ягоды рябины. Внимание! Нельзя давать птицам чёрный хлеб.
После того, как мы повесили кормушки, мы заметили, что птиц на территории школы стало больше. Мы увидели на кормушках снегирей, синичек и воробьев. Дятел не садился на кормушку. Он сидел на заборе, ловко стучал клювом и добывал себе пищу. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в теплую погоду. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, на которые мы клали кусочки сала, семечки, а воробьи садились на любые кормушки. Снегири и свиристели любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины.
В результате проекта мы много узнали о птицах, зимующих в нашем крае, поняли, что им зимой необходима помощь человека.
Дорогие ребята! Берегите нашу природу. Делайте кормушки и кормите птиц зимой!
А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
Итоги работы над проектом.
Анализ результатов работы. Важным шагом является анализ работы над проектом. 25 декабря 2014 года было проведено итоговое классное собрание. Участники проекта ответили на следующие вопросы:- Достигнута ли цель проекта?- Какой была атмосфера проведения социального проекта?- Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?- Чему научились в ходе реализации проекта? Родители, учителя отметили высокий уровень подготовки проекта «Кормушка», его ярко выраженную социальную направленность, результативность.
Источники:
1.CD -ROM Наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской на уроках в начальной школе. «Мир природы».
2.DVD-ROM Развивающий видеоматериал для занятий с детьми младшего школьного возраста «Двенадцать месяцев». 4 части.
3. Моя первая энциклопедия. Животные.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2010.