Урок по окружающему миру.

Тема урока
Надёжная защита организма 04.12.2015 Г.


УМК
Программа «Школа России». «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Цель изучения темы

Познакомиться с работой кожи.

Основные термины и понятия
Кожа, пот, подкожный жир, наружная оболочка.


Информационно- образовательная среда
Ресурсы
Межпредметные связи


Информационный материал А.А.Плешаков «Окружающий мир»

Демонстрационный материал
ноутбук, проектор, презентация к уроку «Надежная защита организма»; стекло, лупа, варежки, платок, бинт, зеленка, ватные палочки, пластырь; лист самооценки


Диагностический материал ( учебник с.94-97, Р.Т. с.55)



Литературное чтение «Работа с текстом»

Планируемые результаты

Личностные
Метапредметные
Предметные

Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;
слушает других и принимает иную точку зрения.
проявляет интерес в практической работе, получает удовольствие от работы в паре, группе (практическая работа);
оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения

Ученик научится:
регулятивные УУД: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
познавательные УУД: характеризовать средства гигиены и ухода за кожей, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья; умеет сравнивать, анализировать, опираясь на свои полученные знания и жизненный опыт.
коммуникативные УУД: умеет договариваться с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику.
Ученик научится:
познакомится с понятием кожа, как орган защиты от повреждений и внешних воздействий,
познакомится со свойствами кожи,
познакомится с правилами гигиены кожных покровов,
научится оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ранках и ушибах.


Этапы урока

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1. Мотивационно-ориентировочный этап

1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности
- Вспомним наши правила и соберемся с силами перед дальней дорогой в страну знаний.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Приветствие учеников. Психологический настрой.
1.2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии
С чего начнем работу на уроке?
Свою работу вы будете оценивать сами. Для этого у вас лежат листы самооценки.
Тест «Органы чувств человека».
1. Как называется наука, изучающая работу органов человека?
к) физиология;
а) зоология;
в) анатомия.
2. Сколько органов чувств ты знаешь?
в) 7;
ч) 6;
о) 5.
3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло, холод?
д) обонянием;
ж) осязанием;
г) вкусом.
4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
е) без кишечника;
а) без головного мозга;
з) без почек.
-Какое слово получилось?
Проверьте. Оцените себя.
- Сформулируйте тему урока?


- Прочитайте тему урока в учебнике.


1.3. Построение проекта.
Наш недоверчивый Попугай, узнав о теме урока, очень удивился: “Разве кожа человека может быть надежной защитой организма? Посмотрите на мои плотные перья, на густую шерсть Рыжика, на твердый панцирь Черепахи. Вот надежная защита! А у человека ничего такого нет. Как кожа может его защитить?“
- Что вы об этом думаете? Выскажите свои предложения (устно), а в конце урока сделаете вывод о том, правильными ли они были.
- Сформулируйте цель нашего урока?

Как вы думаете на какие вопросы нам надо ответить?








Ученики взялись за руки и мысленно желают себе и своим одноклассникам удачи.




С повторения.





























Кожа.



Надёжная защита организма.






Регулятивные: организация учебного места
Коммуникативные: способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников

































Личностные:
проявляют интерес к изучению темы.

Регулятивные:
определяют и формулируют тему, цель урока с помощью учителя.
Коммуникативные:
в рамках совместной учебной деятельности слушают других; высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке.



2. Поисковый этап

2.1. Планирование деятельности.

Соглашаюсь с вашими мнениями. Я предлагаю следующие пункты плана.


1. Свойства кожи.
2. Уход за кожей.
3. Первая помощь при повреждениях кожи

Регулятивные: планировать учебную деятельность с учетом учебной задачи и выявленных затруднений.

3. Практический этап

Открытие «нового» знания.



3.1. Реализация построенного проекта.
Организует практическую работу в группах по изучению свойств кожи с использованием задания 2. с.75 рабочей тетради и заданий учебника с. 130

Назовите цель работы.


Вам необходимо познакомиться с заданиями, выполнить практическую работу и записать ваши наблюдения в рабочую тетрадь.
- В конце практической работы вы должны сделать оценку выполненной работы (т.е. доказать достигнута ли цель). Все группы отвечают на все вопросы, но каждая группа делает сообщение только по одному вопросу. 1 группа – 1 вопрос, 2 группа -2 вопрос, 3 группа – 3 вопрос.



Вывод. Какими свойствами обладает кожа?
Оцените.





Строение кожи
1 слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений, в ней находятся поры, через которые кожа дышит.
2 слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Здесь же находятся потовые железы. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.
3 слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.




Мы узнали и доказали, что кожа выделяет жир и пот. А хорошо это или плохо?


- Давайте подтвердим своё мнение, прочитав информацию на с. 130-131 учебника.
- Если узнали, что это для организма хорошо поставьте плюс.
- Если узнали, что это для организма плохо поставьте минус.
- У кого плюсы. Прочитайте самое главное.
- У кого минусы. Прочитайте самое главное.
- А что надо делать, чтобы наша кожа всегда была чистой?
- Как нужно ухаживать за кожей?
Оцените.

Физкультминутка.

- У известного поэта Ю. Тувима есть стихотворение.
Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо: И прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. Все равно, какою водой: Кипяченной, ключевой, Из реки или колодца Или просто дождевой. Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем –  Перед каждою едою После сна и перед сном! Тритесь губкой и мочалкой Потерпите – не беда! И чернила, и варенье Смоют мыло и вода. Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу! Мойтесь чаще, мойтесь чище Я грязнуль не выношу Не подам руки грязнулям, Не поеду в гости к ним. Сам я моюсь очень часто До свиданья! Ваш Тувим.
Что советует нам автор.
Значит, если кожа чистая, смогут ли попасть в организм болезнетворные бактерии? 

А какие средства ухода за кожей вы знаете?
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. А какими средствами ухода за кожей пользуешься ты?
- А для чего нужен бинт?

Но ещё важно уметь оказывать первую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете? . Сейчас мы научимся оказывать первую помощь себе и товарищу при повреждениях кожи. Вы по группам должны инсценировать ситуацию и постараться, используя учебник, помочь человеку при том или ином случае повреждения кожи.
- У каждой группы есть конвертики с заданием. Даю на подготовку 3 минуты. Вы можете воспользоваться предметами, которые лежат на этом столе, чтобы оказать первую помощь при маленьких повреждениях кожи.
Кто-то из вас должен быть пострадавшим, а кто-то должен сыграть роль человека, который оказывает первую помощь.
1 группа – ранка (бинт, зеленка, йод, ватные палочки)
2 группа – ушиб (мокрая тряпка, грелка с холодной водой)
3 группа – ожог (холодная вода).
Оцените.
(Обмораживание разбирают вместе с учителем)

Ребята, вы должны составить памятку первой помощи при повреждении кожи.





Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03.










-




- Цель работы - узнать о свойствах кожи человека.


Выполняют практическую работу, результаты отмечают в рабочей тетради, высказывают предположения. Обсуждая результаты практической работы, делают выводы;



Мягкая, тонкая, упругая, прочная, бледно-розовая, выделяет жир и пот.















Ученик читает сообщение на стр. 130-131 о плюсах выделения жира и пота.






Ухаживать.
Ответы детей.


Под музыку дети выполняют упражнения.




















Дети перечисляют средства ухода за кожей.




Ушиб, рана, ожог, солнечный ожог, обморожение









Каждая группа составляет памятку „Первая помощь при повреждениии кожи“.

Докладчики каждой группы зачитывают составленные памятки.

Личностные: проявляют интерес в практической работе, получают удовольствие от работы в паре или группе (практическая работа)

Регулятивные: понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить; оценивают свою работу по заданным критериям.

Познавательные: знакомятся со свойствами кожи, учатся использовать на практике полученные знания.
Коммуникативные: договариваются с партнером, находят общий язык, слушают друг друга, доверять напарнику.








Познавательные: знакомятся со строением кожи.





































Коммуникативные: умение слушать одноклассников


















Познавательные: знакомятся с правилами гигиены кожных покровов, думают, формулируют мысли, берут пример из своего жизненного опыта
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, слушают других.











Личностные:
проявляют интерес к инсценированию проблемной ситуации;
оказывают членам группы эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.
Познавательные:
учатся оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ранках и ушибах. Коммуникативные:
слушают других, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной форме.


3.2. Применение знаний и умений для решения учебных задач.


Вопросы игры «А знаете ли вы, что?»:
1) какое назначение имеет кожа?
2) какую роль играет жир и пот, которые выделяет кожа?
3) что такое поры?
4) как нужно ухаживать за кожей?
5) какую первую помощь надо оказывать при небольших повреждениях кожи, ушибах, ранениях кожи, ожогах, обмораживании?
















Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждения, от жары и холода, от болезнетворных бактерий.
- За кожей необходимо ухаживать: содержать ее в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать ее кремом.
При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь.




Личностные:
Приходят к пониманию того, что узнали нового на этом уроке, на фоне которого повышается самооценка ученика

Коммуникативные:
Умеют слушать других и самостоятельно высказываются о пройденном материале

4. Рефлексивно-оценочный этап

4.1. Рефлексия результатов деятельности.

Ответили мы на пункты плана.
Какой вопрос поставил перед нами Попугайчик.
Вопросы, которые мы сегодня разбирали нужны нам в жизни?
Давайте сделаем выводы о результатах нашего сотрудничества.

Своей работой на уроке я..
Сегодня на уроке я узнал
Мне особенно запомнилось------------

Оцените себя.




Домашнее задание:
Рабочая тетрадь: стр. 75-76, задания № 3, 4 составить мини-сообщение о коже, используя неизвестную нам информацию.

Делают вывод, определяют личностный смысл изучения темы.










Осуществляют самооценку деятельности на уроке


Определяют домашнее задание
Регулятивные:
Самостоятельно выбирают задание, записывают дом.задание в дневниках















15