Единый урок Крым и Россия-единая судьба



Единый урок в 3 классе на тему:
« Крым и Россия– общая судьба»


Подготовила и провела учитель начальных классов Сафонова Г.А.
Тема: «Россия и Крым –общая судьба»
Цели: расширить знания учащихся о присоединении Крыма к России;
разъяснить важность этого события для стратегического положения России; воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости. Оборудование: картинки городов Крыма с их достопримечательностями,слова президента « Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань»; грамзаписи песен о Крыме, Гимн РФ»,презентация, ПК
Ход урока1. Вступительное слово учителя. ( Звучит гимн РФ) Наша сегодняшняя встреча посвящена последним событиям в России и Украине. На наших глазах происходят важные исторические события, мы должны правильно их понимать . События, произошедшие на Украине, не оставили равнодушными россиян. Скажите, что вы знаете об изменении статуса Крыма? 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о его правовом статусе. В голосовании приняло участие более 82 % избирателей, более 96 % высказалось за воссоединение с Россией. 18 марта – исторический день для Крыма и России. В этот день был подписан Договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации.
21 марта 2014 г. президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
2.Дети читают стихи
1) Знают взрослые и дети -много дивного на свете!
Но волшебная страна ,
Полная чудес – одна.2)Это - наш чудесный Крым.Он самим Творцом любим!
3) Словно в зеркале Вселенной, Отразилась в нем планета.Каждый хочет непременноПосмотреть на чудо это.2.Географическое расположение Крыма. Демонстрация презентации Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7—23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока — воды Азовского моря и его залива Сиваша. Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова "кырым" — вал, стена, ров. 3.Из истории. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века — Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. – Тавридой. Херсонес Таврический был основан греками в VI в. до н.э. и просуществовал ещё почти 2 тысячи лет. Руины Херсонеса расположены на территории Севастополя. С VIII-IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским морем. В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир. В «Повести временных лет» о крещении князя Владимира сказано следующее: «Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг» В XIII веке на территорию полуострова вторглись ордынские войска, и был образован Крымский улус, а позднее, с 1443 г. - самостоятельное Крымское ханство. Развитие экономики и культуры Крыма и его растущее сближение с Русью были надолго остановлены ордынским нашествием . В 1783 году Крым вошел в состав России, что было ратифицировано Ясским мирным договором (1791 г.) между Россией и Османской империей. «Возвращая жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего, содержать их наравне с природными началами подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те прелости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется…».( Из Манифеста Екатерины II 8 апреля 1783 года ) В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир.
После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. - Крымская область РСФСР. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. вошла в историю героическая 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях. Противник стянул под Севастополь 203 тыс. чел., 780 орудий, 450 танков, 600 самолетов.Советские силы составили 106 тыс. чел., 606 орудий, 38 танков, 109 самолетов.Советские потери - более 200 тыс. человек, из них безвозвратные около 157 тыс. человек.
За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями. Недаром Севастополь зовется городом русской славы, городом русских моряков. После освобождения Крыма от фашистских захватчиков в нем началось восстановление разрушенного народного хозяйства
Поэт Василий Лебедев-Кумач писал об обороне Севастополя:
Восстань из пепла, Севастополь, Герой, прославленный навек! Твой каждый уцелевший тополь Взлелеет русский человек. Те камни, где ступал Нахимов, Нам стали дороги вдвойне, Когда мы, нашей кровью вымыв, Вернули их родной стране. Израненный, но величавый, Войдешь ты в летопись веков - Бессмертный город нашей славы, Святыня русских моряков. И наши дети внукам нашим Расскажут в бухте голубой, Как гордо ты стоял на страже, Прикрывши Родину собой! (Звучит песня «У моей России длинные косички»)
29 октября 1948 года Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» определил статус города Севастополя в составе категории городов республиканского подчинения РСФСР. В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и
«из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура. 3.Россия — великая морская держава. По всем морям и океанам плавают наши торговые и военные корабли. Морская служба - нелегкое дело. Российский флот совершал кругосветные плавания, открывал неведомые земли и воевал, защищая страну от врагов. В морских сражениях было одержано много славных побед. Никогда не забудутся имена мужественных адмиралов, отважных матросов прежнего времени. Сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми из этих событий. Адмиралы - самые главные начальники на флоте. Они командуют кораблями в морских сражениях. Адмирал должен знать, какова выносливость и храбрость матросов, как далеко стреляют пушки, как быстро или медленно ходят корабли. Еще он должен знать характер моря, особенности погоды.
4. Адмирал Ушаков.Почти все знаменитые русские адмиралы родились не у моря, а вдали от него, в самой середине России. Сенявин Дмитрий Николаевич родом из калужского края. Лазарев Михаил Петрович - владимирский. Нахимов Павел Степанович - смоленский. Ушаков Федор Федорович — тамбовский. В юности будущих адмиралов окружали тихие леса и поля. Но мальчики росли с мечтой о море. В дни войны по морю может подойти к любимой Родине враг. Кто остановит его? Кто без страха поведет в бой российские корабли? Конечно же, сыны Родины. Вот и мечтали мальчики о службе на эскадрах. Чтобы стать защитником Родины, одного желания мало. Нужно еще умение. Будущие адмиралы подростками поступали в морское училище. Там они учили математику - без нее не построишь корабль, не выстрелишь метко из пушек. Учили астрономию и географию — без них заблудишься в океане, не найдешь дорогу в дальние страны. Федор Фёдорович Ушаков после учения плавал на разных судах во многих морях. Он отлично знал своё дело. Храброго и распорядительного офицера назначили командиром царской яхты. Плавать на яхте было безопасно, ведь царскую семью не катали по бурному морю. За такую службу давали высокие чины и большие награды. Но молодой офицер отказался от должности царского слуги. Он добился, чтобы его вернули на военный корабль - к тревогам и опасностям, к тяжёлому труду. Там он мог служить всей России. И уже вскоре Ушаков будет командовать русским флотом на Чёрном морс. Вместе с матросами одержит для Родины много побед. ...Было это более двух веков назад, в 1787 году. Правитель Турции - султан потребовал, чтобы Россия отказалась от присоединенного к ней Крыма и перестала защищать от турок Грузию. Россия не стала выполнять эти требования. И Турция начала войну. В те времена Турецкая империя имела огромную армию и сильный военный флот. Она захватила многие соседние страны. Под её игом страдали болгары, греки, валахи, сербы, армяне, арабы... Турецкие войска постоянно нападали на молдаван, украинцев, венгров, поляков, австрийцев. Многие- многие народы желали русским победы в начавшейся войне. Адмирал Ф. Ф. Ушаков славен был тем, что умел побеждать с меньшим числом кораблей. Сухопутную армию султана разбил А. В. Суворов, а флот был разгромлен Ф. Ф. Ушаковым. Правителю Турции ничего не оставалось, как заключить мир с Россией. Ф. Ф. Ушаков командовал кораблями во многих сражениях. Он всегда побеждал. Ни разу не отступал. Матросы видели его бесстрашие и сами не боялись ни штормов, ни вражеских ядер, совершали во славу Родины героические подвиги.
Учитель: Русские люди хранят память о великих флотоводцах России: мальчики, которые решили стать военными моряками, учатся в Нахимовском училище. Во время Великой Отечественной войны правительство учредило награды для военных моряков ордена и медали Ушакова и Нахимова. Самые доблестные воины получают эти награды. Нам дороги имена этих героев за их беззаветную любовь к своей Родине, верность и честь офицерской присяге, мудрость и большой великий профессионализм. Не правда ли, ребята, хочется быть похожими на таких людей? Таким образом, Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной – Россией!
Рефлексия Продолжите: Я узнал(а)…
Мне запомнилось…
Я считаю важным… Песня В. ЦыгановойДышит тихо усталое Черное море, Отражая сто лун в зыбких бликах волны.
И с реальностью небо, похоже, не спорит, Или это мне кажется со стороны? Это Крым, и по совести – это Россия! Это Крым, здесь везде только русская речь.
Это Крым, здесь названия до боли родные – Симферополь и Ялта,
Севастополь и Керчь. Эту землю уже никогда не разделишь. То, что связано кровью не разорвешь. На чужие знамена кресты не прицепишь. Остальное лишь глупость, да хитрая ложь. Это Крым, и по совести – это Россия! Это Крым, здесь везде только русская речь. Это Крым, здесь названия до боли родные – Симферополь и Ялта,
Севастополь и Керчь.
Чтобы ни было, мы будем вместе, конечно. Сколько было здесь войн, сколько было побед!
Здесь Святая земля, здесь Россия навечно.
Только так, не иначе, и выбора нет. Это Крым, и по совести – это Россия!
Это Крым, здесь везде только русская речь. Это Крым, здесь названия до боли родные – Симферополь и Ялта, Севастополь и Керчь. Это Крым, и по совести – это Россия!(Звучит песня «Это Крым»)