Урок Добра и Милосердия


Урок ДОБРА и МИЛОСЕРДИЯ
МАОУ СОШ № 33
г. Тамбов
педагог-психолог
классный руководитель
Миленко Елена Анатольевна
Цели:
• познакомить учащихся с понятиями «милосердие», «человеколюбие», «гуманность»;
• формировать положительное отношение учащихся к благотворителям, спонсорам, меценатам, волонтерам на основе конкретных судеб людей;
Форма проведения мероприятия – интеллектуально-деятельностная игра.
Классный час рассчитан для учащихся 5-9 классов
Ход мероприятия
Эпиграф на доске:
Что такое счастье? Соучастье
В добрых человеческих делах.
Добрый день, ребята! Я очень рада приветствовать вас в нашем классе в этот замечательный день! Сегодня мы с вами будем участвовать в серьезном разговоре о благотворительности, добре и милосердии. Надеюсь, что разговор состоится, будет действительно открытым, свободным и мы все получим от этого пользу и удовольствие.
Но прежде – внимание на экран.
Демонстрация клипа «Не бывает чужих детей»
Вопрос: Увиденное было для вас открытием или страшная картинка «Голодные дети, просящие милостыню» стала привычной в нашей жизни?
Ответы детей.
В мире очень много людей, которые нуждаются в помощи. Среди них дети, старики, инвалиды. Творить благо, делать добро привыкли на Руси издревле. Помочь слабому, накормить голодного, подать просящему. Эти неписанные правила знали еще наши предки.
В современной России с новой силой звучат слова «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». Давайте попробуем объяснить эти понятия.
Ответы детей.
Милосердие - деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся и обездоленным.
Человеколюбие – искренняя, осознанная любовь к человеку, человечеству.
Гума́нность (лат. humanus — человечный) — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие.
Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и детям, имеющим инвалидность.
Чулпан Хаматова – известная актриса спасает жизни детей, больных раком. Ее фонд «Подари жизнь» известен не только в России, но и за рубежом.
Примеров очень много. Эти люди помогают немощным и больным, создают больницы и приюты, покупают лекарства и еду. Они собирают книги и картины, а затем открывают библиотеки и музеи, даря произведения искусства обществу. Эти люди делают мир лучше, добрее, красивее. Они не ждут благодарностей и почестей. Они часто остаются неизвестными. А награда для них знать, что в мире с их помощью кому-то стало легче жить, творить.
Задание 1.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, умеющий делать добро? Давайте перечислим эти качества, по цепочке, каждый называет одно качество, постараемся не повторяться!
Буква Качество
А Альтруизм
Б Благожелательность
В Вера в добро Г Готовность помочь
Д Доброта и т.д.
Ответы детей.
Задание 2.
«Смысловые ассоциации»
Методические комментарии:
Сейчас я вам раздам таблички, и мы с вами их заполним (напишем слова, которые ассоциируются с этими понятиями)!! Дети получают задание записать в таблицы ассоциации, которые возникают со словами БЛАГО и ТВОРИТЬ. Теперь посмотрим, что у нас получилось. Прочтите свои ассоциации Молодцы!
Творить Благо
Пример заполнения таблицы:
Творить Благо
Дар
Труд
Делать красоту Хорошо
Добро
Радость
Счастье
Итак, «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие». Так объясняет это понятие Сергей Ожегов, советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор. Автор выдержавшего множество изданий «Толкового словаря русского языка».
Задание 3.
А что для вас значит милосердие? Подумайте и запишите это на своих сердечках. (На столах у детей лежат сердечки, вырезанные из бумаги)
Из чего же складывается понятие милосердие. Что значит быть милосердным? 
Ответы ребят.
Ребята, если бы вас попросили милосердие нарисовать, какое бы изображение вы предложили? (сердце, голубь, ангел) - В каком цвете?
Ответы детей.
у нас милосердие ассоциируется с зелёным цветом, цветом нежного, бережного отношения людей друг к другу, цветом возрождения;
с красным цветом, цветом крови, сердца, которое даёт силы для добра;
с голубым цветом, цветом неба, цветом чистоты отношения людей к окружающему миру, цветом надежды.
Задание 4.
Возьмите в руки свои сердечки, согрейте их своим теплом, загадайте самое сокровенное желание. А теперь давайте украсим наше дерево добра и милосердия вашими добрыми сердечками. (На доске прикреплено изображение дерева, дети приклеивают сердечки на «дерево Добра и Милосерия».)
Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними радость и беду, любите, уважайте друг друга! И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем, 
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.