Урок по теме: Что с нами стало? Кто погасил свет добра в нашей душе? (по рассказу В.Астафьева И милосердия…)

План-конспект урока по литературе.
Класс: 8
Предмет: литература
Учитель: Кукушкина Наталья Владимировна
Тема: «Что с нами стало?! Кто погасил свет добра в нашей душе?» (по рассказу В.Астафьева «И милосердия»).
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок внеклассного чтения
Цели урока:
Образовательная цель: выполнить вместе с учащимися комплексный анализ текста рассказа В.П.Астафьева «И милосердия»
Воспитательная цель: осмысление понятия «милосердие», воспитание осознанного отношения к своим поступкам
Развивающая цель: развивать навыки аналитического чтения произведения посредством Технологии критического мышления через чтение и письмо
Оборудование: презентация, медиапроектор, раздаточный материал (текст рассказа, алгоритм составления синквейна)
Основные источники информации: Текст рассказа В.Астафьева «И милосердия» (Электронный сборник рассказов «Затеси»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Содержание урока.
1.Фаза вызова.
Слово учителя:
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему сегодняшнего урока. Перед нами слова В.П. Астафьева. Как вы думаете, кому известный писатель адресовал их?
-Что вы знаете об авторе рассказа, о В.П. Астафьеве, о его жизни и творчестве? (ребята рассказывают интересные факты из жизни писателя) Предварительно им было дано задание на дом (прием «верные-неверные» утверждения).
Сегодня мы познакомимся с рассказом «И милосердия» Подумайте над названием? Символично ли оно? Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (идет прогнозирование по названию). (Обращаем внимание на морфемный состав слова).
-Сверим наше понимание слова с толкованием, которое дается в словаре С.И.Ожегова и В.И.Даля.
-Итак, первые предположения высказаны. Обратимся к содержанию.

2. Фаза реализации смысла.

Далее учителем читается начало рассказа (текст поделен на 4 смысловые части, разрезан).
Чтение 1 смысловой части (со слов «Девочкакакие!»)
- Знакомая картина? Приходилось ли вам кормить голубей? Какие ассоциации со словом «голубь» возникают? (голубь мира, влюбленные голубки, почтовый голубь)
Совершенно верно, голубь-это символ мира, плодородия, влюбленности
-Что вы можете сказать о героине, которая кормит этих птиц?
-Можем ли мы предугадать дальнейший ход событий?
Чтение 2 смысловой части («А на скамейкеулыбалась»)
-Оправдались ли наши ожидания?
-Что почувствовали?
-Укажите ключевые слова этого эпизода.
-Что можно сказать о другом герое-отце?
Чтение 3 смысловой части (И когдапроседающему мху»).
-Как эта часть соотносится с сюжетом?
-Назовите художественный прием, используемый автором в последнем абзаце.
-Кто является героем этой части?
Ребята, о чем этот рассказ? Какие вопросы вы бы задали автору, если бы представилась такая возможность? (дети записывают вопросы в тетрадь).
-Есть ли у вас ощущение недосказанности? Как вы думаете, произведение закончено или вам предложили неоконченный вариант? (текст читается учителем еще раз.
- Попытайтесь придумать заключительную часть. Что это будет? Может быть, мысли автора о случившемся. Или его обращение к людям.
Ребята пишут окончание. Затем зачитывают свои варианты.

Учитель читает последнюю смысловую часть.
-Кто из вас был близок к авторскому варианту? Поняли ли, что хотел сказать нам писатель?
-Итак, рассказ прочитан. Оправдались ли наши предположения относительно названия? Что же хотел донести до нас автор?
Строчка из одной молитвы звучит так: «Ослепленный слезами, он не мог проклинать, а молил»
-Кого просит о милосердии автор? ( Прежде всего, себя, своих детей, всех людей, таких беззаботных и жестоких).
Поднимая тему милосердия, В.П.Астафьев обращается к своим современникам с призывом защитить природу, а значит и человека, потому что тот, кто губит природу, губит самого себя. Быть милосердным – это значит быть, быть всегда.
3.Рефлексия.

-Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на название произведения и последнее слово рассказа. Я вам предлагаю составить синквейн, включив слово «милосердие» в первую строку.
-Ученики зачитывают синквейны. Затем учитель показывает свой вариант.
Это произведение из книги В.П.Астафьева «Затеси». Так он назвал свои небольшие рассказы. Затесь-это метка, зарубка, стес, указывающий верную дорогу в нетронутых лесах. Мне кажется, что название книги удивительно верное, потому что каждый рассказ Виктора Петровича для нас – это «затесь», напоминание о том, как надо относиться друг к другу.
-В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать небольшое эссе, ответив на вопрос: Как вы думаете, что побудило автора к созданию этого произведения?


15