Урок математики 4 класс


Урок математики
Тема: Правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Цель: повторение знаний о правилах нахождения компонентов арифметических действий.
Задачи:
1. Повторить названия компонентов арифметических действий.
2. Обобщить знания о правилах нахождения неизвестных компонентов.
3. Формировать умения определять вид задачи, решать её.
4. Совершенствовать вычислительные навыки.
5. Способствовать развитию логического мышления.
6. Воспитывать познавательный интерес к решению уравнений.
Наглядность: презентация
Оборудование: тетрадь, ручка, каранадаш, презентация, раздаточный материал
Формы работы: работа в группах, фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Методы и приёмы: частично-поисковый, словесный.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Математика.
2. - Ребята, вы хотели бы полететь в космос?
- Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В путешествие отправимся смело
В мир загадок и сложных задач.
- Давайте полетим на Солнце! (а если вечером, когда Солнце сядет, ведь не так жарко, заодно погреемся).
- А кто знает, какова температура на Солнце?
Запишем в тетрадях:6000º
- Да, действительно очень жарко. У нас летом + 30º, и то мы страдаем от жары. А посчитайте, на сколько делений поднимется столбик градусника, чтобы от нашей Т 30º достичь солнечной Т в
- А кто знает, какое расстояние от Земли до Солнца?
150.000.000 км- Вот какое огромное число, а расстояние это даже трудно представить. Единицами, какого класса представлено число? (таблица разрядов и классов).
- Если бы мы решили поехать на карете, нам понадобилось бы 500 лет.
Запишите, сколько это веков. (5 веков)
- А потом люди придумали автомобиль. Теперь на эту дорогу понадобилось бы времени в 5 раз меньше. Сколько лет? Запишите. (100 лет)
- На самолете пришлось бы лететь 10 лет. Запишем, сколько это месяцев. (120 мес.)
- А вот на космическом корабле можно преодолеть это расстояние за 1 год. Сколько дней? (365 дней).
- А солнечный луч пробегает это расстояние всего за 8 минут. Посчитайте, в котором часу взошло солнышко, если его первый луч разбудил нашу Олю в 7 часов утра? (6 ч 52 мин)
Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы. (на переносной доске записаны правильные ответы).
И так, мы выяснили, что на Солнце лететь нельзя: и далековато, и жарковато. А Солнце – это планета? (да, это звезда, раскаленный газовый шар, нет атмосферы)
Сегодня я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Космическая академия». Представим, что наш класс – это космическая академия, и мы готовимся для полетов в космос.
- Какими чертами должен обладать космонавт? (умный, точный в расчетах, хороший товарищ, умеющий решать трудные задачи).
Нас уже ждет корабль, на котором полетим на другую планету. Вы готовы к испытаниям?
ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА.
1)5 ∙ 37 ∙ 20 = 3700
4 ∙ 9 ∙ 25 = 90025 ∙ 4 ∙ 29 ∙ 3 = 8700
997 ∙452 + 3 ∙ 452 = 452000

2. Игра «Соревнование улиток»Сигнал к старту уже прозвучал. Повторяем порядок действий и называем правильные значения выражений.
(122 + 18) : 70 = 2(64 : 8 + 20) : 7 = 420 · (26 + 14) : 100 = 81 · (30 + 2) – 4 · 4 = 165 · 4 + 12 = 32(400 – 300) – 36 = 64
У нас получился ряд чисел. 2, 4, 8, 16, 32, 64Какую закономерность в составлении этого ряда заметили? (каждое следующее число увеличено в два раза)Продолжите этот ряд чисел и назовите не менее трех следующих чисел. (128, 256, 512…)Молодцы! Мы решали все правильно, поэтому наша улитка на вершине горы.За каждым числом зашифрована буква. Перевернем их и прочитаем тему сегодняшнего урока.
2          4          8          16        32        64        128      256      512У         Р          А         В         Н         Е         Н         И         Е
Определение цели и задач. Как вы думаете, какие правила мы сегодня выведем на уроке? Вывести правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Что называется уравнением?Что называется корнем уравнения?Что значит решить уравнение?Какие уравнения вы знаете? 7000 – х = 2489 71 : х = 20 + 7Назовите арифметические действия.
Деление на группы по действиям (сложение, вычитание, умножение, деление)
Назвать компоненты действия. Составить правила нахождения неизвестных компонентов. Придумать уравнение простое и усложнённое на нахождение неизвестного компонента и решить.
Спикер представляет работу.
Оценивание «Две звезды одно пожелание»
Восстановите последовательность.1. Выполняю проверку. 2. Нахожу неизвестный компонент по правилу. 3. Вспоминаю правило нахождения неизвестного компонента. 4. Определяю неизвестный компонент. 5. Записываю ответ. 6. Читаю уравнение. 
Получаем алгоритм решения уравнений: 1. Читаю уравнение. 2. Определяю неизвестный компонент. 3. Вспоминаю правило нахождения неизвестного компонента. 4. Нахожу неизвестный компонент по правилу. 5. Записываю ответ. Алгоритм:
1. Разбить выражения, записанные в одной или обеих частях уравнения, на части (расставить порядок действий). Определить неизвестный компонент.
2. Упростить выражение (если необходимо).
3. Решить простое уравнение, содержащее одно действие.
4. Выполнить проверку правильности решения.
5. Записать ответ.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Пришло время отдохнуть, размяться, проявить внимание, взаимовыручку, чувство
Решение уравнений.
5 · а + 500 = 4500 : 55 · а + 500 = 9005 · а = 900 – 5005 · а = 400а = 400 : 5а = 805 · 80 + 500 = 900900 = 900
( 490 – х ) – 250 = 70490 – х = 70 + 250490 – х = 320х = 490 – 320х = 170 ( 490 – 170 ) – 250 = 7070 = 70 Решить по группам
а + 156 = 17 ∙ 20 (1604 – у) – 108 = 800252 : 36 ∙ х = 560 103300 : (х + 297) = 25 ∙2
Пока вы работали в парах, к нам из центра управления полетами пришло сообщение, в котором просят решить такую задачу. С.134.№5
8. Обобщение и систематизация знаний.
Тест «да – нет»
1. Компонент при сложении называется слагаемое.
2. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно от значения суммы отнять известное слагаемое.
3. Компонент при умножении называется уменьшаемое.
4. При вычитании можно найти неизвестное делимое.
5. Чтобы найти неизвестный множитель нужно делимое разделить на значение частного.
6. Компоненты при делении называются делимое, делитель, значение частного.
7. В уравнении с неизвестным слагаемым, значение суммы больше известного слагаемого.
8. Компонент при сложении называется делимое.
9. Чтобы найти неизвестное делимое, нужно значение частного умножить на делитель.
10. Если в уравнении неизвестно уменьшаемое, то нужно сложить значение разности и вычитаемое.
Ответы: да, да, нет, нет, нет, да, да, нет, да, да.9. Контроль и самопроверка.
Домашнее задание с.137 №5 1 столбик
займите места на космическом корабле
В расчетное время,
Стартуя с земли,
К загадочным звездам
Летят корабли.
Представим:
Чуть-чуть помечтали –
И все космонавтами стали!