ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Аннотация.
В статье анализируется опыт учителя, который направлен на формирование ценностных ориентаций школьников, способствует развитию личностных идеалов, жизненной мотивации, ценностного выбора учащихся.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, формирование ценностных ориентаций школьников, функциональные изменения в состоянии здоровья, стереотипы поведения ребенка, организации образовательной деятельности с родителями, направления и формы работы с родителями, приоритета оздоровительной направленности, формирование положительной мотивации на бережное отношение к своему здоровью и ориентация на здоровый образ жизни.
Самым ценным богатством, которым награждает человека природа от рождения и на долгие годы, является здоровье. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня духовного потенциала и здоровья молодого поколения. Здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе, в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Именно поэтому проблема формирования ценности здоровья является актуальной. Государственная политика Донецкой Народной Республики в области образования направлена на обеспечение здоровья человека. Проблемам формирования здорового образа жизни посвящены документы «Закон о физической культуре и спорте», «Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики», «Закон об образовании».
Важность вопроса определяется состоянием здоровья населения вообще и школьников в частности. Проблема заключается в том, что возросло количество негативных факторов, влияющих на здоровье школьников:
увеличение объема учебной нагрузки, несогласованность с возрастными и функциональными возможностями учащихся, снижение двигательной активности, не всегда организованный досуг, нерациональное питание, рост вредных привычек среди школьников, социально-гигиенические условия. Сравнительный анализ результатов углубленного медицинского осмотра учащихся Донецкого МПЛ №1 в течение 5 лет с 2012 по 2016 год показывает, что наблюдается тенденция к уменьшению количества здоровых детей и увеличение количества детей, имеющих функциональные изменения в состоянии здоровья, хронические патологии. Также следует отметить, что в 2016 году все учащиеся школы прошли углубленный медицинский осмотр, поэтому мы можем увидеть реальную картину заболеваемости.
Анализ результатов углубленного медицинского осмотра
2012 р. 2016 р.
Ортопедические патологии 173 199
Патологии органов зрения 97 119
Заболевания сердца, ВСД 44 88
Заболевания органов пищеварения 69 84
Заболевания уха, горла, носа 32 64
Патологии органов дыхания 35 38
Ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста не только медицинская, но и педагогическая проблема, решение которой в руках семьи, родителей, школы, учителей, классного руководителя, постоянная кропотливая работа на основе взаимодействия всех участников учебного процесса.
Проблема сохранения здоровья имеет глубокие исторические корни, ее изучению уделяли внимание Н.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.П. Блонский,.А. Сухомлинский. Исследования педагогов и психологов свидетельствуют, что наиболее благоприятный для развития личности является детский и подростковый период жизни. Именно в это время закладываются основы жизненной позиции человека, ценностные ориентации. Решение этой проблемы заключается в изменении взглядов человека на жизнь. В.А. Сухомлинский писал: «Забота школы о том, чтобы ученик не болел и его организм был неблагоприятен к болезням, так же важна, как и забота об интеллектуальном и нравственном развитие его воспитанников». Здоровье детей – цель, где сходятся интересы семьи и школы. Последовательность, общность интересов заключается в том, чтобы помочь себе, своей семье, вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране. Поэтому признание семьи крайне важная часть педагогической деятельности.
Забота о здоровье ученика – обязательное условие учебного процесса, в котором учителя, медицинские работники, ученики и родители решают общие вопросы, связанные с сохранением здоровья детей, и принимают ответственность за достигнутые результаты. Именно такой комплексный подход к решению задач формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья школьников осуществляется в Донецком многопрофильном лицее №1.
Тема организации образовательной деятельности с родителями и формирование здорового образа жизни очень важна и интересна. Опыт работы показывает, что привычный стиль жизни, поведение членов семьи (навыки гигиены, рацион питания, контролируемое время работы за компьютером, просмотр телепередач, совместное с родителями досуга и др.), постепенно формирует стереотипы поведения ребенка. Иногда родители не уделяют должного внимания тому, что личным примером формируют у детей вредные привычки. Поэтому выбирая тот или иной образ жизни, родители несут полную ответственность за свое здоровье, здоровье своих детей и будущих внуков. От уровня культуры семьи зависит уровень воспитания детей.
Образование родителей, сотрудничество семьи и школы очень важно. В этом содружестве со школой, семья получает возможность приобрести новые знания о здоровье, как изменить свой образ жизни к лучшему, присоединиться к опыту других семей, найти поддержку в изменении образа жизни на лучший, улучшить здоровье своей семьи, укрепить семью. Я, как классный руководитель, через общение с родителями имею возможность лучше узнать о здоровье детей, индивидуальные особенности каждого, какие подходы в воспитании используют родители, лучше узнать о класс и реально оказать помощь улучшить здоровье семей и их детей.
От современной школы требуется перестройка своей работы на приоритете оздоровительной направленности, сотрудничества семьи и школы, сохранение и укрепление здоровья учащихся, нового подхода к планированию учебного процесса, грамотного использования средств и форм физического воспитания с учетом личности школьника, его половых, индивидуальных особенностей, физического развития, потребностей, наклонностей.
Цель классного руководителя, учителя физической культуры – системно, планомерно, последовательно обеспечить единую педагогическую линию семьи и школы на формирование положительной мотивации на бережное отношение к своему здоровью и ориентация на здоровый образ жизни. Эффективность этого процесса связана с активным привлечением родителей ко всем формам образовательной, воспитательной деятельности школы. Классный руководитель, учитель физической культуры и родители должны осознавать, что их совместная работа направлена на будущее – на здоровье детей.
Для определения направлений и эффективных форм работы с каждой конкретной группой родителей, желательно иметь информацию об их образе жизни, взглядах на воспитание, будущее детей. Форма общения с родителями не должно носить назидательного характера, лучше, если это будет совместная попытка рассмотреть актуальную для всех проблему со всех сторон.
Система работы в Донецком МПЛ № 1 с родителями включает:
1.Общешкольные родительские собрания (2-3 раза в год). Присутствуют родители детей всех возрастных групп, поэтому и вопросы разные. Например, «О роли семьи в физическом воспитании детей», «Средства физического воспитания детей в семьи», задачами которые стоят перед учащимися на данном этапе работы школы. На собрание приглашаются медицинские работники, социальный педагог, Донецкий Республиканский Центр семьи и молодежи. Таки собрания ценны практическими советами и консультациями для родителей.
2.Родительские конференции. Проходят один раз в год. Их задача показать существующую практику физического воспитания, опыт конкретных семей. При этом, важное значение имеет профессиональный анализ и оценка достигнутых успехов. На конференции демонстрируются слайды, фильмы с комментариями специалистов, медицинских работников, родителей. Целесообразно использовать показательные выступления детей-спортсменов, танцоров, музыкантов, вокальные коллективы.
3.Классные родительские собрания. В год 3-4 занятия. Это составная часть в плане работы классного руководителя. Учитель физической культуры принимает активное участие в составлении планирования, его реализации, проводит консультации. На таких собраниях обсуждаются вопросы рационального питания, режима дня и здорового отдыха, утренней гимнастики, закаливания, воспитания трудолюбия. Также пропагандируется обмен опытом лучших семей класса по вопросам физического воспитания детей, здорового образа жизни, проведения совместного времени с детьми. Пригласить врача школы, который расскажет родителям о состоянии здоровья детей, даст полезные советы по вопросам гигиены, закаливания, профилактики заболеваний. В конце года учитель информирует родителей о содержании задания на период каникул летом, и методы их реализации.
4.Эффективной формой работы с родителями является организация соревнований, где принимают участие семейные команды. Создаются хорошие условия для всестороннего физического развития и укрепления здоровья всех участников, воспитание положительных отношений в семье (старшие-младшие, юноши, девушки, родители – дети). Так совместное участие родителей и детей в спортивных соревнованиях, создает атмосферу свободы, взаимного уважения, стимулирует систематические занятия физической культурой. Основой семейных соревнований являются эстафеты, командные игры.
5.Также большую пользу могут принести открытые уроки для родителей (в младших классах). Учитель имеет возможность предоставить родителям консультацию, какие упражнения следует выполнять его ребенку в домашних условиях, какие методические приемы использовать. Каждый из родителей может увидеть уровень физической подготовки своего ребенка, сделать выводы.
6.В случаях, когда нужно провести работу с родителями и детьми индивидуально, решить вопрос помогает консультация психолога школы, социального педагога, медицинского работника школы.
7.Наглядной форме распространения знаний для родителей являются тематические выставки. Их содержание наглядно свидетельствует пользу занятий физическими упражнениями, популяризирует методику самостоятельных занятий. Например, «Осанка и формы ее формирования». В схемах, рисунках показать виды нарушений осанки, причины их возникновения, возможные последствия, профилактические мероприятия.
До общешкольного плана учебно-воспитательной работы школы введены:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: физкультпаузы, физкультминутки, подвижные игры на переменах;
- уроки физической культуры проводятся для всех без исключения учащихся, не зависимо от медицинской группы (основной, подготовительной, специальной). Учителями физической культуры для этих групп разработаны индивидуальные задания, комплексы специальных корректирующих упражнений, внедряется рациональная физическая нагрузка, осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
- систематически осуществляется медико-педагогический контроль;
- проводится мониторинг оценки уровня физической подготовки учащихся.
Внеклассной спортивно-массовой работой охвачены все учащиеся:
- ежегодно проводится «Школьная Спартакиада»: соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, шахматам;
- «Старты надежд»;
- «Соколёнок Донбасса»;
- «Зарница» и др.
С учетом желаний школьников и традиций школы работают кружки по баскетболу, волейболу, туризму, проводится активная работа по привлечению учащихся в секции ДЮСШ города.
«День, проведенный ребенком среди рощ и полей стоит многих недель, проведенных на школьной скамье» – утверждал К.Д. Ушинский. Наш лицей поддерживает связь со станцией «Юных туристов». Увлеченные туризмом учителя, ученики и их родители принимают активное участие в подготовке и проведении туристического слёта, «Дня здоровья», в походах выходного дня, краеведческих экскурсиях
Ежегодно летом в Донецком МПЛ №1 работает пришкольный лагерь «Солнышко». В 2016 году пришкольный лагерь посетили 230 школьников. Во время отдыха проводятся Спартакиада школьных лагерей, различные соревнования, эстафеты, посещение бассейна, викторины по знанию видов спорта, здорового образа жизни.
Разнообразные формы занятий становятся обязательными компонентами режима дня учащихся нашего лицея. Учителя физической культуры, классные руководители планомерно формируют у школьников и родителей культуру здорового образа жизни, потребность в систематических занятий физической культурой. Эффективность этой работы зависит от воспитания чувства сознательной активности, ответственности за здоровье детей и своей семьи. Таким образом, в современных условиях жизни состоит принципиально новый подход к здоровью как высшей ценности человека. Здоровый образ жизни должен стать нормой, поэтому родителям нужно стать активными участниками этого процесса – с детства воспитывать у детей культуру здоровья, формировать новое поколение Донецкой Народной Республики.