Методические материалы по проблеме здорового питания для организации работы с родителями.


Методические материалы
по проблеме здорового питания
для организации работы с родителями.

ВВЕДЕНИЕ
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья; устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов; способности к обучению во все возрастные периоды.
Основными принципами рационального питания являются:
1. полное удовлетворение энергетических потребностей организма;
В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны, кроме того идет рост и развитие организма, поэтому у подростков потребность в калориях превышает таковую у взрослых и составляет 2, 2,5, 3 тысячи килокалорий в сутки.
2. поступление в достаточном количестве в организм витаминов, микроэлементов, питательных веществ.
3. сбалансированность питания (то есть адекватное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов в зависимости от пола, возраста, индивидуальных особенностей)
4. правильный режим питания, соответствующий возрасту.
5. Жидкость – не менее 1.5 литров.
Питание же школьников имеет свои особенности. В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечнососудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростков.
Поэтому школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры и углеводы, витаминов и минеральных солей.
Белки – основной материал, который используется для построения тканей и органов человека. Школьники, организм которых непрерывно растет, особенно нуждается в этом веществе. При недостатке белка рост и развитие ребенка замедляются, понижается сопротивляемость организма к болезням, ухудшается умственная деятельность.
Потребность в белке у подростков составляет 1,3 – 1,5 г на 1 кг веса. Основные источники животного белка: - молоко и молочные продукты,
- мясо и рыба,
- яйца;
Растительного белка: бобы, горох, соя.
В суточном рационе школьника белок должен составлять не менее 60%.
Жиры используются главным образом в качестве энергетического материала, для построения нервной ткани в том числе тканей головного мозга; являются источниками и растворителями витаминов А и Д.
Недостаток жира в питании детей приводит к снижению иммунитета, организм становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, особенно к холоду. Школьники становятся более восприимчивы к различным заболеваниям (ОРЗ, грипп). При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройство функций ЦНС.
Отрицательно сказывается и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, жиры могут откладываться в виде запасов в подкожной клетчатке, в сальнике, печени и других органах, а это приводит к ожирению ребенка и ухудшает работу его сердца, сосудов. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, но не следует забывать и о растительном масле – источнике полиненасыщенных жирных кислот- которое должно составлять 10-15% от общего содержания жира.
Углеводы являются основным источником энергии для мышечной деятельности. Кроме того углеводы необходимы для работы сердца и являются единственным источником энергии для головного мозга.
Большое значение имеет правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим 4-, 5-ти разового питания. Именно при таком режиме отмечаются наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности. Режим питания будет разным для детей , обучающихся в 1 и во 2 смену.
Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, при этом обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а так же исключается чувство голода.
Ваш ребенок - самый лучший! Он заслуживает быть здоровым, жизнерадостным и успешным. Если вы хотите, чтобы ваши дети росли сильными, активными и приносили "пятерки" - чаще обращайте внимание на то, что они едят. Ведь пища - единственный источник пищевых веществ и энергии, обеспечивающий непрерывный рост и развитие молодого организма. Основы здоровья закладываются в школьные годы. Правильное питание ребенка в этот период - залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь.

Уверенность в себе, успехи в учебе, концентрация внимания и способность к запоминанию, напрямую зависят от рациона питания.
"Главное - вовремя подкрепится"!
"Должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать..."

Учебный день по энергозатратам можно сравнить с многочасовым спортивным соревнованием. Ритм жизни школьника очень динамичен: он зубрит стихи, извлекает корень из числа, пишет диктант, а в следующий момент уже бежит кросс на лыжах. И так всю неделю. Очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию ребенка.
Школьник испытывает огромную потребность в пищевых веществах, витаминах и минералах, особенно в белке, железе, кальции, йоде.
Обратите внимание! Этих продуктов в рационе ребенка должно быть не более:
5-6 ч. ложек сахара 3 шоколадных конфет 5 карамельных
5 чайных ложек варенья или меда 2-3 вафли 50г торта 1-2 ст. ложки растительного масла 30г сливочного масла
Завтрак
За завтраком ребенок должен получать не менее 25% от дневной нормы калорий (при четырехразовом питании). Завтрак должен состоять из:
Закусок: Бутерброда с сыром и сливочным маслом, салатов.
Горячего блюда: Творожного, яичного или каши (овсяной, гречневой, пшенной, ячневой, перловой, рисовой).
Горячего напитка: Чая (можно с молоком) кофейного напитка, горячего витаминизированного киселя, молока, какао с молоком или напитка из шиповника.
Обратите внимание! Отсутствие завтрака сказывается на успеваемости ребенка и его способности к обучению.
Обед
В обед ребенок должен получать не менее 35% дневной нормы калорий. Обед должен состоять из:
Закуски: Салаты из свежих, отварных овощей, зелени.
Горячего первого блюда: Супа.
Второго блюда: Мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяной, овощной или комбинированной).
Напитка: Сок, кисель, компот из свежих или сухих фруктов.
Полдник
На полдник ребенок должен получать 15% от дневной нормы калорий. Полдник должен состоять из:
Напитка: Молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки с булочными или мучными кондитерскими изделиями (сухари, сушки, нежирное печенье) либо из фруктов.
Ужин
На ужин ребенок должен получать до 25% от дневной нормы калорий. Ужин должен состоять из:
Горячего блюда: Овощные, смешанные крупяно - овощные, рыбные блюда.
Напитка: Чай, сок, кисель.
Чтобы дети могли развивать свои дарования, необходимо умелое руководство со стороны взрослых и создание условия (здорового питания и образа жизни). Мы считаем, что идея реализации проекта будет способствовать созданию в гимназии данной среды, близкой к реальной жизни. Совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране













Евдокимова Надежда Михайловна, учитель биологии МАОУ гимназии № 29 г. Томска
Стрекозова Наталья Александровна, учитель английского языка МАОУ гимназии № 29 г. Томска

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ПО ТЕМЕ:
«ГЕНОМОДИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ»

Трансгенными (геномодифицированными) называют те виды растений, в которых успешно функционирует ген (или гены), пересаженные из других видов растений или животных. Делается это для того, чтобы растение-реципиент получило новые удобные для человека свойства: повышенную устойчивость к вирусам, к гербицидам, к вредителям и болезням растений. Пищевые продукты, полученные из таких генноизмененных культур, могут иметь улучшенные вкусовые качества, лучше выглядеть и дольше храниться. Также часто такие растения дают более богатый и стабильный урожай, чем их природные аналоги.
  Генетически измененный продукт получают, когда выделенный в лаборатории ген одного организма пересаживается в клетку другого. Вот примеры из американской практики: чтобы помидоры и клубника были морозоустойчивее, им «вживляют» гены северных рыб; чтобы кукурузу не пожирали вредители, ей могут «привить» очень активный ген, полученный из яда змеи.
Создание трансгенных растений в настоящее время развиваются по следующим направлениям: 1. Получение сортов сельскохозяйственных культур с более высокой урожайностью Получение сельскохозяйственных культур, дающих несколько урожаев в год (например, в России существуют ремонтантные сорта клубники, дающие два урожая за лето.
2. Создание сортов сельскохозяйственных культур, токсичных для некоторых видов вредителей (например, в России ведутся разработки, направленные на получение сортов картофеля, листья которого являются остро токсичными для колорадского жука и его личинок)
3. Создание сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям (например, были получены устойчивые к засухе трансгенных растения, имеющие в своем геноме ген скорпиона).
4. Создание сортов растений, способных синтезировать некоторые белки животного происхождения (например, в Китае получен сорт табака, синтезирующий лактоферрин человека) Таким образом, создание трансгенных растений позволяет решить целый комплекс проблем, как агротехнических и продовольственных, так и технологических, фармакологических и т.д. Кроме того, уходят в небытие пестициды и другие виды ядохимикатов, которые нарушали естественный баланс в локальных экосистемах и наносили невосполнимый ущерб окружающей среде.
 Методы создания трансгенных продуктов:
  Создать геноизмененное растение на данном этапе развития науки для генных инженеров не составляет большого труда. Существует несколько достаточно широко распространенных методов для внедрения чужеродной ДНК в геном растения.
Метод 1:
Существует бактерия Agrobacterium tumefaciens (Лат. полевая бактерия, вызывающая опухоли), которая обладает способностью встраивать участки своей ДНК в растения, после чего пораженные клетки растения начинают очень быстро делиться и образуется опухоль. Сначала ученые получили штамм этой бактерии, не вызывающий опухолей, но не лишенный возможности вносить свою ДНК в клетку. В дальнейшем нужный ген сначала клонировали в Agrobacterium tumefaciens и затем заражали уже этой бактерией растение. После чего инфицированые клетки растения приобретали нужные свойства, а вырастить целое растение из одной его клетки сейчас не проблема.

Метод 2:
Клетки, предварительно обработанные специальными реагентами, разрушающими толстую клеточную оболочку, помещают в раствор, содержащий: ДНК и вещества, способствующие ее проникновению в клетку. После чего как и в первом случае выращивали из одной клетки целое растение. Метод 3:
Существует метод бомбардировки растительных клеток специальными, очень маленькими вольфрамовыми пулями, содержащими ДНК. С некоторой вероятностью такая пуля может правильно передать генетический материал клетке и так растение получает новые свойства. А сама пуля ввиду ее микроскопических размеров не мешает нормальному развитию клетки. Итак, задача, которую надо решить при создании трансгенного растения организма с такими генами, которые ему от природы «не положены», это выделить нужный ген из чужой ДНК и встроить его в молекулу ДНК данного растения. Процесс этот весьма сложен.
 Операция по пересадке гена.
  Более четверти века назад были открыты ферменты рестриктазы, разделяющие длинную молекулу ДНК на отдельные участки гены, причем эти кусочки приобретают «липкие» концы, позволяющие им встраиваться в разрезанную такими же рестриктазами чужую ДНК. Самый распространенный способ внедрения чужих генов в наследственный аппарат растений с помощью болезнетворной для растений бактерии Agrobacterium tumefaciens (в буквальном переводе с латыни полевая бактерия, вызывающая опухоли). Эта бактерия умеет встраивать в хромосомы заражаемого растения часть своей ДНК, которая заставляет растение усилить производство гормонов, и в результате некоторые клетки бурно делятся, возникает опухоль. В опухоли бактерия находит для себя отличную питательную среду и размножается. Для генной инженерии специально выведен штамм агробактерии, лишенный способности вызывать опухоли, но сохранивший возможность вносить свою ДНК в растительную клетку. Нужный ген «вклеивают» с помощью рестриктаз в кольцевую молекулу ДНК бактерии, так называемую плазмиду. Эта же плазмида несет ген устойчивости к антибиотику. Лишь очень небольшая доля таких операций оказывается успешной. Те бактериальные клетки, которые примут в свой генетический аппарат «прооперированные» плазмиды, получат кроме нового полезного гена устойчивость к антибиотику. Их легко будет выявить, полив культуру бактерий антибиотиком, все прочие клетки погибнут, а удачно получившие нужную плазмиду размножатся. Теперь этими бактериями заражают клетки, взятые, например, из листа растения. Опять приходится провести отбор на устойчивость к антибиотику: выживут лишь те клетки, которые приобрели эту устойчивость от плазмид агробактерии, а значит, получили и нужный нам ген. Дальнейшее дело техники. Ботаники уже давно умеют вырастить целое растение из практически любой его клетки (см. «Наука и жизнь» № 3, 1986 г.).
Однако этот метод «работает» не на всех растениях: агробактерия, например, не заражает такие важные пищевые растения, как рис, пшеница, кукуруза. Поэтому разработаны и другие способы. Например, можно ферментами растворить толстую клеточную оболочку растительной клетки, мешающую прямому проникновению чужой ДНК, и поместить такие очищенные клетки в раствор, содержащий ДНК и какое-либо химическое вещество, способствующее ее проникновению в клетку (чаще всего применяется полиэтиленгликоль). Иногда в мембране клеток проделывают микроотверстия короткими импульсами высокого напряжения, а через отверстия в клетку могут пройти отрезки ДНК. Иногда применяют даже впрыскивание ДНК в клетку микрошприцем под контролем микроскопа.
 Генномодифицированные продукты полезны или вредны?
Пищу, выведенную с помощью современных технологий, обвиняют в ухудшении здоровья жителей нашей планеты. А вот как сообщают другие источники, геномодифицированные продукты, могут быть весьма полезны для здоровья. Некоторые ученые считают именно с трансгенами связан рост числа аллергических и даже онкологических заболеваний, и людей, страдающих ожирением. Это не учитывая мелких неприятностей таких как несварение желудка и снижение иммунитета.
 На самом деле, ни одного подтвержденного научного исследования, указывающего на риск применения разрешенных генетически модифицированных продуктов сегодня нет. У генетически модифицированных растений есть плюсы. К примеру, химикатов в них накапливается меньше, чем в их природных аналогах. Некоторые сами разрушают гербициды за счет содержания особого фермента. И все растения, полученные путем генной модификации, в обязательном порядке проходят испытания на биологическую и пищевую безопасность. Медики считают, что влияние генномодифицированных продуктов на человека станет явным лет через 50 когда сменится как минимум одно поколение людей, вскормленное трансгенной едой.
Продукты, содержащие трансгены: в основном это соя, картофель и кукуруза. Есть генномодифицированные овощи и фрукты, полуфабрикаты, мясо и рыба, чипсы. По вкусу ГМ-продукты не отличаются от природных аналогов. Но они всегда дешевле. Так что можно ориентироваться по цене. Большая часть таких продуктов попадает в СНГ из США и Аргентины. В России выращивание генномодифицированных растений запрещено. А продукты, содержащие трансгены, по требованиям ГОСТа, должны быть промаркированы. Но не всегда производители это делают. Чаще всего неучтенным ингредиентом оказывается соя, которой немало в различных мясных продуктах например, в колбасе.   
ГМО - геномодифицированные продукты:
Генномодифицированные организмы (ГМО) разрабатываются как биологическое оружие, средство сдерживания роста народонаселения и средство подрыва продовольственной безопасности стран.
Итак, первыми в списке:
Чай "Липтон"
Кофе "Нескафе"
Модифицированный кофе сейчас активно выращивает компания «Нескафе». Пока что обширные плантации такого кофе выращивают только во Вьетнаме.
Список ГМО:
Компания-производитель Unilever
Lipton (чай)
Brooke Bond (чай)
Беседа (чай)
Calve (майонез, кетчуп)
Rama (масло)
Пышка (маргарин)
Делми (майонез, йогурт, маргарин)
Альгида (мороженное)
Knorr (приправы)
Компания-производитель Nestle
Nescafe (кофе и молоко)
Maggi (супы, бульоны, майонез, приправы, картофельное пюре)
Nestle (шоколад)
Nestea (чай)
Nesquik (какао)
Компания-производитель Kellog's
Corn Flakes (хлопья)
Frosted Flakes (хлопья)
Rice Krispies (хлопья)
Corn Pops (хлопья)
Smacks (хлопья)
Froot Loops (цветные хлопья-колечки)
Apple Jacks (хлопья-колечки со вкусом яблока)
All-bran Apple Cinnamon/ Blueberry (отруби со вкусом яблока, корицы, голубики)
Chocolate Chip (шоколадные чипсы)
Pop Tarts (печенье с начинкой, все вкусы)
Nutri-grain (тосты с наполнителем, все виды)
Crispix (печенье)
Smart Start (хлопья)
All-Bran (хлопья)
Just Right Fruit & Nut (хлопья)
Honey Crunch Corn Flakes (хлопья)
Raisin Bran Crunch (хлопья)
Cracklin' Oat Bran (хлопья)
Компания-производитель Hershey's
Toblerone (шоколад, все виды)
Mini Kisses (конфеты)
Kit-Kat (шоколадный батончик)
Kisses (конфеты)
Semi-Sweet Baking Chips (печенье)
Milk Chocolate Chips (печенье)
Reese's Peanut Butter Cups (арахисовое масло)
Special Dark (темный шоколад)
Milk Chocolate (молочный шоколад)
Chocolate Syrup (шоколадный сироп)
Special Dark Chocolate Syrup (шоколадный сироп)
Strawberry Syrop (клубничный сироп)
Компания-производитель Mars
M&M's
Snickers
Milky Way
Twix
Nestle
Crunch (шоколадно-рисовые хлопья)
Milk Chocolate Nestle (шоколад)
Nesquik (шоколадный напиток)
Cadbury (Cadbury/Hershey's)
Fruit & Nut
Компания-производитель Heinz
Ketchup (regular & no salt) (кетчуп)
Chili Sauce (Чили соус)
Heinz 57 Steak Sauce (соус к мясу)
Компания-производитель Hellman's
Real Mayonnaise (майонез)
Light Mayonnaise (майонез)
Low-Fat Mayonnaise (майонез)
Компания-производитель Coca-Cola
Coca-Cola
Sprite
Cherry Coca
Minute Maid Orange
Minute Maid Grape
Компания-производитель PepsiCo
Pepsi
Pepsi Cherry
Mountain Dew
Компания-производитель Frito-Lay/ PepsiCo (ГМ-компоненты могут содержаться в масле и других ингредиентах)
Lays Potato Chips (all) (чипсы)
Cheetos (all) (чипсы)
Компания-производитель Cadbury/ Schweppes
7-Up
Dr. Pepper
Компания-производитель Pringles (Procter&Gamble)
Pringles (чипсы со вкусами Original, Low Fat, Pizza-licious, Sour Cream & Onion, Salt & Vinegar, Cheezeums)
Мёд может быть собран с генномодифицированных растений.
Высока повторяемость информации о том, что пчёлы не могут опылять генномодифицированную гречиху. Значит, есть и такая.
Внимание! Признаки трансгенных овощей и фруктов.
Можно ли отличить модифицированные фрукты и овощи от натуральных?
Излишне чистенькие, мало отличающиеся друг от друга клубни картофеля или помидоры идеально правильной формы – повод задуматься. Ведь верный признак натуральной естественной продукции – наличие в общей массе «проеденных» насекомыми и гнилых экземпляров. ГМ- продукты насекомые не едят никогда! Если разрезать натуральный помидор или клубнику – они сразу дадут сок, ненатуральные сохраняют форму.
Самые известные товары, содержащие ГМ-ингредиенты:
(по информации Greenpeace)
1. Шоколадные батончики Snickers
2. Pepsi
3. Приправы Maggi
4. Чипсы Pringles
Овощные прилавки завалены "волгоградскими" помидорами, как близнецы похожими на турецкие. Оказывается, в Волгограде уже несколько лет выращивают в массовых масштабах только импортные "пластмассовые" сорта без вкуса и запаха.
Я нисколько не удивлюсь, если они окажутся ГМО. Я прекратил покупку помидоров этих сортов, да и раньше покупал редко.
Из статьи Е. Якушевой "Что такое трансгенные продукты?"
Сейчас 90% экспорта трансгенных пищевых продуктов – кукуруза и соя. Попкорн, которым повсюду торгуют на улицах, на все 100% изготовлен из ГМ- кукурузы, причем соответствующей маркировки на нем до сих пор нет. Соевые продукты из Северной Америки или Аргентины на 80% – ГМ- продукты.
ГМ- продукты привлекательны для розничной торговли. Например, генно-модифицированные овощи и фрукты стоят в 4 5 раз дешевле, чем их натуральные аналоги.
СПИСОК МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЙ, ЗАМЕЧЕНЫХ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГМО:
’’Greenpeace обнародовал список компаний, которые используют в своей продукции ГМО. Интересно, что в разных странах эти компании ведут себя по-разному, в зависимости от законодательства конкретной страны.
Всего в России зарегистрировано более 120 наименований (марок) продуктов с ГМО, согласно данным добровольнойрегистрации и специальном реестре продуктов, импортируемых из-за рубежа. Среди производителей, в продуктах которых содержатся ГМО, оказались:
ООО ’’Дарья полуфабрикаты’’, ООО ’’Мясокомбинат Клинский’’, МПЗ ’’Таганский’’, МПЗ ’’КампоМос’’, ЗАО ’’Вичюнай’’, ООО ’’МЛМ-РА’’, ООО ’’Талостопродукты’’, ООО’Колбасныйкомбинат ’’Богатырь’’, ООО ’’РОС Мари Лтф’’. Компания производитель Unilever: Lipton (чай), Brooke Bond (чай), ’’Беседа’’ (чаи), Calve (майонез, кетчуп), Rama (масло), ’’Пышка’’ (маргарин), ’’Делми’’ (майонез, йогурт, маргарин), ’’Альгида’’ (мороженое), Knorr (приправы); Компания-производитель Nestle: Nescafe (кофе и молоко), Maggi (супы, бульоны, майонез, Nestle (шоколад), Nestea (чай), Neseiulk (какао); Компания производитель Kellogs: Corn Flakes (хлопья), Frosted Flakes (хлопья), Rice Krispies (хлопья), Corn Pops (хлопья), Smacks (хлопья), Froot Loops (цветные хлопья-колечки), Apple Jacks (хлопья колечки со вкусом яблока), Afl-bran Apple Cinnamon/Blueberry (отруби со вкусом яблока, корицы, голубики), Chocolate Chip (шоколадные чипсы), Pop Tarts (печенье с начинкой, все вкусы), Nulri grain (тосты с наполнителем, все виды), Crispix (печенье), All-Bran (хлопья), Just Right Fruit & Nut (хлопья), Honey Crunch Corn Flakes (хлопья), Raisin Bran Crunch (хлопья), CracklinOat Bran (хлопья); Компания-производитель Hersheys: Toblerone (шоколад, все виды), Mini Kisses (конфеты), Kit-Kat (шоколадныйбатончик), Kisses (конфеты), Semi-Sweet Baking Chips (печенье), Milk Chocolate Chips (печенье), Reeses Peanut Butter Cups (арахисовое масло), Special Dark (темный шоколад), Milk Chocolate молочныйшоколад), Chocolate Syrup (шоколадный сироп), Special Dark Chocolate Syrup (шоколадный сироп), Setoawberry Syrup (клубничный сироп);
Компания-производитель Mars: M&MS, Snickers, Milky Way, Twix, Nestle, Crunch (шоколадно-рисовые хлопья), Milk Chocolate Nestle (шоколад), Nesquik (шоколадный напиток), Cadbury (Cadbury/Hersheys), Fruit&Nut;
Компания-производитель Heinz: Ketchup (regular&no salt) (кетчуп), Chili Sauce (Чили соус), Heinz 57 Steak Sauce (соус к мясу);
Компания-производитель Coca-Cola: Coca Cola, Sprite, Cherry Cola, Minute Maid Orange, Minute Maid Grape; Компания-производитель PepsiCo: Pepsi, Pepsi Cherry, Mountain Dew;
Компания-производитель Frito-Lay / PepsiCo: (ГМ-компоненты могут содержаться в масле и других ингредиентах), Lays Potato Chips (all), Cheetos (all);
Компания-производитель Cadbury /Schweppes:7-Up, Dr. Pepper;
Компания-производитель Pringles Procter&Gamble: Pringles (чипсы со вкусами Original, LowFat,
Pizzalicious, Sour Cream&Onion, Salt&Vinegar, Cheezeums).
1 Шоколадные изделия Hersheys Cadbury Fruit&Nut 2 Mars M&M 3 Snickers 4 Twix 5 Milky Way 6 Cadbury (Кэдбери) шоколад, какао 7 Ferrero 8 Nestle шоколад ’’Нестле’’, ’’Россия’’ 9 Шоколадный напиток Nestle Nesquik 10 Безалкогольный напиток Соса-Соla Кока-Кола’’ Соса-Соla 11 Спрайт’’, ’’Фанта’’, тоник ’’Кинли’’, ’’Фруктайм’’ 12 Pepci-Со Pepsi 13 7-Up, Фиеста’’, ’’Маунтин Дью’’ 14 Сухие завтраки Kelloggs 15 Супы Campbell 16 Рис Uncle Bens Mars 17 Соусы Knorr 18 Чай Lipton 19 Печенье Parmalat 20 Приправы, майонезы, соусы Hellmans 21 Приправы, майонезы, соусы Heinz 22 Детское питание Nestle 23 Hipp 24 Abbot Labs Similac 25 Йогурты, кефир, сыр, детское питание Danon 26 McDonalds (Макдональдс) сеть ’’ресторанов’’ быстрого питания 27 шоколад, чипсы, кофе, детское питание Kraft (Крафт) 28 кетчупы, соусы. Heinz Foods (Хайенц Фудс) 29 детское питание, продукты ’’Делми’’ Unilever (Юнилевер) Продукты, в технологии приготовления которых используется ГМО: АООТ ’’Нижегородскиймасложировойкомбинат’’ (майонезы ’’Ряба’’, ’’Впрок’’ и др.). Продукты ’’Бондюэль’’ (Венгрия) фасоль, кукуруза, зеленыйгорошек. ЗАО ’’Балтимор-Нева’’ (СПб) кетчупы. ЗАО ’’Микояновский мясокомбинат’’ (г. Москва) паштеты, фарш. ЗАО ЮРОП ФУДС ГБ’’ (Нижегородская обл.) супы ’’Галина Бланка’’. Концерн ’’Белый океан’’ (г.Москва) чипсы ’’Русская картошка’’. ОАО ’’Лианозовский молочный комбинат’’ (г. Москва) йогурты, ’’Чудо-молоко’’, ’’Чудо-шоколад’’. ОАО ’’Черкизовский МПЗ’’ (г. Москва) фарш мясной замороженный . ООО ’’Кампина’’ (Моск. обл.) йогурты, детское питание. ООО ’’МК Гурман’’ (г. Новосибирск) паштеты. ООО ’’Фрито’’ (Моск. обл.) чипсы ’’Лейз’’. ООО ’’Эрманн’’ (Моск. обл.) йогурты. ООО ’’Юнилевер СНГ’’ (г. Тула) майонез ’’Calve. Фабрика ’’Большевик’’ (г. Москва) печенье ’’Юбилейное’’. ’’Нестле’’ (Швейцария, Финляндия) сухая молочная смесь ’’Нестоген’’, пюре ’’Овощи с говядиной’’. Обратите внимание как тщательно отсеяны продукты для детей везде есть ГМО не там так тут и если ваш ребенок не ест йогурты, зато он ест несквик или хлопья или пюре. И так или иначе но ГМО попадает в его организм. В супермаркетах сейчас такая ситуация: абсолютно на всех продуктах наклеена бирка ’’Без ГМО’’. Читаем на этикетке состав: модифицированная соя, модифицированный крахмал и так далее.
















РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ПО ТЕМЕ:
«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»

Цель: информировать родителей о необходимости здорового питания.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, памятки для родителей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
До проведения собрания необходимо провести анкету «Как ты питаешься?» среди учащихся, проанализировать ответы, подготовить памятки для родителей «Знаете ли вы, что?»

Анкета для учащихся «Как ты питаешься?»
Сколько раз в день ты питаешься? ________________________________________
Завтракаешь ли ты утром? _______________________________________________
Из чего состоит твой завтрак?____________________________________________________________________________________________________________________________
Питаешься ли ты в школе?
Да
(нужное обвести кружком)


Организованно Самостоятельно
(с классом)


Горячая пища Булочки, пирожки, чай, сок
Есть ли в твоём режиме дня полдник, если ДА, то из чего он состоит?
__________________________________________________________________
Из каких блюд чаще всего состоит твой ужин? __________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Какая еда тебе нравится больше всего? ________________________________________

















Памятка для родителей «Знаете ли вы, что?»

- Питание школьника должно быть сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие белки, жиры и углеводы, аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
- Калорийность рациона школьника должна быть следующей: 7-10 лет – 2400 ккал, 14-17лет – 2600-3000ккал
- Если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
- Необходимые продукты для полноценного питания школьников:
Белки. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.
Жиры также необходимо включать в суточный рацион школьника. Необходимые жиры содержатся не только в «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: сливочное масло, растительное масло, сметану.
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г. Необходимые продукты в меню школьника: хлеб или вафельный хлеб, крупы, картофель, мёд, сухофрукты, сахар.
Витамины и минералы.
Продукты, богатые витамином А: морковь, сладкий перец, зеленый лук, щавель, шпинат, зелень, плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.
Продукты-источники витамина С: зелень петрушки и укропа, помидоры, черная и красная смородина, красный болгарский перец, цитрусовые, картофель.
Витамин Е содержится в следующих продуктах: печень, яйца, пророщенные зёрна пшеницы, овсяная и гречневая крупы .
Продукты, богатые витаминами группы В: хлеб грубого помола, молоко, творог, печень, сыр, яйца, капуста, яблоки, миндаль, помидоры, бобовые.
- В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие. Вода, хоть и не является продуктом питания, но составляет около шестидесяти процентов от общей массы организма. Школьнику необходимо ежедневно потреблять порядка полутора-двух литров воды.

ОСНОВНОЙ ЭТАП
Эпиграфом к теме родительского собрания будут слова Г. Гейне «Человек есть то, что он ест». Это выражение подчёркивает исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребёнка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является необходимым фактором для обеспечения нормального зрения, кроветворения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Здоровое питание способствует повышению защитных функций организма (устойчивость к инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды).
В последние годы, согласно данным Российской Академии Медицинских наук, установлено ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками второй половины XX века.
Выявлены причины выраженного утомления школьников от образовательных нагрузок:
увеличение объёма материала из-за уменьшения учебной недели;
интенсификация процесса обучения;
нарушение питания детей и подростков.
Неправильное и неполноценное горячее питание детей и подростков было отмечено как основной и самый мощный здоровьеразрушающий фактор.
Неправильное питание:
создаёт большой дефицит микроэлементов и витаминов в организме ребёнка, снижает функциональные резервы организма,
способствует высокому эмоциональному напряжению, несформированности коммуникативных качеств (отсюда раздражительность, агрессия или, наоборот, обидчивость, плаксивость), распространённости появления вредных привычек.
Несбалансированное питание служит одной из причин развития у детей и подростков хронических заболеваний.
Ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения.
По мере взросления детей распространённость гастритов возрастает в 19 раз, заболеваний щитовидной железы - в 6 раз.
Чтобы быть рациональным, питание ребёнка должно отвечать следующим основным принципам:
Рацион питания детей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты.
Рацион питания ребёнка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
Ребёнок должен получать все группы продуктов, т.е. рацион должен быть разнообразным.
Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ.
Необходимо также учитывать индивидуальную особенность детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд.
Важное внимание должно уделяться соблюдению режима питания.
Здоровое питание – это питание, сбалансированное по соотношению углеводы – белки – жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов.
Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на неё, вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.














Первый кирпич пищевой пирамиды – зерновой.
Основание пирамиды образуют цельнозерновые продукты, значение которых часто недооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное. Признайтесь, часто ли Вы едите каши - гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? А их в ежедневном рационе должно быть от 6 до 9 порций! 1 порция зерновых продуктов - это 1 ломтик цельнозернового хлеба или 1,5 чашки приготовленной пасты, или 1,5 чашки приготовленного риса.
Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах. Конечно, определенный процент населения ест на завтрак мюсли, но все же стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные блюда, как каши с различными добавками - грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно.
Обратите внимание: сюда не входят источники "пустых" углеводов, которые присутствуют в нашем питании: белый хлеб, булки, торты.









Кирпичи 2-ой и 3-ий - овощной и фруктовый.
Следующий уровень пирамиды - овощи и фрукты (2 отдельные группы).
Овощей в дневном рационе должно быть в среднем 5 порций.
Фруктов - от 3 до 5.
1 порция фруктов - это 1 средний фрукт (апельсин, яблоко) или 1 чашка нарезанных фруктов, или 1,5 чашки сока, или 1 чашка сухофруктов. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста.
Кирпич 4-ый пищевой пирамиды – мясной.
В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба.
Кстати, к этой же группе (а не к группе молочных продуктов) диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 4 до 8 порций (1 порция: 30 г приготовленного мяса, птицы или рыбы, 1 чашка бобов, гороха или чечевицы, 1 яйцо или 2 белка, 30-60 г обезжиренного сыра, 1 чашка обезжиренного творога).
В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мяса в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, ешьте морепродукты (источник кислот омега-3 и омега-6). Обратите внимание: витамины и микроэлементы из разных типов продуктов усваиваются с разной интенсивностью.
Кирпич 5-ый пищевой пирамиды – молочный.
Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция - 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).
Кирпич 6-ой пищевой пирамиды - жиросодержащий, но не жирный.
И на самом верху пирамиды - группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние - источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.
Для нормальной жизнедеятельности школьнику необходим 4-5-разовый приём пищи в течение суток, при этом интервал между приёмами не должен превышать 3,5-4 часа. В течение учебного дня школьнику нужно получить до 55-60% суточной калорийности рациона. Поэтому ребёнку в школе необходимо полноценное горячее питание.
Замена горячей пищи буфетной продукцией ведёт к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ.
Если прислушиваться к советам по правильному питанию для школьников, то ваш ребенок будет хорошо учиться и всегда находиться в прекрасном расположении духа.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Чем питаются школьники – во многом зависит от родителей.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Педагог раздаёт Памятки для родителей «Знаете ли вы, что?», формирует 2-3 группы из числа родителей и предлагает составить меню школьника на день.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППАХ
Обсуждение составленных меню.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Многие родители возлагают надежды на плотный завтрак. Но этого мало. Ребёнок должен получать пищу около пяти раз в день. Поэтому горячее питание в школе для ребёнка просто необходимо. И лучше придерживаться определённого режима питания. Если человек получает пищу в одно и то же время, она лучше усваивается организмом.
Питание должно быть сбалансированным, содержать необходимое количество витаминов и минералов. Необходимо пить много воды, также положительное влияние имеют цитрусовые и зелёный чай.
Каждому из нас стоит помнить, что полноценное питание наших детей в самый ответственный период их физического формирования и роста личности - это главный путь здоровья нации.
И, напоследок, одна из главных рекомендаций для организации питания детей: не кормите ребенка насильно! Детский организм способен самостоятельно определить оптимальные потребности в пищевых веществах и калориях.









РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ПО ТЕМЕ:
«РОДИТЕЛЯМ О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ РЕБЕНКА»

Цель: формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей как составной части культуры здоровья.
Задачи:
развивать представления родителей о правильном питании, его значимости для здоровья детей;
формировать представление о том, что здоровье человека во многом зависит от его образа жизни и поведения;
воспитывать ответственное отношение родителей к здоровью детей;
путем анкетирования получить данные о характере домашнего питания школьников;
дать рекомендации по правильному питанию детей;
изготовить буклеты для родителей о здоровом питании;
составить мультимедийную презентацию по итогам работы.
Ход собрания
Вьетнамская сказка.
Шел по дороге прохожий. Шел он издалека, сильно устал, был очень голоден, а в кармане у него не было ни гроша. Постучал он в первый повстречавшийся ему на пути дом и попросил у хозяйки что-нибудь поесть:
- Я умираю от голода, - сказал он. - Денег у меня нет, но я могу заплатить тебе за еду более ценным, чем деньги. Я раскрою тебе секрет одного драгоценного лекарства, которое может исцелить умирающего. До сих пор я никому не говорил о своей тайне, но если я умру, секрет мой умрет вместе со мной и никто о нем не узнает. Покорми меня, и я расскажу тебе о нем.
Хозяйка не заставила себя долго упрашивать и поспешила подать на стол. А когда гость насытился, подала ему перо, бумагу и сказала:
- Теперь пиши свой рецепт!
- О! Это очень нужное и драгоценное лекарство, - ответил на это прохожий, - я расскажу тебе, но записывать на бумагу не надо. Следуй за мной! Ты увидишь все сама!
Гость и хозяйка вышли из дома, и пошли по дороге. Спутник молчал, и хозяйка забеспокоилась:
- Ну, скоро ли мы придем?
- Осталось еще немного пройти. Ты все увидишь своими глазами, я дам рецепт в твои собственные руки.
Когда они подошли к полю, на котором созрел рис, прохожий остановился, вырвал один колосок и протянул его женщине.
- Вот и чудо, о котором я тебе говорил. Это лекарство спасает людей. Ведь подумай, если бы не было риса - я умер бы, не дожив до сегодняшнего дня.
Хозяйка оторопела: все оказалось простым, а она ждала чуда. Она смотрела на рисовое поле, как будто в первый раз видела его. А человек продолжал:
- Верно, я говорю? Это драгоценное лекарство спасло многих людей, постарайся и ты иметь его побольше. Сказал так прохожий, поклонился женщине и опять зашагал по дороге.
Вам понравилась притча?
Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о питании наших детей. Своё собрание я хотела бы начать с такого афоризма:
Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается,
тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. Л.Н. ТОЛСТОЙ
Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье это самое важное для родителей. Здоровье ребенка в первую очередь основывается на выдержке его родителей и желании понять ребенка. Одним из важных составляющих благополучного развития ребенка является здоровое питание. Питание может помочь предупредить возникновение болезни или же наоборот ускорить ее появление. Поэтому в вопросах питания ребенка родители должны проявить максимум внимательности и настороженности.
Все мы знаем: чтобы успешно грызть гранит науки, необходимо правильно питаться. Но что же полезно, а что не очень для ребёнка школьного возраста?
Один известный автор сказал, что для детей нужно питать так же, как и взрослых, только лучше. Эти слова как нельзя лучше характеризуют правильный подход к питанию школьников. Рациональное питание любого человека предполагает баланс количества, качества и своевременности, то есть продукты, употребляемые в пищу, должны наиболее полно и своевременно обеспечивать организм необходимыми аминокислотами и микроэлементами для его нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка это особенно важно!
Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные учёные выяснили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, нарушение режима питания. Нарушения в питании ведут к потере внимания, слабости и быстрой пере утомляемости ребёнка, ухудшению работы мозга, снижению иммунитета, хроническим заболевания.
По данным всероссийской диспансеризации детского населения 2002 года (диспансеризация проходит 1 раз в 10 лет) из 30 млн. 400 тыс. детей болезнями органов пищеварения страдают 24,7%. Статистика неутешительная.
Чтобы устранить нарушения режима питания (60 % детей не соблюдают его) взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.
Результаты анкетирование..
Как относиться к школьному питанию?
Некоторые родители считают, что школьные завтраки недостаточно питательны и вкусны или дороги, и предпочитают давать ребенку свой завтрак - бутерброд и в лучшем случае фрукты. Дети, особенно младшего возраста, съедают его в сухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтракать. Все это приводит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний.
Не раз прозвучало обращение на родительском собрании: "Не давайте детям деньги на завтраки по своему усмотрению. Они нередко тратят их на жевательные резинки, конфеты, чипсы которые нарушают аппетит. Постоянно внушайте сыну или дочери, что правильное питание имеет большое значение для их нормального развития и успешной учебы."
По типам заболеваемости выявляется рост желудочно-кишечных заболеваний - с 19 человек в 2005 году до 28 в 2007 году, эндокринных - с 11 учащихся до 14 соответственно, задержка физического развития с 5 до 11 человек.
Наше здоровье напрямую зависит от того, что мы едим. С пищей в наш организм поступают белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, минеральные вещества; причем в необходимых количествах. Очень важно, чтобы количество это не было избыточным.
Питание можно считать нормальным только тогда, когда пища в полной мере отвечает потребностям организма, обеспечивает постоянство массы тела и способствует нормальной работе всех органов и систем организма. Многие болезни - всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.
Очень часто оказывается, что любимая нами пища очень вредна. А ведь неправильное питание - это прямая дорога к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта, к ожирению. Жирная пища приводит к увеличению веса, ?большое количество ароматизаторов, красителей, заместителей и прочего отравляет организм, а так же вызывает привыкание. Пища, которая была сварена, притупляет чувство насыщения.
Дневной рацион должен включать в себя как можно больше овощей и фруктов, так как грубая растительная пища хорошо стимулирует работу пищеварительной системы. Такое питание называют "рациональным", т.е. питанием, которое удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, устойчивость к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам. Рациональное питание нередко называют также питанием "правильным", "здоровым", "сбалансированным".
Культура питания - это не только поведение за столом, но и оптимальное количество пищи, принятое человеком. Главное правило - это соотношение количества и калорийности энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма. В школе на уроках вы работаете умственно, ?затрачивается энергия, ?которую организму нужно восстановить. Школьнику рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков (мясо, рыба, молочные продукты, орехи, яйца, крупы), ?на 20-30% из жиров (сливочное и растительные масла, сметана, сливки, сыр, орехи, овсяная крупа), на 50-55% из углеводов (овощи, фрукты, злаки, крупы).
Питание школьников и подростков.
У детей в период школьного и подросткового возраста формируется половое развитие, они быстро растут, прибавляя в весе и мышечной силе. Занятия спортом и физическим трудом ведут к резкому возрастанию энерготрат. Нервная система детей этого возраста находится в состоянии значительного напряжения под влияния интенсивной познавательной информации, сложности школьного обучения. Вот почему так важно обеспечить школьников и подростков полноценной пищей, правильно организовать режим питания:
Желательно включать в рацион сливочное диетическое масло, сметану.
Мясо, молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, хлеб школьники должны получать ежедневно.
Утром можно дать закуску (салат или сыр, колбасу), затем мясное или рыбное блюдо с гарниром или кашу, творожные или яичные блюда, чай, молоко, кофе, хлеб с маслом.
На обед - салат или винегрет, суп, мясо или рыбу с гарниром, компот или сок.
В полдник - молоко, кефир, выпечку, фрукты.
На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и питье.
В этом возрасте, к сожалению, дети часто нарушают режим питания, едят беспорядочно, часто всухомятку, на ходу. Эти пагубные привычки оказывают пагубноедействие на растущий организм. К режиму питания родители должны приучать детей с раннего детства!
Я предлагаю, вам, сейчас поиграть в игру " Заморочки из корзины".
В корзине у меня кое-что лежит. Что там находится, вам, предстоит отгадать.
 (У учителя в руках корзина, накрытая рушником, он подходит к столу каждого родителя и предлагает на ощупь назвать фрукт или овощ, лежащий в корзине.).
Там могут находиться: яблоки, морковь, огурцы, картофель, лук, чеснок, редис, редька, свёкла.. Каждый, кто отгадал, получает фрукт или овощ.
Молодцы! Хорошо справились с заданием! Действительно, ягоды, фрукты, овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в вашем рационе каждый день и регулярно. Витамины - греческое слово. В переводе оно означает " носители жизни". Если этих веществ в организме мало или нет совсем, люди заболевают.
Витамины играют в жизни человека огромную роль. В качестве примера приведу трагическую судьбу экспедиции русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. Очень долго участники экспедиции питались консервами и сухарями. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели - появилась сильная слабость, стали выпадать зубы. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли. Те участники, которые вернулись, начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами и быстро поправились.
Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.
Витамин А - улучшает зрение. Он содержится в: яйце, молоке, твороге, моркови.
Витамин В - заботиться о пищеварении. Он содержится в: хлебе, гречке, мясе, картофеле.
Витамин С - повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Он содержится в: яблоке, шиповнике, апельсине, облепихе,
Витамин D - нужен для укрепления костей. Он содержится в: рыбьем жире, молоке, рыбе, желтке яиц. Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах.
Питание подростков должно быть четырёхразовым, со следующим распределением пищи:
завтрак - 30%,
обед - 40% - 50% ,
полдник - 10%,
ужин - 15% - 20%.
Последний приём пищи должен быть за 1,5 - 2 часа до сна.
Завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным.
Примерное меню завтрака:
1. Каша.
2. Хлеб с маслом.
3. Чай сладкий.
Второй завтрак:
Хороший завтрак - сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужные организму.
1. Котлета (рыбная, мясная), гуляш и т.д.
2. Пюре.
3. Сок, компот, напиток, чай.
4. Хлеб.
Примерное меню на обед:
Как правило, на обед подается горячая пища:
1. Суп
2. Биточки
3. Пюре.
4. Компот из сухофруктов.
5. Хлеб.
Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.
Примерное меню на ужин:
Ужин - последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу:
запеканки
творог
омлет
кефир
простоквашу

Выводы:
Правильное питание - наличие в меню всех необходимых питательных веществ.
Правильное питание - это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, в том числе холестерина, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.
Правильное питание - это ограничение поступления вредных веществ. Начать ограничивать себя нужно от более вредного к менее вредному - например, от газированной воды до рафинированных продуктов, таких как сахар, рафинированные.
Рефлексия.
Продолжите, пожалуйста, фразу "Пища должна быть для ваших детей:"
Закончить наше собрание хочу известной мудростью: "Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть". От того, как наши дети питаются, во многом зависит состояние их здоровья, трудоспособность, защитные и приспособительные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни. Только умеренное сбалансированное питание может стать гарантией долгих лет жизни.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ПО ТЕМЕ:
«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с основными принципами рационального питания.
2. Показать родителям актуальность обсуждаемой проблемы.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей по теме собрания.
2. Выставка детских рисунков.
З. Памятка для родителей по теме собрания.
4. Подготовка вопросов для работы в группах.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Я рада снова встретиться с вами. Тема нашего родительского собрания важна и актуальна. Большое спасибо тем, когозаинтересовала тема нашего родительского собрания и вы пришли в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться, обсудить вопросы питания детей.
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчёркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребёнка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов.
При правильном рациональном питании человек меньше подвергается заболеваниям, легче с ними справляется. Повышается устойчивость детей к инфекциям.
Неправильное питание приводит к нарушению здоровья постепенно, как правило, однозначно. Центральная нервная система создаётся и поддерживается пищей, которую мы едим. И когда мы лишаем нашу ежедневную пищу витаминов и минеральных веществ, следовательно, мы ослабляем центральную нервную систему.
Недостаток витаминов приводит к нервозности, хронической усталости. Нарушения питания могут отрицательно сказываться и на функции сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Недостаточное питание может привести к истощению, развитию малокровия, появлению гиповитаминозов, частым заболеваниям ОРВИ. Избыточное питание, особенно с преобладанием пищи, изобилующей углеводами, приводит к развитию ожирения, способствует возникновению аллергических заболеваний и также снижает сопротивляемость инфекциям.
Для правильного развития школьника очень важен режим питания. Беспорядочное питание, слишком длительные или, наоборот, очень короткие перерывы между едой, сухомятка часто приводят к расстройству работы органов пищеварения, снижению аппетита, а в некоторых случаях к развитию привычки часто и много есть. Всё это вредит здоровью.
Об основных принципах рационального питания детей расскажет валеолог.
Чтобы быть рациональным, питание ребёнка должно отвечать следующим основным принципам:
а) рацион питания детей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты;
б) рацион питания ребёнка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
в) ребёнок должен получать все группы продуктов, т.е. рацион должен быть разнообразным;
г) пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ.
д) необходимо также учитывать индивидуальную особенность детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд;
е) важное внимание должно уделяться соблюдению режима питания.
Итак, в рацион питания современного ребёнка должны быть включены все группы пищевых продуктов: мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; молоко и молочные продукты; яйца, пищевые жиры, плоды и овощи, сахар и кондитерские изделия, напитки, хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия. крупы, бобовые.
Продолжит нашу тему врач гастроэнтеролог о вреде некоторых продуктов и о заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
В последнее время на Российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые к указанным валеологом группам продуктов можно отнести лишь частично. Гамбургеры и супы быстрого приготовления, каши-минутки и чипсы стали неотъемлемой частью нашего питания. Очень часто в рекламе этих продуктов принимают участие дети. Однако это вовсе не значит, что рацион питания школьника должен состоять из «супов в стакане» и «хот-догов».
Некоторые из этих продуктов дети любят, а некоторые из них даже очень любят. Для тех родителей, которые живут в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Очень популярны среди нашего населения кафе быстрого питания типа «Макдоналдс», «Русское бистро», «Ростикс» и т. д. Дети часто ходят туда вместе, а то и по инициативе родителей, чтобы отметить праздники, да и просто перекусить. Что представляет кафе типа «фаст-фуд» детскому организму? Прежде всего, большое количество калорий, насыщенных жиров, холестерина и натрия (соли). А это как раз то, что нужно для развития болезней цивилизации: ожирения, гипертонии, атеросклероза. Так, например, стандартный обед, который предлагается ребёнку в Макдоналдсе, содержит больше половины суточной нормы для взрослого человека калорий, холестерина и соли. Можно было бы порекомендовать выбирать порции поменьше. Однако в большинстве кафе быстрого питания этот приём «не сработает». В «Макдоналдс» детская порция высококалорийного коктейля начинается с 250 мл, а газированного напитка с 300 мл. Использование продуктов высокой термической обработки, лишённых не только витаминов и микроэлементов, но и пищевых волокон, необходимых для нормальной работы желудочно-кишечного тракта; применение далеко не щадящих, агрессивных методов термической обработки: обжаривание продуктов, их повторный разогрев, фритюр; добавление специй и соли в больших количествах всё это позволяет рассматривать такого рода питание только как редкое исключение. У детей, которые питаются в основном гамбургерами, чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Учёные полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушении дисциплины и низкой успеваемости.
Выступления родителей в группах.
Что же представляют собой эти продукты? Давайте рассмотрим внимательно. На предыдущем родительском собрании мы договорились о том, что вы сами постараетесь найти материал о вредности некоторых продуктов.


Врач гастроэнтеролог о некоторых заболеваниях.
Дискинезия желчевыводящих путей это весьма частое функциональное расстройство моторики мышечной стенки желчного пузыря и желчевыводящих протоков, в результате которого нарушается отведение желчи из печени в 12- перстную кишку. Проявляется эта патология чаще всего болями в правом подреберье. Лечение сводится к нормализации диеты на постоянной основе, назначению некоторых лекарств, использованию минеральных вод и курса физиотерапевтических процедур. Хронический гастродуоденит среди жалоб характерны боли в животе, которые отличаются упорством, появляются до приёма пищи, чаще вечером и реже - ночью. Чаще всего боли локализуются в животе, в правом подреберье. Беспокоят тошнота, изжога, склонность к запорам. Общие жалобы головная боль, утомляемость, головокружение. Лечение и профилактика: диета и специфические противовоспалительные препараты, используемые при заболеваниях системы пищеварения, кроме того, физиотерапевтические средства и санаторно-курортное лечение.
Работа родителей в группах.
Каждой группе будет предложен 1 вопрос и время на обсуждение.
1 группа: «Следует ли заставлять ребёнка есть через силу или отказывать ему в приёме пищи перед сном?»
( Заставлять нельзя. Оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.) 2 группа: «Обязательно ли детям в возрасте 6 10 лет есть первые блюда?»
( Да. Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения.)
З группа: «Ваш ребёнок отказывается завтракать, а вы считаете, что утром обязательно надо поесть. Так ли это?» (Если ваш ребёнок получает необходимые питательные вещества в течение дня, отказ от завтрака не должен повредить здоровью. Но это может повлиять на его успеваемость в школе. Ведь для организма пища это источник энергии.)
4 группа: «Что лучше: поесть основательно или перекусить?»  (Надо определить самим, какой способ питания больше по душе. Часто и понемногу перекусывая, вы обеспечиваете организму постоянный приток энергии и питательных веществ. Такое питание обычно подходит очень активным и занятым людям. Если у вас серьёзные заболевания желудочно-кишечного тракта или, например, диабет, предпочтительнее питаться часто и понемногу. В то же время при частом перекусывании можно просто переесть. Безусловно, гораздо важнее обращать внимание на то, когда вы едите, поэтому, употребляя полноценные блюда, легче составлять и правильный рацион питания)
Обсуждение памятки.
Давайте обратимся к памятке (У каждого родителя памятка лежит перед глазами). 
УЧИТЕ ДЕТЕЙ, КАК НАДО ЕСТЬ
Во время семейных трапез будьте доброжелательны и спокойны.
Не садитесь за стол, если вы торопитесь или расстроены. Садитесь за стол в одно и то же время, чтобы у детей не было слишком больших перерывов между приёмами пищи.
Имейте дома что-нибудь питательное, если захочется перекусить.
Не завлекайте ребёнка «вкусненьким».
Старайтесь, чтобы дети помогали вам готовить блюда. Рано усвоенные хорошие привычки останутся на всю жизнь.
Если вы даёте детям завтрак в школу, положите в пакет бутерброды, сыр и фрукты, а не жирные пироги, чипсы, пирожные или конфеты.
Если в школе ребёнка кормят обедом, выясните, какое там меню, и дайте совет, что ему следует выбирать.
Анализ детских анкет.
Выступление школьного библиотекаря.
(Новинки литературы по вопросам правильного питания.)
Итоги собрания, заключительное слово классного руководителя.
Картофельные чипсы и сухарики.
Чипсы занимают, к большому сожалению специалистов в области детского питания, большой удельный вес в рационе питания современного школьника. Согласно технологии приготовления, ломтики сырого картофеля или специально приготовленное тесто, в состав которого может входить и картофель, обжаривают в большом количестве растительного масла. Затем добавляют соль, специи (сушённые лук, чеснок, паприку и др.), усилители вкуса, красители и антиоксиданты. Очень сходная с описанной технология приготовления сухариков. Таким образом, чипсы и сухарики содержат большое количество жиров, в первую очередь насыщенных, углеводов, много специй и соли. Они являются поставщиками «пустых» калорий, которые могут остаться в виде избыточных жировых отложений в области талии и бёдер у подростков.
Таким образом, чрезмерное увлечение чипсами и сухариками может спровоцировать развитие избыточной массы тела у школьников, а также ожирения в более старшем возрасте. Кроме того, известен тот факт, что чипсы, а точнее, специи, содержащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника. Майонез.
Майонез очень популярная приправа для салатов, а также компонент для приготовления первых и вторых блюд. Даже использование тех сортов майонезов, где не закладываются искусственные консерванты и красители, не гарантируют абсолютную полезность для здоровья ребёнка. Учитывая высокий процент содержания в майонезе горчицы, уксуса и соли, детям не рекомендуется использование этого продукта в повседневном рационе, поскольку это может сказаться в первую очередь на состоянии желудочно-кишечного тракта. Более того, на потребление этого продукта должны быть наложены строгие ограничения для детей, имеющих избыточный вес и склонных к ожирению, а также для детей, имеющих аллергические реакции на продукты или ингредиенты майонеза (яйца).
Сардельки и сосиски.
Сардельки и сосиски являются излюбленными блюдами людей во многих странах мира. Быстрота приготовления и разнообразие гарниров, которые можно подать к ним, обусловили их широкое распространение в меню бистро, кафе. Да и на вопрос врачей, наблюдающих детей в детских садах и школах: «Что ты любишь есть больше всего?», дети хором отвечают: «Сосиски и макароны». Однако возникает вопрос: полезны ли они детям?
В рецептурах сосисок и сарделек в зависимости от их сорта предусмотрено использование мясного сырья как высококачественного, так и низкосортного, то есть с повышенным содержанием жира и субпродуктов. Повсеместным в настоящее время является использование различных функциональных добавок, которые позволяют наряду со снижением себестоимости продукции за счёт использования низкосортного сырья сохранить удовлетворительные качества для потребителя: стабильный розовый цвет, аромат, консистенцию. Допускается хранить сосиски и сардельки всех сортов в натуральных и искусственных газо-пароводопроницаемых оболочках (типа целлофана) до 5 суток. Ассортимент сосисок, колбас и сарделек, представленных на рынке, достаточно широк, и производители, стремясь к увеличению срока годности своих продуктов, вводят всё новые консерванты, которые позволяют хранить, например, сардельки в газо-пароводонепроницаемых оболочках до 40 суток.
Мясные блюда служат источником необходимых человеку веществ белков, кальция, железа и ряда витаминов, недостаток которых приводит к отставанию в физическом и умственном развитии. Однако ни сосиски, ни сардельки не являются продуктами, идентичными натуральному мясу. Более того, они уступают ему по показателям пищевой ценности (в первую очередь по белку) и содержат ряд пищевых добавок. Поэтому использовать колбасные изделия при организации питания ребёнка, в частности, сосиски, надо не чаще, чем 1-2 раза в неделю, и уж совсем не каждый день, как поступают многие.
Вредные для здоровья компоненты, которые содержатся в картофеле фри.
В картофеле фри содержится целый ряд вредных веществ, в том числе насыщенный жир и акриламид. Шведские учёные обнаружили, что высокий уровень содержания акриламида, обычно используемого при производстве различных пластмасс и красок, обнаружен не только в картофеле фри, картофельных чипсах и гамбургерах, но и в крахмалсодержащих хлебопекарных изделиях. Экспериментально доказано, что акриламид оказывает токсичное действие на нервную систему животных и человека. Установлена взаимосвязь между наличием в организме животных акриламида и онкологическими заболеваниями. Исследования, посвящённые воздействию акриламида на организм человека, находятся на ранней стадии, однако внушает тревогу тот факт, что акриламид недавно обнаружен в пищевых продуктах, которые богаты углеводами и приготовляются при высокой температуре, таких как картофель фри и картофельные чипсы. Анализ показал, что акриламид образуется в результате нагревания продуктов. Если картофель варить, а не жарить и не нагревать в духовке, акриламид не образуется совсем. Акриламид белое или бесцветное кристаллическое вещество, растворимое в воде. Он повреждает нервную систему и, по утверждению онкологов, вызывает генетические мутации и образование злокачественных опухолей в брюшной полости. Эти данные были получены в результате наблюдений над подопытными животными.
Газированные напитки.
К газированным напиткам относятся такие как: «Кока Кола», «Пепси Кола», «фанта», «Миринда», «Спрайт», «Тархун>, «Колокольчик», «Байкал» и многие другие. В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, загустители. Кроме того, все газированные напитки содержат углекислоту, чрезмерное использование которой раздражает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта ребёнка, вызывает отрыжку, вздутие кишечника, а в дальнейшем может провоцировать и заболевания желудочно- кишечного тракта,  например, гастрит. Именно поэтому использование сильно газированных и газированных напитков является нежелательным для дошкольников и школьников, желудочно-кишечный тракт которых ещё не сформировался. Необходимо учитывать, что употребление газированной воды может повышать кислотность желудочного сока, стимулировать моторную деятельность кишечника. Поэтому детям с предрасположенностью к заболеваниям желудочно-кишечного тракта или уже страдающим этими заболеваниями (гастритом, гастродуоденитом, язвенной болезнью желудка) рекомендуется исключить эти напитки из рациона. Необходимо помнить о том, что газированные напитки могут вызвать реакцию непереносимости у детей. Все химические добавки, внесённые в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а также консерванты, внесенные для увеличения срока годности продукта, потенциально являются довольно сильными аллергенами. Таким образом, проявление симптомов пищевой аллергии может быть связано не с каким - либо конкретным напитком, а с компонентами, входящими в состав широкого спектра напитков. В этом случае необходимо отказаться от всех видов такого рода напитков. Газированная вода особенно противопоказана детям, имеющим избыточный вес, страдающим сахарным диабетом, заболеваниями печени. Учёными обсуждается связь между потреблением сладкой газировки и образованием камней в почках. Высказывается предположение, что фосфорная кислота, которую используют для подкисления некоторых напитков, способствует этому. Сахар в большом количестве присутствующий в газированной воде, провоцирует кариес. Даже если в качестве подсластителей используются сахарозаменители, газированная вода не утоляет жажду, поскольку не устраняет так называемую «остаточную сладость». А это означает, что чем больше пьёшь такую воду, тем больше хочется пить.
Таким образом, хоть реклама называет газированные напитки «лёгкими», это совершенно не соответствует действительности.
Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.


Список литературы.

1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/И В Дубровина.М.Просвещение,1991. -303с.
2. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг./Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг,2002.-160с.
3. Мартынов С.М. Овощи+фрукты+ягоды= здоровье», Беседы врача-педиатра о питании детей, М. Просвещение», 1993
4. Как быть здоровым» (Из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни), М. Медицина, 1990.
5. Сонькин В.Д. «Рациональное питание», М. Чистые пруды, 2008.
6.Научно-методическая газета «Здоровье детей»:
№13, 2008
№23, 2008
№24, 2008
7. Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», Москва
№1, 2009
№3 2008























13 PAGE \* MERGEFORMAT 142815



Нет, почему?
























13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415