ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Проблеме организации физического воспитания в ДОУ посвящено много научных трудов. Наиболее значительными исследованиями в этой области можно считать работы: Е.И.Вавиловой, Л.Л.Глазыриной, Т.И.Маханевой, Т.И.Осокиной, Д.В.Хухлаевой, А.П.Щербака, Э.Я.Степанковой.
Большую работу в области физического воспитания дошкольников провела Д.В.Хухлаева. В ее теоретических и практических пособиях показана важность физических занятий, которые являются средством воспитания и укрепления здоровья, обеспечивают полное физическое развитие. Исследователь отмечает, что систематические занятия физической культурой, проведенные с эмоциональным подъемом и увлечением, являются наиболее простым путем к психологическому и физическому совершенствованию организма. Труды Д.В.Хухлаевой помогают уяснить взаимосвязь общеразвивающих упражнений с основными движениями в процессе обучения. Наряду с классическими занятиями предполагаются занятия, которые построены в форме игры с использованием предметной наглядности, а также простейших поисковых ситуаций.
Исследователь А.Д.Глазырина на основе своей работы показала взаимосвязь между разнообразными процессами и явлениями в системе оздоровительных, воспитательных направлений, раскрыла образование новых структур занятий по физической культуре дошкольников. Она считает, что физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. Они заключаются главным образом в том, что характеризуют, прежде всего, процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей степени определяет его физическую способность.
Практический материал Л.Д.Глазыреной раскрывает следующие задачи:
дать общую характеристику условиям психолого-педагогической системы в оздоровительном, воспитательном, образовательном плане;
показать логическую природу и реальные возможности взаимоотношения педагога и ребенка на занятиях;
наглядно продемонстрировать методику работы с детьми дошкольного возраста.
Стиль работы в ее системе в высшей степени индивидуален. Предложенная ею система занятий по физической культуре; определяет основное содержание каждого из направлений:
образовательного;
воспитательного;
оздоровительного.
Естественно, здесь нет какого-либо выпячивания одного из направлений, так как в основе лежит физическое воспитание ребенка, стремление найти такие приемы в организации занятий со всей группой детей, чтобы по возможности обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Этим объясняется нетрадиционный характер проведения данных физкультурных занятий с детьми.
Ведущее место в инновационных программах занимает физическое воспитание. В программе "Старт", разработанной Л.В.Яковлевой, Р.А.Юдиной, Л.К.Михайловой, представлено немало материала, который поможет инструктору физкультуры разнообразить и творчески обогатить физкультурно-оздоровительную работу с детьми.
В этой программе особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок, занимаясь физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми, познавал себя, свои возможности, способности, интересы, учился помогать самому себе в любых экстремальных ситуациях, повышал сопротивляемость своего организма к различным заболеваниям.
Задача программы: через физическое воспитание научить ребенка познавать и совершенствовать себя, беречь то, из чего черпаешь здоровье.
Данная программа дает возможность не только оздоровить детский организм, но и выработать у детей потребность систематически и с удовольствием заниматься физкультурой, что очень важно для поддержания здоровья на протяжении всей жизни.
Вызывает интерес научное исследование В.Г.Алямовской и разработанная ею программа "Здоровье", которая представляет собой комплексную систему воспитания ребенка - дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Она включает в себя следующие направления:
обеспечение психологического благополучия.
охрана и укрепление здоровья детей.
духовное здоровье.
4. Нравственное здоровье ребенка, приобщение к общественным ценностям.
В работах В.Г.Алямовской, как в теоретических, так и в практических, показано, что для того, чтобы поддерживать в детях интерес к физкультуре, необходимо проводить занятия каждый день, сочетая в игровой форме тренинговые, обучающие и развлекательные элементы. Это позволяет, не перегружая детей, добиваться хорошей физической подготовки. Ежедневные физкультурные занятия дают возможность целенаправленно учить детей, организовывать индивидуально-подгрупповое обучение по различным программам с учетом состояния здоровья, интересов детей. Так же В.Г.Алямовская советует проводить физкультурные занятия в конце прогулки. В ходе таких занятий, дети накапливают двигательный опыт самостоятельной деятельности и для утренней гимнастики.
Очень важно, по мнению В.Г.Алямовской, сочетание занятий с воздушными ваннами и водными процедурами, включая элементы дыхательной гимнастики. Не менее важно создавать эмоционально-психологический фон, давать детям почувствовать, что они ловкие, сильные, красивые, показывать свою явную заинтересованность в их успехах.
Познакомившись с работой Т.И.Миханевой "Новые подходы к организации физического воспитания" и другими работами, можно увидеть внедрение нетрадиционных форм работы по физическому воспитанию. Ее работа строится на отказе от традиционной организации занятий физическими упражнениями. Исследователь предлагает использовать разнообразные формы работы с детьми в зависимости от их здоровья и уровня физического развития. Это и ежедневная гимнастика, и занятия на воздухе с оздоровительным бегом, разнообразные подвижные и народные игры на занятии и в течение всего дня, а также ежедневные физкультурные упражнения.
Причем педагоги вправе по своему усмотрению выбирать форму и содержание физкультурных занятий:
занятия по традиционной структуре;
занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
ритмическая гимнастика;
занятия - соревнования, где дети в ходе разных эстафет выяв-ляют победителей в основных видах движений;
занятия - зачет, во время которых дети сдают физические нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние;
самостоятельное занятие, когда ребенку предлагают вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется (в конце данного отрезка времени воспитатель проверяет данное задание).
Отличительной особенностью программы «Радуга» является целостность системы, воспитания, развития и обучения детей. Преследуется цель на протяжении всего дошкольного детства, формировать двигательные способности ребенка в непринуждённой, радостной обстановке, что я считаю главным условием для проведения любой воспитательной и образовательной деятельности в детском, саду. В программе дан необходимый перечень двигательных действий, которым следует обучать дошкольников, но в подробных описаний тех методических приёмов, которые смогут сразу применить практики... Это программа для опытных, творческих педагогов. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте предполагаются в основном урочные формы работы, что приводит к значительной утомляемости детей, и делает недостижимой одну из основных задач программы - «охране и укрепление здоровья детей» на должном уровне.