Программа волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни






Программа волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни
Объединение «Лидер»


Возраст детей – 12-13 лет
Срок реализации – 2 год


Пояснительная записка
Программа «Лидер» разработана исходя из положений закона «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, Указа президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав».
Волонтёры рассматривают свою деятельность как институт социального, культурного развития, формирования и развития социальной активности, повышения уровня осознанности жизни и личностной ответственности, воспитания честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности,  добра. Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых объединений детей и молодежи. Средства в достижении цели социального роста подростка могут быть самыми разнообразными, и прежде всего должны отвечать его интересам, способностям и возрастным особенностям. Поэтому большое значение в социальном развитии ребенка любого возраста может занимать организация своего досуга и вовлечение в эту деятельность других детей и подростков. Интерес ребенка обуславливается многими факторами: стремлением узнать новое, реализовать себя, выступить в роли лидера или просто развлечься. С учетом этих факторов и построена программа «Лидер».
Волонтёрский отряд – это подростковое объединение добровольцев, способ организации подростков вокруг решения важной задачи – пропаганде здорового образа жизни. Содержание деятельности волонтерского отряда реализуется через информационно-организаторскую, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, обучающую и развивающую деятельность.
Волонтерский отряд формируется на базе школы. Особенностью данного детского объединения является включение в профилактическую работу добровольцев, подростков-волонтеров, которые занимаются социально-значимой деятельностью, оказывают помощь тем, кто в ней нуждается.
Программа направлена на:
На поиск оптимальных путей профилактики зависимостей среди подростков.
Осуществление совместной работы со специалистами различных организаций и ведомств.
Разработку совокупности средств, влияющих на уровень притязаний и самооценку детей подросткового возраста.



Цель программы: формирование у молодёжи здоровой, творческой активной социальной позиции через пропаганду здорового образа жизни.
Задачи:
Подготовить лидеров из числа учащихся школы для профилактической работы среди сверстников по месту жительства и школы.
Через сформированную сеть лидеров развить формы поведения, ведущие к утверждению здорового образа жизни.
Сформировать устойчивое отрицательное отношение к психоактивным веществам, к различным формам саморазрушительного поведения, сформировать умения и навыки самовоспитания.
Расширить подростковую аудиторию для профилактической работы.








Принципы работы волонтерского отряда.
Открытость: участникам отряда может стать любой подросток, независимо от социального статуса, опыта, способностей интересов.
Законность.
Добровольность.
Осознание членами волонтерского движения личностной и социальной значимости своей Гласность.
Самоуправление.
Принцип активной позиции участников.
Принцип адресности.
Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей участников.
Принцип научного обоснования используемых подходов.
Принцип прав и ответственности участников.















Основные направления деятельности  участников волонтерского движения:
1.   Разработка предложений по формированию приоритетных направлений деятельности волонтерского отряда. 2. Участие в организации и проведении мероприятий МОУ СОШ №30 и городских мероприятий ЦДОД «Астра» направленных на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни. 3. Разработка и распространение наглядных материалов: закладок, буклетов, листовок, выпуск тематических школьных газет  и т. д. направленных на противодействие вредным привычкам. 4. Проведение профилактической работы с детьми и молодежью «группы риска» (беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, викторины). 5. Взаимодействие с государственными органами и общественными организациями, осуществляющими деятельность, направленную на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни. 6. Информирование населения, в том числе через средства массовой информации о деятельности волонтерского отряда.   7. Привлечение новых единомышленников к участию в профилактической работе.
Условия реализации программы
Детское объединение создано на базе 7 «В» класса МОУ СОШ №30. Входной контроль и отбор не проводится. Возрастной диапазон обучающихся 12-13 лет.
Учебные занятия проводятся в помещении МОУ СОШ №30.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов на учебный год – 144.
Основные формы и методы реализации программы:
групповые и индивидуальные занятия, тренинги, сюжетно-ролевые игры, фестивали, социологические опросы учащихся, дискуссии, изучение действительности, коллективно- творческая деятельность, направленные на формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения.


Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного курса происходит включение молодежи в волонтерское движение, что позволит молодому человеку освоить новые для него виды деятельности, оценить свои способности и возможности, соотнести их с запросами и потребностями общества, реализовать свой потенциал в различных видах деятельности, участвуя в подготовке и проведении различных мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни.
Подготовка волонтеров – это единство практической деятельности, общения и обучения. Овладев навыками и умениями в предметно-практической деятельности, получив необходимые знания, подростки выбирают виды и формы самостоятельных работ, реализуют свои идеи и устремления в реальной практике своей молодежной среды.
1 год
Цель: создание условий, способствующих приобретению подростками нового положительного социального опыта для личного развития в процессе содержательного группового общения; подготовка волонтеров для работы в среде сверстников и детей младшего возраста.
Задачи:
формирование устойчивого неприятия употребления наркотиков, алкоголя;
адаптация к изменяющимся условиям жизни;
вовлечение подростков в альтернативные виды организации досуга;
4. развитие навыков общения;
5. развитие личной ответственности
6. привлечение к подготовке, организации, проведению различных мероприятий профилактической направленности в образовательном учреждении;

В течение первого года обучения подбирается инициативная группа подростков, определяются принципы и содержание объединения. Педагогом используются три модели профилактики: информационная; поведенческих навыков; конструктивно-позитивная. В качестве основного механизма предупреждения вредных привычек несовершеннолетних выступает формирование у них позитивных навыков общения, выбора. В течение занятий учащиеся получают теоретические и практические знания по основам законодательства и права, нормам поведения в обществе, учатся общаться, преодолевать конфликты, участвуя в тренингах. Волонтеры приобретают навыки поиска, сбора и использования информации, позволяющей интерпретировать происходящее.
Основные формы деятельности:
психологические тренинги;
дискуссии;
упражнения на взаимодействие в группах;
игры деловые, ролевые, познавательные, интеллектуальные;
анализ личностного роста;
работа над мини-проектами;
занятия с элементами тренинга.

2 год
Цель: Увеличение числа волонтеров из подростково - молодежной среды, занимающихся пропагандой ЗОЖ и первичной профилактикой зависимостей среди детей и своих сверстников.
Задачи:
мобилизация личностных ресурсов подростков, направленных на формирование активной жизненной позиции;
обучение учащихся формам и методам профилактической работы, методике ее планирования и организации, апробации и отбора наиболее подходящих из них для практического использования;
Приобретение подростками навыков оказания социальной поддержки сверстникам;
Формирование стратегий и навыков эффективного поведения посредством развития лидерских качеств (коммуникативных навыков, креативности, организаторских способностей и др.).

На втором году обучения усиливается практическая направленность программы. Волонтеры обучаются эффективным техникам и формам работы по формированию ЗОЖ и профилактике употребления ПАВ, на занятиях углубляются теоретические и практические знания по всем тематическим блокам, включаются занятия по следующим темам: основные понятия профилактики, особенности интерактивных методов ведения профилактики, профилактические ролевые игры.
Волонтеры учатся не только выбирать информацию, но критически ее воспринимать, различать мнения и оценки от фактов.
Задача педагога – поддержать инициативы подростков, помочь им в подготовке и проведении спланированных мероприятий профилактической направленности.


Учебно-тематическое планирование по курсу «Лидер».
1 год

Тема
Часы


Введение
10


«Я» в окружающем мире
12


Социальная компетентность
16


Организаторское мастерство
106

Итого часов: 144





Содержание программы


Содержание занятий
Часы

Введение


Введение. Знакомство с образовательной программой. Актуальность участия подростков и молодежи в профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
2


О правах и обязанностях волонтера. Добровольное волонтерское движение.
2


Основные законодательства и права. Государство и право.
2


Правовой статус гражданина РФ. Что мы должны знать о правах и обязанностях. Способы защиты прав и законных интересов граждан
2


Трудовой распорядок и дисциплина труда
2

«Я» в окружающем мире


Я и окружающие. Игровой мастер-класс «Расскажи мне о себе».
2


Сходство и различие наших «Я». Формирование эмоционально-волевого единства группы. Упражнение на групповую сплоченность.
2


Мои достоинства и недостатки. Создание условий для самораскрытия. Умение вести полемику.
4


Ценности и идеалы твоего выбора. Базовые характеристики психологического здоровья человека
4


Социальная компетентность



Тренинг самоконтроля.       
4


Тренинг уверенности в себе. Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов. Создание позитивных установок на доверительное общение.
4


Практикум «Мои эмоции ». Формирование адекватных реакций в различных ситуациях. Анализ ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек. Приемы активного слушания.
4


Практикум по разрешению проблем и поиску социальной поддержки. Фазы разрешения проблем: прекращение насильственных действий; установление диалога; поиск решения проблем путем переговоров и обсуждений.
4

Организаторское мастерство


Основы организаторского мастерства: самоконтроль, эффективная самопрезентация, умения слушать окружающих, навыки инструктажа, способность формировать коллектив.
4


Психологический такт:
* чувство меры во взаимоотношениях с людьми;
* речевая адаптация к разным людям;
* общение с людьми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей;
* чувство ситуации;
* чуткость, внимательность, участливость
* чувство справедливости
4


Социальная энергичность:
эмоционально-речевое воздействие
волевое побуждение
способность воздействовать на других своим отношением к людям, делам, событиям
логическая убедительность воздействия словом и делом
уверенность в своих силах
правильный и быстрый выбор момента решающего воздействия
4


Требовательность как свойство личности:
* смелость предъявления требований;
* постоянство предъявления требований
* гибкость предъявления требований
* категоричность, непререкаемость требований;
* разнообразие форм выражения требований
* индивидуализация требований
4


Развитие лидерства:
*выработка личной мотивированности;
*развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
* обеспечение социальной компетентности лидера
* приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию
4


Диагностика лидерских способностей
4


Массовые мероприятия


20
Сказка «Репка» о вредных привычках
10

21
Социальная акция «Сделай выбор в свою пользу»
10

22
Мини – спектакль «Гулливер против табака»
10

23
Устный нравственно – правовой журнал «Колокола тревоги нашей»
10

25
Мини – спектакль «Не допустить беды»
10

26
Агитбригада «Нет наркотикам»
10

27
Деловая игра «Здоровый образ жизни»
10

28
Помощь в организации и проведении классных, информационных часов по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ
12













Методическое обеспечение ДОП.
Методические разработки мероприятий
Сказка «Репка» о вредных привычках.
Ведущий:
Не на море-океане,
Не на острове Буяне,
Не в заморской стороне,
А в одном простом селе,
Стоял домик небольшой,
Бабка с дедом жили в нём,
С ними внучка, кошка, Жучка,
Да в подвале мышь-норушка.
Всё бы было хорошо,
Но случилось с ними то.
Что всего-всего страшней,
К гибели ведёт верней.
Дед вдруг начал выпивать,
Про работу забывать!
(Выходит дед и поёт)
Дед:
Если б море было пивом,
Стал бы я тогда дельфином.
Если б море было водкой,
Стал бы я подводной лодкой.
Ведущий:
И у внучки появилась.
Вредная привычка.
С сигаретою её видеть,
Стало так привычно.
(Выходит внучка с Жучкой с сигаретами)

Внучка:
У деда с бабкой житьё не худо,
Сигареты есть, и нет простуды.
Жучка:
Будем петь и веселиться,
Отрываться и резвиться.
Ведущий:
Только бабушка одна,
Всё переживала,
И стыдила их порой:
Ведь нельзя так жить, ребятки!
Посмотрите на себя!
В огороде нет у нас порядка,
Где бутылка и сигара, там беда!
А тут ещё любимая кошка,
Стала наркоманить
(Выходит кошка)
Кошка:
С героином я дружу,
Балдежа везде ищу,
После укольчика мне хорошо,
Так весело и легко.
Бабка:
Вот в наш дом пришла беда,
Что мне делать? Я одна!
Огород совсем не убран,
Будем голодать зимою мы?
Ведь вьюги ещё впереди.
Что мне делать? Как мне быть?
Как их всех остепенить? (Сидит и плачет)
Ведущий:
Но как бабка за калитку,
В доме заново гульба.
Веселятся без причины,
Выпить, покурить есть повод всегда.
Но промчалась осень быстро,
На дворе уже зима,
Урожай-то не собрали.
Вот пришла и к ним беда.
Дед:
Бабка дай скорей поесть,
А то с голода помру!!!
Бабка:
Ничего тебе я дед
Предложить-то не могу.
Урожай ты не собрал,
Вот с голоду и помирай!
Внучка:
Что-то плохо стало жить,
В животе всегда урчит.
Мне б чего-нибудь поесть.
Загляну-ка к бабке в печь.
Бабка:
В печку, внучка ты не лезь,
Нет там ничего поесть!
(Собираются дед, внучка, жучка и кошка - ПЛАЧУТ)
Ведущий:
Вот сидят они - рыдают:
Голод их совсем достал.
Плачут, горестно вздыхают
И во всём себя винят!
Внучка:
Ах! Какая же я дура!
Я не правильно жила!
Понапрасну пролетают,
Мои лучшие года.
Дед:
Жили впрямь мы не красиво!
Бабка:
За грехи вам и беда.
Жучка:
Если б знали мы тогда,
Не грешили б никогда!
Бабка:
Говорила вам нередко:
Жить так нельзя! Вы же
Меня слушать не хотели:
Всё гуляли и балдели.
Вот к чему вас привела,
Ваша пьяная игра!
Все кроме бабки:
Бабушка! Мы осознали,
Что неправильно жили!

Будущее планеты нам принадлежит,
Нам жить в новом веке предстоит.
И мы спасём её от чёрного зла,
В наркотиках не потонет Земля!
Мы отвечаем вам за всех, за молодёжь,
Мы будем стараться изо всех сил своих.
В наших руках будущее планеты,
И мы спасём её, мы – мудрые дети.











Педагогический контроль.

Вид контроля
Содержание
Форма проведения
Сроки

Предварительный
Участники программы делятся на команды, после игровой завязки соревнуются, отвечают на вопросы по трудовому, семейному праву, правам ребенка и т.п. решают познавательные задачи, находят выход из предложенных ситуаций.
Турнир-викторина «Чтобы достойно жить»
Ноябрь

Текущий
Учащиеся принимают участие в организации и проведении серии разноплановых по форме и содержанию мероприятий в школе по профилактике вредных привычек, наркомании и пропаганде ЗОЖ.
Деловые игры, агитбригады, мини – спектакли.
В течение года

Итоговый
Учащиеся анализируют личностный рост, активность участия в волонтёрской работе.

Презентации, анкетирование
Май


















Литература
Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
Петренко В.П. Общая валеология. СпБ., 2000.
Психовалеология. Курс лекций. Киев, 2001.
Лебедева М.М. Урегулирование социальных конфликтов // Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.
Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989
Заголовок 115