Программа волонтёрского отряда Добрые сердца


Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ №130
______________ М.А. Машкина


Программа дополнительного образования Волонтёрский отряд «ДОБРЫЕ СЕРДЦА»
Возраст детей: 12-18 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор: Михайлова А.С.
педагог дополнительного
образования
МАОУ СОШ №130
Челябинск 2015 г.

Пояснительная записка
Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям. Конечно, в разные времена и в разных странах понятие "доброе дело" наполнялось разным содержанием. Но одно, пожалуй, всегда остается неизменным: "доброе дело" – это дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должно, правильно.Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности - работу с социально-незащищенными слоями населения (инвалидами, престарелыми); развитие проектов, укрепляющих дух социальной терпимости; миротворчество, разрешение конфликтов; экологическая защита; активизация населения в глубинке и т.д. Добровольцы участвуют в постоянно идущих процессах политических и социальных изменений. 
Волонтеры и их организации вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Добровольцы не являются "дешевой рабочей силой", их инициатива и энергия привлекаются к работе по их собственному добровольному желанию и являются катализирующим элементом в работе всего проекта.
Волонтерская работа помимо социального эффекта дает ребятам навыки организаторской работы, взаимодействия с людьми, зачастую сложными в общении.
Существует потребность в воспитании у детей доброты, милосердия, сострадания, способности прийти на помощь другому человеку.
Всему этому может научить волонтерское движение. Его приверженцы не преследуют собственных корыстных целей, занимаются благотворительной деятельностью, имеющей общественно-полезный характер.
Участниками программы “ Добрые сердца” могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста. Содержание деятельности волонтерского отряда таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Программа “ Добрые сердца” – комплексная программа развития детского волонтерского движения, основными  идеями  которой  является  воспитание  поколения тех, кто ведет здоровый образ жизни и призывает к этому других, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Цель программы:
- Создание условий для развития волонтерского движения в образовательной организации как одной из форм занятости обучающихся.
- Формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
- Формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества.
- Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности, формирование здорового образа жизни, гражданской ответственности.
Задачи программы:
- поддерживать социальные инициативы, направленные на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
- развивать социальную активность детей и подростков, самостоятельность и ответственность, коммуникативные умения и навыки;
- предоставить возможность для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
- привлечь средства массовой информации к освещению деятельности волонтерского отряда школы (далее - отряд).
Принципы реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу Программы. Принципиальные основы деятельности взрослого: обеспечение безопасности ребенка; достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов; организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”; продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность; максимальное использование имеющихся материально-технических ресурсов.
Принципиальные основы деятельности ребенка: добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности; реализация личных способностей ребенка; значимость деятельности ребенка; положительный результат участия в Программе.
Содержание деятельности и механизм реализации программы.
Подготовительный период:
Сбор, анализ, обобщение материала необходимого для реализации проекта на основе учета тематики деятельности отряда.
Установление внешних связей с социальными и образовательными учреждениями.
Размещение информации об отряде, набор желающих в профильный отряд.
Организационный период:
Сбор отряда.
Знакомство детей с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда;
Старт программы.
Разработка символики отряда.
Основной период:
Реализация основной идеи программы.
Личностный рост каждого ребенка в ходе реализации программы.
3. Организация и проведение благотворительных акций, агитационных мероприятий, проведение тренингов.
Итоговый период:
Психолого-социально-педагогический анализ итогов работы отряда.
Планирование дальнейшей деятельности отряда.
Структура волонтерского отряда.
Руководитель волонтерского формирования – педагог дополнительного образования. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.
Стать волонтером может любой подросток с 12 лет.
Формы работы по подготовке волонтеров:
- Теоретические групповые занятия. 
- Тренинги.
- Круглые столы. 
- Встречи со специалистами.
- Работа с социально незащищенными слоями населения (пожилые люди, люди с ограниченными возможностями).
- Работа с детьми и молодежью (в детских домах, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.).
- Реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе.
- Развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.
- Помощь приютам для животных.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы для обучающихся - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, нацеленной на здоровый образ жизни личности.
В ходне реализации программы обучающиеся должны:
- овладеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию по социально значимым проблемам;
- овладеть навыками конструктивного общения с окружающими, применять нормы и правила уважительного отношения к окружающим.
- способствовать участию школы в акциях волонтерских организаций района и города.
Основной результат работы для педагога:
- увеличить количество детей и подростков, вовлеченных в волонтерский отряд;
- привлечь детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- способствовать уменьшению количества несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН.
Заповеди волонтеров образовательной организации:
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.