Коррекционная работа на уроке физики со слепыми и слабовидящими детьми

ГООУ «Воронежская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №3 III-IV вида
для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья»





КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ФИЗИКИ





Выполнила:
учитель физики
Япрынцева Ольга Григорьевна





Воронеж 2014 г.

И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая
внешние предметы, дает слепому все, что дает нам
глаз, за исключением окрашенности предметов и
чувствования вдаль, за пределы длины руки».

C конца 30-х гг. прошлого века в России открываются первые школы для слабовидящих. Развитию этого направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева. В 30-е гг. содержание образования в школах для слепых обогащается предметами, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и недоступными: физика, математика, естествознание и др. Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.И. Каплан, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.А. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.
В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) выделяются: 1. слепые - острота зрения от 0 до 0.04 включительно; 2. слабовидящие - острота зрения от 0.05 до 0.2; Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять: 1. абсолютно или тотально слепых; 2. частично или парциально слепых, имеющих либо светоощушение (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона). Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты: 1. слепорожденные - к этой группе относят людей, потерявших зрение до становления речи, т.е. примерно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений. 2. ослепшие - потерявшие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мере зрительные образы памяти.
Слепота и слабовидение – это тяжёлые расстройства зрения, определяемые количественными и качественными показателями. При отсутствии зрения или глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление). Поэтому детям с нарушениями зрения, необходим дифференцированный подход, учитывающий как сам дефект, так и степень вторичных отклонений вызванных им.
Любой дефект, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. Известно, что развитие детей с нарушением зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов и зависит от клинической формы заболевания органа зрения, от сохранности слухового, двигательного и кожного анализаторов, от уровня развития психической сферы, от возраста, в котором утрачено зрение, а также от содержания, форм и методов обучения и воспитания. Компенсацию слепоты и слабовидения следует рассматривать как явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов. Коррекционно-педагогическое воздействие на слепых детей направлено на формирование у них чувственного опыта. У слепых детей компенсация происходит за счет обострения слуха, органов осязания и обоняния. Успех достигается в тех случаях, когда слуховое восприятие целенаправленно связывается с активной и творческой деятельностью детей
Важную компенсирующую роль играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребенка создаются и укрепляются связи между словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным обследованием. Высокого развития у слепых достигает память. Мышление у слепых детей, развивающееся в речевом общении со взрослыми, достигает высокого уровня. У слепых, кроме того, мыслительная деятельность, влияя на восприятие, принимает на себя еще и компенсаторную роль. Различные случаи реализации этой роли показаны в процессах узнавания предметов и рельефных изображений незрячими школьниками (М.И. Земцова. 1955), ориентировки слепых (В.С. Сверлос, 1951), трудовой деятельности (М.И. Земцова, 1956). Мышление приобретает компенсаторное значение для восприятия предметов и явлений слепыми не сразу, не автоматически, а только при определенном уровне развития и в зависимости от накопления чувственного опыта (Н. С. Костючек, 1956, 1959).
У слепых осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для практических решений, но и более ранней специальной подготовки - обучения детей навыкам учебной работы.
Двигательная активность оказывает решающее влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребёнка. Особенно важную роль при этом играет развитие тонкой моторики кисти, т.к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга и соседствует с такими важными центрами, как речевой. зрительный, координационный и т.д., находясь в тесной взаимосвязи и функциональном единстве с этими центрами (М.М.Кольцова, 1973;М.Монтессори и др.)
Для осуществления задач коррекционно-воспитательной работы создаются и применяются специальные учебники, учебные пособия, технические средства обучения. Слепых детей обучают письму и чтению рельефного шрифта, а также рельефных рисунков и чертежей. Многие явления физики, усваиваются слепыми учащимися с помощью лабораторных работ со специальными приборами. Для развития зрительного восприятия у детей, имеющих остаточное зрение, используются красочные картины и иллюстрации, презентации, кинофильмы. Введение аудиовизуальных средств совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения необходимой информации.
Целью коррекционной работы по Л.С.Выготскому должна выступать ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков: "Надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого - значит воспитывать глухоту и слепоту...". Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения
Потеря зрения – это не приговор, а всего лишь особенность. Незрячие люди могут быть самостоятельными и независимыми. Эта мысль уже никого не удивляет. Быть независимыми, незрячим во многом помогают технические средства реабилитации. К техническим средствам реабилитации следует отнести всю ту технику, которая создается специально для слепых, зрячие в ней не нуждаются, а для слепых же имеет неоценимо большое значение.
Два основных типа средств наглядности натуральные и изобразительные пособия. К натуральным наглядным средствам относятся все натуральные предметы, обследуемые, наблюдаемые слепыми учащимися в классе, на экскурсиях и т. д. В их число входит лабораторное оборудование, применяемое при проведении опытов и тифлооборудование. Изобразительные наглядные пособия делятся на объемные изображения, к которым относятся модели, макеты, и изображения рельефом на плоскости, включающие барельефные изображения, рельефные чертежи, рельефные схематические изображения, рельефные рисунки.
Когда учащиеся уже получили представление предмета в целом, что может быть достигнуто обследованием натурального предмета или какого-либо типа его изображения, возникает необходимость более детального ознакомления с некоторыми свойствами или частями этого предмета.
Широкое применение в школе находят рельефные схематические изображения ("их называют также рисунками-чертежами), с помощью которых поясняют устройство и принцип действия какого-либо механизма, лабораторной установки, строения и функций организмов и т. п. Нередко предметы изображаются в разрезе.
В задачи обучения физике входят: развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, овладевать знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о современной научной картине мира, о возможностях применения физических законов в технике, понимание роли практики в познании физических явлений и законов, формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения. Наибольшей активности в учебной деятельности можно добиться при проблемном обучении. Для развития познавательного интереса на уроке физики большое значение имеет эксперимент.
Вначале учителем изучаются медицинские карты детей – аномалии их зрения, специфику заболевания, рекомендации офтальмолога, психолога и т.д. После этого строится систему занятий, подбирается учебный материал, средства обучения, используются здоровье сберегающие технологии.
Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта. Поэтому, большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащихся. Организуется работа в группах на уроке, а также работу незрячих учащихся с физическим оборудованием.
Затруднения для работы незрячего представляет невозможность без посторонней помощи знакомиться с материалами, проводить наблюдения и опыты, особенно по экспериментальным наукам. Но такие работы как раз и позволяют составить адекватное представление об окружающей действительности и развить воображение учащихся. А «воссоздающему воображению» принадлежит очень важная роль в компенсации дефектов зрения. При его помощи незрячие на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения. При выполнении лабораторных работ или при проведении эксперимента оборудование предоставляется каждому незрячему учащемуся. Приборы обследуются «рука в руку», всё это сопровождается подробным словесным описанием учителя. После этого мы переходим к рельефным рисункам, схемам и графикам, иллюстрирующим данное оборудование, процесс или явление и анализируем их. В старших классах, имея накопленный опыт, учащиеся формируют образы на основе словесных описаний и осязания (по рисунку) более сложных объектов и явлений, которые уже невозможно непосредственно продемонстрировать.
Так при своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде, а значит – самостоятельность.
Большое внимание уделяю развитию речи учащихся. Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности незрячих: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Компенсаторная функция речи имеет огромное значение для формирования личности незрячего в целом. Благодаря речи, незрячие контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.
Для включения незрячих и слабовидящих в учебную деятельность большое значение имеют технические средства компенсации. Задача учителя – правильно выбрать (вместе с учащимися) тифлотехнические средства, для того, чтобы незрячий или слабовидящий смог полностью реализовать свой потенциал.
На уроках используется электронная лупа, «Графика», мульти-медийное оборудование. В школе есть брайлевский принтер. С помощью диктофонов инвалиды по зрению могут записывать голосовые сообщения, прослушивать их или переносить на компьютер. Опыт общения с учащимися и бывшими выпускниками показывает, что хотя незрячим и слабовидящим несколько сложнее осваивать компьютер, но со временем, приобретая знания и опыт, такие пользователи работают с компьютером на уровне, до которого не добираются многие зрячие. С помощью программных и аппаратных средств незрячий и слабовидящий пользователь может через речевой или тактильный интерфейс получать доступ к большинству популярных приложений персонального компьютера и применять их в своей деятельности. В этом году учащимися получили и используют много-функциональный плеер для воспроизведения цифровых озвученных книг. Он позволяет копировать данные с компьютера на карту памяти, и предоставляет возможность расширенной навигации по файлам различных форматов, среди которых DAISY, MP3, NISO и электронный текст.
Мною изготовлен дидактический материал по курсу физики: для незрячих – по системе Брайля, для слабовидящих - крупношрифтовый (не менее 18 шрифта). Для развития зрительного восприятия у детей, имеющих остаточное зрение, используются красочные картины и иллюстрации, презентации, кинофильмы. Введение аудиовизуальных средств совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения необходимой информации.
Помимо основного курса физики в школе предусмотрены часы предметно-практической деятельности по физике для учащихся 7-11 классов. Программа по этому курсу составляется с учётов индивидуальных потребностей учащихся. Качественное усвоение материала предполагает ведение индивидуальных практических занятий по закреплению знаний и умений с учетом личных особенностей школьников, трудностей выработки у них автоматизированных навыков. Затрудненность, а при слепоте и невозможность зрительного подражания, требует более детального (расчлененного на этапы) показа действий, многократного повторения его вместе с учеником «рука в руку» и длительных тренировочных упражнений.
Социальная адаптация детей происходит на экскурсиях, в походах, при организации встреч с интересными людьми, в которых незрячие дети принимают активное участие наравне с слабовидящими.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа, проводимая на уроках физики, способствует развитию компенсаторных анализаторов обучающихся. Эксперименты проговариваются вслух, к каждому осуществляется дифференцированный, индивидуальный подход, ни один из обучающихся не остаётся без внимания. В процессе урока у обучающихся развивается: слуховое восприятие, остаточное зрение, зрительные образы, внимание, память, речь, представление, мышление, тактильные ощущения. При проведении опытов развивается моторика рук, осуществляется ориентировка в малом пространстве, осуществляется коррекция познавательной деятельности, коррекция навыков самостоятельной работы, коррекция качеств личности.




15