Урок литературы по теме Славянская мифология и литература

Урок по русской литературе на тему «Славянская мифология и литература».
Автор: Агапова Т.В.
Тема урока: Славянская мифология и литература.
Цель урока: 1. обобщить и систематизировать сведения и знания,
полученные в ходе изучения раздела «Славянская мифология»;
2. проверка знаний, умений и навыков;
3. активизация мыслительной деятельности учащихся.
Форма урока – игра.

Оборудование: 1. Творческие работы учащихся – иллюстрации к
произведениям.
2. бочонки из лото с № 1 – 13, 80 (бабка), 90 (дед).
3. оценочный лист, в котором фиксируются ответы
учащихся.
Основная работа ведётся в группах в виде соревнования. Класс делится на две команды – группы, они по очереди вынимают из мешочка бочонки лото с номерами и отвечают на вопросы под данным номером. Если команда не может дать ответ, то право ответа переходит к соперникам. Одновременно ведётся индивидуальная работа – ответы на дополнительные вопросы, которые фиксируются в оценочном листе.
В конце урока подводится итог соревнования. Лучшим участникам присваиваются звания:
I – «Знаток славянской мифологии».
II – «Исследователь славянкой мифологии».
III – «Любитель славянской мифологии»,
вручаются грамоты.

«Всё чудесное – естественно,
всё естественное – чудесно»
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами заканчиваем изучение раздела «Славянская мифология».
И наш заключительный урок будет проверки и оценки ваших знаний, умений и навыков.
Урок мы проведём в форме игры, будут творческие задания, и вопросы над которыми нужно будет подумать, прежде чем ответить.
Работать мы будем в группах, но и одновременно будут оцениваться индивидуальные ответы каждого из вас.
Конкурс на лучшее название урока.
У нас урок – игра. Вы знаете много игр, но у нас будет игра отличная от других. И в начале урока вам предлагается первое творческое задание: подумайте до конца урока над тем, как мы назовём нашу игру. Не забывайте, что в названии должно быть отражено содержание урока.
Основная часть урока – игры.


I. Работа в группах.
О каких образах идёт речь?
«Ищи - свищи его в глуши корявой
А он из тьмы, подвыв слегка вослед.
Накорчит рож, и скорчится корягой
Лишь охнет мох, да цвиркнет короед.
И – засвистит! И отсвист диковатый
Прошелестит над дикою тропой!
То (леший ) мой дурной!»
(Е. Кудаков «Леший»).
«Ты лицо моё обнюхал,
Ты протопал по столу
И опять мне дышишь в ухо –
В душу втискиваешь мглу.
И опять твои ладошки
По лицу скользят едва
Говорят, ты вроде кошки
И не делаешь вреда.
Но зачем, почти что люто
Горло лапками мне сжал?
Очень страшная минута
Чем тебе я помешал?»
(В.Муратовский «Домовой»).
Мы бедные дочери озера светлого,
От чистоты и прохлады мы родились,
Пена, и тина, и травы нас нежат,
Легкий пустой камыш ласкает;
Зимой подо льдом, как под теплым стеклом;
Мы спим, и нам снится лето.
(З. Гиппиус «Песни русалок»)
«В деревне он в избытке. В чугуне.
Он варит по субботам чечевицу,
Приплясывает сонно на огне,
Подмигивает мне, как очевидцу».
(«И.Бродский «В деревне бог живёт не по углам»).


Спереди совершенно немец:
узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы имел яресковский голова, то он переломал бы их при первом козачке».
(Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» - чёрт!)
«Имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою.
Однако ж она умела причаровывать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты)
(Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» - Солоха)




«Ведут кого – то приземистого, дюжего косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые крепкие корни, выдавались засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли».
(Н.В. Гоголь «Вий»).
фигура, вся в белом, но в тени она казалась серою. У неё было страшно худое, до синевы бледное и совсем угасшее лицо, на голове всклоченные в беспорядке густые и длинные волосы. Глаза виделись яркие, воспалённые и блестящие болезненным огнём
сверкание их из темноты глубоко впалых орбит было подобно сверканию горящих углей. У видения были тонкие худые руки, похожие на руки скелета »
(Лесков «Приведение в Инженерном замке»).
«В урочный час обычной чередою.
Являюсь я на землю берендеев.
Нерадостно и холодно встречает
(Весну) свою угрюмая страна.
(А.Н.Островский «Снегурочка» - Весна).
Живется мне не худо. Берендеи
О нынешней зиме не позабудут
Веселая была; плясало солнце,
От холода на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Задумаю гулять, возьму дубинку,
Повыясню, повысеребрю ночку,
Уж то- то мне раздолье и простор.
(А.Н. Островский «Снегурочка» - Дед Мороз).
Мама,
Слыхала я и жаворонков пенье,
Дрожащая над нивами, лебяжий
Печальный клич над тихими водами,
И громкие раскаты соловьев,
Певцов твоих любимых;
песни (Леля)
Милее мне. И дни, и ночи слушать
Готова я пастушьи песни »
(А.Н. Островский «Снегурочка» - Лель).
Холодная (Снегурочка) погибла
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
Теперь с её чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось».
(А.Н. Островский «Снегурочка»).

На вершине горы на несколько мгновений
Рассеивается туман, показывается (Ярило) в виде молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человека, в левой ржаной сноп.
(А.Н. Островский «Снегурочка» - Ярило).
80. Баба.



90. Дед














Индивидуальные задания.
Расскажите об этом в образе?
В каких изученных произведениях идёт о нём речь?






Каковы функции домового?
Где его место в доме?
О чём может предупреждать людей домовые?









Какую роль выполняют русалки в славянской мифологии?






«В деревне он в избытке» - кто он? И что значит в «избытке»?
Есть ли, по – вашему, отличие между Богом, «живущим по углам» и богом, который «варит чечевицу»?
Какой из этих богов более понятен деревенскому жителю?
Где ещё мы встречаемся с «чертовщиной»? («Бесы» А.С.Пушкина)
Какую роль играет образ чёрта в повести Гоголя?
Какими нетрадиционными чертами внешности и характера наделил черта писатель?


С какой ещё ведьмой Н.В.Гоголя мы знакомы?
Сравните эти образы.


Солоха общее Паночка







Что вы знаете об этом мифологическом образе?
Чем заканчивается третья ночь для Хомы Брута? Какую роль здесь выполняют крик петуха?
В каком ещё произведении мы читали об этом окончании «чертовщины» после крика петуха?
Кем оказалось приведение Инженерного замка?
Чему учит нас рассказ Н.С.Лескова?









К кому из богов славянской мифологии Весна наиболее близка?
(Зимцерла - весна).




1.С каким богом наиболее близок образ Деда Мороза? (Зимерзла –зима).









Кем является Лель в сказке?
Что вы можете сказать об имени Лель, кому принадлежит это имя в славянской мифологии?
Как по – вашему, случайно ли совпадение имен у бога, сына Лады и пастуха?



Как вы думаете, к чему ближе образ Снегурочки к мифу или к сказке? Почему?
Чем героиня Островского отличается от Снегурочки из народной сказки?

Какие функции выполняет Ярило в славянской мифологии?
Почему древние славяне называли его ещё богом – отцом человека?
Какой обряд связывается с Ярилой?


Кто такая Баба или Баба – Яга в представлении древних славян?
Как изменился этот образ в период насаждения христианства?
1.Кто такой Дед, какие функции он выполнял в славянской мифологии.



Прочитайте эпиграф на доске. Это своеобразная формула мифологии. Как вы понимаете данное высказывание?
С каким произведением перекликается данная формула? («В деревне бог живёт не по углам»
И. Бродского).



Работа над таблицей «Образы славянской мифологии».
Таблица заполняется по ходу основной части урока.
Боги
Берегини и духи
?

Вий
Домовой
Деревенский бог

Зимцерла (весна)
Русалки
Весна

Зимерзл (зима)
Чёрт
Дед Мороз

Лель
Ведьма
Снегурочка

Ярило
Баба- Яга



Дед



На какие две группы условно можно разделить образы славянской мифологии?
Какие функции выполняли берегини?
Конкурс рисунков и поделок.
Творческие задания.
«Страшная история» о каком – либо представителе низшей славянской мифологии – русалке, водяном, домовом, кикиморе и др.
Подведение итогов в конкурсе на лучшее название урока – игры.
«Магический треугольник»

фольклор

(
мифология литература


Можем ли мы говорить о связи фольклора и литературы с мифологией?
Какие изменения претерпевают мифологические образы в фольклоре (сказках) и литературе?

Ф – изменены функции берегинь.
Л – изменение функций + авторская оценка.

Итоги урока: I. «Знаток славянской мифологии».
«Исследователь славянской мифологии».
«Любитель славянской мифологии».


15