Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей .


Технология интегрированного урока
как средство осуществления межпредметных связей .Выступление на августовской конференции 2017 года
Учитель: Ткачук Н.Ю.
Филиал НП ЦО «Лицей « Столичный»
Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. 
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют ещё межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д. 
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. 
Наиболее общая классификация интегрированных уроков: 
Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин; 
Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; 
Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов. 
Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются: 
Усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала; 
Теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приёмах обучения; 
Комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации. 
Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. 
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий: 
Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений и навыков. 
Технология личностно-ориентированного обучения направлена на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. 
Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника. 
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. 
проблемные вопросы
организация деятельности учащихся на уроке
интерактивное обучение
модульное обучение
групповые методики
дистанционное обучение
ученик как субъект учебного взаимодействия
компьютерные технологии обучения
технология проектного обучения
технология развития критического мышления учащихся
технология интегративного обучения
Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Особый интерес для меня представляет осуществление интегрированных учебных проектов. Например, для открытого урока по истории на тему 550 – летия Казахского Ханства, обучающиеся изготовили украшения (в технике «Фольгированние», шие, вышивка..) на уроках технологии, а защита проекта проходила на уроке истории.
Интеграция происходит и внутри блока технологии. Примером служит изготовление картин из атласных лент, когда пейзаж рисуется на канве и затем вышивается лентами; вышивка по трикотажному полотну, пошив изделия и отделка кружевом, связанным крючком. Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и очень интересны, поэтому и слабоуспевающие ученики не остаются равнодушными и с большим удовольствием готовят такие проекты, проявляют активность и творческую инициативу.
Выполнение интегрированных проектов показывает практическое применение межпредметных связей:
ОБЖ – соблюдение правил техники безопасности
химия – классификация текстильных волокон;
физика – изучение свойств текстильных волокон;
математика – расчеты вязаного полотна; черчение – снятие мерок и построение выкройки изделий;
экономика – расчет себестоимости изделия;
изобразительное искусство – художественное оформление изделий, выполнение эскизов моделей;
информатика – оформление и защита проекта.
 
 Можно сказать: межпредметные  связи – условие повышения качества учебно – воспитательного  процесса  современной  школы,  условие  интеграции  науки  и  практики, интеграции личности в национальную и мировую культуру. А умение устанавливать 
межпредметные  связи  –  показатель  педагогического  мастерства  учителя. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.
Список литературы
1. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
2. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 1998- №4.
3. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
4. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- №7.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.
6.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.