Формирование нравственных понятий: «Честность – прежде всего!» «Правда» и «Ложь».

Классный час во 2 В классе
Формирование нравственных понятий: «Честность – прежде всего!» «Правда» и «Ложь».

Цели. 1. Познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь».
2. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы.
3. Воспитывать такие нравственные качества, как честность и справедливость.
Задачи. Образовательная: научить детей выбирать правильную линию поведения в различных жизненных ситуациях.
Воспитательная: помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной.
Оборудование. Плакаты с пословицами:
«Кто много читает, тот много знает».
«Поздно встанешь – мало сделаешь».
«Кто правдой живет, тот добро наживет».
«Красива ложь, да от правды не уйдешь».
«Правда в огне не горит и в воде не тонет».
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
Ход урока.
1. Определение детьми темы и цели урока.
Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.
Лгун.
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:
- Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
- Сюда, сюда скорее, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Л. Н. Толстой
- Почему не прибежали на помощь люди?
- А вы попадали в подобные ситуации?
-Как вы поступаете, если:
получили двойку;
потеряли сменную обувь;
опоздали на урок;
гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?
Чтение сказки о правде и лжи.

Сказка.
За высокими горами, за зелеными лесами жили- были две сестры. одну звали Правда, другую Ложь.
Правда была красивой, сильной и доброй.
Ложь – хитрой, изворотливой.
Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так она мешала честно жить и трудиться.
Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».
Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не быть на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как от лжи избавиться. Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе врет да обманывает. Решил ее народ прогнать вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.
- Может быть, вы, Ребята, знаете, как уберечь себя от Лжи?
Какой вы себе представляете себе Правду и какой Ложь?
Теперь я назову слова – синонимы к словам «ложь» и « правда», а вы поможете мне правильно их расположить: ложь, правда, обман, враньё, честность, неправда, истина.

Правда - истина - честность.
Ложь - неправда - враньё - обман.

2. – Что значит быть честным? – Никого никогда не обманывать, говорить только правду – значит быть честным.
- Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь?
(- Если не сказать правду, то потом будет стыдно; правду, так как ложь, хоть и бывает сладкая, но всегда наказуема; правду, потому что она сильней.)
- Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Назовите сказки с этим героем.
(– Лиса. Сказки «Лиса и заяц», «Колобок».)
Чтение сочинения ребенка.

Я разбил чашку из дорогого сервиза, когда пришла мама с работы, я честно рассказал об этом ей. Хотя маме было жаль чашки, она меня даже не поругала, а похвалила за честность и порядочность.
Я получила двойку по русскому языку. Но маме не призналась. Мама позже узнала и наказала меня. В следующий раз я получила тройку по математике и сказала маме. Она объяснила мне эту тему, и у меня больше не было плохих отметок. Вот так правда помогла мне, а ложь подвела.

Обсуждение рисунков.

4. Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды и птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:
- Попадет нам дома.
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет меня бранить!
-Я скажу, - говорит второй – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет меня бранить!
- А я правду скажу, говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идет.
- Нет, говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мать да и простила.
Вопрос: - Какая пословица подходит к этому рассказу?
( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

5. Чтение рассказа «Ябеда».

- Часто ребят, которые рассказывают учителю о плохом поступке какого – нибудь ученика, называют ябедой. И порой это бывает несправедливо.

Послушайте рассказ, который так и называется – «Ябеда»

Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно что горшок разбит.
Прозвенел звонок на урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.
- Кто разбил горшок? – спросила учительница.
Все молчали Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:
- Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.
Кто – то из ребят тихо сказал: «Ябеда.»

Вопросы:
- Как вы считаете, справедливо ли обозвали Васю Ябедой?
- Как бы вы поступили на месте Саши, который разбил горшок?
- Какому человеку легче жить – честному или лживому?

6. Подведение итогов. Обобщение.
- Наш урок близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь нужно обходить стороной.

В заключении хочу прочитать стихотворение А.В.Коваленко.
На свете так бывает, Как в этом разобраться?
Порой не разберешь: Как научиться жить,
С тобою правда рядом Чтоб только с правдой рядом,
Иль вкрадчивая ложь. А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива, Давайте мы, ребята,
А правда так горька, На свете честно жить,
Но человеку честному Не будем лгать, а только
Та горечь не страшна! Правду говорить!

Какой представляете Ложь и Правду? (Ответы детей).

Нарисуйте их на ваших листочках.

Правда



Ложь


7. Рефлексия. Закрепление. Правда. Ложь.
«Кто много читает, тот много знает».
«Поздно встанешь – мало сделаешь».
«Кто правдой живет, тот добро наживет».
«Красива ложь, да от правды не уйдешь».
«Правда в огне не горит и в воде не тонет».
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».





























ложь, правда, обман, враньё, честность, неправда, истина










13PAGE 15





13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415