Классный час на тему Познай самого себя


Классный час на тему «Познай самого себя», 5 класс.
Цели: познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.
Формируемые УУДЛичностные: самоопределение себя как личности, знать некоторые приемы самопознания, умение находить в себе главные черты, определять личные особенности.

Метапредметные:
Познавательные: умение классифицировать объекты;; установление причинно-следственной связи;
Регулятивные: умение правильно оценивать себя и других 
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе.
Подготовительная работа с детьми
Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).
Оборудование
На парту каждому ученику необходимо положить:
- альбомные листы для автопортретов;
- тетрадные листочки для тестов.
Музыкальное оформление
Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).
Ход классного часа
Вступительное слово
Ребята, сегодня у нас классный час, на котором будут присутствовать гости из других
школ. Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, покажем, как умеем мыслить и высказывать свое мнение.
Мотивация. Определение темы занятия. (1 слайд)
Начиная наше занятие, предлагаю вам посмотреть вот на это изображение и надпись под ней. Как вы думаете, что это?
(ответы детей)
Это изображение и надпись на стене храма Аполлона в Дельфах. Она гласит: «Познай самого себя». Автор этого высказывания неизвестен; античные источники приписывали его разным авторитетам древности. Ребята, наверное, вы догадались что тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай самого себя». (2 СЛАЙД) Эти слова послужили толчком к философским занятиям Сократа, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:
Вы узнали тему классного часа. Какие цели вы бы поставили перед собой. (3 СЛАЙД)
II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
Классный руководитель: Начнем нашу беседу с ответов на вопросы. (4 СЛАЙД)
- Как вы считаете человек должен стремиться познать себя?
- Что лучше: переоценить или недооценить себя?
- Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?
- Как вы думаете, знаете вы себя?
Дети высказывают свои предположения.
Да, в самом деле познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.
Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (5 СЛАЙД):
1. Самонаблюдение.
2. Самоанализ.
3. Самоиспытание.
4. Самооценка.
Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.
III. Определение знаний детей о себе
Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?» (6 СЛАЙД)
Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.
Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.
Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?
Создание автопортретов
Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. (7 СЛАЙД). Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. (8 СЛАЙД) Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.( 3-5 минут дети рисуют себя)
У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»
Игра в группах «Кто я? Какой я?» (9 СЛАЙД)
Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете. (3-5 минут дети работают)А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.
Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).
А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?
Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.
Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?
IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. (10 СЛАЙД) Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.
Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.
Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.
И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.
Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.
V. Тест «Самооценка»
Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.
Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.
У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе. (11 СЛАЙД)
Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.
Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков. Быстро напишите букву «я» в любом кружке.
Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.
Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.
VI. Рейтинг «Самый-самый»Классный руководитель.
- Накануне этого классного часа вам было предложено записать фамилии
трех девочек и трех мальчиков, которых вы считаете самыми умными,
самыми добрыми и самыми справедливыми. И теперь всем вам не терпится
узнать, кто же возглавил этот рейтинг. (12-16 СЛАЙДЫ)Я хочу задать вопрос лидерам рейтинга: «Совпадает ли ваша самооценка
с высокой оценкой класса?»
(Дети высказываются.)
Делая вывод, можем сказать, что ум, доброта, справедливость - эти и другие хорошие качества может воспитать в себе любой человек. Нужно только захотеть.
VI. Подведение итогов (рефлексия) (17 СЛАЙД)
Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:
- Была ли вам интересна тема познания себя?
- Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?
- Что нового узнали вы сегодня о себе?
- Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?