Программа по здоровьесбережению Здоров будешь — все добудешь


\s
Пояснительная записка:
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Главная стратегическая цель школы – организация образовательного процесса, способствующего личностному развитию учащихся, направленного на сбережение здоровья школьников, воспитание у них ценностного отношения к собственному здоровью.
Первостепенной задачей образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития учащегося. Каждый учитель должен быть знаком с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой образовательной среды.Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников. Очень важно нацелить ребенка на здоровый образ жизни, сделать его  осознанной потребностью. Поэтому пропаганда здорового образа является одним из важнейших составных частей здоровьесберегающей технологии. Важным моментом в воспитании сознательного отношения учащихся к сохранению здоровья детей является также и работа с родителями.  Индивидуально-дифференцированный  подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Нормативно-правовая база:
Конвенция о правах ребенка
Законы и подзаконные акты Российской Федерации:
Закон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12-ФЗ с внесенными позднее изменениями)
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-Ф3)
Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
«Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Министерства образования и науки РФ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2011 № 373;
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 1507-р;
Участники:
Учащиеся, классные руководители, учителя – предметники, врач-педиатр, медицинская сестра, социальный педагог, психолог, родители. Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса:
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.
Формы контроля:
результативность работы рассматривается один раз в год на ШМО классных руководителей.

Срок реализации:2015-2016г.
Цель:
Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:
1. Разработать систему выявления уровня здоровья учащихся класса и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
3. Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта.
4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
5. Формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
6. Осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков.
7. Проводить просветительскую работу среди родителей в вопросах сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности детей.
Направления деятельности:
Медицинское направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания учащихся;
реабилитационную работу:
обязательное медицинское обследование;
мероприятия по очистке воды.
Просветительское  направление предполагает:
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в орга-низации учебной деятельности;
предупреждение проблем развития ребенка;
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого  - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи
учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление :организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболева-
ний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к
формированию здорового образа жизни учащихся;
широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы
к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое  направление предполагает:
проведение  мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого выяв-ляются:
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Принцип реализации направлен на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру   интеллектуальную   (способность   управлять   своими   мыслями   и контролировать их);
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы будут:
снижена заболеваемость или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;
увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
разработаны рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
организованы кружковые и факультативные занятия по пропаганде ЗОЖ
созданы условия для работы педагогического коллектива под знаком здоровьесберегающих технологий.
Система организации контроля за выполнением программы:
План мероприятий по реализации программы:
№ Мероприятия Ответственные исполнители Сроки Планируемый результат и выполнение
1. Медицинское направление.      
1.1. Медико-педагогическая экспертиза:
- анализ основных характеристик состояния здоровья детей в классе;
-выявление учащихся специальной медицинской группы;
-ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям
врач школы
 
  ежегодно Медицинские карты, листы здоровья в классном журнале
1.2. Проведение диспансеризации .врач школы
  ежегодно  
1.3 Обеспечение и организация профилактических прививок  учащихся. врач школы
 
  ежегодно план прививок
1.4. Анализ случаев травматизма в классе.
  врач школы,
заместитель директора ежегодно Материалы отчетов
1.5. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. врач школы
 
  ежегодно Материалы отчетов
1.6. Контроль за качеством питания и питьевым режимом. мед.сестраежедневно в течение года  
1.7. Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
проветривание;
освещение;
отопление
вентиляция
уборка мед.сестра, учителя ежедневно в течение года  
1.8. Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) заместитель директора ежегодно справка по оценке расписания
1.9. Постоянный контроль за школьной столовой. врач школы директор школы ежедневно в течение года  
2. Просветительское направление      
2.1. Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. Классный руководитель ежегодно тематика лектория
2.2. Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Классный руководитель ежегодно план работы
2.3. Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни» заместитель директора 2015-2016 уч.годпротокол педсовета
2.4. Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ). Классный руководитель ежегодно план работы
2.5. Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. заместитель директора, социальный педагог ежегодно план работы
2.6. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры. учителя-предметники в течение года Планы уроков
3. Психолого-педагогическое направление.      
 
3.1. Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательногопроцесса.  
администрация школы  
ежегодно  
план работы
3.2. Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:
психолог школы, врач школы, классные руководители ежегодно диагностические исследования
3.3. Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.   психолог школы ежегодно план работы психолога
3.4. Конференция по  теме «Здоровьесберегающие технологии обучения» заместитель директора 2015-2016уч.год материалы конференции
3.5. Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. учителя-предметники ежегодно Планы уроков
4. Спортивно-оздоровительное направление.      
4.1. Организация спортивных мероприятий.
  учителя физической культуры ежегодно план работы
4.2. Разработка   системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. заместитель директора ежегодно план работы кружков и секций
4.3. Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы  к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. заместитель директора, классный руководитель ежегодно план работы
5. Диагностическое направление      
5.1. Мониторинг состояния здоровья детей. Классный руководитель ежегодно результаты мониторинга
 \s
Методическое обеспечение:
Применение игровых технологий на уроках ОБЖ
Мастер – класс "Методические приёмы по здоровьесбережению"
3. Физкультурные минутки на уроках
4. Уроки ОБЖ по здоровьесбережению в 7 классе
5. Классный час в 7 классе «Мы – за здоровый образ жизни»
Литература
1. Архарова Л.И. « Сценарии праздников», Москва, Центр « Педагогический поиск», 2005
2. Гинзбург Ф.В. «Детский загородный лагерь», Ростов-на-Дону, « Феникс», 2005
3. Гальцова Е.А. «Спортивный серпантин», Волгоград, « Учитель», 2007
4. Воронова Е.А. « Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на- Дону,
« Феникс», 2007
5. Дик Н.Ф. «Классные часы и родительские собрания», Ростов-на Дону, « Феникс», 2003
 6. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя, Волгоград, « Учитель»,2007
Пашнина В.М. « Праздник хорошего настроения», Ярославль, Академия развития, 2006
7. Савинова С.В. «Ах, лето!», Волгоград, «Учитель», 2003
8. Степанова Е.Н. «Калейдоскоп родительских собраний», Москва, « Сфера», 2003
9.  Шин С.А. «Сценарии школьных праздников», Ростов-на-Дону, « Феникс», 2002
10.   Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия», Москва, « Вако» 2011