Рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО Книга своими руками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
- Приказ министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ» № 1897 от 17.12.2010 года;
- Письмо министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 года «О рабочих программах учебных предметов»;
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Образовательная программа МОУ Большенагаткинская СОШ;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189.
Рабочая программа разработана для занятий с учащимися во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
Целями разработки рабочей программы являются:
- углубить интерес к книге, расширить читательские интересы;
- развить творческие способности детей;
- гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся;
- воспитание у обучающихся интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду;
- реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей;
- активизация художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника.
Задачи:
- познакомить детей со структурой, элементами книги;
- показать этапы создания книги;
- привлечь детей к творчеству;
-привлечь родителей и детей к совместному творчеству;
- привлечь детей к чтению;
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Место курса в учебном плане
Содержание программы составлено на 70 часов(2 часа в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания и средства организации общения; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство с идеей создания книги своими руками -4 часа
Демонстрация готовых работ. Выбор темы, содержания книги -2 часа
Подготовка текстового и иллюстративного материала -2 часа
Процесс создания книги -14 часов
Создание макета «книжки – пустышки» -2 часа
Изготовление книжных тетрадок -3 часа
Изготовление книжного блока -3 часа
Изготовление переплета -2 часа
Изготовление форзаца. Соединение книжного блока с переплетом -2 часа
Обложка и титульный лист -2 часа
Буква –строка –текст -8 часов
Выбор шрифта -2 часа
Заглавные буквы и заголовки -4 часа
Декоративные рамки -2 часа
Искусство иллюстрации -12 часов
Задача иллюстратора -2 часа
Соответствие иллюстраций шрифтам -2 часа
Соответствие иллюстрации тексту -2 часа
Размещение рисунков -3 часа
Рисунок в полную страницу -3 часа
Процесс создания «объемной» книги -16 часов
Подбор расходных материалов -2 часа
Создание эскизов – 4 часа
Создание «передвижных» частей книги -4 часа
«Активная» страничка» -4 часа
Создание обложки -2 часа
Детская книжка-игрушка -18 часов
Планирование книжки -2 часа
Создание «книжки –пустышки» -2 часа
Подготовка и создание изображений -4 часа
Подбор и нанесение текста -3 часа
Создание объемных картинок -3 часа
Создание обложки -2 часа
Направление внеурочной деятельности:
Общекультурное
Формы проведения занятий:
- проекты
- общественно-полезная практика
- работа в группе, в парах
- индивидуальный подход
- экскурсии
- конкурсы
- выставки
Виды деятельности обучающихся в рамках программы:
- познавательная
- досугово-развлекательная
- художественное творчество
- проблемно-ценностное общение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема Количество часов
Дата проведения
по плану фактически
аудитор. внеаудитор. Знакомство с идеей создания книги своими руками -4 часа
1 Демонстрация готовых работ. Выбор темы, содержания книги 1 2 Демонстрация готовых работ. Выбор темы, содержания книги 1 3 Подготовка текстового и иллюстративного материала 1 4 Подготовка текстового и иллюстративного материала 1 Процесс создания книги -14 часов
5 Создание макета «книжки – пустышки» 1 6 Создание макета «книжки – пустышки» 1 7 Изготовление книжных тетрадок 1 8 Изготовление книжных тетрадок 1 9 Изготовление книжных тетрадок 1 10 Изготовление книжного блока 1 11 Изготовление книжного блока 1 12 Изготовление книжного блока 1 13 Изготовление переплета 1 14 Изготовление переплета 1 15 Изготовление форзаца. Соединение книжного блока с переплетом 1 16 Изготовление форзаца. Соединение книжного блока с переплетом 1 17 Обложка и титульный лист 1 18 Обложка и титульный лист 1 Буква –строка –текст -8 часов
19 Выбор шрифта 1 20 Выбор шрифта 1 21 Заглавные буквы и заголовки 1 22 Заглавные буквы и заголовки 1 23 Заглавные буквы и заголовки 1 24 Заглавные буквы и заголовки 1 25 Декоративные рамки 1 26 Декоративные рамки 1 Искусство иллюстрации -12 часов
27 Задача иллюстратора 1 28 Задача иллюстратора 1 29 Соответствие иллюстраций шрифтам 1 30 Соответствие иллюстраций шрифтам 1 31 Соответствие иллюстрации тексту 1 32 Соответствие иллюстрации тексту 1 33 Размещение рисунков 1 34 Размещение рисунков 1 35 Размещение рисунков 1 36 Рисунок в полную страницу 1 37 Рисунок в полную страницу 1 38 Рисунок в полную страницу 1 Процесс создания «объемной» книги -16 часов
39 Подбор расходных материалов 1 40 Подбор расходных материалов 1 41 Создание эскизов 1 42 Создание эскизов 1 43 Создание эскизов 1 44 Создание эскизов 1 45 Создание «передвижных» частей книги 1 46 Создание «передвижных» частей книги 1 47 Создание «передвижных» частей книги 1 48 Создание «передвижных» частей книги 1 49 «Активная» страничка» 1 50 «Активная» страничка» 1 51 «Активная» страничка» 1 52 «Активная» страничка» 1 53 Создание обложки 1 54 Создание обложки 1 Детская книжка-игрушка -16 часов
55 Планирование книжки 1 56 Планирование книжки 1 57 Создание «книжки –пустышки» 1 58 Создание «книжки –пустышки» 1 59 Подготовка и создание изображений 1 60 Подготовка и создание изображений 1 61 Подготовка и создание изображений 1 62 Подготовка и создание изображений 1 63 Подбор и нанесение текста 1 64 Подбор и нанесение текста 1 65 Подбор и нанесение текста 1 67 Создание объемных картинок 1 68 Создание объемных картинок 1 69 Создание объемных картинок 1 69 Создание обложки 1 70 Создание обложки 1