Рабочая программа по внеурочной деятельности Подарки своими руками


Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62» г Оренбурга
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании методического объединения учителей _____ протокол № 1 от__26
августа_______________2016г.
Руководитель ШМО ________
______________Земскова Т.Г. Заместитель директора по ВР _______Тучкова Е.В..
от 26 августа________________2016г. Директор МОБУ «СОШ №62»
_26 августа___________Лобанец Н.Н.
от _______________2016г.
Рабочая программа
По _курсу "Подарки своими руками"________________________
Для _____5-8 ________классов______5- 8 классы - 1 час в неделю (_всего 140 часов в год)
Автор составитель
________ Рыбакова Нина Николаевна_____(Ф.И.О.)
2016-2017 учебный год
Г.Оренбург
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного курса "Подарки своими руками"
3. Содержание учебного предмета, курса
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5. Приложение №1: Календарно-тематическое планирование
6. Приложение №2: Оценочно-методическое обеспечение
7. Литература
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу«ПОДАРКИ СВОИМИ РУКАМИ»1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Статус документа.
Рабочая программа основного общего образования по внеурочной деятельности «ПОДАРКИ СВОИМИ РУКАМИ» для обучающихся 5-8 классов МОБУ «СОШ № 62» г. Оренбурга составлена на основе нормативных документов:
Нормативно-правовая база.
1) Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
2) Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г) с изменениями и дополнениями (от 29 декабря 2014 г. N 1644)
3) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего образования и среднего общего образования."Технология. Обслуживающий труд" утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
4) Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования. Технология. Обслуживающий труд. Одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.№ 1/15)
5) Примерной программы по внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов, (М.: Просвещение, 2014г.);
6) Правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
– Уставом ОО;
– Положением о составлении рабочих программ учителями предметниками МОБУ "Средняя общеобразовательная школа № 62"
Рабочая программа составлена с учётом авторской программы под редакцией В. Горского изд. М.: «Просвещение» , 2014 год., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации; «Технология. Организация кружковой работы в школе» Конспекты занятий по темам «Аппликация из щепы», «Инкрустация из соломки», «Монотипия и флористика» /авт.- сост. О.Н. Маркелова. –Волгоград: изд. Учитель,2008 год,; Природный материал и фантазии. 5-9 классы: программа, рекомендации, разработки занятий / авт.- сост. Л.И. Трепетунова. – Волгоград: изд. Учитель, 2009 год; Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворг, изготовление игрушек. 5-8 классы авт.- сост.Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008г.; Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, поделки из пустырных трав / авт.- сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград: изд. Учитель, 2009 г.;Сафонова Н.С. и Молотобарова О.С.. Кружки художественной вышивки. Пособие для руководителей кружков. М., « Просвещение», 1978.;
Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. Пособие для руководителей кружков шк. и внешк. Учреждений. – М.: Просвещение, 1990г.; Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах: Пособие для руководителей кружков. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1998.; Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки / авт. Сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград: изд. Учитель, 2009.;
Вышивка лентами. - Минск: Харвест, 2010;
Зайцева А.А. Вышивка ленточками: мастер класс для начинающих мастериц М.: Эксмо, 2013;
Зайцева А.А. Декоративные объёмные цветв в технике ганутель - М.: Эксмо, 2012;
Зайцева А.А. Плетение из газетных трубочек: мастер- классы для начинающих -М.: Эксмо, 2015;
Немати А.А. Красивые деревья из биссера. М.: Эксмо, 2014.
Ники Эпштейн Изысканные цветы: Вяжем крючком - М.: Издательская группа "Контен", 2014.
которые соответствует новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности и входят в состав УМК и примерной программы по внеурочной деятельности.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Технология ведения дома»: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2012 год.
«Технология. Технология ведения дома»: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2012 год.
«Технология. Технология ведения дома»: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2012 год.
«Технология. Технология ведения дома»: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2012 год.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования внеурочной деятельности - обеспечение требований ФГОС ООО в организации досуга обучающихся и подготовки их к дальнейшей жизни.
Основной целью курса " Подарки своими руками" – взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования, дающая возможность обучающимся проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачами курса “Подарки своими руками» являются:
формирование у обучающихся целостного представления о роли техники и технологии в современном мире;
умение объяснять процессы окружающей действительности;
развитие личности обучащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование;
формирование у обучающихся понимание технологического образования;
приобретение опыта созидательной деятельности и самообразования в учебной и внеурочной деятельности.
Цели и задачи курса « Подарки своими руками» в 5классе.
Цель программы: в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Задачами изучения курса «Подарки своим руками» в 5 классе являются:
Овладение необходимыми в повседневной жизни приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространённой в быту техники;
Формирование представлений о культуре труда, производства;
Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности;
Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
Общая характеристика курса «Подарки своими руками»
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучащихся средствами данной внеурочной деятельности учебного занятия, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного занятия с учетом меж - предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.  Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место внеурочной деятельности в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников; приложение с
оценочными материалами. Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической и внеурочной деятельности, полученного обучающимися при обучении в начальной школе. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены при тематическом планировании соответствующими технологиями, видами и объектами труда. Основным предназначением образовательной области «Подарки своими руками» в системе общего образования во внеурочной деятельности является формирование трудовой и технологической культуры обучающихся, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Подарки своими руками» является необходимым компонентом общего образования обучающихся, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Рабочая программа по курсу"Подарки своими руками" адаптирована и для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно ст. 2 Федерального закона № 273 - ФЗ , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При этом адаптированы и модифицированы учебники; электронные средства обучения и формы организации обучения; способы учебной работы с обучающимися, имеющие особые образовательные потребности.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке установленным образовательным учреждением. Таким образом, текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ определяется либо адаптированной основной образовательной программой, либо адаптированной образовательной программой учащегося с ОВЗ, утверждёнными и реализуемыми в образовательной организации.
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного курса с учётом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
В основной школе обучение обучающихся курсу «Подарки своими руками» строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей обучающихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из двух направлений: «Декоративно-прикладного творчества»: ,«Художественного творчества". Выбор направления обучения школьников исходит из интересов и склонностей обучающихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий. Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Художественно-эстетическое творчество», "Декоративно-прикладное творчество" предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информаци основы черчения, графики, дизайна
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространённые технологии современного производства.
В данной программе по направлению «Декоративно-прикладного творчества» курса «Подарки своими руками» основными являются разделы «Вышивка» и «Вязание», «Лоскутное шитьё». Программа включает также раздел «Художественное творчество» в котором предусмотрено выполнение работ по желанию обучающихся с целью развития их творческого потенциала. Кроме того программой предусмотрены вводное занятие и организация выставки в конце учебного периода. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические занятия и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Данная программа ориентирована на использование учебников:
Технология. Технологии ведения дома.: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко,В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2013 г.;
Технология. Технологии ведения дома.: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко,В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2013 г.;
Технология. Технологии ведения дома.: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко,В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2013 г.;
Технология. Технологии ведения дома.: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко,В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2013 г.;
 Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. 
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы даётся в начале обучения. Вместе с тем, методически возможно предложить учащимся некоторое время выделить на деятельность учащихся по интересам с целью активизации их творческой деятельности. При организации творческой деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Обучающиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Основным видом деятельности обучающихся, изучающих курс "Подарки своими руками. по направлению "Декоративно-прикладного творчества" и « Художественного творчества», является творческая деятельность в результате которой они выполняют различные изделия и оформляют выставку. В течение учебного года обучающиеся выполняют несколько изделий предусмотренных в тематическом планировании. По каждому разделу учащиеся изучают теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнять творческие работы.
Новизной данной рабочей программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникативных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать изделия, выполнять схемы для рукоделия и др., создавать электронные презентации.
В содержании рабочей программы сквозной линией походят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство с различными профессиями. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы не только расширяет политехнический кругозор учащихся, но и позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии и скорейшей социализации их в современном обществе. По окончании курса "Подарки своими руками" в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки текстильных материалов, изготовления и художественного оформления вязаных изделий и изделий с вышивкой, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями легкой промышленности и изделиями народных промыслов. В процессе выполнения программы «Подарки своими руками» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
 Место курса в базисном учебном плане
Курс «Подарки своими руками» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды, техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. На освоение программы курса предусмотрено по 35 часов в год изучения с 5 по 8 класс из расчёта 1 час в неделю..
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучения предметного курса «Подарки своими руками» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий (УУД);
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и творческую деятельность;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
2. Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Подарки своими руками»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Технология»
При изучении курса "Подарки своими руками" в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
В данном разделе описывается :
1. а) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения. При этом учтены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) "Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основног ообщего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра";
б) достижение обучающимися метопредметных результатов на конец каждого года обучения. Учтены внесённые изменения в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.): "Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образованиядля следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра";
в) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения. Предметные результаты представляются двумя блоками "Обучающийся научится " ("Выпускник научится ") и "Обучающий получит возможность научиться" ("Выпускник получит возможность научиться").
2."Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования". Планируемые результаты определяются с учётом изменений, внесённых в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.).
* Возможно использование и материалов примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской федерации: http:// fgosreestr.ru), примерных программ предмета технологии, курсов в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета (курса)"Технология".
Личностные результаты освоения обучающимися курса «Подарки своими руками» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умении общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социолизации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально- личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися курса «Подарки своими руками» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально техническим условиям способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; диагностика результатов познавательно- трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися курса «Подарки своими руками» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание техники и технологии для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технической культуре производства;
в трудовой деятельности:
планирование технологического процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда; подбор материалов с учётом характера объектов труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в знаковых системах (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом ситуации на рынке товаров и услуг:
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательной деятельности;
формирование о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ;
Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учётом требований действующих стандартов;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуг;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Обобщённые результаты обучения курса "Подарки своими руками" в основной школе
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщённом виде могут быть сформированы как овладение:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Учитывая цели, задачи изучения курса "Подарки своими руками" и особенности развития детей конкретно в каждом классе обучения, в результате освоения данного курса обучающиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями (УУД):
5 класс по завершении учебного года обучающийся:
получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
- получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных рабочих инструментов; - получил и проа проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
6 класс по завершении учебного года обучающийся:
читает элементарные чертежи и эскизы;
освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
7 класс по завершении учебного года обучающийся:
читает элементарные чертежи и эскизы;
освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
8 класс по завершении учебного года обучающийся:
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами;
называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания;
называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания;
называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания;
получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования; получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку
3. Содержание программы.
В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путём описания основных содержательных линий.
* возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования реестр Министерства образования и науки Российской федерации: http:// fgosreestr.ru), примерных программ предмета технологии, курсов в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета (курса)"Технология".
5 класс
Вводный урок (1ч.)
Теоретические сведения: Цель и задачи изучения курса "Подарки своими руками" в 5классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно - требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей занятий.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения курса "Подарки своими руками" в 5 классе. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности труда.
Декоративно- прикладное творчество - 30 часов
Раздел "Вышивка"- 15 часов
Материалы и нитки для вышивания. Инструменты, оборудование и приспособления (иголки, нитковдеватель, булавки, напёрсток, ножницы, колышек, шило, пяльцы). Цветовые сочетания, ритм, орнамент и композиция в вышивке, композиционное построение узоров. Увеличение и уменьшение рисунка. Закрепление рабочей нитки. Техника выполнения строчевых вышивок (мережки "кисточка", "столбик", "раскол", "снопик". Виды и техника выполнения простейших швов ("вперёд иголку", "за иголку", стебельчатый,, петельный, тамбурный, "козлик", " косичка". Вид и техника выполнения счётных швов "роспись", "крест".
Практические работы. Изготовление салфетки с вышивкой простейшими швами.
Техника выполнения простейших швов: "вперёд иголку", "за иголку", "петельный", " тамбурный", "козлик", "косичка".
Варианты изделий: Салфетка, платочек, дорожка. ( На усмотрение учащихся).
Тема 1. Строчевые вышивки ( 2 часа)
Теоретические сведения: Общие понятия о строчевых вышивках. Технология выполнения мережек "кисточка", "столбик", "раскол", "снопик".
Практические работы. Техника выполнения мережек "кисточка", "столбик", "раскол", "снопик".
Тема 2.Простейшие швы (2 часа)
Теоретические сведения: Общие сведения о простейших швах. Техника выполнения простейших швов: "вперёд иголку", "за иголку", "петельный", " тамбурный", "козлик", "косичка".
Практические работы. Техника выполнения простейших швов: "вперёд иголку", "за иголку", "петельный", " тамбурный", "козлик", "косичка".
Тема 3. Счётные швы (1 час)
Теоретические сведения. Общие сведения о счётных швах. Техника выполнения счётных швов: "роспись", "крест".
Практические работы. Вышивка изделия счётными швами по счёту нитей.
Тема 4. Салфетка (10 часов)
Теоретические сведения. Построение орнамента узора для вышивки. Работа над узором салфетки. Перевод рисунка на ткань. Запяливание ткани. Выполнение вышивки швами: "вперёд иголку", "козлик", "стебельчатым ", "тамбурными". Оформление и отделка изделия с вышивкой.
Практические работы. Изготовление салфетки с вышивкой простейшими швами.
Техника выполнения простейших швов: "вперёд иголку", "за иголку", "петельный", " тамбурный", "козлик", "косичка".
Варианты изделий: Салфетка, платочек, дорожка. ( На усмотрение учащихся).
Раздел II. Вязание - 9 часов
Тема1. Вязание крючком (2часа)
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия – вязание. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.
Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.
Практические работы. Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами.
Выполнение плотного вязания по кругу.
Тема 2. Вязаные изделия (3часа)
Теоретические сведения. Приёмы вязания цепочки из воздушных петель; столбиков с накидом и без накида.
Практические работы. Вязание изделия по выбору детей. (сумочка, игрушка, натюрморт из цепочки).
Варианты объектов труда: Сумочка, игрушка. натюрморт.
Тема 3. Вязание на спицах (4 часа)
Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно- галантерийных изделий.
Практические работы. Вязание шарфика.
Варианты объектов труда: Шарфик.
Раздел III. Лоскутное шитьё - (6часов)
Тема .1 Лоскутное шитьё (6 часов)
Теоретические сведения Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутков. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.
Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.
Практические работы .Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
Варианты объектов труда: Оригинальные подарки из лоскутной аппликации: Пано-картина, Оригинальные упаковки для подарков: Мешочек с апликацией. Картины "Букет", в подарок подружкам "Сказочный букет". подарок любимой бабушке. Пано "Чай вдвоём", "Бусы из ниток" и другие пожеланию учащихся. Такие предложения направлены на развитие творческих способностей учащихся и проявление их индивидуальности.
Раздел IV. - " Художественное творчество"- 3 часа
Тема 1 Творческие фантазии плетения (3часа)
Теоретические сведения: Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России". «Понятие декоративно-прикладное искусство: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с ткачеством народных умельцев своего края, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Экскурсия в музей народного творчества. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. С учётом знакомства с искусством народных умельцев рекомендуется эти занятия проводить с учётом интересов учащихся и развитием их творческих способностей. Право выбора изделия и техники его исполнения остаётся за учащимся.
Практические работы. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России.
Варианты объектов труда: Любые подарочные изделия на примерах народного творчества.
6 класс
Вводное занятие (1ч.)
Теоретические сведения: Цель и задачи изучения курса "Подарки своими руками" в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно - требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей занятий.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения курса "Подарки своими руками" в 6 классе. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности труда.
Декоративно- прикладное творчество - 30 часов
Раздел "Вышивка"- 16 часов
Тема 1.Чайный комплект (6 часов)
Теоретические сведения: Комплект состоит из одной большой салфетки и шести маленьких. Работа выполняется по мотивам тамбовской народной вышивки. Техника выполнения: мережка,, гладь, "крест".
Практические работы: Изготовление чайного комплекта.
Тема 2. Панно (5 часов)
Теоретические сведения: Панно выполняется по мотивам владимирской вышивки, техника выполнения - верхошвы.
Практические работы: Изготовление панно по мотивам владимирской вышивки.
Тема 3. Сумка (5 часов)
Теоретические сведения: Сумка украшена крупным ярким орнаментом.
Практические работы: Изготовление сумки орнаментом по мотивам владимирской вышивки.
Раздел II. Вязание - 8 часов
Тема1. Вязание крючком отдельных элементов (2часа)
Теоретические сведения: Вязание крючком отдельных элементов: кольца для пояса и других отделок. Мотив "Фигаро"
Практические работы: Вязание кольца для пояса
Тема 2. Декоративная отделка изделий. (2 часа)
Теоретические сведения: Декоративная отделка изделия
Практические работы: Обвязка изделий ( фестоны, уголки, змейка)
Тема 3. Вязание на спицах (4 часа)
Теоретические сведения: вязание спицами узоров по схемам дифференцированно.
Практические работы: Вязание сумки.
Раздел III. Лоскутное шитьё - (3часа)
Тема 1: Объёмное моделирование из лоскута (3 часа)
Теоретические сведения: выполняется работа в варианте выбранном учащимися: картина с сюжетом сказочных героев либо пано для ванной. рисунок выбирается самостоятельно.
Практическая работа: Объёмное моделирование выбранного изделия из лоскута.
Раздел IV. - " Художественное творчество"- (7 часов)
Тема 1 Творческие фантазии плетения (3 часов)
Теоретические сведения: Изучение работ мастеров плетения. Знакомство с творчеством народных умельцев села "Плетение изделий". Материалы. Инструменты и приспособления. Приёмы работы: подготовка трубочек, окрашивание. Техники плетения: простое плетение; верёвочка из двух трубочек; верёвочка из трёх трубочек; донышко; ручки.
Практические работы: Изготовление прямоугольной коробочки.
Тема 2: Творческие фантазии бисероплетения (4 часов)
Теоретические сведения: Изучение работ мастеров биссероплетения; технология плетения из биссера. Материалы и инструменты для плетения бисером и подготовка их к работе. Техники плетения: петельная техника плетения; параллельное плетение; французское плетение; игольчатое плетение.
Практические работы: Изготовление русской берёзки из бисера.
7 класс
Вводное занятие (1ч.)
Теоретические сведения: Цель и задачи изучения курса "Подарки своими руками" в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно - требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей занятий.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения курса "Подарки своими руками" в 7 классе. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности труда.
Декоративно- прикладное творчество - 34 часа
Раздел I. Вышивка (16 часов)
Тема 1: Вышивка гладьевыми швами (8 часов)
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для вышивки. Атласная и штриховая гладь. Швы "узелки" и "рококо". Белая гладь.
Практические работы: Изготовление платочка с использованием гладьевых швов.
Тема 2: Вышивка лентами (8 часов)
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для вышивки лентами. Пошаговые уроки работы с лентами. подготовка к работе. Технология вышивки ленами.
Практические работы: Технология изготовления лепестков и листиков.
Раздел II: Вязание 8 (часов)
Тема1: Обвязывание платочка крючком (4 часа)
Теоретические сведения: Материалы для вязания крючком. Инструменты для вязания. Техника обвязывания крючком.
Практические работы: Обвязывание платочка.
Тема 2: Вязание на спицах (4ч)
Теоретические сведения: Пряжа и инструменты для вязания. Изготовление выкройки башмачка. Технология вязания башмачков платочной вязкой.
Практические работы: Вязание башмачков
Раздел III: Лоскутное шитьё - 3 часа
Тема: Нарядная косынка из лоскута.
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для лоскутного шитья. раскрой косынки из лоскута. Технология соединения деталей косынки.
Практические работы: Изготовление нарядной косынки из лоскута.
Раздел IV: Художественное творчество- 7 часов
Тема 1: Творческие фантазии плетения (3 часа)
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для плетения. Приёмы работы. Подготовка трубочек. Окрашивание. Плетение донышка. Подъём и наращивание стоячков. Отлёт стенок изделия. Завершение плетения.
Практические работы: Плетение вазочки.
Тема 2: Творческие фантазии бисероплетения (4 часа)
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для плетения бисером. Техника плетения бисером сирени.
Практические работы: Изготовление сирени из бисера.
8 класс
Вводное занятие (1ч.)
Теоретические сведения: Цель и задачи изучения курса "Подарки своими руками" в 8 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно - требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей занятий.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения курса "Подарки своими руками" в 8 классе. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности труда
Декоративно- прикладное творчество
Раздел I. Вышивка (16 ч)
Тема 1: Вышивка гладьевыми швами (8 ч)
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для вышивки гладью. Двусторонняя гладь. Художественная гладь.
Практические работы: Вышивка картины гладью.
Тема 2: Вышивка лентами (8 ч)
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для вышивки лентами. Технология выполнения цветков вышитых лентами.
Практические работы: Цветочная оранжерея. Вышивка на изделиях.
Раздел II: Вязание (8 ч)
Тема 1: Вязание цветов крючком (4 ч)
Теоретические сведения: Пряжа и инструменты для вязания. Техника вязания крючком цветов.
Практические работы: Технология вязания крючком цветов.
Тема 2: Вязание салфетки (3 ч)
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для вязания салфеток. Техника вязания крючком салфеток.
Тема 1: Вязание на спицах (2ч)
Теоретические сведения: Пряжа и инструменты для вязания. Технология вязания головного убора.
Практические работы: Изготовление вязаной шапки.
Раздел III: Лоскутное шитьё(3 ч)
Тема 1: Изготовление подушки из лоскута (3 ч)
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для лоскутного шитья. Технология изготовления подушки из лоскута.
Практические работы: Изготовление подушки из лоскута.
Раздел IV: Художественное творчество (7 ч)
Тема 1: Творческие фантазии плетения (3 ч)
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для плетения. Приёмы работы. Подготовка трубочек. Окрашивание. Плетение донышка. Подъём и наращивание стоячков. Отлёт стенок изделия. Завершение плетения. Плетение ручек.
Практические работы: Плетение корзиночки.
Тема 2: Творческие фантазии бисероплетения (4 ч)
Теоретические сведения: Материалы и инструменты для плетения бисером. Техника плетения бисером зелёного пушистика.
Практические работы: Изготовление зелёного пушистика из бисера.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/пРазделы и темы программы Количество часов по классам
5 6 7 8
1 Вводное занятие 1 1 1 1
2 Декоративно- прикладное творчество 34 34 34 34
3 Раздел I. Вышивка. 16 16 16 16
4 Тема: Строчевые вышивки 2 5 Тема: Простейшие швы 2 6 Тема: Счётные швы 2 7 Тема: Салфетка 10 8 Тема: Чайный комплект 6 9 Тема: Панно 5 10 Тема: Сумка 5 Тема: Вышивка гладьевыми швами 8 8
Тема: Вышивка лентами 8 8
11 Раздел II: Вязание8 8 8 8
12 Тема: Вязание крючком 2 13 Тема: Вязаные изделия 3 14 Тема: Вязание крючком отдельных элементов 2 15 Тема: Декоративная отделка изделий 2 Тема: Обвязывание крючком платочка. 4 Тема: Вязание цветов крючком 3
Тема: Вязание салфетки. 3
16 Тема: Вязание на спицах 3 4 4 2
17 Раздел III: Лоскутное шитьё 3 3 3 3
18 Тема : Лоскутное шитьё 3 Тема: Объёмное моделирование из лоскута 3 Тема: Нарядная косынка из лоскута 3 Тема: Изготовление подушки из лоскута 3
19 Раздел IV: Художественное творчество 7 7 7 7
20 Тема: Творческие фантазии плетения 7 3 3 3
21 Тема: Творческие фантазии бисероплетения4 4 4
Итого: 35 35 35 35
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование.
Приложение 2. Оценочные и методические материалы
Обобщённые результаты обучения курса «Подарки своими руками» в основной школе по данной примерной программе наиболее обобщённо могут быть сформированы как овладение:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
По окончании курса «Подарки своими руками» учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки текстильных материалов, изготовления и художественного оформления вязанных изделий и изделий с вышивкой, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями легкой промышленности и изделиями народных промыслов. В процессе выполнения программы «подарки своими руками» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Итогами освоения курса «Подарки своими руками» является творческая проектная деятельность, в результате которой они выполняют различные изделия и оформляют выставку.

Таблица 6
Критерии оценки творческого проекта учащихся
Критерии оценивания
Баллы № № № № № № № № № №
Оценка пояснительной записки (10 баллов)
1.1 Общее оформление 1
1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта 1 1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов 0,5 1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи 1 1.5 Выбор технологии изготовления изделия 1 1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления 1 1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики. 1 1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта) 1 1.9 Описание окончательного варианта изделия 0,5 1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия 0,5 1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия. 0,5 1.12 Реклама изделия 1
Оценка готового изделия(25 баллов)
2.1 Оригинальность конструкции 5
2.2 Качество изделия 10
2.3 Соответствие изделия проекту 5
2.4 Практическая значимость 5
Оценка защиты проекта (15 баллов)
3.1 Формулировка проблемы и темы проекта 2 3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи 1 3.3 Описание технологии изготовления изделия 3 3.4 Четкость и ясность изложения 1
3.5 Глубина знаний и эрудиция 2
3.6 Время изложения (7-8 мин) 1
3.7 Самооценка 2
3.8 Ответы на вопросы 3
ИТОГО: 50 баллов Характеристика контрольно-измерительных материалов для обучающихся 5 классов
Контроль уровня обученностиКласс Виды контроля КИМ
5 Проверка знаний:
тесты,
кроссворды,
карточки-задания.
Проверка умений:
практические работы,
тесты,
упражнения. Е.В.Старикова «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: «Просвещение», 2000
Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.
Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):
Ку = KN
где
N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;
К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.
Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 — за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку < 0,9), 5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку > 0,9).
Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам:
- Качество и аккуратность выполнения изделия.
- Соблюдение нормы времени.
- Соблюдение технологии.
- Организация рабочего места.
- Соблюдение правил техники безопасности.
Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, 4 — когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если нарушены 3 критерия, 2 — когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно. Работа оценивается 1, если она не представлена по неуважительным причинам.
Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, в последнее время все чаще используются тестовые задания.
При этом целесообразно применить тесты нескольких видов:
с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;
на соответствие;
с требуемым текстовым заполнением;
на установление правильной последовательности действий.
Информационно-методическое обеспечение
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Электронный ресурс). Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog/aspx? Cataloged=2588, свободный. - Загл. С экрана – Яз. Рус.
2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Электронный ресурс).
3. Примерные программы основного общего образования. Технология. М.: Просвещение, 2010. -96с.- (Стандарты второго поколения).
4. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред. И.А.Сасовой. М.:Вентана –Граф, 2010. 296 с.
5. Памятка по организации проектной деятельности в лицее. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.Iikt590.ru/students/pamyatka.pdf свободный. - Загл. С экрана – Яз. Рус.
6. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).
7. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 96 с.
8. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 96 с.
9. Технология. Технология ведения дома: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 96 с.
10. Технология. Технология ведения дома: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 96 с.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
№ п/пНаименование Количество
1 ПК 1
2 Экран 1
3 Проектор 1
4 Швейная машина Janome 5
5 Утюг 2
6 Ручные инструменты ( материал учащихся) 7 Линейка закройщика 12
8 Ножницы раскройные 10
9 Пяльцы 10
10 Набор лекал 1
11 Линейка закройщика 15
12 Ученические столы 12
13 Стулья 24
14 Образцы поузловой обработки деталей 15 Творческие работы учащихся 16 Проекты учащихся 17 Методические разработки учителя 18 Детская посуда   Литература:
1. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко,В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2013 г.;
2. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко,В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2013 г.;
3. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко,В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2013 г.;
4. Технология. Индустриальные технологии: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко,В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2013 г.;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2001г. №1756-р);
6. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon.edu.ru/attach/8/505.doc свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус
8. . Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestniknews.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=649&Itemid=1, свободный. - Загл. с экрана.
7.
9. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис , 2010. — 48 с.
10. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 кл.)». Практическое руководство для классных руководителей и психологов. – М.: - Вако, 2005.
12.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2001г. №1756-р);
14. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon.edu.ru/attach/8/505.doc свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус
16. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestniknews.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=649&Itemid=1, свободный. - Загл. с экрана.
17. Чистякова С.Н. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». – М.: Новая школа, 2004.
Цифровые образовательные ресурсы по технологии.
1 Изонить. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.Мультимедийная энциклопедия. Секреты красоты. [Электронный ресурс]. ООО «Руссобит Паблишинг», 2004.
2. Текстильное творчество. [Электронный ресурс]. ООО «Терра», Новосибиррск, 2005.
3. Декоративные композиции. [Электронный ресурс]. ООО «Студия компас», 2005
4. Коллекция схем для вышивки крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2005
5. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.
6. Вышивка крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.
7. Уроки рукоделия. Вязание на спицах. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.
8. Цветочная фантазия. [Электронный ресурс]. ООО «АРК - Систем», 2006.
9. Уроки рукоделия. Пэчворк и квилт. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2007
Ресурсы интернет
1. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010);
2. Технология: программы начального и основного общего образования/ М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица и др.\ .-М.: Вентана-Граф, 2010. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис , 2010. — 48 с.
3. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 кл.)». Практическое руководство для классных руководителей и психологов. – М.: - Вако, 2005.
4. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В.Д. Симоненко, А.Н. Богатырев, О.П. Очинин и др. под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2012. - 288 с.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
6. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс].
7. Чистякова С.Н. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». – М.: Новая школа, 2004.
8. Изонить. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.
«Руссобит Паблишинг», 2004.
9. Текстильное творчество. [Электронный ресурс]. ООО «Терра», Новосибиррск, 2005.
10. Декоративные композиции. [Электронный ресурс]. ООО «Студия компас», 2005
11. Коллекция схем для вышивки крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2005
12. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.
13. Вышивка крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.
14. Уроки рукоделия. Вязание на спицах. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.
15. Уроки рукоделия. Пэчворк и квилт. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск.
16. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис , 2010. — 48 с.
17. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 кл.)». Практическое руководство для классных руководителей и психологов. – М.: - Вако, 2005.
18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897);
20. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon.edu.ru/attach/8/505.doc свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, свободный. - Загл. с экрана.
22. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestniknews.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=649&Itemid=1, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Чистякова С.Н. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». – М.: Новая школа, 2004.
Ресурсы интернет

п/пНазвание сайта Содержание Адрес (Url)
1 Этот кулинарный портал - незаменимый помощник и начинающего и профессионального кулинара, где и учителя и ученики найдут полезную информацию о многих продуктах, овощах и фруктах, советы начинающим кулинарам, рецепты и статьи о кухнях народов мира. Ежедневные обновления. http://kuking.net
2 Shar*s quiltshelter
Эта страничка об изделиях, выполненных лоскутной техникой---одеяла, панно и современный русский костюм
http://pembrok.narod.ru/sharsmain.html
3 VI Международная конференция
Официальный сайт конференции, прошедшей в Самаре 16-19 мая 2000 г. с подзаголовком "Теория и практика преподавания технологии в школе". http://t-2000.ort.ru/
4 Аппликация соломкой Картины-панно в технике аппликация соломкой. Последовательность и технология изготовления. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/app/
5 Виртуальный музей палехской миниатюры http://www.palekh.narod.ru/
6 Волшебный лоскуток Изготовления изделий с стиле лоскутной техники Пэчворк. Работы: фотографии, описания изготовления. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html
7 Волшебство бисера
Страница посвящена бисеру и работе с ним. Создание украшений и модных вещиц. http://ns.cg.ukrtel.net/~wowik/biser.htm
8 Всем городам российским ты - родная мать Конспект открытого тематического урока работа с соломкой: цель, задачи, ход урока, эскизы. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/moscow.html
9 Вышивка крестом
Геометрия вышивки крестом. Советы начинающим, примеры рисунков, этапы вышивки. Инструкции, по которым можно сделать украшения для дома, подарки к праздникам, детские поделки. http://www.chat.ru/~krestom/
10 Глиняная игрушка
Этапы создания игрушки: план лепки, режим обжига, роспись.
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/kr_perek/
11 Глиняное творчество
Представленные на сайте работы иллюстрируют один из вариантов альтернативной истории керамического искусства. Истории, где гончарный круг так и не был изобретён, а интерес к форме возобладал над увлечением орнаментацией поверхности. http://www.romangoncharov.narod.ru/
12 Декоративно-прикладное творчество Раздел сайта Ярославского областного центра дистанционного обучения школьников http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/indexa.html
13 Задание творческого характера на Практическая работа учащихся, создание изделие определенного функционального назначения. Автор Ж.А.Мугалова.
http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/6_1/
14 Игрушки-сувениры
Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи деталей.
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/
15 Картина на бересте
Этапы создания картины на бересте
http://www.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/beresta/
16 Китайская кухня
Секреты традиционной китайской кухни
http://www.ournet.md/~chinesecookery
17 Кружевные платочки
План работы по изготовлению ручного носового платка, авторский курс.
http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/
18 Макраме
Работы, техника выполнения макраме, описание выполнения работ, эскизы.
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/mak/
19 Модели и уроки вязания крючком http://www.knitting.east.ru/
20 Мышки
Мягкие игрушки: выкройки и инструкции
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/myshkin/
21 Ненаглядное пособие
Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки.
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html
22 Нижегородские народные промыслы
Сайт посвящен истории, современному состоянию, художественным и технологическим особенностям традиционных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области. Сведения о промыслах систематизированы по направлениям: роспись и резьба по дереву (хохломская, городецкая), работы по металлу, камню и кости, гончарное дело. http://www.uic.nnov.ru/handicraft/
23 Оригами от Алекса
Информация о том как складывать разнообразные фигурки из бумаги, начиная с самых простых и заканчивая сложными. Фотографии готовых моделей. http://www.vostal.narod.ru
24 Работа с тесьмой Вьюнчик
Методические разработки уроков трудового обучения для 6-8 классов. Тематический план, схемы, иллюстрации, работы учеников. http://edu.mccme.ru/School/INet/sch1685/trud.htm
25 Солнечный Дождь
Школьный кружок по росписи ткани. Можно получить консультации и научиться http/www. sunrain.by.ru
26 Страница трудового обучения на сайте Московского комитета образования http://www.educom.ru/Norm_metod/doc/varplan/wb_tehn.htm
27 Уроки плетения из бисера Приемы, техника, описание узоров. http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm
28 Филейно-гипюрная вышивка Поволжья
На этом сайте Вы можете познакомиться с мастерской Ольги Якуниной «Лада» . http://www.uic.ssu.samara.ru/~lada/
29 Ярославль - богатырь светлолицый Конспект открытого комплексно-тематического занятия. Работа с соломкой.
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/yar.html
Приложение № 2
I. Оценочные и методические материалы