Программа кружка Своими руками (4 класс)


Пояснительная записка к рабочей программе кружка
«Своими руками» (4класс) Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.Цель программы: помочь ученикам начальной школы проявить себя в декоративно-творческой деятельности.Задачи:- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;- научить слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.Программа рассчитана на учащихся 4 класса начальной школы, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.Задания направлены на освоение языка декоративно-творческой деятельности и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с текстильными материалами.Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;- формулировать собственное мнение и позицию;- задавать вопросы; Психологическое обеспечение программы.- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;- формирование умений учащихся  по данному виду обучения;- применение индивидуальных и групповых форм обучения. Основные формы и методы работы.Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично - поисковый; практический.В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.     Содержание работ
Работа с бумагой
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами ; об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание, квиллинг.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами и квиллинга; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.
Работа с природными материалами.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Работа с тканью
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку», организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.Предлагаемы темы.
№ Тема занятия Техника Кол-во часов
1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. 1 час
I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)
2. Беседа «История бумаги». Оригами 1 час
3. Беседа «Как появились ножницы». Аппликация, вырезание. 1 час
4. Фантазии из «ладошек» Аппликация, вырезание. 1 час
5. Фантазии из «ладошек». Продолжение работы. Аппликация, вырезание. 1 час
6. Букет. Моделирование. 1 час
7. Новогодний ангелок. Бумагопластика. 1 час
8. Цветочные фантазии. Торцевание. 1 час
9. Цветочные фантазии. Продолжение работы. Торцевание. 1 час
10. Чудо-елочка. Моделирование, вырезание. 1час
11. Чудо-елочка. Продолжение работы. Моделирование, вырезание. 1час
12. Подготовка модулей. Оригами-мозаика. 1 час
13. Сборка изделия. Оригами-мозаика. 1 час
II. «Работа с природным материалом». (4 часа)
14. Осенние фантазии из природного материала. Мозаика. 1 час
15. Поделки из кленовых «парашютиков». Аппликация. 1 час
16. Беседа «Флористика». Картины из листьев. Аппликация. 1 час
17. Картины из листьев. Продолжение работы. Аппликация. 1 час
^ III. «Работа с тканью». (5 часов)
18. Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». Аппликация. 1 час
19. «Веселые зверюшки». Продолжение работы. Аппликация. 1 час
20. Аппликация из ткани Шитье. 1 час
21. Аппликация из ткани 1 час
22. Аппликация из ткани Шитье. 1 час
IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)
23. «Смешарики» из нарезанных ниток. Аппликация. 1 час
24. «Смешарики» из нарезанных ниток. Аппликация. 1 час
25. Открытка «Сердечко» Изонить1 час
26. Открытка «Сердечко» Изонить1 час
27. Коллективная работа «Весенние цветы» Аппликация. 1 час
28. Коллективная работа «Весенние цветы» Аппликация. 1 час
29. Коллективная работа Аппликация. 1 час
34. Итоговое занятие. Выставка работ. 1 час
Достижения ребенка:- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;- осуществляет творческий подход к каждой работе;- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов. Тематическое планирование
№ Раздел Количество часов
1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. 1
2 Работа с бумагой 19
3 Работа с природным материалом 4
4 Работа с тканью 10
итого 34