Статья на тему Актуальные вопросы преподавания обществознания


Актуальные проблемы преподавания
обществознания в школе.
М.В. Никулина, учитель истории и обществознания МБОУ средней общеобразовательной школы № 129
Автозаводского района г. Н. Новгород
В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, и нацеленного на его совершенствование, помогать самоопределению и самореализации личности. Одним из способов такой подготовки является развитие умения рефлексии своего жизненного опыта, его систематизации и обобщения, применения для решения теоретических и практических задач.
В XXI веке российское образование вступило на путь модернизации. Первейшей задачей государственной образовательной политики было провозглашено достижение современного качества образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности и общества. Для образовательной области «Обществознание» это проявляется в развитии умения учащихся ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой, на основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем, освоить уважительное отношение к иному мнению, толерантность, освоить ключевые социальные компетенции. Среди условий достижения такого качества образования личностная ориентированность при обеспечении государственных образовательных стандартов. Опора на личный опыт учащихся при освоении ими минимума содержания образования будет способствовать решению этих задач. В новых Государственных образовательных стандартах формирование опыта учащихся выступает в качестве четвертого, дополнительного к традиционным, компонента содержания образования
В современной школе зачастую наблюдается доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. одной из важнейших функций общеобразовательной школы становится человекообразующая функция.Главная задача современной российской школы – сформировать мировоззрение учащихся, воспитать людей гражданского общества.
В процесс образовательной деятельности необходимо вносить такие элементы, которые бы смогли мобилизовать потенциал личности, за счет которых она сделает скачок в развитии. Это определенно гарантия того, что человек сможет уверенно противостоять «вызовам» и не утонуть в море соблазнов, искушений и страстей.
Одной из актуальных проблем современного российского образования является повышение уровня учебной мотивации учащихся. В своей преподавательской деятельности это должен учитывать каждый педагог, чтобы создавать благоприятные импульсы у обучающихся.
Моей непосредственной задачей как педагога является развитие у учащихся внутренней, т.е. положительной мотивации учения для эффективности образовательного процесса.
На своих уроках, как учитель истории и обществознания, использую на протяжении последних лет разнообразные методики и технологии обучения:
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
технологию использования в обучении игровых методов: деловых, игровых и т.д.;
информационно-коммуникационные технологии;
метод проекта;
личностно-ориентированное обучение;
здоровьесберегающие технологии и др.
Задачу своих предметов вижу в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у учащихся, навыки организации труда учащихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям.
На уроках истории и обществознания мною используются активные формы обучения, внедряемые в течение нескольких последних лет. Это групповая практическая работа и индивидуальная практическая работа. Ведь в компетентностной парадигме приоритетной задачей уроков истории и обществознания становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.
В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары).
В настоящее время, в связи с изменением форм итоговой аттестации учащихся (введением ЕГЭ) активные формы обучения приобретают особое значение. Ведь они позволяют не «натаскать» на экзамен, а обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию, что важно не только при выполнении заданий части С, но и при выполнении стандартных тестовых заданий частей А и В.
В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11-х классах: вводная лекция с элементами беседы, практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации), практикум по решению познавательных задач, в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.
Одним из важнейших направлений своей работы в школе – это работа в рамках научной деятельности обучающихся. Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Целесообразность научной работы в школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей школы. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.
Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы.
Участие в работе научного общества дает ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
дает возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, учащиеся получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Таким образом, одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения становится проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Одной из главных результатов моей работы в школе я считаю создание атмосферы творчества, научного поиска, формирование у учащихся нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство, патриотизм. Учащиеся, уже имеющие исследовательский опыт, активно выступают с сообщениями о своей работе, демонстрируют презентации, проекты.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью – процесс длительный и сложный. Формирование ИКТ – компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.
При формировании ИКТ – компетентности успешно применяются традиционные подходы:
– словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); – наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); – практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или компетенция) должна обеспечить школьникам возможность: успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета); подготовиться к выбранной профессиональной деятельности; жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
При такой системе работы у учеников формируется историческое мышление, помогающее осваивать и другие темы по истории и другими предметам при работе с текстами. Навыки работы с текстом помогают критично воспринимать и систематизировать всё нарастающий поток информации современного мира. Общение через текст с человеком прошлого, а также постоянное столкновение авторских позиций на уроках учит учащихся терпимости, толерантности. Обсуждение версий и исторических проблем, споры и дискуссии на уроках, защита своей позиции формирует у учеников коммуникативную культуру.
Научная деятельность в школе предусматривает развитие у учащихся познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают в руки богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень учащихся.
Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.
Таким образом, системное внедрение новых форм обучения на уроках истории и обществознания с 10-го по 11-й класс позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением информации.