Статья Использование технологии проблемного диалога на занятиях ТРИЗ в начальной школе


Использование технологии проблемного диалога на занятиях ТРИЗ в начальной школе
Сергеева Наталья Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ Школа № 100 г.о. Самара
В условиях реализации ФГОС технология проблемного диалога, обеспечивающая творческое усвоение знаний на любом предмете, актуальна. Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Центральной стала идея обучения детей творчеству, особенно на занятиях внеурочной деятельности. [2].
Среди известных сегодня способов проявления «творчества», формирования творческой личности, одним из наиболее сильных инструментов является технология ТРИЗ. Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию» - так считал Г.С. Альтшуллер, так считают и его последователи.
Технология ТРИЗ позволяет создать воспитательную среду для формирования творческой личности, подготовленной к решению проблем в различных жизненных ситуациях.
Занятия ТРИЗ в начальной школе реализуются в МБОУ Школе № 100 г.о. Самара в качестве факультативного курса по авторской программе «Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» Сергеевой Н.Н R 948 от 15.09.2001г. СИПКРО с 2001 года. С введением Федеральных государственных стандартов «ТРИЗ» в школе проводится как занятия по внеурочной деятельности среди учеников начальной школы.
В условиях реализации ФГОС НОО в 2012году авторская программа «Теория Решения Изобретательских Задач» стала победителем областного конкурса программ внеурочной деятельности для начальной школы, заняв I место в номинации «Общеинтеллектуальное направление».
На занятиях во внеурочной деятельности мы применяем нестандартный стиль обучения творчеству через использование технологии проблемного диалога (постановка проблемы и поиск её решения). Это доступный способ работы с детьми 7-11 лет, который интересен ребёнку и вызывает у него положительные эмоции.
Дети выполняют учебные задания, развивающие творческого воображения и мышление, учатся преодолевать психологическую инерцию мышления. Через использование технологии проблемного диалога применяют алгоритмы создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др. Они осваивают приёмы фантазирования, разрешают противоречия в пространстве и во времени, решают изобретательские задачи сказочного и бытового вида. [1].
С целью развития умения всесторонне видеть характерные свойства предметов, умения проводить системный анализ и поиск истины мы используем метод «Черный ящик» (основан на игре «Да-нетка».Инструкция. На заданный вопрос ребенок получает один из ответов: «Да», «Нет». Можно играть командами, подгруппами. Логика рассуждения к игре «Да-нетка». Метод «Черный ящик».
Природный
Живая природа

Люди Живот Растения
ныеИгрушки Дерево
Птицы Кустарник
Звери Цветы
Пол Рыбы…. Трава
(Мамой Грибыможет Колич. Фрукты
быть?) ног Овощи
Ягоды
… ….

Возраст. мир
Неживая природа
Вода
Снег
Лед
Песок
Земля
Камни
Облака
Звезды




Характерные
признаки
Рукотворный мир
Классификации. Надсистемы

Игрушки, мебель, одежда, посуда, транспорт, обувь, инструменты, бытовая техника и т.д.
Функция. (Назначение). Этим режут?
Материал

Цвет.
Форма.
Размер.
Возможные вопросы для определения свойств предметов, веществ.
Физические свойства. Цвет. Форма. Размер. Материал. (Притянет ли этот предмет магнит? Жидкий – твердый, тяжелый – легкий, сыпучий, промокает – не промокает, теплый – холодный. Эту вещь легко сломать?).Биологические свойства. Живое – неживое. Есть ли у меня (у человека)? Дышит – не дышит, растет – не растет? Птица, зверь, растение? И т.д.
Механические свойства. Движется – не движется. (Способы осуществления движения: идет, прыгает, плавает, ходит, едет, летит и др.) У этой вещи есть колеса? Звучит – не звучит.
Химические свойства. Запахи. Растворяется – не растворяется. Съедобный – несъедобный.
Функциональность. Для чего нужна эта вещь? Люди каких профессий ее используют? (На этом ездят? Эта вещь нужна повару?)Местонахождение вещи, предмета. В комнате, в лесу, в воде, в воздухе…
Дети должны знать, что первый вопрос игры – о принадлежности предмета к одному из миров:
- Этот предмет рукотворного (природного) мира?
Метапредметные результаты младших школьников, формируемые на занятиях ТРИЗ, проявляются в творческих умениях
выделять противоречия, формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы, использовать ресурсы для решения проблемы;
сравнивать, анализировать, обобщать;
работать в группе на общий результат.
Личностные образовательные результаты занятий ТРИЗ – это становление характера, мотивов, ценностей. У обучающихся формируются нравственные и эстетические представления, целостная система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе под девизом «Не навреди!».
Активное участие детей в городском Фестивале юных изобретателей «Планета открытий», победа в номинации «Умелое применение ТРИЗ-технологии в решении проблемных задач» (2015г.), III место (2016г.), позволяет утверждать, что использование технологии проблемного диалога в процессе решения изобретательских задач обеспечивает творческое усвоение знаний и их применение при решении любых жизненных проблем.
Библиографический список
1. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей начальной школы. Библиотека учителя начальной школы.- М.: Вита-Пресс, 2001.-128 с.
2. Е.Л.Мельникова, И.В.Кузнецова Я открываю знания. Пособие по технологии проблемного диалога в начальной школе.(3-4 классы). – М.: Баласс,2011. – 80с.