Доклад Основные направления организации профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья


Основные направления организации профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессионально-трудовое обучение – одно из главных условий подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве. Система профессионально-трудовой подготовки учащихся входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реальной среды и жизни.
Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по начальной профессиональной подготовке, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения . Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, создает предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Моя методическая тема «Активизация творческого потенциала и коррекция общего развития учащихся с ОВЗ на основе внедрения инновационных технологий и личностно-ориентированного подхода на уроках»
В рамках своей методической темы я решаю задачи по внедрению в свою практическую деятельность современных педагогических технологий, используя инновационные формы проведения уроков, совершенствуя организацию профильной подготовки обучающихся , выявляю и развиваю творческие способности учащихся .
Личностно-ориентированный подход на уроках
-образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
-предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.
На уроках ученики работают под девизом
« Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».
Задача школы – формирование знаний, умений, навыков сопутствующих социальной адаптации выпускников, повышение уровня общего развития, всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Цели трудового обучения:
-вооружить учащихся профессиональными знаниями и обучение профессиональным приемам труда;
-формирование умения самостоятельно выполнять практические задания по специальности;
-воспитание интереса к труду, профессиональная ориентация;

Задачи трудового обучения:
-воспитание самостоятельности;
-формирование привычки и положительной установки к труду;
-обучение детей совместной работе по бригадной системе , с соблюдением принятых норм и правил поведения;
-вырабатывание положительного отношения к посильным видам труда;
На уроках швейного дела у учащихся с ОВЗ прослеживается положительная динамика коррекционно-развивающей, учебной деятельности; формируются начальные профессиональные навыки , обеспечивающие успешную социальную адаптацию и трудоустройство. Программа предусматривает подготовку учащихся с ОВЗ к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкой одежды со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, естествознания и др. предметов. За последние годы усложняются коррекционно- воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических, а так же усложнением форм патологических отклонений у детей с ОВЗ.
Для успешной социализации детей важно развивать индивидуальные творческие способности каждого ребенка, как на уроках музыки, рисования, кружках, во внеклассных мероприятиях. Развивать физическую выносливость на уроках физической культуры.
На уроках швейного дела выявляю и развиваю творческие способности обучающихся .
В рамках месячника трудового обучения проводятся выставки работ учащихся выполненных на уроках . Ученики ежегодно участвуют в конкурсах различного уровня , международных , республиканских , районных конкурсах и показывают хорошие результаты, становятся призёрами и победителями этих мероприятий.
Творчество обеспечивает развитие:
-мелкой моторики и координацию движений рук;
-зрительный контроль;
-развитие внимания и воображения;
-умение планировать свою деятельность;
-устанавливать связь между действием и результатом.
Последние годы внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, в решении вопросов социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями . Социальная адаптация, активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе , является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в развитии, не в состоянии сам выделить , осознать и усвоить те звенья социальных структур , которые позволяют личности комфортно поддерживать существование личности в социальной среде и успешно реализовать в ней свои потребности и цели .
Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта, выпускники должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессии . Учителям необходимо ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, самостоятельность и ответственность в принятии решения.
Задачи при профессиональной ориентации:
- ознакомление с миром профессий доступным выпускникам коррекционной школы;
- выявление интересов, способностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышления о своем профессиональном будущем;
- развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости;
В работе использую следующие методы и формы профориентационной работы:
1. Беседы и классные часы «Все профессии нужны , все профессии важны», «Человек трудом велик».
2. Профориентационные конкурсы рисунков «Моя будущая профессия».
3. Общешкольные конкурсы и мероприятия « А ну-ка, девочки», «Конкурс профессионального мастерства» , который проходит на школьном и республиканском уровне.
4. Экскурсии на швейную фабрику оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.
5. Экскурсии в филиал «Лениногорского политехнического колледжа»
6. Выпуск стенгазет «Профессия моих родителей».
7. Встречи с выпускниками школы .8. Работа с родителями, родительские собрания индивидуальные беседы с родителями.
Учащиеся с ОВЗ положительно относятся к урокам трудового обучения, на уроках они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно- ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков . Одним из приоритетных направлений школы в обучения детей с ОВЗ является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в школах для детей с ОВЗ , направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства. Результатом работы школы является то, что выпускники трудолюбивы, продолжают учёбу и получают профессиональное образование в филиале «Лениногорского политехнического колледжа» , трудоустраиваются и работают на предприятиях города и района.