Использование элементов ТРИЗ-технологии в начальной школе

Сайд1-2
В новом ФГОС отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением инновационных технологий.
Сайд3
Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблем в широком круге проблемных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие креативных способностей и познавательных интересов учащихся, с учетом их психологических особенностей развития.
Слайд 4-5
Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТРИЗ, разработанная Г.С. Альтшуллером
Прежде чем мы рассмотрим, какими способами можно развивать креативность, приведу небольшую историю, герой которой обладает явно выраженной способностью к творчеству. Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. "Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад". В ответ Хэрриган написал: "Не вскапывай сад. Там зарыто оружие". Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. "Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад". - "Теперь посади картошку", - ответил Хэрриган. Мистер Хэрриган избрал неожиданный, нестандартный ход, просчитав предварительно последствия своих действий. И, как видим, не прогадал. В то же время собственно в действиях нет ничего необычного: он просто написал жене письмо.
Слайд 6-9
ТРИЗ – технология преимущественно игровая, которая предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода. Благодаря этому каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, а значит, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями.
Многие модели ТРИЗ – технологии в виде игр хорошо ложатся на программный материал по основным предметам.
Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающих не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.
Слайд 10-11
Методы и приемы ТРИЗ-технологии
Один из интересных методов ТРИЗ – это «мозговой штурм» (активизация творческого мышления). Он может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами, по ходу обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их. Метод был включен в занятие «Выбираем транспорт» - «Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле».
Один из приемов этого метода, символические аналогии. Они могут быть словесные или графические. С детьми проводятся задания – игры, связанные с символами. Например, придумывание сказки и зарисовка ее в виде символов, а затем воспроизводство ее или изображение их в символах реальных образов. («Знаки и символы вокруг нас» - зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи ее.)
Слайд 12
Прием «Творческая ошибка» можно использовать в словах для придумывания нереальных историй, ситуаций. На ошибках можно не просто учиться, а учиться фантазировать.
Слайд 13
Прием «Оживления»
Детям нравится выступать в роли писателей-фантастов. Предлагаю им фантастические гипотезы.
“Если бы я был Зимой, то я ”
“Если бы я был дятлом, то я бы”
“Если бы я был волшебником,..”
“Я радуюсь осени, потому что”
“Если бы я был снежком, то” и т.д.

Слайд 14
Прием «Объединения»
Слайд 15
Прием «Морфологический анализ» («Волшебная дорожка») способствует развитию подвижности мышления, формированию умения находить множество вариантов решения проблемы. Начинать работу следует с «волшебной дорожки», по которой путешествует «герой». «Герой» - это цифра; если у нее хорошее настроение, обводим ее красным цветом. Это число увеличивается, когда встречается с другими числами. Если настроение у цифры плохое, обводим ее синим цветом - это число вычитается или на него делим.
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9

«Герой» 2(крас. цвет)
3
4
5
6
7
8
9
10
11












Слайд 16-17
«Системный оператор» - один из методов, который применяю при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов. Систематизация объектов осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель - девять экранов.
Окно № 1 - сам объект и его функция (система). Окно № 2 - части объекта (подсистема). Окно № 3 - окружение объекта (надсистема). Окно № 4 - прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы). Окно № 5 - части объекта в прошлом. Окно № 6 - место его функционирования в прошлом. Окно № 7 - перспективы развития объекта (будущее системы). Окно № 8 - части объекта в будущем. Окно № 9 - место объекта в будущем.
Системный оператор, включен во многие занятия, одно из которых: «Путешествие по тайге», «Кто как считает и измеряет время?», «Домашние животные. Цыпленок.» Вопросы: 1. Кто это? 2. Из каких частей состоит тело? 3. Где живет? 4. Что надо объекту, чтобы он рос? Каким теперь он стал? Чем отличается от прошлого объекта? 5. Из каких частей стало состоять тело? 6. Где теперь основное место обитания? Сделайте вывод, что необходимо для жизни цыпленку.
Аукциoн.
(Выигрывaeт тoт, ктo дaст oтвeт пoслeдним).
У: - Нaзoвитe свoйствa лaмпoчки. Д: - Свeтится! - Сдeлaнa из стeклa и мeтaллoв!
- Звучит, eсли пo нeй щeлкнуть!
- Пo фoрмe пoхoжa нa грушу!
- Прoзрaчнaя...
У: - Прoзрaчнaя - рaз, прoзрaчнaя - двa... Д: - Бьeтся! У: - Бьeтся - рaз,...и т.д.
Типовые приемы фантазирования – одно из средств решения проблемных ситуаций. На помощь детям приходят волшебники Увеличения-Уменьшения, Дробления-Объединения, Путаница, Волшебник времени, Специал-Универсал.
Типовые приемы фантазирования можно результативно использовать на уроках математики. Например:
  Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10. Помогите ему расставить их в порядке возрастания.
  Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу: Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать?
  Помогите волшебнику Остановки времени решить задачу: Роме 5 лет, а его другу Мише 7 лет. Пришел волшебник и остановил время для Миши, а на Рому его волшебство не подействовало. Прошло 2 года. Сколько сейчас лет Роме? Сколько лет Мише?
При работе над составом числа используем образ волшебника Дроби- Объединяй. Например: «Волшебник раздробил число 80 на круглые десятки. Назови их». Или: «Помоги объединить два треугольника, чтобы получился квадрат».
Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Дихотомия. Линейная «да - нет». Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам. Цель приема: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед». Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 100 (десятки):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это число больше, чем 20? Да. Это число между 20 и 40? Да. Это число 30? Да.
Слайд 18-20
Составление загадок. При составление загадок используем модель
 Какой?
Кто такой же?

  У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:
  Какая?
Кто такая же?
 

нарядная
сверкающая
привлекающая внимание
барышня
звезда
модница
Нарядная, как барышня
Сверкающая, как звезда.
Привлекающая внимание, но не модница.

  Ответ: новогодняя елка.
Слайд 21
Составление метафор. Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем ~ по алгоритму: Что? Морковь.
  Какая? Красивая.
  Кто такая же? Принцесса.
  Где? В огороде.
  В каком? В веселом огороде.
  Какого? Веселого огорода.
Что получилось? Принцесса веселого огорода. Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.
Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки - парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Например:
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Составление творческих рассказов по картине с точки зрения какого-либо объекта.
Используем модель работы с картиной как целостной системой.
План
1. Выделение объектов.
2.  Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
3.  Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами.
4. Описание изображенного средствами символической аналогии.
5.  Представление объектов в рамках времени их существования.
6.  Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
В качестве примера приведу сочинение ученицы 3-го класса.
Винни-Пух
Я плюшевый мишка. Меня положили в блестящий мешок Деда Мороза.
Около меня много игрушек: заводная машинка, железная дорога, кукла Кри стина, курносая белка, любопытный Буратино.
Дед Мороз спешит в детский сад «Солнышко». Он сидит в санях и машет рукой всем прохожим. Я слышу, как визжат восторженные дети. Мой нос чувствует запах елки и праздничного пирога. Лапой я задел заводную машинку, и колеса у нее быстро закрутились. Меня достали из мешка, и я увидел сверкающую елку, радостные лица людей. Достался я голубоглазой принцессе. Девочка обрадовалась и весело засмеялась. Она назвала меня Винни-Пухом.
Погасли огни на елке. Принцесса пришла домой и поставила меня на полку к игрушкам. Я быстро подружился с ними. Как жаль, что праздник уже кончился.
Слайд 22-26

Задачи и упражнения для развития творческого мышления
Предлагаемые упражнения направлены на развитие у детей о
·бщих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.
1. Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.
2. Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.
3. Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми.
5. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).
Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ... Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...
6. Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.
7. Задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
Утром Дима проснулся раньше обычного.
Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
8. Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
9. Подумай, что может произойти, если ...
"... дождь будет идти, не переставая." "... люди научатся летать, как птицы." "... собаки начнут разговаривать человеческим голосом." "... оживут все сказочные герои." "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."
Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.
10. Задания на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки.
11. Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
12. "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13. Попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
14. Дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15. Творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
16. Игра "Теремок". Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
17. "Собери фигурки". Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
18. "Нелепицы". Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
19. Игра "Что на что похоже ". 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
20. "Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук). Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
21. "Волшебные кляксы ". Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
22. Игра "Словоассоциации". Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
с хлебобулочными изделиями.
с созвучными словами: барон, бекон.
с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.
23. Игра "Хорошо - Плохо".
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно. Например: карандаш.
Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:
Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
Живот болит - это хорошо, можно в школу не ходить;
Сидеть дома - плохо, скучно;
Можно пригласить гостей - и т.д.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене.
Слайд 27
Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности школьника. Ученики, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении предметов.
Слайд 28
ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества. Поэтому ТРИЗ-педагогика дополняет любое проблемное, развивающее или ситуационное обучение четкими методиками превращения затруднительных ситуаций в задачи и дает методики решения этих задач.
Слайд 29
ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Методы ТРИЗ помогают научить детей демонстрировать свои знания.