Сценарий урока по предмету сольфеджио во 2 классе по теме Тональность соль-минор (натуральный и гармонический виды)












Сценарий урока
по предмету сольфеджио во 2 классе
по теме «Тональность соль-минор» (натуральный и гармонический виды)







Автор – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
первой квалификационной категории
МБУ ДО «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» Нижнекамского муниципального района РТ
Чернова Земфира Ваиеловна











Цель: Освоить элементы тональности соль-минор (натурального и гармонического видов).
Задачи: 
Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми классическими произведениями в тональности соль-минор и их образно-эмоциональным строем;
- научить анализировать, петь и определять на слух элементы тональности соль-минор.
Развивающие:
- способствовать развитию ладовых слуховых представлений;
- содействовать развитию чувства сопереживания.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию чуткого слушателя и ценителя классической музыки.
Ожидаемый результат занятия: Усвоение учащимися элементов тональности соль-минор (натурального и гармонического видов) в различных видах деятельности.
Продолжительность проведения занятия: 40 мин.
Тип занятия - изучение нового материала.
Основные термины, понятия: Мажор, минор, тональность, гамма, параллельные тональности, устойчивые и неустойчивые ступени, опевание, разрешение, мелодические обороты.
Методы обучения: Наглядные, практические (упражнения письменные, слуховые, исполнение голосом, анализ), словесные, игровые.
Оборудование: Фортепиано, «немые» клавиатуры, пособие «Столбица».
Формы работы: в группе и индивидуально.
Структура учебного занятия:
1 этап: организационный;
2 этап: изучение нового материала;
3 этап: закрепление нового материала;
4 этап: итоговый.


Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся

1.Организационный этап ( 7 мин.)

Цель для педагога: Активизировать внимание и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Подготовить учащихся к изучению нового материала через повторение опорных знаний.
Цель для детей: Сформулировать тему урока. Вспомнить пройденный теоретический материал, необходимый для усвоения новой темы.

Педагог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас снова видеть на уроке сольфеджио, рада, что вы приобщаетесь к великому искусству, становитесь умными слушателями и почитателями классической музыки и просто хорошими людьми. Предлагаю вам послушать фрагмент главной партии 1 части симфонии № 40 В.А. Моцарта. Слушаем внимательно. После прослушивания я вас попрошу дать эмоциональную оценку прозвучавшей музыке и ответить на вопросы:
Какие эмоции вызвал этот музыкальный фрагмент? Какого характера мелодия?


А что придает такую окраску музыке?



Педагог: «Сегодня мы будем работать в новой для вас минорной тональности – тональности симфонии № 40 Моцарта. Попробуем с вами выяснить эту тональность. Для начала нам необходимо вспомнить ключевые знаки пройденных мажорных тональностей, как находить минорные тональности, параллельные изученным мажорным».
Педагог проводит теоретическую разминку
на знание ключевых знаков в мажорных тональностях, умение находить тональности, параллельные тональности, параллельные изученным мажорным, просит вспомнить стихотворение о тональностях.





.
Педагог просит вспомнить, что такое параллельные тональности и как находить минорные тональности, параллельные данным
(пройденным) мажорным тональностям.




























Педагог просит назвать тональности, параллельные C-dur, D-dur, F-dur, G-dur, B-dur.





Педагог: «Скажите, со всеми ли озвученными вами сейчас тональностями минора мы знакомились?»
«Действительно, мы с вами не работали в тональности g-moll. Это и есть тональность симфонии № 40 В.А. Моцарта. Думаю вы догадались, как звучит тема нашего урока?».

















Обучающиеся слушают предложенный педагогом музыкальный фрагмент.


Предполагаемые ответы обучающихся: «Жалобная, тревожная, печальная».

Предполагаемые ответы: «Минорный лад, малые секунды, звучащие как жалоба».








Учащиеся вспоминают стихотворение:
Мисс Эллен сказала: «Yes,
В Соль-мажоре фа-диез,
В Ре-мажоре два диеза –
Фа-диез и до-диез».
«А у нас, сказал король, -
В Фа-мажоре – си-бемоль,
В Си-бемоль-мажоре целых два бемоля (си-бемоль и ми-бемоль).
Предполагаемые ответы учащихся: «Параллельные тональности – тональности-«подружки», у которых общие ключевые знаки (общие интересы), звуковой состав (они находятся на одной звуковой волне), но разные лады ( разное мироощущение -один мажорный - светлый, другой минорный - темный) и различные тоники (живут на разных этажах). Тоники параллельных мажора и минора находятся друг от друга на расстоянии интервала малой терции. Чтобы найти тонику параллельного минора нужно построить интервал малой терции от тоники мажора вниз (или «спуститься» по звукам мажорной гаммы от тоники на VI ступень, так как тоника параллельного минора «живет» на VI ступени мажора).

Учащиеся называют тональности,
параллельные тональностям C-dur, D-dur, F-dur, G-dur, B-dur (a-moll, h-moll, d-moll, e-moll,
g-moll)
Учащиеся называют тональность g-moll.

Ответы учащихся.

2. Изучение нового материала ( 20 мин)

Цель для педагога: Ознакомить учащихся с новым материалом.
Цель для детей: Научиться записывать гамму соль-минор, ориентироваться в ее элементах. Выполнить практические упражнения на освоение элементов тональности соль-минор в различных видах деятельности (письменно, исполнить голосом, определить на слух).
Педагог просит сделать запись натурального g-moll в виде гаммы:
«Мы с вами выяснили, что тональность g-moll, параллельна тональности B-dur (они «подружки»). Значит какие ключевые знаки мы запишем?»

Педагог: «Записывать гамму мы начинаем с какой ступени?»

«Правильно, со звука «соль» - от тоники до повторения тоники. Обозначьте, пожалуйста, ступени гаммы римскими цифрами и выделите красным цветом устойчивые ступени».

Усвоение нового материала. Подготовка к выполнению практических упражнений. Педагог просит учащихся сыграть на «немой» клавиатуре гамму соль-минор и спеть, при этом сам исполняет гамму на фортепиано.
Спрашивает: «Удобно ли было вашему голосу исполнять эту гамму?».





Педагог: «Каким образом можно поделить гамму?»
«Как называются четыре звука, расположенных поступенно?»
Педагог: «Давайте исполним гамму тетрахордами в удобной для вас первой октаве»

Педагог просит всех встать и, стоя, спеть вокально-интонационные упражнения на освоение элементов гаммы соль-минор пособию «Столбица»:
- спеть гамму ровными половинными, четвертными (при этом возможны выполнения движений в виде ритмичных шагов на месте), восьмыми, шестнадцатыми длительностями (при этом возможны движения в виде бега на месте) в размере две четверти с тактированием (если исполняется без движений);
- спеть гамму на определенный ритмический рисунок в размере две четверти с тактированием;
- спеть устойчивые ступени и неустои с разрешением в устои;
- спеть опевания устойчивых ступеней – «обнимаем» устойчивые звуки, окружаем их вниманием;
- спеть мелодические обороты в тональности – гуляем по «дорожкам» (отрезкам гаммы от одной устойчивой ступени до следующей (исполняем мелодические обороты I-II-III, III-II-I, III-IV-V,
V-IV-III, V-VI-VII-I, I-VII-VI-V)
Первичное осмысление и закрепление нового материала на практике.
Педагог проводит слуховой анализ элементов гаммы:
- слушаем, определяем на слух «дорожки» гаммы соль-минор (мелодические обороты ровными длительностями и в разных ритмических рисунках), по которым мы только что «гуляли»,
затем исполняем голосом и на «немой» клавиатуре (слуховой материал дается для каждого из группы обучающихся индивидуально).
Гармонический вид соль-минора. Педагог акцентирует внимание: «А сейчас прозвучит последняя дорожка. Интересно куда она нас приведет?». Исполняет на фортепиано
«дорожку» - тетрахорд (мелодический оборот V-VI-VIIдиез-I).



Педагог просит сделать быструю запись гармонического вида гаммы.













Ответы учащихся:
«Си-бемоль и ми-бемоль».
Ответы учащихся:
«От звука соль, от первой ступени, от тоники».

Учащиеся обозначают ступени, выделяют устойчивые ступени красным цветом.

Учащиеся играют на «немой» клавиатуре гамму соль-минор и поют.
Затем выясняют, что не всем было удобно исполнять нижние звуки гаммы (первую и вторую ступени). Значит нужно спеть гамму в удобной для пения первой октаве, поделив ее на части».
Ответ: «На две части по 4 звука».

Ответ: «Тетрахорд».

Учащиеся исполняют гамму по тетрахордам.





Выполняют весь комплекс вокально-интонационных упражнений на освоение элементов тональности соль-минор по пособию «Столбица», предлагаемый педагогом.

















Учащиеся определяют на слух и исполняют голосом элементы гаммы соль-минор.


Учащиеся замечают,
что эта дорожка отличается седьмой высокой ступенью и вспоминают, для какого вида минора характерна эта «восточная» окраска (некоторые называют ее «египетской» гаммой).
Выполняется запись гармонического вида гаммы.


3. Закрепление нового материала ( 8 мин.)

Цель для педагога: Проверить усвоение детьми знаний элементов тональности соль-минор посредством анализа и сольфеджирования.
Цель для детей: Проанализировать и исполнить элементы тональности соль-минор на материале для сольфеджирования.
Сольфеджирование: предлагается № 69 (русская народная песня «Ночка темная») в тональности соль-минор по учебнику «Сольфеджио 2 класс» Первозванской Т.Е. с предварительным анализом по наводящим вопросам педагога.




Педагог: «Какова окраска исполненной песни «Ночка темная»?








Учащиеся называют гармонический вид соль-минора, вычленяют «знакомые» мелодические обороты, проговаривают нотный текст с тактированием, затем поют нотами.
Предполагаемые ответы учащихся: «Повеяло грустью, печалью, окраска темная и т.д.».


Заключительная часть, подведение итогов ( 5 мин.)

Цель для педагога: Проанализировать образно-эмоциональный строй произведений классической музыки в тональности соль-минор. Оценить работу учащихся на уроке.
Цель для детей: Определить настроение и характер произведений классической музыки в тональности соль-минор. Выразить свои впечатления о прослушанной музыке.
Педагог: «Классических произведений, написанных в тональности соль-минор немало. В начале урока мы слушали фрагмент симфонии № 40 Моцарта, и вы хорошо ощутили эмоциональную окраску этой тональности.
Предлагаю вам закрыть глаза и еще раз погрузиться в тональность соль-минор, послушать еще один фрагмент в этой тональности – Ноктюрн соль минор, ор. 37, №1 Фредерика Шопена. Ваша задача – дать характеристику прозвучавшего фрагмента, рассказать кратко о том, какое впечатление произвела на вас музыка в тональности соль-минор».






Педагог: «Вы ответили правильно. Большинство произведений в тональности соль-минор заставляют задуматься, ощутить душевные переживания. Я очень горжусь вами. Вы сегодня очень хорошо и ориентировались в новой для вас тональности, смогли ощутить «настроение» тональности соль-минор, смогли правильно оценить эмоциональный строй произведений серьезных классических произведений. Думаю, что это сделает вас не только любителями и тонкими ценителями классического музыкального искусства, но и поможет вам тонко чувствовать окружающих вас людей, научит вас сопереживать им».
Педагог объявляет оценки за работу на уроке.
Сообщает домашнее задание:
1. выполнить письменные практические упражнения - Золина Е.М. «Домашние задания по сольфеджио», 2 класс, задание 44 на стр.23, задание 46 на стр. 24;
2. выучить наизусть № 69 по учебнику «Сольфеджио 2 класс» Первозванской Т.М.;
3. петь и играть на инструменте мелодические обороты в тональности соль-минор («дорожки», опевания устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устоичивые ступени).














Учащиеся слушают Ноктюрн соль минор
ор. 37, №1 Ф. Шопена.

Предполагаемы ответы учащихся: «Неторопливое повествование, дума, размышление, переживание, воспоминание, задумчивое, грустное настроение, глубоко проникает в душу, и т.д.»



Использованная литература:
Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио, 2 класс. Из-во: Престо. 2008. – 40 с.
Первозванская Т.Е. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. «Сольфеджио 2 класс» СПб.: Композитор, 2004. – 80 с.
Музыка для слушания и анализа:
В.А. Моцарт Симфония № 40 (соль-минор), главная партия.
Ф. Шопен Ноктюрн ор. 37, №1 (соль-минор).
Интернет-источники:
Стихотворение на усвоение знаков в тональностях (до 2 знаков при ключе)
http://forum.numi.ru/index.php?showtopic=3142.


Заголовок 115