Профессионально-личностные качества учителя физкультуры


Профессионально-личностные качества учителя физкультуры
Учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.
Характеристика профессионально-личностных качеств учителя физической культуры.
Мастерство учителя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.
Структура профессионально-значимых качеств личности:
Мировоззрение личности;
Положительное отношение к педагогической деятельности;
Педагогические способности;
Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.
Важнейшими профессиональными качествами являются:
владение предметом преподавания и методикой,
психологическая подготовка,
общая эрудиция,
широкий культурный кругозор,
педагогическое мастерство,
владение образовательными технологиями,
знание ученического коллектива
организаторские умения и навыки,
научная увлеченность,
педагогический такт,
педагогическая техника,
ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
коммуникативные навыки,
Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:
дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;
академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже;
перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;
речевые способности - это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
коммуникативные способности - это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
Профессиограмма учителя физической культуры включает в себя четыре блока.
I. Психолого-педагогические умения.
Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по физическому воспитанию и спорту.
Уметь анализировать педагогические явления в процессе физического воспитания школьников и поводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Уметь сопереживать, понимать эмоциональное состояние учащихся посредством проникновения в их внутренний мир (проявлять эмпатию).
Организовать себя, управлять своим состоянием.
II. Профессионально-личностные качества.
-Потребность в самопознании.
-Самостоятельность и самокритичность.
-Трудолюбие и прилежание.
-Дисциплинированность.
-Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.
-Культура поведения и общения.
III. Частно-методические умения.
Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.
Проводить и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать школьников к занятиям в спортивных секциях, находить детей одарённых в спортивном отношении.
Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств
Руководить действиями школьников в спортивном отношении и оценивать их деятельность.
Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.
IV. Коммуникативно-организаторские умения.
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.
Регулировать внутриколлективные отношения школьников во время спортивных игр на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях, туристических походах и т.п.
Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.