Профессионально важные психологические качества воспитателя.

Профессионально важные психологические качества воспитателя.


Командин Е.Н.,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»
г. Пятигорска

Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского учреждения: охрана жизни и здоровья детей раннего и детского возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая, исследовательская, пропагандистская, организационно-хозяйственная, функция самообразования и др.
Много личностных качеств и умений требуется, чтобы достойным образом, успешно осуществить их.
Высокие требования предъявляются обществом к личности воспитателя. Все социономические специальности предполагают любовь к своему предмету деятельности человеку. В работе же с детьми раннего и детского возраста любовь, чуткость особенно необходимы. «Воспитатель заменяет детям мать в ее отсутствие. И ребенок ждет от него такого же внимания, теплоты, ласки, готовности прийти на помощь, защитить, утешить ждет любви» Ушинский К. Д. Избр. педагогические сочинения. М.. 1953.
Любовь воспитателя не слепая и не только к избранным, а к каждому ребенку и к тем, кто уверенно заявляет о себе, чьи способности уже сейчас заметны и к застенчивым, робким, неуверенным, чьи задатки пока еще не раскрыты; к спокойному, покладистому и к трудному... Эта черта, прежде всего, характеризует педагогов-мастеров, людей, призвание которых работа с детьми.
Непременным условием успешности в работе представителей всех профессий типа «человек человек» является направленность на деятельность в области межличностных взаимодействий. Такая направленность, при которой другие люди стоят непременно в центре складывающейся у человека системы ценностей, порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке, способствует раскрытию личностного потенциала того, с кем мы общаемся, позволяет успешно осуществить профессиональное общение, находить эффективные и соответствующие особенностям партнера по общению способы взаимодействия с ним (Бодалев А. А., 1982). Глубоким осознанием необходимости такой направленности у воспитателя проникнуты работы выдающихся отечественных и зарубежных педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Я. Корчак и др.).
У воспитателя эта направленность теснейшим образом переплетена с любовью к детям, с искренним стремлением сделать своих воспитанников лучше, прекраснее.
В процессе преобразующей деятельности воспитателю постоянно приходится вести творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты, ибо в своей основе «педагогический труд настоящий творческий труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство, справедливо отмечает В. А. Сухомлинский, заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть». Все это требует от него самостоятельности, находчивости, способности к творчеству.
На развитие воображения, формирование установки на творчество как непременного условия успешности в педагогической деятельности указывают в своих работах Е. А. Аркин, А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, С. В Кондратьева, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластёнин и др. В числе профессионально значимых качеств воспитателя и эмпатия: способность не только осознавать характер эмоционального состояния другого, но и откликаться на его переживания, сочувствовать и подстраиваться под него.
Профессию воспитателя детского сада можно отнести, согласно классификации Е. А. Климова (1974), к сложным гностически-преобразующим специальностям. Успеху в гностической деятельности способствуют, как известно, наблюдательность, интерес к свойствам определенных объектов (в данном случае к ребенку), высокая работоспособность соответствующих органов.
Преобразующая деятельность воспитателя требует таких личностных качеств, как склонность к процессу и результату оказанного воздействия, достаточно развитый практический ум.
Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий-развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствуй эмоциональная выразительность, общительность педагога. Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять собой и другими людьми, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей и т. п. Работа воспитателя требует проявления эмоциональной устойчивости, сдержанности, терпения, выдержки, великодушия.
Говоря о личностных качествах воспитателя, нельзя не назвать в числе значимых черты, характеризующие его социально-психологическую готовность к совместной деятельности. Ведь с группой детей работает, как правило, не один, а два воспитателя, музыкальный руководитель, няня. Деятельность воспитателя взаимосвязана с работой старшего воспитателя, заведующей, медицинского персонала, других членов трудового коллектива детского сада, родителей.
Успех их совместной деятельности, направленной на всестороннее развитие детей, в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, родителям, согласовать свои действия, распределить между собой отдельные участки работы, готовность оказать помощь, поддержку в работе, прислушаться к разумному совету, предложению коллеги, не подавить его инициативу, доброжелательность и т. д. Наличие таких качеств не только положительно влияет на эффективность педагогической работы, но и способствует удовлетворенности в труде воспитателя-коллеги.
Непременным условием педагогического мастерства, авторитета среди детей, родителей и товарищей по работе является тактичность воспитателя. Слово «такт» (от лат. tactus прикосновение, ощущение) означает чувство меры, создающее умение держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам, няне. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка. Тактичному педагогу удается добиться единства в подходе к ребенку со стороны семьи и детского сада, более того позитивно воздействовать на взаимоотношения родителей, не ущемляя при этом их самолюбия, чувства собственного достоинства.
Успеху в работе воспитателя способствует юмор, оптимизм. «Если воспитательница входит в круг детей с грустью на челе и с меланхолией в движениях это плохое физическое воспитание, хотя бы зарядка и физкультурные упражнения добросовестно выполнялись, отмечал известный отечественный врач и педагог Е. А. Аркин. «Не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раскатистого смеха, но успех всей его работы и в особенности работы по физическому воспитанию связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах. Педагог должен осознать огромное плодотворное значение жизненного оптимизма для воспитательной работы и культивировать его в себе». Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М, 1968. С. 270271.
Определенную роль в межличностном взаимодействии воспитателя с детьми родителями, коллегами играет и его внешность. Приятная внешность способствует расположению окружающих людей к общению с педагогом, установлению доброжелательных, доверительных отношений с ним. При этом значима не только внешняя физическая красота, но и экспрессия лица, поведения («Люблю Н. Ф., у нее волосы светлые и глаза добрые»). Воспитатель главный для ребенка человек в детском саду. Он входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем ему подражать внешнему виду, манере разговора с окружающими, поведению в целом. Важно, чтобы он видел перед собой достойный образец для этого, ибо, как справедливо заметил А. С. Макаренко, никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

Литература:
Бабанский К. Ю. Рациональная организация учебной деятельности – М.: Знание, 1981. – 96 с.
Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: ИПП «Эксперимент», 1995. – 176 с.
Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие. – Саратов: СГУ, 1990. – 168 с.
Новое педагогическое мышление/ Под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1990.  с. 14 – 18.
Проблема подготовки учителя для современной российской школы. Сборник материалов. – М., 2007. с 9; 14-19.
Философия и практика ненасилия./Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXVI Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С.- СПб., 2005. с 214 – 216.

15