Статья: «Коррекционная направленность работы с незрячими первоклассниками в период обучения грамоте»

Салкимбаева Евгения Владимировна. Учитель начальных классов.
КГУ Областная специальная школа-интернат №1 для детей с нарушением зрения. г. Караганда 2014г.
Статья: Коррекционная направленность работы с незрячими первоклассниками в период обучения грамоте.
Известно, что содержание и характер методов обучения прежде всего определяется учебными задачами. В данном случае задачи обучения грамоте состоят в том, чтобы научить младших школьников грамотно писать, сознательно читать, правильно излагать свои мысли устно и письменно на основе наблюдений, прочитанных произведений. Для этого дети должны научиться активно анализировать и обобщать материал чтения, наблюдений и свободно применять эти знания в своей жизни. При обучении учащихся с глубоким нарушением зрения и незрячих наряду с общими имеют место и специфические задачи, учитывающие своеобразие восприятия и деятельности таких детей, а также направленные на разработку коррекционных приёмов, рационально организующих их учебную деятельность на основе сохранных анализаторов.
В ранее проведенных нами исследованиях и в научных работах известных тифлопедагогов, изучавших особенности обучения незрячих школьников, школьников с глубокими нарушениями зрения ( Ю. А. Кулагин, 1969; Н. Б. Коваленко, 1975; Л. И. Солнцева, 1979; Т. А. Круглова, 1979; Н. А. Крылова, 1980; Л. И. Моргайлик, 1982 и др.) отмечалось отставание незрячих учащихся от видящих в овладении знаниями, а особенно умениями и навыками беглого чтения, грамотного письма, самостоятельного изложения наблюдений. Это объясняется тем, что при изучении программного материала в период обучения грамоте незрячие школьники, кроме общих трудностей, характерных для учащихся младших классов и связанных со сложностью овладения операциями обобщения, анализа, отвлечения, а также с усвоением недостаточно конкретного материала без наглядных опор., испытывают и специфические затруднения, обусловленные отставанием в развитии чувственного познания и в овладении приемами предметно-практической деятельности. Эти специфические трудности. в обучении незрячих первоклассников порождаются рядом причин, наиболее существенными из которых являются следующие.
Глубокое нарушение зрения резко ограничивает и задерживает развитие чувственного познания ребенком внешнего мира. В результате этого он не накапливает достаточного запаса предметных представлений, необходимых для развития речи учащихся младших классов.
Усваивая из речевого общения правильное употребление довольно большого количества слов, обозначающих названия предметов, признаков, действий, но не имея в своем опыте соответствующих представлений, незрячие дети в течение длительного времени не адекватно осмысливают конкретное содержание этих слов. Поэтому многие слова, встречающиеся им в процессе чтения, и грамматические понятия (если их изучение не подкрепляется наглядностью) усваиваются формально.
Кроме того, невозможность постоянного визуального наблюдения за поведением и деятельностью окружающих незрячего ребенка людей и трудность подражания им приводят к тому, что он самостоятельно не овладевает конкретными и обобщенными способами восприятия и действия с предметами и их изображениями. Все эти отрицательные факторы, несомненно, снижают познавательную активность, значительно осложняют и замедляют процесс развития игровой и учебной деятельности незрячих младших школьников.
Поэтому в процессе обучения необходимо предусмотреть работу, корригирующую недостатки познавательной деятельности таких детей. Их нужно научить правильному обследованию предметов и рельефных рисунков, служащих чувственной основой для понимания конкретного содержания как новых, так и ранее услышанных слов.
Вторая причина отставания в развитии незрячих детей заключается в неблагоприятных условиях их дошкольного воспитания.
В настоящее время подавляющее большинство незрячих дошкольников воспитывается только в семье. Некоторые из них при этом посещают детский сад общего типа. Лишь небольшое число детей этой категории удается определить в специальный детский сад. Наличие единичных специальных учреждений этого типа не может охватить всех нуждающихся в них детей. Между тем взрослые, _окружающие незрячего ребенка в семье или в детском саду, замечая отклонения в его развитии, часто не представляют себе каким образом нужно организовать познание им внешнего мира, следовательно, не обучают его правильным действиям с предметами, не включают в_ игры со зрячими сверстниками, не прививают им простейших навыков caмообслуживания. Таким образом, общее развитие детей, первоначально ограниченное потерей зрения, кроме того, еще искусственно; задерживается вследствие слабой организации деятельности их сохранных органов чувств (слуха, осязания, остаточного зрения), доставляющих информацию о явлениях внешнего мира и их изменениях, соответственно регулирующих поведение и действия детей. В результате такого воспитания многие незрячие дети при поступлении в школу оказываются неподготовленными к обучению.
Чтобы повысить уровень психофизического развития этих детей и подготовить их к обучению в школе, учителю приходится на каждом уроке уделять им особое внимание и дополнительное время для организации их предметно-практической деятельности. Именно в рамках этой деятельности создаются оптимальные условия для коррекции недостатков чувственного познания незрячих учащихся младших классов..
Из всего сказанного следует, что при обучении незрячих учащихся младших классов необходимо использовать наряду с общими методами, разработанными для учащихся младших классов, также и специальные приемы и средства обучения, направленные на коррекцию недостатков познавательной деятельности этих детей. Установление тесной взаимосвязи между общеобразовательными и коррекционными приемами создает условия для успешного обучения и развития незрячих учащихся. Содержание обучения таких детей грамоте включает в себя определенную специфику, связанную с изучением особой знаковой системы, на основе которой происходит чтение и письмо рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля). Кроме того, программой для школ предусматривается практическое знакомство учащихся с печатным и рукописным шрифтом зрячих, письмо которым производится с помощью специальных приемов (изучается шрифт Гебольда) и приспособлений.
Незрячие дети овладевают отдельными приёмами навыками самостоятельного чтения медленнее видящих свертников. Объясняется это прежде всего тем, что поле восприятия «читающей по Брайлю» руки во много раз уже зрительного поля «читающего глаза». При развитом навыке чтения зрячий школьник одновременно воспринимает несколько слов. При этом восприятие слова заметно опережает во времени произношение слова. У незрячего школьника, в силу замедленности чтения, слова воспринимаются осязанием, в строгой последовательности одно за другим. При таком способе чтения не отмечается разница между прочтением и произношением слова. Это несколько ограничивает возможность предварительного осмысливания слова при его произношении. Поэтому постановка правильного чтения приобретает для незрячих особое значение. Правильным называется такое чтение, при котором не допускается ошибок в восприятии и произношении слов в предложении читаемого текста. Только на основе правильного чтения могут быть сформированы такие качества, как сознательность, выразительность и беглость чтения.
Высокое качество чтения достигается путём правильно поставленного анализа прочитанного.Эффективным средством изучения читаемого материала служит словарная работа. Она помогает развитию сознательности чтения и овладению нормами литературного языка. Цель словарной работы состоит в том. чтобы обогатить, активизировать словарь учащихся на основе изучения содержания и языка художественных произведений, статей, предусмотренных программой.
В активном словаре первоклассников накопление и употребление прилагательных и глаголов заметно отстаёт от накопления существительных, поэтому весьма полезно обращать внимание на слова, обозначающие признаки и действие предметов.
При употреблении детьми новых, вновь усвоенных слов, учитель периодически проверяет прочность связанных с ними представлений, уточняет и углубляет их путём повторного показа предметов, сравнения их признаков, узнавания их в другой ситуации и путём словесного описания предметов детьми.
Методы коррекционной работы, применяемые на уроках обучению чтению, будут не только способствовать сознательному и прочному усвоению предусмотренных программой знаний и умений незрячих учащихся, но и, одновременно, помогут учителю активизировать их познавательную деятельность, повышая уровень восприятия сохранных анализаторов, развивая моторику, обогащая чувственный опыт, конкретизируя речь, тем самым приобретая огромное компенсаторное значение в жизни незрячих первоклассников.

Использованная литература:

1.Андреев А.А. Читать быстро.Москва.2000г. 2.Костромина С.Н. Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. «ОСЬ-89» Москва.1999г.
3.Костючек Н.С. Методические рекомендации по обучению чтению учащихся школ слепых.ГУШМ Просвещения СССР.Москва.

























15