Методическая разработка Основы вождения автомобиля


Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением технологического профиля»  Методическая разработка «Основы вождения автомобиля»Разработал: мастер производственного обучения Застрогин С.Н.г.Мирный 2015 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая методическая разработка составлена для индивидуального обучения первоначальным навыкам вождению автомобиля на основе квалификационной характеристики, где определены основные производственные навыки. Начальное обучение производится учебном полигоне мастером производственного обучения. При выполнении учебных заданий мастер производственного обучения должен проводить с учениками вводный и текущий инструктаж, своевременно исправлять допускаемые ими ошибки, при необходимости дополнительно показывать правильные приемы работы на автомобиле и давать необходимые разъяснения и указания. Ученики должны сразу вырабатывать наблюдательность, внимание и реакцию. ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯТема: «Посадка на место водителя, трогание автомобиля и движение по прямой, остановка автомобиля»ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Отработать правильную посадку на место водителя, тренировка в трогании с места, движения по прямой и остановке автомобиля.ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:1. Ознакомление с органами управления КИП автомобиля.2. Отработка правильной посадки обучаемого на место водителя, положение рук на рулевом колесе и ног на педалях.3. Выход из автомобиля4. Подготовка двигателя к пуску, пуск и прогрев двигателя, наблюдение за показаниями КИП. Тренировка и трогание с места, движение по прямой с переключением передач. Приемы плавного торможении.
Время - 2 часа.МЕСТО ЗАНЯТИЯ - площадка начального обучения \полигон\МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - учебный автомобиль.ХОД ЗАНЯТИЯ1. Организационная часть. \5 минут\ Принимаю доклад от курсанта о прибытии на занятие. Осматриваю костюм обучающего и определяю пригодность его для занятия. Сверяю по индивидуальной книжке учета практических занятий номер отрабатываемого упражнения. Спрашиваю у курсанта, какие у него возникли вопросы при подготовке к занятию, и отвечаю на них. Объявляю курсанту наименование и задачи упражнения, продолжительность занятия.ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ / 10 мин./ Показываю курсанту расположение органов управления в кабине и КИП НА ЩИТКЕ, кабине и КИП, напоминаю их назначения и правила пользованиями ими. Закрепляю путем спроса знания курсанта, исправляю допущенные им ошибки. / 10 м и н . / Проверяю правильность станин и расположения обучаемого на месте водителя, положение корпуса, рук на рулевом колесе и ног на педалях. Исправляю имеющиеся ошибки, объяснение и дополнительным показом добиваюсь их устранения. Показываю курсанту выход из автомобиля. Отрабатывай посадку в кабину выход из нее. В ходе тренировки исправляю допущенные ошибки.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ /15 МИН/ Объясняю и показываю порядок подготовки двигателя к пуску. Путем опроса проверяю, как обучаемый понял объем и последовательность работ. Ставлю перед курсантом задачу на подготовку двигателя к пуску. Указываю на неправильным действия и последующей тренировкой устраняю их. Объясняю и показываю порядок двигателя и прогрев его. Путем опроса проверяю, как курсант понял задачу. Отрабатываю пуск двигателя, что прогрев и наблюдение за показаниями КИП. Объяснением и дополнительным показом добиваюсь устранению допущенных ошибок. Без пуска двигателя проверяю умение обучаемого правильно трогать автомобиль с места и переключать передачи. Объяснением и дополнительным показом добиваюсь устранения допущенных ошибок. Курсант пускает двигатель и отрабатывает трогание автомобиля с места, движение по прямой, объяснением и дополнительным показом добиваюсь устранения допущенных ошибок. Отрабатываю движение по прямой с переключением передач и восходящем и снисходящем порядке. Объяснением и дополнительным показом добиваюсь устранения допущенных ошибок. Проверяю знание курсантов приемов плавного торможения и проверяю его навыки. Указываю на ошибки обучаемого при проведении плавного торможения и путем объяснения и дополнительного показа добиваюсь их устранения. / 70 мин/.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ /15 МИН/Подвожу итоги занятия. Отмечаю ошибки и методы их устранения.Объясняю оценку и тему следующего занятия. Дою задание на дом.К ОШИБКАМ ОТНОСИТСЯ: 
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ; 
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ БЕЗ ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЮ КИП, 
ГЛУШЕНИЮ ДВИГАТЕЛЯ ИЛИ РЫВКИ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ТРОГАГНИИ С МЕСТА; 
СЛИШКОМ ДЛИННЫЙ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНЫЙ РАЗГОН; 
РЕЗКОЕ ОПУСКАНИЕ ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЕ ПРИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ, 
ОТСУТСТВИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ В ДЕЙСТВИЯХ ПЕДАЛЬЮ СЦЕПЛЕНИЯ, ПЕДАЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКОЙ И РЫЧАГОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, 
ОСТАНОВКУ АВТОМОБИЛЯ НЕ В ЗАДАННОМ МЕСТЕ, 
СЛИШКОМ РЕЗКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ, 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАЛЬЮ ТОРМОЗА ЛЕВОЙ НОГОЙ.
Конспект занятия по теме: «Посадка на место водителя, трогание автомобиля и движение по прямой, остановка автомобиле» Начиная занятие, указываю марку автомобиля, на котором он будет проходить, затем перехожу к показу расположения органов управления и контрольно-измерительных приборов. Ознакомление с КИП провожу с слева на право. Называю каждый прибор, показываю его расположение и путем опроса с последующем уточнением, напоминаю курсантам, какие показания прибора. Соответствуют норме. Разобрав расположение и назначение КИП, объясняю необходимость систематического наблюдения за ними. Наблюдение во время движения автомобиля должно проводиться быстрыми взглядами на каждый прибор при спокойной ситуации на дороге. В начале движения, до входа двигателя и нормальный режим работы, частота наблюдения за приборами должна быть. большей. Более тщательной наблюдение требуется и при тяжелых условиях работы.  Перед началом отработки правильной посадки объясняю, что от расположения водителя на сиденье зависит не только быстрота его утомляемости, но и скорость воздействия им на органы управления, Правильная посадка обеспечивает хорошую видимость пути. Сидеть надо прямо и свободно не сгибаясь и не откидываясь сильно на спину назад, для чего надо отрегулировать сиденье. Правильно садиться в автомобиль надо следующим образом: одновременно с открыванием двери курсант; должен левой ногой встать на подножку, а затем правую сразу поставить на пол кабины, перенести туда же левую ногу и захлопнуть дверцу. После остановки автомобиля нельзя резко открывать дверь кузова и выходить на проезжую часть такой выход опасен, так как открытая дверь кузова значительно увеличивает габариты автомобиля и может явиться неожиданностью для проходящего рядом транспорта. Для безопасного выхода необходимо посмотреть и зеркало заднего вида и оценить обстановку сзади автомобиля, затем приоткрыв дверь и удерживая ее слегка рукой, подать корпус наружу кабины и убедиться в отсутствии помех; после этого выйти из автомобиля и обязательно закрыть за собой дверь.  Объясняя и показывая подготовку двигателя к пуску, поясняю, что от качества и полноты выполнения подготовительных работ зависят быстрота пуска двигателя и степень его износа. Пород пуском двигателя, особенно после длительной столики и в холодное время года, надо проверить уровень масла, охлаждающей жидкости и подкачать топливо в поплавковую камеру карбюратора. После этого провернуть двигатель на 2-3 оборота при помощи пусковой рукоятки, предварительно установив рычаг переключения передач в нейтральное положение. Затем, заняв место водителя полностью вытянуть на себя ручку привода воздушной заслонки карбюратора, левой ногой выжать до отказа педаль сцепления, и, почти не нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, повернуть ключ в замке зажигания до включения стартера. Если в течение 5-6 секунд работы стартера двигатель не пустится, то сделать перерыв на 1 мин, а затем предпринять вторую попытку. После пуска двигателя прекратить давление на ключ замка зажигания и дать ему возможность возвратиться в положение, соответствующее включенному зажиганию. Нажатие на педаль, управлении дроссельной заслонкой проводить плавно и только после того, когда двигатель начнет работать устойчиво. По мере пригрева двигателя вдвигать ручку привода воздушной заслонки, подбирая такое ее положение, при котором двигатель работает без перебоев. Трогаться с места и начинать движение можно лишь после того, как воздушная заслонка карбюратора будет, открыла и устойчивая работа двигателя на холостом ходу не будет нарушаться после отпускания педали управления дроссельной заслонкой. При пуске прогретого двигателя необходимо убедиться, что воздушная заслонка карбюратора полностью открыта, нажать примерно на половину хода педали управлении дроссельной заслонкой и включить стартер. Как только двигатель пустили, педаль управления дроссельной заслонкой следует постепенно отпускать, поддерживая ее в таком положении, при котором двигатель работают устойчиво с минимальной частотой вращения коленчатого вала. Начинать движение и в этом случае можно лишь после того, как двигатель будет устойчиво работать на холостом ходу. После пуска двигателя внимание обучаемого обращаю на показания КИП. Нужно проверить количество топлива в баке, давление в системе смазки, температуру охлаждающей жидкости и зарядку аккумуляторной батареи. Переходя к обучению переключению передач, стараюсь сразу же приучать курсантов не смотреть на органы управления и обращаю внимание на положение рук на рулевом колесе и ног им педалях, так как от этого тоже зависит утомляемость водителя и быстрота производимого маневра. Рулевое колесо нужно охватывать всеми пальцами рук, не держать его без лишнего напряжения и ни сжимать слишком сильно. Располагать руки надо неравномерно: левую руку чуть нише выше условной горизонтали, правую несколько ниже. Во время движения правая нога находится на педали управления дроссельной заслонкой, опираясь каблуком на пол кабины. Во время торможения правая нога переносится на педаль тормоза. Левая нога ставится на пол слева от педали сцепления необходимости переносится вправо на педаль сцепления или влево на кнопку ножного переключения света. Ноги на педали сцепления и тормоза ставят так, чтобы опорная площадка педали была на середины подошвы, недопустимо держать ногу на педали сцепления, когда им не пользуются, так как это приводит к частному выключению сцепления, что влечет за собой быстрый выход из строя выжимного подшипника и накладок ведомого диска. Обучение приемам совместного действия педалями сцепления, тормоза, управления дроссельной заслонкой, рычагом переключения передач и рычагом стояночного тормоза провожу в такой последовательности:а) выключение и включение сцепления совместно с действиями на педаль управления дроссельной заслонкой. Показывая это упражнение, объясняю, что выключение сцепления должно быть полным, для чего нужно педаль сцепления всегда выживать до отказа, неполное выключение сцепления приводит к затруднению включения передачи и к неисправности, Включение сцепления необходимо выполнять плавно, но быстро, резкое опускание педали приведет к рывку машины и может вызвать глушение двигателя, медленное отпускание удлиняет время пробуксовки ведущих и ведомых деталей сцепления должно сопровождаться быстрым отпусканием педали управления дроссельной заслонкой, а включение сцепления с нажатием на педаль дроссельной заслонки. Следовательно, воздействие ног на эти две педали всегда противоположно по направлению;б) включение и выключение передач. Вначале показываю правильное включение и выключение первой передачи, а затем положение рычага при включении остальных передач. Объясняя данную задачу, показываю курсантам, что для включения первой передачи необходимо: выключить сцепление, уменьшит частоту вращения коленчатого вала двигателя, выждать примерно 1-2 секунды, перевести рычаг в положение, соответствующее включению первой передачи, плавно и быстро отпустить педаль сцепления, одновременно нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой.в) приведение в действие рабочего тормоза. Курсантам объясняю, что от степени нажатия на педаль тормоза зависит сила торможения, причем сопротивление педали увеличивается по мере ее продвижения к полику кабины, следовательно, величина прикладываемого усилия должна постепенно наращиваться, одновременно сочетаясь с необходимой скоростью торможены. Чтобы не допустить остановку двигателя в конце нажатия на педаль тормоза, следует выключить сцепление, нажав левой ногой на педаль;г) Приведение в действие стояночного тормоза. Главное назначении стояночного тормоза- удержание автомобиля на месте. Поэтому вслед за остановкой автомобиля, по мере отпускания рабочего тормоза, необходимо ставить машину на стояночный тормоз, не забывая выключить его перед началом движения. Убедившись, что обучаемый усвоил прием плавного комбинированного торможения / двигателем и рабочим тормозом/, перехожу к отработке к плавного торможения с использованием стояночного тормоза, при этом напоминаю, что этот способ менее эффективен, применяется только на сухой дороге, при меньших скоростях и возможности длительного движения автомобиля с замедлением. Износ деталей тормозной системы при этом способе торможения увеличивается. Порядок действия при этом такой: отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, выключить сцепление, перевести рычаг; управления коробкой передач в нейтральное положение и, отпустив педаль сцепления двигаться по инерции, плавно притормаживая к автомобиль рабочим тормозом до полной остановки.