«Особенности детского голоса» методическое сообщение


Методическое сообщение
«Особенности детского голоса»
Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, учителю необходимо знать певческие особенности школьников. Так, у шестилетнего ученика они невелики.
Например, у 6 – летнего ребенка они невелики. Это обусловлено тем, что певческий аппарат еще не сформирован. Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми1 – соль1, фа1 – ля1. Поэтому в качестве материала для пения на первых занятиях используются несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному образу миниатюры.
Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется. Добавляются песни, попевки, построенные на звуках тонального трезвучия, отдельных фрагментах лада, в основе которых лежат более сложные интервальные соотношения. Первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии при помощи двигательных и наглядных приемов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.
У второклассников естественнее голос звучит в диапазоне ми1 – си1. Этот диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, которые еще довольно тонкие и короткие. Поэтому на занятиях следует добиваться легкого и светлого звучания. Развитие этих качеств рекомендуется именно в диапазоне ми1 – си1. К концу второго года обучения середина певческого диапазона учащихся совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре1 – ре2.
С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всем диапазоне до1 – ре2,ми2. Часто наблюдаемые случаи раннего физического развития детей влекут за собой и более быстрое становление их голосового аппарата.
У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса. Поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя. У детей этого возраста тембр неровный, особенно при пении гласных. В связи с этим необходимо добиваться более ровного их звучания на всех звуках диапазона. Существенна в процессе развития тембра голоса атака звука (твердая, мягкая). Умелое использование ее в вокальной работе положительно влияет на тембр, помогает избавиться от таких явлений, как зажатость голоса, носовой призвук и т.д.
У 11 – летних подростков можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов, грудное звучание. При правильном режиме работы голос постепенно крепнет и «расцветает».
В 12 – 13 лет певческий диапазон достигает децимы (до1 – ми,фа2). Но на крайних звуках нужна большая осторожность, поэтому они используются редко.
Трудность работы преподавателя с подростками связана с тем, что наступает мутация, переход детского голоса в голос взрослого. В последнее десятилетие часто наблюдаются случаи, когда мутация у мальчиков начинается в 11 лет, а с 13 лет период мутации наступает фактически у всех учащихся, но протекает он по – разному. Поэтому педагог должен хорошо знать каждого ученика, следить за индивидуальными изменениями голоса. Предлагать ребятам петь в удобном для них диапазоне.
У мальчиков при резкой форме мутации гортань быстро удлиняется. Голосовые связки делаются длиннее в 1,5 – 2 раза, «звучащая» зона постоянно переходит в малую октаву. Резкая форма мутации протекает тяжело, мальчикам часто не хочется петь. Иногда из - за болезненных ощущений пение становится даже невозможным. При такой форме мутации нужно на время прекратить занятия пением.
У девочек мутация выражена менее ярко, нет такого сильного роста гортани. Одинаково исчезает звонкость, появляется сиплость.
С мутацией связано понижение устойчивости нервной системы. Ослабевает нервно – мышечная энергия не только гортани, но и всего певческого механизма. Все это требует неуклонного соблюдения щадящего режима при занятиях.
Последние педагогические исследования свидетельствуют о том, что в период мутации полезно предлагать учащимся играть на духовых инструментах. Это обусловлено тем, что техника певческого дыхания аналогична технике дыхания в процессе игры на духовых инструментах. Поэтому использование на уроке блокфлейты, например, при исполнении вступления или элементов сопровождения к песням, позволит привлечь учащихся к исполнению музыки в период острой мутации.