Особенности детского певческого голоса


«Особенности детского певческого голоса»
Музыкальный руководитель
МДОУ № 8 «Орлёнок» Черняева Т. А.
Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому педагогу, обучающему детей пению, необходимо знать основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.
Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качества голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2 – 3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов)
У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий.
Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские лёгкие малы по своей ёмкости – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Очень громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.
Понятия высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажется нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своём спектре высоких звуков. Мышечная сила детей дошкольного возраста ещё очень слаба и при пении значительная её часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребёнок пел громче, он вытягивает шею, при этом гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перенапряжения могут лопнуть, что влечёт за собой неровности краёв связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение и крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пеним упражнения с плавным движением рук, наклоном головы вперёд, назад и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «у» и «о», но не «и», которая сужает гортань.
Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание и артикуляционный аппарат, что способствует правильному произношению.
Для пения дошкольников, голос которых находится в чисто детской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звучание, лишённое какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно даёт качество полноты и насыщенности, что естественно для взрослых.
Исследования в области физиологии голоса при помощи специального аппарата показали, что основные показатели звукоизвлечения – высота тона, динамика звука – определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки.
Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребёнка при естественном звучании голоса (т. е. фальцете) и при напряжённом (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание им не по силам и может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего психофизического развития.
При фальцете – головном регистре, свойственном младшему возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрировании краёв голосовых связок. (Основная мышечная масса связок находится в относительном покое) Таким образом, перенапряжение голосовых связок не получается, и детский голос оберегается от срыва.
Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большое количество вокальных мышц. У детей это ведёт к излишней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса. Поэтому первоочередной задачей музыкального руководителя является охрана голоса ребёнка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребёнок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.
Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детского сада, соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста.
Однако мы встречаем иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребёнок взрослеет, его исполнение становится всё менее приятным для слушания. Ребёнок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребёнка, но и наносится вред голосовому аппарату. Необходимо переключать внимание детей на репертуар песен, который подходит им как по сложности исполнения. Так и по содержанию.
Исполняя песни взрослых, дети преодолевают трудности путём резкого нажима на различные отделы голосового аппарата. Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, возникают различные заболевания голосового аппарата.
Таким образом, при обучении детей пению педагогу необходимо знать:
При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объёму голоса детей данной группы;
Недопустимо исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен;
Удерживать детей от громкого и длительного пения (прежде всего во время разучивания). Не громкое пение – одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, следовательно. Их нормальное развитие;
Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
Добиваться нормального, естественного тона в разговоре;
Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3, а на праздниках 4-5, а в младших группах – 3)
Не разрешать детям петь на улице при низкой температуре воздуха и влажности выше 40-60%