Методическая разработка Развитие и охрана детского голоса

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей города Перми
«Детская школа искусств № 9»













Методическая разработка


Развитие и охрана детского голоса





Составитель – преподаватель
высшей категории ДШИ
Богатко Ирина Сергеевна






Пермь 2016

Содержание:

Пояснительная записка 2

Теоретическая часть

- Из истории хорового воспитания 3
- Основные параметры развития голоса 8
- Возрастные особенности младших школьников 13

Практическая часть

- Психологические факторы 16
- Вокально-техническая работа 17
- Методические рекомендации 21

Заключение 25

Приложение 26

Библиография 31

























Пояснительная записка.

Пение - это особая форма звукового общения, имеющая позднее, по сравнению с речью, происхождение. Певческий голос - величайший дар природы, который необходимо ценить, беречь и любить.
Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства, занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Кроме того, хоровое пение – наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей и юношества.
Важнейшей задачей педагога детского хорового коллектива является формирование вокально-хоровых навыков (организации певческого дыхания, естественности в звукообразовании, правильной артикуляции и т.д.) От того, на- сколько грамотно будет осуществляться процесс развития и становления детского голосового аппарата, будет зависеть решение другой, не менее значимой, задачи - охраны детского голоса.
Актуальность данной проблемы обусловлена появлением различных методик, предназначенных для работы с детским коллективом, иногда противоречащих друг другу. Начинающему хормейстеру трудно ориентироваться в многообразии методических подходов. Важно понять, какие методы наиболее эффективны и целесообразны, особенно на первоначальном этапе обучения. Однако сам педагог, помимо знания методик, должен обладать верными вокально-хоровыми навыками и вокальным слухом.
Основные характеристики голоса, определяющие его индивидуальность – тембр, сила, звучность, выносливость, диапазон во многом даются от природы. Вместе с тем существуют большие возможности для развития и улучшения звучания голоса. Не всякое пение способствует развитию голоса. Не правильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порче голосов.
Организация учебно-воспитательного процесса в детском коллективе предполагает учёт возрастных особенностей и психологический фактор.
Умелое сочетание требовательности и доброжелательности со стороны педагога обеспечит желаемый результат. Главная задача хормейстера – быть предельно аккуратным в своей работе и чутким по отношению к детям.
Целью данной работы является определение оптимальных условий развития и охраны детского голоса.








Теоретическая часть.

Из истории детского хорового воспитания.

Хоровое пение в России всегда занимало особое место в искусстве и культуре русского народа.
В русской дореволюционной, советской и современной школе накоплен огромный опыт певческого обучения детей.
Центром образования в Древней Руси были монастыри и княжие дворы. Здесь с раннего детства обучали детей музыкальной грамоте и хоровому пению. Еще великий князь Владимир привёз из Корсуня в Киев священнослужителей и певцов – учителей, славян по происхождению.
В открытой княгиней Анной Всеволодовной в Киеве в 11веке при Андреевском монастыре специальной женской школе обучали пению. «Около 300 человек молодых девиц обучали также писанию, ремёслам, швейному делу»(9.с.4). «Позже, в 11-12 веках, при Ярославе Мудром и Мстиславе, прибыли в Россию из Греции новые певцы, от которых русская церковь переняла «восемь гласов», приведенных Иоанном Дамаскиным в строгую систему. Вместе с напевами перешла к нам из Греции и безлинейная нотопись. Постепенно стало развиваться музыкальное образование. В 13 веке в Суздале существовало женское училище, которое организовала дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича Ефросиния».(20.с.7). В 15 веке немало таких школ уже было в Москве, Новгороде, Пскове. В других случаях певец сам брал к себе ученика. Выдающимися выпускниками, а затем и учителями певческой школы были братья Роговы. Савва Рогов занимался преподаванием церковного пения. Его ученики - Иван Нос, Федор Крестьянин основали школу у Ивана Грозного.
Большое место занимало обучение хоровому пению в братских школах, возникающих в 15- 16 веках на Украине и в Беларусии. На основе этой школы впоследствии была организована Киево-Могилянская академия, воспитанником которой был Н. Дилецкий. Значительное место отводилось певческому обучению и в духовных училищах. Обучение хоровому пению детей происходило не только в плане общеобразовательном, но и в специальном.
Ещё в 13 веке Собор принял решение поручить церковное пение «специально обученным людям». Высокий музыкальный уровень обучения отмечается в этих школах. Уже тогда обучение пению осуществлялось по определённой системе.
«Зарождению теории хорового пения способствовала не только практика, но и методическая мысль, ранее в области родной речи, позднее непосредственно в области певческого обучения»(9.с.62).
С давних времён на Руси устанавливалось взаимодействие в обучении речи и пению. В первых учебных книгах родного языка, в частности в указах к чтению псалтыря, рекомендовалось пение на распев, содействовавшее воспитанию важных певческих качеств - вокализации, распевности. Там же обращалось внимание на воспитание навыков дыхания и высокого звучания. Правила пения встречаются в древней нотописи, включавшей не только указания к чтению нот, но и к способам исполнения.
Постепенно стали появляться профессиональные хоры. Первым профессиональным хором в России был хор Государевых певчих дьяков. На его основе была создана Придворная певческая капелла. Наряду с хором Государевых певчих дьяков в 16 веке появляется хор Патриарших певчих дьяков, предвестник Московского Синодального хора. Там были сосредоточены и замечательные детские голоса, набиравшиеся по всей России. Одна из первых специальных школ была организована боярином А. Матвеевым. В школе обучали музыкальным и театральным искусствам крепостных.
«В профессиональные хоры постепенно вводились мальчики. Детские голоса стали особенно необходимы с переходом от древнерусского одноголосного пения (мужские хоры) к исполнению сложных произведений, сначала, в 16 веке, трехголосных песнопений, а позже – четырехголосных» (20.с.9).
Сложные произведения требовали от мальчиков профессиональных навыков, обширного диапазона, доходившего вверху до «до3». При обучении пению и при исполнении песнопений детское пение предпочиталось светлое, нежное и порицалось пение грубое.
В начале 17 века замечательный музыкант и педагог Н. Дилецкий ввел нотную систему обучения, которая, по свидетельству специалистов, приближается к современной. Он впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей в учебном пособии по музыке «Мусикийская грамматика», в котором требует понимания содержания песни и выразительного исполнения; рекомендует учителям исходить не из силы голоса, а находить меру его («меру гласа»), а также - заинтересовывать детей, обращаясь к их сознанию.
С появлением новых жанров: партесного концерта, оратории, сюиты, возрастает потребность в музыкантах- профессионалах. В августе 1738 г. по требованию двора гетман Украины прислал из своей резиденции в Глухове 11 «певчих» во главе с регентом Фёдором Яворским. 14 сентября 1738 г. был издан указ об основании в Глухове певческой школы.
В начале 18 века развитие музыкальной культуры продолжалось, хорам требовалось все больше детских голосов, заметно усилилось стремление улучшить их качество.
Постепенно в процессе развития хорового пения складывались и основы вокального воспитания детей, с детских лет певцы приобретали прочные навыки правильного, свободного звучания – этого требовал стиль церковного пения. С древнейших времен применялась вокализация, вводились импровизационные украшения, что развивало гибкость голоса.
Во второй половине 18 столетия появляется методическая работа В. Манфредини «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке», где он перечисляет и раскрывает ценные методические требования:
Рот при пении «растворять умеренно, естественноот этого зависит ясность голоса и чистое произношение слов».
Петь в среднем регистре, наиболее удобном для певца, «никогда не должно форсировать через силу».
Надо петь напевно и додерживать звук (ноту по длительности) до конца.
Ясно произносить слова, уверенно, «крепко, а не в половину духа или между зубов».
Петь сознательно и эмоционально.
Отмечает положительный момент в русской школе - пение без сопровождения.
«Набирать дыхание так, чтобы его никто не смог приметить»
Пение легато считает лучшим средством для начала обучения.
Мы видим, что знаменитые педагоги того времени начинали постепенно понимать певческий процесс и формулировать основные методические и практические рекомендации.
«Возникновение школьно-методической литературы в России, относят к началу 19 века. Такая литература появилась в то время, когда вокальное искусство в России достигло довольно высокого уровня. Попытка создать самостоятельную русскую школу относится уже к XIX веку, в этом вопросе Россия отстала от Западной Европы на полстолетия» (20.с.15.).
В начале 19 века открываются регентские классы в Петербургской придворной капелле и Синодальном училище. В 30-40е годы появляются «Упражнения для уравнивания и усовершенствования голоса» М. Глинки и «Полная школа пения» А. Варламова. М. Глинка призывал к естественности и непринужденности в пении, к вокальному пению без форсировки. «Не тупое заучивание, хотя бы с листа, а постоянное осмысление памяти и контроля за этим» – писал М. Глинка в «Упражнениях для усовершенствования голоса». Он рекомендовал предварительно укреплять середину, а затем уже верхние и нижние звуки, данный метод получил название - «концентрический».
В «Упражнениях» М. Глинки и «Полной школе пения» А. Варламова выражены все принципы, на которых основано пение, учтены особенности детского голоса. М. Глинка считал необходимым добиваться звонкого, серебристого звучания голоса, ровного от первой до последней ноты.
А Варламов руководствовался в значительной степени взглядами своего учителя Д. Бортнянского, у которого он обучался в Придворной певческой капелле. Д. Бортнянский, придя в капеллу, ввёл много нового. Например, «стали придавать значение таким определениям пения как - «плавно», «величественно», «важно и медленно», «покойно», «подвижно»; вырабатывалась агогика, динамика и артикуляция. Это была настоящая наука хорового пения. Таким образом, А Варламов в какой-то степени обобщил опыт хорового воспитания в России. Он обращал внимание и на начальный этап обучения. В 6-ой главе «о выдержанной ноте» А. Варламов оригинально истолковывает приём дробления звука на одной ноте. Столько раз повторять, сколько хватит дыхания. В целом звук воспринимать связным, опёртым на дыхание. Исполнять на звуки: «у», «а», «и». А. Варламов первым заявил о целесообразности обучению детей пению и с ограниченными вокальными возможностями. А.Варламов, как и М.Глинка, придавал особое значение слуху, артикуляции, напевности, не допускал форсировки звука, стоял за пение в удобной тесситуре.
В методиках того времени появляются указания на зависимость чистоты интонации от эмоционального состояния поющего, рекомендации «поддерживать веселое расположение духа учеников».
Огромную роль в распространении музыкальной культуры в стране сыграло Училище правоведения, работа Бесплатной музыкальной школы, также начальное музыкальное образование давалось и учащимся народных школ.
Бесплатная музыкальная школа основана в Петербурге М. Балакиревым и Г. Ломакиным. Они хотели дать возможность талантливым бедным людям учиться бесплатно и, дав им музыкальное образование, составлять из них огромные хоры. В программу обучения входили «Элементарный класс», в котором учащиеся знакомились с основами музыкальной грамоты; класс сольфеджио и теории музыки; хоровой класс и класс сольного пения. Занятия проходили 3 раза в неделю, а общая хоровая спевка – по воскресениям. Существовала школа до 1917 года, – это был центр передовых начинаний в области русского музыкального творчества и исполнительства.
Форма русского хорового творчества, предполагавшая пение без сопровождения содействовала развитию кантилены. Из поколения в поколение складывалась определённая манера звучания детских голосов (естественная, высокая, звонкая.)
К концу 19 - началу 20 в. неуклонный расцвет концертного исполнительства усиливает светские тенденции в искусстве, утверждаются новые эстетические критерии хорового пения. В это время происходит взлёт исполнительского искусства Московского Синодального хора под руководством В.Орлова и Н.Данилина. Это результат огромной работы в Регентских классах. Образцово велось пение в Казанской учительской семинарии, где впервые проявился талант С. Смоленского.
Большой вклад в развитие хорового искусства внес известный хормейстер И.П. Пономарьков, который учитывал индивидуальные особенности каждого поющего. В его пособиях отражены закономерности певческого процесса с учетом возрастных особенностей детей.
Советская педагогика не только накопила большой опыт в теории и практике обучения, но и разработала принципиально новую систему воспитания.
В большинстве школ велось обучение игре на фортепиано, скрипке, виолончели. Популярностью пользовалось пение. Особое внимание обращалось на организацию во внешкольной работе хоровых и оркестровых коллективов. Кроме детских музыкальных школ, в эти годы большой популярностью пользовались различные студии, ставшие в последствии основой развития музыкальной самодеятельности.
Становление системы массового музыкального воспитания, в поисках новых форм и методов музыкального просвещения принимало участие целая плеяда выдающихся деятелей музыкальной педагогики, непосредственно занимающихся с детьми. Среди них особое место принадлежит советским педагогам С.Т. и В.Н. Шацким. Они создали детские клубы, в которых ребята рабочих окраин Москвы могли учиться грамоте, трудовым навыкам и приобщаться к различным видам искусства.
30-60-е годы характеризуются рядом преобразований. С этого времени музыкальное воспитание официально стало осуществляться по двум направлениям:
1. Общеобразовательная школа (С 1-го по 7-ой класс по одному часу в неделю);
2. Различные формы внешкольного воспитания и образования.
В 1947 году создаётся Научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР, где во главе с В. Шацкой объединяют свои усилия ведущие ученые и деятели музыкального воспитания О. А. Апраксина, Е. Я. Гембицкая, Н. Л. Гродзенская, Д. Л. Локшин, Н. Д. Орлова, В. Г. Соколов и другие. НИИ художественного воспитания оказал большое влияние на разработку методических основ музыкально-эстетического воспитания детей, изучения детского голоса, методов его развития, системы подготовки педагогов-музыкантов. Многие научно-методические труды этого периода не потеряли своего значения и в наше время. Среди них труды по истории методики музыкального воспитания в России (Локшин, О.Апраксина), проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста (Н. А. Ветлугина), методы охраны детского голоса (Н. Д. Орлова и В. А. Багадуров).
70 - 80 годы - новый период, характеризующийся активными поисками путей современного музыкального воспитания. В это время начинает свою деятельность Д. Кабалевский, который создал новую программу для общеобразовательной школы «Музыка». Главная цель программы отражена в эпиграфе, где приведены слова В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».
Начало создания детских внешкольных коллективов относится к 30-м годам. Одним из старейших коллективов является Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР, созданный в 1936 году Владиславом Геннадьевичем Соколовым. В детском хоре впервые в нашей стране создавалась новая система обучения пению. В.Соколов воспитывает детей на музыке классиков и обработках народных песен. Составляющими учебной работы в хоре является воспитание культуры пения, овладение вокально-хоровыми навыками: певческим дыханием, точным и правильным звукообразованием и звуковедением. Без целенаправленного учебно-воспитательного процесса создать полноценный исполнительский коллектив практически невозможно. В этом хоре выросла плеяда хоровых деятелей И. Полтавцев, В. Локтев, Е. Лобачева, В. Попов, Л. Абелян и другие.
Новый этап детского хорового исполнительства начинается в 50-е годы. Он характеризуется поиском новых форм массового музыкально-эстетического воспитания и основан на принципах коллективности, систематичности, профессиональной требовательности. В это время создаются хоровые студии, в которых вся работа строилась по определенному учебному плану на базе хоровых обществ. Деятельность хоровых студий во многом отличалась от общешкольной системы музыкального воспитания.
В 1954 году была организована первая хоровая студия «Пионерия» под руководством Георгия Александровича Струве в подмосковном городе Железнодорожный. Принцип ее организации четыре хоровых ступени: подготовительный хор, младший хор, средний хор и старший хор.
Наметившиеся к 70-м годам успехи в хоровом исполнительстве стимулировали творчество многих советских композиторов, начавших создавать для детей новую хоровую музыку: песни, небольшие циклы, кантаты и оратории. Это такие композиторы как Д. Кабалевский, З.Левина, Т.Попатенко, Г.Фрид, Е. Тиличеева, Р. Бойко, А. Рубин, А. Пахмутова, Ю. Чичков, В. Шаинский и многие другие.
В 1970-м году был организован коллектив при Всесоюзном радио и Центральном телевидении под руководством Виктора Сергеевича Попова. Это один из самых совершенных детских хоров не только в нашей стране, но и за рубежом.
В это время в структуре музыкальных школ в экспериментальном порядке появляется новое отделение хоровое, учебный план которого был разработан на основе опыта хоровых студий. Это дало возможность преобразовать многие хоровые студии в музыкально-хоровые школы. Например, из хоровой студии Г. Пономарева «Весна» образовалась московская хоровая школа.
Появляются специальные исследования, связанные с методами вокального воспитания в хоре: И. Левидов «Вокальное воспитание детей» (1936), В. Багадуров «Вокальное воспитание детей» (1953) и «Очерки из истории педагогики»» (1956), В. Попов «Некоторые вопросы развития и воспитания в детском, подростковом и юношеском возрасте» и другие. Комплексные исследования учёных по отдельным проблемам музыкального воспитания внесли много уточнений в характеристику работы голосового аппарата. В это время устанавливаются возрастные голосовые нормы.
Таким образом, историю становления и развития детского хорового пения в России можно условно разделить на этапа: - дореволюционный, опирающийся на церковно-певческие традиции и послереволюционный, характеризующийся обновлением всей системы образования, появлением многочисленных хоровых студий и созданием разнообразного репертуара, предназначенного специально для детей. Если рассматривать обозначенную проблему относительно методических подходов, то можно увидеть, какое серьезное внимание уделялось вопросам обучения и проследить динамику развития методической мысли на каждом новом этапе.

Основные параметры развития голоса.

«Что впервые будет внушено детям, будет ли это добро или зло, крепко внедрится в них, и последующие впечатления не легко могут изгладить прежние, уже вкоренившиеся»
Я. А. Коменский.
В методической литературе раскрываются перед нами самые разнообразные приёмы в обучении пению и их обоснования. Такие авторы, как В. Емельянов, Г. Стулова, Н. Орлова, Е. Огороднов, В. Морозов, Л. Венгрус раскрывают своё видение проблемы, представляют свои методы решения задачи. «Постановка голоса – «взрыв», который наполняет жизнь человека смыслом, красотой, превращая его в личность!»- Л. Венгрус.
Хоровое пение – это процесс коллективного музицирования, однако, формирование певческих навыков во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Перед педагогом стоит сложная задача - научить всех вместе и каждого в отдельности. Авторы: Г. Стулова, Н. Орлова, Л. Венгрус говорят о важности индивидуального контроля при обучении пению в хоре.
Сложность работы с детьми заключается ещё и в том, что необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. Процесс формирования певческих навыков не происходит стихийно, но подчиняется общим закономерностям. Певческие навыки не могут быть до конца автоматизированы, так как и автоматизированная деятельность вызывается и управляется сознательной целью. В сознании фиксируются условия, в которых действие происходит.
Наблюдать за развитием учащихся нужно по индивидуальным параметрам: возраст, физическое развитие, музыкальная эмоциональность, чистота интонирования, тембр голоса, дикция, дыхание.
Необходимо помнить о взаимосвязи всех певческих навыков. Развитие музыкального слуха влияет на качество тембра, способа звуковедения; качество тембра связано с дикцией. Правильное дыхание способствует чистоте интонации и улучшению качества тембра. Поэтому учителя и хормейстеры должны с самого начала обучения обращать особенное внимание на развитие всех основных певческих навыков и на строжайшее соблюдение детьми правил гигиены голоса, так как в этот период закладывается фундамент.
Начальный этап обучения очень сложен и не однозначен. Дети ещё не могут анализировать поставленную задачу в целом и не обладают способностью переносить достигнутые результаты с одного задания на другое, и не видят связи между отдельными навыками. Помочь могут память, эмоциональный подъём, внимание. Построение занятий в игровой форме также придут на помощь на раннем этапе.
У детей разный уровень развития музыкальных и художественных способностей, а включить в деятельность нужно каждого ребёнка, создавать оптимальные условия для его разностороннего развития. Наиболее синтетической формой художественной деятельности является игра – драматизация. В игре – драматизации развиваются не только музыкальные, но и актёрские, режиссёрские и литературные способности. Специфической особенностью драматизации является то, что всё прочитанное и услышанное воспроизводится в «лицах» при помощи речевой и музыкальной интонации, мимики, жеста, позы, мизансцены. В процессе драматизации у детей развивается быстрота реакции, гибкость ума и поведения, а также память, мышление, художественные способности. Таким образом, благодаря игре-драматизации практическая деятельность превращается в субъективный фактор формирования ребёнка.

Развитие слуха, проблемы «гудошников», звукообразование.

Слух - главный регулятор и корректор певческого поведения всего голосового аппарата, ему, прежде всего, должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Развитие и воспитание слуха должно идти всегда впереди. Звуковые образы накапливаются в кладовых слуховой памяти еще до их использования в речи или пении. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше.
Значение слуха для пения особенно наглядно выявляется при изучении плохой интонации. Причины плохой интонации: инфекции, дающие осложнение на слуховой орган, плохая координация между слухом и голосом, способ звукообразования, не достаточно развитое чувство лада, психологическая скованность: зажатие рта и челюсти, что сковывает гортань и не дает ей правильно функционировать.
По мнению Е. Огороднова ладовое чувство является важнейшим условием восприятия музыки, «основой развития музыкального чувства». Основные приёмы при развитии ладового чувства: ощущение тоники, осмысление явления тяготения «неустоев» в «устои».
Г.Стулова рассматривает теорию голосообразования (звукообразования), касающуюся регистрового строения певческого голоса; она сделала попытку создания системы методов опосредованного воздействия на управление голосообразованием детей школьного возраста.
Г.Стуловой было установлено, что качество звуковысотного интонирования в домутационном периоде тесно связано с использованием голосовых регистров: 1) в фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком-либо другом; 2) в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании; 3) причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков; 4) неумение правильно интонировать мелодию даже простой песенки происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразования. Г. Стулова считает, что учителю необходимо суметь настроить голос ребёнка на фальцетное звучание, в этом случае его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования. После того, как ребёнку исполняется десять лет, можно постепенно переходить к смешанному типу голосообразования. (Такой вариант предлагает нам Г. Стулова).
Таким образом, одна из наиболее часто встречающихся причин среди явления «гудошничества» заключается в способе звукообразования. Из практического опыта (Г. Стуловой) замечено, что работа по налаживанию координации между слухом и голосом у детей идет быстро лишь до определенного возраста, примерно до 8 лет, чем моложе ребенок, тем легче он перестраивается.
Е. Огороднов предлагает другой способ, противоположный Г. Стуловой. Он считает, что достижение «высокой позиции» при смешанном голосообразовании помогает в овладении своим голосом «гудошников». По его мнению, при культивировании фальцета эти дети фактически отстраняются от пения. Его подход даёт более правильный выход, при котором даже «гудошники» впоследствии смогут стать певцами.
Л. Венгрус пишет, что приволирует число детей, обладающих природой низкого голоса. Певческий голос и речь имеют равные «примарные зоны» и равное тесситурное звучание. «Концентрический» метод развития голоса поможет приобретению голоса и слуха «гудошниками». Главное – формирование механизма смешанного голосообразования, а диапазон- следствие техники.
Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования. Организуя детский хор, руководитель должен обязательно учитывать эти особенности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива.

Дыхание.

Самым длительно формирующимся навыком является дыхание. Оно играет огромную роль в звукообразовании. Все педагоги сходятся на том, что смешанный тип дыхания является самым оптимальным.
В зависимости от возраста поющего дыхание видоизменяется. Г. Стулова подробно рассматривает этот навык. «Певческий вдох необходимо брать активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением лёгкого «полузевка». Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку». Е. Огороднов призывает в упражнениях делать вдох через нос. По его мнению, такой вдох способствует общему правильному развитию дыхания. Преимущество вдоха через нос: заставлять нижнюю челюсть двигаться, гигиеническое значение. При пении пользоваться комбинированным вдохом.
«Ощущение вдоха и упора должны быть такими, как мы бы вступили в холодную воду или вдохнули аромат цветка, но вдох не грудью, а через нос в живот», - В. Федонюк. Она предлагает подпоясаться ремнём для лучшего мышечного ощущения. Обязательно следить за тем, чтобы плечи при вдохе не поднимались!
Штрих способствует формированию певческого режима работы диафрагмальной мышцы. Staccato полезно использовать на начальном этапе, для прочувствования работы мышц, non legato- кратковременное удержание диафрагмы в пониженном состоянии, legato- долговременное нахождение диафрагмы в пониженном состоянии.
Рот при пении должен хорошо открываться. («Чтобы трамвай прошёл»- В. Федонюк). Р. Юссон писал в своих исследованиях «форма рта должна находиться под непрестанным и тщательным наблюдением педагога». Положение рта можно сравнить с открытой сценой. Так как верхняя челюсть - резонаторная, то при пении верхние зубы должны быть открыты. Нижняя челюсть должна «отваливаться свободно до груди». Гортань понижена, что создаёт эффект «распяленности» глотки, мягкое нёбо высокое, состояние «зевка».
Момент образования звука называется атакой. Различаются три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью. Чаще всего придыхательная атака свидетельствует о болезни горла, возможных узелках на связках, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе и т.д. В практике хорового пения следует добиваться у детей смыкания связок, используя мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат и лишь в виде исключения твердую (как элемент выразительности). Гласный «у» провоцирует на нужное состояние глотки, «о»- создаёт «рупор», двигательная активность нижней челюсти возрастает.
Звук, образующийся в гортани, очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходит во время попадания звука в пространства (полости), называемые резонаторами. Известный учёный В. Морозов в своей книге «Искусство резонантного пения» говорит о главном принципе, которым является максимальная активизация всей резонантной системы певца, что достигается с помощью «виброчувствительности как индикатора (показателя) активности резонаторов» (В.Морозов). Он предлагает обучать детей пению по взрослому. Считает, что развитие вокальных способностей у детей не должно идти по пути максимальной эксплуатации, а по пути рационального развития возможностей. В. Морозов выделяет важнейшую физиологическую особенность детей - это сильная впечатлительность. Чем раньше усвоен человеком какой-либо навык, тем он прочнее и тем он труднее поддается переделке с годами.
Наука доказала, что всё зависит от дыхания и резонаторов, делать ставку на работу гортани и связок нельзя.
Большое значение при пении имеет положение «большого» языка. При вдохе он должен лечь вниз и принять форму лодочки, кончиком упереться в корни нижних зубов. Если при пении он стоит горкой, то перекрывает глотку и не даёт звуку свободно проходить. Отсюда происходит зажатие глотки.
Одно из важнейших качеств тембра голоса – его полётность. При смешанном голосообразовании это неизбежно, что может решающим образом влиять на развитие диапазона. Полётность избавляет от стремления петь громко, форсировать звучание, благоприятно влияет на вибрато, которое появляется у детей уже в 4- 5 лет.
Вибрато - показатель профессионально поставленного голоса. Вибрационные внутренние ощущения в момент фонации охватывают практически всё тело певца. Есть «точки», определяющие правильную работу мышц голосового аппарата: передненебная, глоточно-гортанная, костно-лицевая, внутритрахиальная, диафрагмальная. Носовая полость оказывает важное влияние на функцию голосового аппарата. Патологические изменения в ней не только отрицательно сказываются на развитии голоса, но как бы предопределяют невозможность для певца достигнуть вершин вокального искусства. В. Морозов доказал, что вибрация лицевой части скелета в области носа приводит к значительному усилению высоких обертонов. Хорошее состояние носовой полости обеспечивает хорошую дикцию.

Дикция.

Пение предполагает неразрывную связь мелодической линии и слова, поэтому большое внимание должно уделяться артикуляции и дикции, обеспечивающих донесение смысла произведения до слушателя.
Основные задачи в работе над дикцией:
- верное формирование гласных и согласных;
- выравнивание гласных в певческой позиции;
- быстрое произношение согласных в пении
- соблюдение правил орфоэпии.
Нередко в начале обучения пению ребята не поют, а просто декламируют текст той или иной песни. Педагог сразу должен объяснить, что петь – это значит тянуть звук, как на скрипке, протяжно исполнять каждую гласную.
Воспитывая певческое звучание, необходимо заботиться о том, чтобы дети пели звонко, светло, легким, мягким, напевным, нефорсированным звуком.
Добиваясь протяжного исполнения гласных, педагог обращает внимание на короткое, собранное, четкое произношение согласных. Если гласные звуки – основа, дающая протяжность, силу и окраску певческого звука, то согласные являются как бы контуром: они помогают осмысленному, выразительному исполнению текста вокального или хорового произведения, более полному выявлению содержания, художественного замысла.
Благоприятны в вокальном отношении «звучащие» согласные б, в, г, д. Тексты, содержащие большое количество таких согласных, являются в пении наиболее удобными.
Важное значение в работе над дикцией имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных. Сочетание, например, гласных у,о, с согласным, произносящимся с участием заднего отдела артикуляционного аппарата – слоги «ку», «гу» - дает наибольший эффект в борьбе с «белым», «плоским», «открытым» звучанием. В этих же целях рекомендуется использовать и слоги «му», «лу», «ло» и др.
При выработке звонкого, светлого звука хорошо применять гласные «и», «е» в сочетании с согласным, произносящимся с участием переднего отдела артикуляционного аппарата (например, слоги «ле», «ди», «зи»).
В артикуляции принимают участие все органы, расположенные в полости рта, поэтому их активизации - серьёзная задача в работе хормейстера.

Возрастные особенности младших школьников.

За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно – психическим ростом ребенка.
Различают 4 основных стадии развития голоса.
У младших школьников ( до 10-11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание», «высокое звучание», или «высокое резонирование».
Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре; звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину – это закономерно, естественно. Голос 7-8 летнего ребенка нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.
По мере роста ребенка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца – голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку и голос делается сильнее и компактнее.
Усложнение в механизме голосообразования более заметно у мальчиков. Иногда врач – фониатр устанавливает у них эти перемены уже в 10-11 лет. Обычно так бывает у естественно развивающихся альтов, свободно, звонко поющих.
Если занятия пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с 1 класса идет правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость»; в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.
Педагог должен знать и помнить об основных особенностях развития органов голосового аппарата человека: неравномерность в росте его различных органов, наличие скачков и неодновременность завершения этого роста.
В детском возрасте голосовой аппарат еще очень хрупок и неустойчив к перегрузкам.
Нарушение, которые выделяет Шацкая из своих наблюдений:
Чрезвычайно громкое пение;
Несоблюдение возрастного диапазона и сложности вокального репертуара;
Неправильная техника пения, то есть использование приемов, которые ребенок не может физически осилить;
Злоупотребление продолжительностью занятий;
Ускоренные сроки разучивания новых произведений;
Пение в неподходящих помещениях;
Соблюдение возрастного диапазона одно из условий правильного развития голоса (от 7 до 9 лет: ре1–до2; от 10 до 17лет: до1–ми2; от 12 до 14 лет: до1–фа2).
Для нормального развития детского голоса необходимо с самого начала обучения соблюдать возрастные ограничения в работе голосового аппарата. Правильное систематическое обучение один из важнейших способов охраны детского голоса во все периоды его развития, включая и период мутации.

Мутация.

Различают несколько этапов развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.
Семь – десять лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрирую только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться, возможно, более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
Одиннадцать-тринадцать лет, предмутационный период. К одиннадцати годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2.
В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.
Тринадцать-пятнадцать лет, мутационный (переходный) период. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача руководителя – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых и вокальных занятий. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.
Шестнадцать – девятнадцать лет, послемутационный. Хоры этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: до1 – соль2; альты: лям – ре2; мужская партия: сиб – до1.





































Практическая часть.

Психологические факторы.

Проблема детского обучения и развития является одной из важнейших в педагогике, всегда занимавшей умы крупнейших мыслителей, ученых и педагогов. Наиболее важные исследования, давшие направление для изучения этой проблемы, были осуществлены Л. Г. Выготским в 1935 г. Он говорит о том, что обучение зависит от развития и опирается на уровень этого развития. Вывод: чтобы воздействовать на развитие детей, обучение всегда должно идти впереди развития.
Музыкальное развитие учащегося происходит в трех основных и взаимосвязанных направлениях интеллектуальном, эмоциональном и исполнительском. Случаи доминирования одного из них приводят к одностороннему и менее эффективному развитию. Интеллектуальная сторона учебной и музыкально-исполнительской деятельности несомненна. Благодаря интеллектуальной деятельности можно устранить многие дефекты или решить какие-либо вопросы исполнительского плана (использование целесообразных движений, лишенных зажатости, умением упражняться разумно и эффективно).
Воздействие обучения на развитие оказывается эффективнее, когда учитывается актуальный уровень общего и музыкального потенциала учащегося. Особенность музыкального развития заключается в том, что оно чаще расходится с возрастом. Большое значение имеет характер музыкальной одаренности, тип высшей нервной деятельности, актуальный уровень музыкального развития и наличие слухового опыта, способность к усвоению нового. Следует заметить, что наблюдающееся повсеместно явление акселерации относится также к музыкальному развитию детей.
Роль эмоций в музыкальном развитии (в музыкальной деятельности) исключительно велика. Музыка представляет неисчерпаемые возможности для познания душевного мира человека. В движениях опредмечивается, формируется и дифференцируется эмоциональная сфера самого исполнителя, с одной стороны, и совершенствуются выразительные средства, с другой.
Основное значение для музыкального развития имеет психологическая активность личности глубокая сосредоточенность внимания на предмете музыкальной деятельности и направленная на ее реализацию система движений. Высшей формой активности являются напряженная умственная и эмоционально-волевая деятельность и пристрастное, увлеченное отношение к изучению и исполнению музыкальных произведений. Таким образом, принцип активности является одним из наиболее существенных принципов развивающих музыкальное обучение.
Исходя из особенностей музыкального обучения, важнейшим в организации педагогического процесса является принцип индивидуального подхода. Индивидуальный подход помогает педагогу выбрать методы воздействия, способствующие гармоничному развитию учащихся и активному руководству темпом их музыкального развития.
В системе средств воздействия мы выделили экстенсивные и интенсивные методы развивающего обучения.
К экстенсивным относятся специальные организации учебного процесса и единый учебный план, направленный на развитие потенциальных возможностей учащихся. Большое значение имеет рациональный выбор учебно-педагогического и концертного репертуара и специальные методы их изучения.
К интенсивным методам относятся методы преподавания и степень активности самого обучающегося. Это может быть следствием, последовательно повышающимся требованиям педагога к качеству исполнения и постановке все более трудных и сложных художественно-эстетических задач. Задача «развивающего» обучения заключается в том, чтобы осуществить взаимодействие этих методов.
Таким образом, важнейшими критериями музыкального развития является степень обобщенности способов действия, которые оказываются одновременно и критериями общей, художественной и технической зрелости музыканта.

Вокально-техническая работа.

Для того чтобы добиться правильного формирования вокально-технических навыков и постоянного их совершенствования, необходимы определенные навыки, приемы, методы.
Упражнения подбираются в соответствии с техническими задачами, с соблюдением принципа постепенности и последовательности усложнения вокально-технических навыков.
Можно выделить следующие навыки:
для начинающих;
для выработки певческого дыхания;
для выработки певучести;
для нахождения и усиления резонаторных ощущений;
для нахождения певческой опоры и певческого вибрато;
для выравнивания регистров;
для выравнивания гласных, отработки дикции и артикуляции;
для развития вокального слуха, музыкальной памяти и т. д.

Упражнение для начинающих.

Главное для начинающего певца это певческое дыхание. А. В. Свешников был сторонником грудобрюшного дыхания и считал, что формирование его у детей должно быть таким же, как и у взрослых.
Полезно детям для лучших мышечных ощущений делать упражнения на дыхание без звука. Свешников А. В. считает так:
медленный вдох произвольный выдох;
медленный вдох медленный выдох на согласную « ф.» или «в» по счету от шести до двенадцати;
вдох со счетом вслух, нараспев в умеренном темпе;
не поднимая плеч дышать только носом, выдыхать воздух через рот и при этом руки держать свободно внизу.
Вторым моментом в работе Свешникова А. В.с младшим хором был зевок. Навык зевка приучает держать мягкое небо в приподнятом состоянии, необходимом для певческого формирования звука (представить во рту горячую картошку, какие-либо другие сравнения, понятные для детей).
Упражнения для начинающих подбираются таким образом, чтобы они начинались с середины диапазона, с «примарных» тонов, были не сложными по мелодическому и ритмическому построению, имели небольшой диапазон и исполнялись на динамике меццо-форте и меццо пиано в умеренном темпе.
Свешников А. В. на начальном этапе гласную «а» соединял с сонорными согласными «н», «м», иногда с глухой «п».
Упражнение целесообразно брать на одной ноте:

Когда освоится пение на одном звуке, тогда даются упражнения на постепенное расширение диапазона.
Вначале внимание должно уделяться простейшим навыкам: мягкому и округлому, близкому звучанию.
2. Далее необходимо в первую очередь брать упражнения нисходящего движения на legato, на единую гласную. Лучше всего гласную. «а» петь ближе к «о». Буква «а» по степени выражения высокой певческой форманты находится посередине. На мой взгляд, эта гласная удобная для начала обучения пению (хорошо открыт рот, ясная гласная).

Пение на legato вырабатывает навык певучести, кантилены основы пения способствуют закреплению дыхания. Педагог в этом упражнении должен следить за оформлением верхнего звука и высокой певческой позиции.

3. Упражнение на выравнивание гласных на одном звуке.

от глухого «у» к высокому «и».
4. Staccato вырабатывает более техничное и глубокое владение мышцами

Четко фиксировать местонахождение звука в высокой позиции. Расширять диапазон распевки постепенно (до V ст.)
5. К концу первого года обучения можно давать более развернутые упражнения. Например:

Внимание должно уделяться пропеванию нижних звуков без нажима.
6. Более сложное упражнение:

7. Для снятия мышечного напряжения с горла Свешников использовал упражнения на гласные «и», «а» в сочетании с согласной «х».

В работе с детьми на начальном этапе очень важно педагогу найти нужные слова для объяснения, какие-то бытовые сравнения, чтобы дети конкретно понимали, что от них требуется (например: верхний звук взять, будто иголочкой, вдохнуть как будто понюхать цветочек).

Работа с подростками.

Дальнейшее развитие вокальных навыков.
1.Упражнение на развитие дыхания должны присутствовать в любом возрасте. Можно немного усложнить, брать на гласные «у», «о», «э» и др.

Огороднов Д. Е. предлагает чередовать non legato и staccato, таким образом, лучше вычищается интонация.

2.Одним из основных упражнений можно использовать пение с закрытым ртом. Самое главное сохранить объем при пении с закрытым ртом. Можно представить внутри гласную «у» или «о», хорошо прочувствовать гудение в голове, попасть в носовые резонаторы.
Образцова Е. В.: «Я всегда пользуюсь закрытым звуком пение М с закрытым ртом. Если у меня отзвучивают резонаторы, то я знаю, что я в формеНосовая полость один из главных резонаторов. Нельзя закрывать вход звука в нос, перекрывать».
Э. Карузо: «Очень многие певцы ежедневно упражняются с закрытым ртом, и я могу подтвердить полезность этих упражнений на личном опыте».
«Не пой в нос, но пой носом» Морозов В. П.
Без выполнения этих требований пение с закрытым ртом совершенно бесполезно.
3. Выравнивание и округление звучания гласных, развитие «микстового» звучания, сглаживание регистров.
В вокально-технических упражнениях в любой их конфигурации трезвучиях, гаммах, арпеджио, придерживаться основных правил:
первый звук целесообразно начинать мягкой атакой в смешанном регистровом звучании с последующим развитием звука, поддерживая дыханием;
в широких интервалах нижний звук всегда должен звучать позиционно высоко, на уровне верхней ноты. Верхний звук в высокой позиции, на хорошей певческой опоре в единой позиции, там же, где звучит и низкий звук.
Начать упражнение лучше с гласной «у». Она собирает звук.


Уместно в данном случае высказывание М. Яковенко:


«Если вы наверх идете,
Надо глубже опирать,
Если ж вниз идете вы,
Не теряйте головы».

Развитие диапазона.

4.Работа над дикцией: выработка навыков энергичного произношения согласных и укрепление навыков единообразного формирования гласных.
Применяют различные скороговорки для активизации артикуляционного аппарата.
«От топота копыт пыль по полю летит»,
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»,
«На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова посреди двора».
Скороговорки можно произносит говором, а можно обозначить звуковысотность (на одной ноте).
Для детей постарше можно применять упражнения на развитие подвижности голоса.


Для одновременной выработки legato и staccato:


5. Развитие динамического диапазона. На одной ноте от «p» к «f», постепенное развитие и уход.
Внимание певцов должно быть направлено на то, чтобы тонус мышц голосового аппарата при пении пиано оставался таким же активным, как и при пении форте.
Таким образом, в процессе обучения пению внимание учащихся одновременно должно быть направленно:
На мышечную раскованность, раскрепощенность;
На концентрацию определенных мышечных усилий, активность мышечных движений;
На развитие всестороннего слухового внимания, на моделирование образа с определенным качеством звучания голоса, его высотой и выразительной интонацией.

Методические рекомендации.

При приеме в любой хоровой коллектив, желательно выявить состояние здоровья детей (на основании школьной медицинской карты), возрастные изменения голосового аппарата в результате ларингологических обследований. Затем проверяют внимание, кратковременную музыкальную память, музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический), качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, наличие вибрато, мягкость, напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку.
Освоение разнообразнейших музыкально-певческих знаний, умений, навыков каждым участником хора способствует формированию хоровой культуры, помогает овладеть певческим голосом, выразительным художественным исполнением песен и хоровых произведений. Индивидуальное певческое развитие – основа, на которой стоится хоровое воспитание, формируется любой детский или юношеский хоровой коллектив. Это принципиально отличает его от профессионального взрослого хора.
Первым условием правильного вокально-хорового обучения является эмоционально-эстетический настрой хора, т.е. создание руководителем непринужденной обстановки, естественно сочетающей напряженный труд с увлекательным творчеством, что активизирует интерес, любознательность детей, создает оптимизм и высокую работоспособность. Такой настрой следует сохранять в течение всего урока.
Для деятельности голосового аппарата важно соблюдать певческую установку независимо от того, поют дети сидя или стоя. Правила певческой установки известны руководителям, соблюдать их в процессе пения школьники должны обязательно. Об этом им надо систематически напоминать.
Правильное воспитание певческого голоса учащихся происходит на основе развития музыкального слуха, накопления музыкально-слуховых представлений. Вся вокально-хоровая работа с детьми строится на всестороннем развитии музыкального вокального слуха: звуковысотного мелодического, гармонического, полифонического ладового, динамического, тембрового.
Основным способом звукообразования при работе с детьми, подростками и юношеством должна быть мягкая атака. Твердая атака недопустима для детей младшего возраста. Для среднего и юношеского – даже при условии достаточной певческой продвинутости – твердая атака возможна только иногда, как отдельный изобразительный прием. Употребление твердой атаки как постоянного приема звукообразования нарушает равномерную работу дыхания, отрицательно влияет на работу голосовых связок.
Особое внимание следует уделять работе над качеством звучания детского голоса – развитию основных свойств певческого тембра: звонкости, полетности, вибрато, разборчивости, ровности. Важно помнить, что большой вред певческому голосу детей, подростков и юношества приносит форсированное пение. Оно препятствует развитию основных его свойств, вызывает различные расстройства и заболевания голосового аппарата. Форсированное, крикливое пение идет вразрез с требованиями художественного исполнения.
Сохранение индивидуальности звучания детского голоса при занятиях в хоре приобретает особое значение. Как известно, от профессионального хора требуется слияние звучания по его окраске, а не только по силе, интонации, строю и т.д. В коллективе, состоящем из взрослых певцов-профессионалов, чьи голоса могут быть подобраны по тембру, такое требование – явление нормальное. Механическое же перенесение его на детский, подростковый и даже юношеский хор нельзя считать правильным. Поскольку голоса участников хоров находятся в той или иной стадии формирования, необходимо создание таких условий, которые способствовали бы его максимальному расцвету, а не нивелировке.
Индивидуальность в детских голосах в большинстве случаев выражена не ярко. И если их певческое развитие идет нормально, дети не поют форсированным звуком, в голосах нет носового или горлового призвука, то индивидуальность звучания не только не нарушает общехорового звучания, но и обогащает его. Удаляя большое внимание сохранению индивидуального тембра, следует требовать от участников хора слияния не по тембру, а только по звуковысотному интонированию. Сохранение индивидуальности звучания не мешает воспитанию в голосе свойств, объективно характерных для певческого голоса. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования.
Суть работы над качеством звучания голоса учащегося в процессе работы с хором, помимо сказанного выше, можно дополнить следующим: постоянный показ звучания, в котором бы присутствовали основные певческие свойства (показ педагога или пример ученика); анализ с учащимися тембров их голосов, выявление индивидуальности звучания, на этой основе формирование вокального тембрового слуха.
Следует помнить, что вокальные навыки формируются постепенно и это находит свое отражение в качестве тембра голоса: звонкость, полетность, вибрато – объективные показатели развитости певческого голоса, но и объективны ориентиры – сигналы, настаивающие деятельность голосового аппарата.
Степень владения певческим дыханием – один из основных признаков продвинутости учащихся. Его развитие происходит в процессе певческой тренировки и во многом зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования по развитию певческого дыхания при коллективном обучении могут быть следующими: вдох – спокойный, оптимальный, без поднятия плеч; выдох – спокойный, экономный, при сохранении вдыхательного состояния, без форсирования и специального «Выдувания», без напряжения и утечки воздуха; высокое резонирование также способствует развитию дыхательной системы, выполняющей и резонаторную функцию, равно как и правильное положение корпуса. Постепенно дыхание углубляется, приходит умение экономно расходовать воздух.
Активность, эмоциональность в меру – условия, необходимые детям для работы. Постепенно, в процессе тренажа, такой настрой становится привычная состоянием.
В целом вся работа должна строиться с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей, подростков и юношества. При этом необходимо подчеркнуть, что в специальном певческом мутационном режиме нуждаются не только мальчики, но и девочки, начиная с предмутационного и включая весь постмутационный период до полного психофизиологического созревания девушек и юношей.
Большую роль в обучении пению играет пение без сопровождения инструмента (a cappella) и без поддержки голоса учителя. Эта форма специфична для хорового пения. Именное пение без сопровождения, как никакой другой вид музыкальных занятий, способствует развитию музыкального слуха, разных его сторон. Необходимость постоянно контролировать свое пение и пение товарищей обостряет слуховое внимание, вырабатывает слуховой самоконтроль. Оно обеспечивает более чистое и «острое» интонирование, способствует выработке единства в исполнении ритма, произношения литературного текста, учит детей понимать особую красоту чистого, совершенного звучания человеческих голосов, составляющих хор. Несмотря на то, что пение a cappella– это не только высшая форма хорового искусства, но и наиболее органичное, чистое, естественное его проявление, одновременно это и наиболее трудный вид хорового исполнительства.
Вокально-хоровое воспитание происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры участников хоров. Под влиянием самого произведения, характер работы над ним, в зависимости от личности преподавателя и его мастерства и других факторов формируются специальные способности, совершенствуется внимание, память и другие качества учащихся.
Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Они могут быть направлены на развитие и закрепление любых навыков и умений, любых качеств. При этом важно, чтобы они содержали «эстетическое зерно», не были бы «механистичны». Целесообразно также в целях экономии времени так отбирать и формировать учебно-тренировочный материал, чтобы решать не только одну учебную задачу, хотя акцент надо делать на главном. В число упражнений входят и распевания. Их назначение: во-первых, «разогревание» голосового аппарата в начале занятия, во-вторых, решение задач вокального развития детей «в чистом виде» и концентрация их внимания только на этих задачах.
Наряду с тем, что разучивание произведений в какой-то мере возможно по слуху (это хорошо развивает память и умение быстро ориентироваться в произведении), все большее значение придается обучению детей чтению нот. Очень благоприятен для этого младший возраст. Поэтому на постановку этого дела в младшем хоре следует обратить особое внимание. Руководителю хора надлежит основательно ознакомиться с программой по сольфеджио и в своей работе опираться на курс хорового сольфеджио.


















Заключение.

Изучение специальной литературы по теме данной работы, а также выводы, сделанные в ходе наблюдений учебного процесса, позволяет подвести некоторые итоги.
На протяжении столетий многие выдающиеся педагоги вносили свой вклад в развитие методической мысли. Отдельные приемы и методы в обучении детей постепенно складывались в систему, на которую опирались последующие поколения.
Педагогические принципы вокального воспитания детей были заложены ещё в дореволюционной школе:
- необходимость осознанного пения;
- индивидуальный подход;
- систематизация и последовательность в обучении.
В этот период также были выведены основные характеристики детских голосов: лёгкие и звонкие по тембру, умеренные по силе.
В советский период появляется множество научных исследований в области вокальной педагогики, в которых рассматриваются не только вопросы методики, но также вопросы, связанные с возрастными особенностями учащихся.
Современная музыкально-педагогическая наука, создавая новые методики, опирается на положительный опыт предыдущих поколений. Несмотря ни на какие нововведения, основные принципы остаются незыблемыми.
Целью данной работы было определение оптимальных условий для наиболее качественного развития детского голоса.
Первым условием, является профессиональная компетентность педагога-хормейстера, что предполагает широкую методическую оснащенность, позволяющую эффективно осуществлять развитие детского голоса.
Основные принципы:
- выработка грудобрюшного типа дыхания;
- удобная тесситура при пении;
- не форсировать динамический диапазон;
- ровность голоса с самого начала обучения;
- «концентрический» метод;
- соблюдение возрастных норм голосообразования;
- соблюдение временных рамок занятия (не переутомлять голос)
- прививать детям бережное отношение к голосу.
Немаловажным условием для достижения хороших результатов в пении является комфортная психологическая обстановка на занятиях. Доброжелательный тон, любовь к детям, чуткость, доступность информации, вместе с тем, требовательность приведёт коллектив к прекрасным результатам.
Опыт показывает, что плохо продуманная репертуарная политика может негативно отражаться на развитии голоса. Таким образом, репертуар хора следует рассматривать как одно из условий, влияющих на достижение положительных результатов. Необходимо помнить о критериях отбора репертуара:
Художественность
Педагогическая целесообразность
Доступность и интерес
Приложение.

Несмотря на достаточно высокий уровень вокального воспитания в наше время, вопрос охраны голоса остаётся актуальным.
Л. Венгрус выделяет причины возникновения меопатического пареза голосовых связок (не смыкание связок):
1. Неточная вокальная тесситура;
2. Форсированный режим фонации;
3. Превышение реального диапазона;
4. Долговременное пение без учёта природы голоса;
5. Форсированная речь, крик;
6. Воспитание речи и пения вне техники, пение на бытовом уровне.
Каждому хормейстеру необходимо знать о причинах и устранениях заболеваний голосового аппарата. Данная таблица, на мой взгляд, может существенно помочь педагогу.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Детонация нарушение интонации в сторону понижения

Патология болезненное изменение в голосовом аппарате.
Лечение заболеваний голосового аппарата.

Слабо развитый музыкальный слух
Воспитание, развитие музыкального слуха, ладовой устойчивости.

Напряженность дыхательных мышц.
Привитие навыков певческого дыхания, правильного фонационного выдоха.

Нарушение координационной работы голосового аппарата
Привитие вокально-технических навыков и координационной работы всех компонентов голосового аппарата мягкой атаки при смешанном регистровом звучании, нахождении правильного певческого тона, близости звучания, звучания резонаторов, воспитание опоры звука, привитие певческого вибрато и кантилены, воспитание единой позиции звучания, применение различных гласных и согласных, показ правильного звучания.

Низкий эмоциональный тонус
Воспитание приподнятого эмоционального тонуса.

Горловое, открытое, плоское звучание.
Привитие свободного непринужденного звучания, организация работы и правильного положения гортани, раскрепощение мышц глотки и гортани.

Дистонация нарушение интонации в сторону повышения

Патология и болезненное изменение голосового аппарата.
Лечение заболеваний голосового аппарата.

Слабые музыкальные навыки.
Воспитание музыкального слуха, ладовой устойчивости

Нарушение слуховой и мышечной координации.
Воспитание слуховой и мышечной координации, привитие вокально-технических навыков.

Форсировка звука.
Использование мягкой атаки, смешанного регистрового звучания, высокой и единой позиции звука, певческой опоры и т. д. Использование придыхательной атаки.

Форсировка дыхания.
Применение смешанного типа дыхания и правильного фонационного выдоха (легкого дыхания).

Зажатие глоточных и гортанных мышц (излишнее повышение гортани).
Раскрепощение мышц глотки и гортани при помощи зевка, полузевка, глотка, применение памяти вдоха, придыхательной атаки, показ звука педагогом, применение гласных «у», «о».

Голосовое звучание

Перегрузка и форсировка дыхания.
Правильная организация фонационного выдоха, пение на ощущение положения вдоха.

Форсировка звука.
Использование мягкой и придыхательной атак

Зажатие мышц гортани, глотки и мышц артикуляционного аппарата.
Раскрепощение мышц всего артикуляционного аппарата, в том числе глотки и гортани, нахождение правильного импеданса. Особое внимание уделить на близость звучания и звучания головного резонатора. Применение гласных у, о, а, согласных м, н, р, д, в, с, л, з, и динамики: меццо-пиано, меццо-воче. Использование упражнений в быстром темпе на вокализацию аспирато в быстром движении на широких по диапазону упражнениях.

Гнусавость

Паталогия паралич мягкого неба, вялость мышц мягкого неба, маленького язычка.
Врачебное вмешательство, активизация звука, мышц мягкого неба, небных дужек.

Болезненное состояние носоглотки.
Лечение заболеваний носоглотки, гортани лекарственным способом, закаливанием и применением упражнений рекомендованных врачом.

Неудобное строение твердого неба (наличие порожка при переходе от мягкого неба к твердому).
Применение согласных р, к, гх, п, в в сочетании с гласными е, э, и, давать упражнения на широкие интервалы, на близость и округленность звучания.

Вялое, сиплое звучание, подъезды и сползание тона

Паталогия.
Лечение.

Вялый тонус, леность.
Общеукрепляющие физические упражнения.

Отсутствие воли, терпения, внимания, желания.
Воспитание воли, внимания, терпения, трудоспособности, требовательности к себе.

Вялая работа мышц голосового аппарата.
Воспитание активности в подаче звука.

Придыхательная атака.
Применение твердой атаки или точной мягкой атаки звука.

Отсутствие опоры звука и опоры дыхания.
Особое внимание взаимосвязи опоры дыхания и активной работы гортани, резонаторов и артикуляционного аппарата. Применение приемов стаккато, маркато, нон-легато и мартелято.

Открытое, плоское, прямолинейное звучание

Отсутствие вокально-технических навыков, в том числе зажатость гортани, применение твердой атаки, отсутствие правильного импеданса и вибрато.
Привитие вокально-технических навыков фонационного выдоха, опоры звука, звучание резонаторов, высокой позиции, певческого вибрато. Применение различных упражнений, воспитывающих певческие навыки.

Увлечение близостью звучания.
Применение округленности, мягкости и полетности звука.

Отсутствие певческой опоры и звучания резонаторов.
Применение различных гласных и согласных в различных сочетаниях. Использование правильного певческого вибрато.

Пестрота регистрового звучания, переломы на переходных нотах

Использование только натуральных регистров.
Привитие вокально-технических навыков, смешанного регистра.

Перегрузка, форсировка звучания в грудном регистре и миксте, то есть на низких и средних звуках.
Выравнивание или сглаживание регистрового звучания на всем диапазоне. В случае использования натурального регистрового звучания на переходных нотах применять смешанное регистровое звучание за счет смягчения предыдущих нот грудного звучания и увеличения головного звучания, то есть с повышением тона уменьшать грудное звучание. Воспитание звука в единой высокой позиции.

Тремоляция мелкая вибрация

Природная мелкая вибрация.
Исправлению поддается с трудом или совсем не поддается.

Форсированное дыхание.
Правильная организация фонационного выдоха.

Большое подсвязочное давление, в связи с этим зажатость глотки и гортани.
Привитие вокально-технических навыков, фиксация положения вдоха, мягкое певческое вибрато, смешанное регистровое звучание, ровность звуковедения, свобода и непринужденность звукообразования. Применение гаммаобразных упражнений, а также трели на динамике меццо-пиано, меццо-форте.

Качание крупная вибрация голоса

Отсутствие опоры дыхания и опоры звука.
Привитие вокально-технических навыков: привитие опоры звука и правильного певческого вибрато. Поддержка звука дыханием до конца фразы.

Аритмичность

Природный дефект.
Как правило не исправляется или исправляется с большим трудом.

Недостаточная тренированность музыкального слуха и ритма.
Использование упражнений на разный ритмический рисунок без пения и с пением.

Скованность всего тела и в связи с этим зажатость голосового аппарата и мимики лица.
Добиваться раскованности мышц тела, используя в пении различные движения тела, рук, ног: ходьбу, танец, улыбку, движение глаз, связь упражнений с художественными задачами.

Страх и неуверенность, отсутствие воли, терпения и самоконтроля.
Воспитание воли, терпения, внимания, заинтересованности, эмоционального тонуса.

Неверное понимание своих ощущений, мышечных и слуховых.
Воспитание правильных слуховых и мышечных ощущений, самоконтроля, воли и острого внимания.

Плохая, невнятная дикция

Эмоциональная вялость.
Раскрепощение и активизация всей мышечной системы, повышение эмоционального тонуса.

Плохая артикуляция, вялость и зажатость артикуляционного аппарата челюсти, языка, мягкого неба, губ, квадратных мышц щек.
Привитие вокально-технических навыков. Раскрепощение и активизация мышц артикуляционного аппарата специальными упражнениями на дикцию и артикуляцию без пения и с пением, применение скороговорок.

Слишком большой язык, при котором плохо проговариваются согласные э, ж, ш, ф.
Возможно операционное вмешательство, подрезание кончика языка.

Слишком короткий язык и высоко твердое небо, при этих недостатках плохо проговариваются согласные р, л.
Возможно операционное вмешательство подрезание уздечки языка. Произносить согласные коротко, четко, быстро, особенно в окончании слов.



Библиография.

1. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. М. 1979.
2. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогике. М ., 1956.
3. Бандина А. В., Попов В.С., Тихеева Л. В. Школа хорового пения. М., 1981.
4. Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. СПб. 2000.
5. Венгрус Л. А. Пение и фундамент музыкальности. НовГУ. 2000.
6. Виноградов К. П. Методы работы русских мастеров хоровой культуры XIX – начала XX столетия: Статья.
7. Виноградов К. П. работа над дикцией в хоре. – М., 1967.
8. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М. 1993.
9. Дмитревский Г. А. Работа с хором: Методика. Опыт. – М., 1972.
10. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М. 1972.
11. Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. – Л., 1951.
12. Емельянов В. Развитие голоса. СПб. 1997.
13. Ивановский Ю. А. Речевой хор. Ростов/ Д. 2002.
14. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. 1985.
15. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. – М., 1969.
16. Левандо П.П. Хороведение. – Л., 1982.
17. Люш. Д. В. Развитие и охрана певческого голоса. К. 1988.
18. Локшин Д.Л. Хоровое пение в дореволюционной и советской школе. М. 1957.
19. Морозов Резонантное пение. М. 2001.
20. Назаренко И. К. Искусство пения. – М., 1968.
21. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до 21 века. М. 2003
22. Огороднов Н. Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. М. 1997.
23. Орлова Н. Д. Развитие голоса девочек. М 1960.
24. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л. И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
25. Павлищева О. Методика постановки голоса. – Л., 1964.
26. Пигров К.К. Руководство хором. – М., 1964.
27. Пономарьков И. П. Хоровое пение в школе. М. 1946.
28. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985. – Вып. 16.
29. Самарин В.А. Хороведение: Учебное пособие. – М., 1998.
30. Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1983. 31. Стулова Г. П. Работа с детским хором. М. 1997.
32. Федонюк В. В, Детский голос. М. 2004.
33. Халабузарь, Попов, Добровольская. Методика музыкального воспитания. М. 1989.
34.Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей: Научно – методическое пособие. – М., 1998.
35. Шацкая В. Н. Развитие детского голоса. ( Материалы научной конференции по вопросу вокально-хорового воспитания детей, 1961 года). М. 1963.
36. Шацкая В. Н. Детский голос. (Экспериментальные исследования). М. 1970.
37. Яранцева А. Г. Методические рекомендации по воспитанию певческого голоса. В. 1991.








13PAGE 15


13PAGE 143215